Два фильма и рассуждения за политику

- Ты смотрел фильм «Брат»?
- Нет.
- Посмотри обязательно.

Разговор состоялся с Лёхой, заёбистым пацаном жившим через два подъезда от меня. Ранее доёбывавшимся до нас, всех дворовых ****юков вместе взятых, а после моего взросления сменившим отношение ко мне в прямо противоположную сторону. Дружбу кровью и соплями я с ним не крепил, но общался он со мною нормально.

Я неспроста отвлёкся, потому как первый «Брат» был и остаётся для меня маленьким кусочком безмозглой юности. Когда некая определяющая черта (окончание училища, призыв в армию, первая работа) ещё где-то далеко и ты можешь ещё немного поиграть в детство. Равно как и Лёха, первым подкинувший мне кассеты с Iron Maiden, Death Angel и Cannibal Corpse, после ходки в тюрьму вскоре убитый жутким, как я слышал, образом.

"Брат" - один из лучших отечественных фильмов. Данила Багров - его, этого самого Отечества, самый, что ни на есть, герой. Я говорю о первой части фильма, которая взорвала буквально всех и вся.

Вот ещё что интересно – без всяких интернетов мы сразу поняли, фильм отличный. Да что там отличный, это вообще что-то новое, такое, что мы раньше видели частично в видеосалонах, частично в криминальных разделах информационных программ. Плюс некая потаённая политическая окраска. Весьма себе «красно-коричневая»... Одним словом «Брат» был кинематографическим воплощением девяностых. Со всеми аксессуарами десятилетия. Пока ещё оппозиционной прокоммунистической Думой. Пока ещё актуальным русским роком, который не начал ещё стагнировать и маразмировать. С братками, неформалами, первой чеченской, наэлектризованной во всех смыслах атмосферой и в связи с этим, ожиданием встречи с чем-то на горизонте.

И вполне естественно, что Даня Багров, простой русский парень, "дембель не отгулявший ещё", был самой идеальной кандидатурой на роль "героя нашего времени". И вот именно поэтому Багров, со своей детско-юношеской непосредственностью, плюёт на эти ваши "лихие девяностые" с высокой колокольни. Его геройство не в достижении высокого социального статуса и шикарного автомобиля в подтверждение этому. Он вроде ни к чему не стремится и плывёт по течению, но – оглядываясь при этом. Бытие на его сознание не влияет. Приехал в одну из столиц, ну и что с того? Он не понимает, что такого в "городе"? Какая в нём сила?

По грязному и слякотному Питеру, сумрачному и депрессивному до безобразия, Данила расхаживает с обрезом под пальто,  ничего и никого не боится. Ставит на место зарвавшихся кавказцев в трамвае. Мочит городского авторитета с гор. И в одобрение своих действий получает похвалу от старшего брата - "теперь только русские люди торговать будут". Общается с пропащими бомжующими людьми, в чём-то даже "божьими человеками", и находит среди них друзей. Презирает богемную молодёжь с золотушным оттенком - "музыка то вся ваша, американская - говно!". В конце-концов "писарю" Даньке ничего не стоит с дикого бодунища, выебав напоследок наркотку неформального вида, отправиться на дело и случайно столкнуться со своим кумиром.

Под зловещий аккомпанемент чеченской кампании, как можно было не полюбить такой фильм и такого героя? «Пережёвывая» девяностые и вступая в годы двухтысячные, не менее, а в чём-то и гораздо более мерзкие, я уносил с собой всех, кого можно. В том числе и Данилу Багрова.

Данила Багров - герой этих самых, "лихих девяностых". А эти самые девяностые, простите мне мой французский, просто охуительнейшим образом выведены в фильме. Иначе не скажу. Цвет серого неба, красно-чёрные подъезды и закоулки Северной Пальмиры. Господа, после такого финала, когда сквозь серобуромалиновый Санкт-Петербург Данила идёт к возлюбленной, чтобы напоследок "поссориться" с её непутёвым мужем, стоило ли снимать продолжение фильма? Может быть, стоило бы просто отпустить Данилу Багрова в снежный закат с весельчаком водилой, и пусть бы, а?

Отпускать не захотели, потому что такая корова могла принести ещё не один литр отборного молока. Только вот молоко это предназначалось уже для людей абсолютно иной формации. Вечных студентов и борцунов с активной гражданской позицией, не по роду занятий, а по складу характера и мышления. «Брат-2», со всей его антиамериканщиной и говнороковым саундтреком идеально подходил на звание лучшего фильма начала 2000-х годов.

Данила больше уже и не герой. Он как бы пародия на кого-то другого. Слепок, голем. Герой наполовину. В начале двухтысячных, он уже не смотрится безоговорочным авторитетом. В простого русского парня, который бродил по Северной столице, будучи самим собой и помогая в этом тому, кто этого заслуживал, вложили «государственнический» патриотизм и стихийный быдляцкий антиамериканизм, возникший на волне 11.09.2001.

И вот Данила путешествует по Америке под звуки Земфиры и БИ-2, и пытается привнести "русскую правду" населению "оклахомщины и канзасщины". Он шлёт на три буквы политкорректность. "Не, ну а нас же ведь всегда учили, что негры так и называются"... Но вот сочетаются ли новые времена со старой стилистикой? Грязный и слякотный Питер с яркой и крикливой Московией, по коей разгуливает Багров с приятелями? Хипстерская ***та «Океан Эльзы» и «Мультфильмы» с пока ещё актуальным русским роком, пусть даже в виде «Наутилуса»?

Нет, чую, что подменили нашего Данилу Багрова, сделали из  него киборга, «оружие русского возмездия». "Брат-2" отдаёт дешёвой политологической и культурологической коммерцией, трудами Дугина и Максима Кучеренко. А ещё - саундтреком, под который словно специально выпускался этот фильм.

Так что несущий правду русскую за кордон Данила Багров, полностью забыл продолжать делать то же самое для соотечественников. Забыл о том, что у него так отлично получалось в первом «Брате». О божьих человеках и обо всех остальных, нуждающихся в герое нашего времени.  Во втором – он какой-то подменённый герой. Надо ли это всё было затевать, когда можно было просто отпустить Данилу Багрова в снежный закат с весельчаком водилой. И пусть бы, а?


Рецензии