Хлеб всему крышка
Впервые механизм зерновых интервенций был задействован в России в 2001 году. Он предусматривает закупку государством зерна для поддержания цен в периоды их резкого снижения и, наоборот, продажу запасов из интервенционного фонда для сдерживания цен во время их резкого роста.
Вот выдержки из интервью вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута.
– Во многих регионах, пострадавших от засухи, собранное зерно урожая прошлого года уже подходит к концу. То есть возникает локальный дефицит по видам зерна – продовольственного или фуражного, и, как следствие, достаточно высокие цены. Сейчас цены относительно стабильны, но они стабилизировались на весьма высоком уровне: от 7 до 8 тысяч рублей за тонну. Причем в ряде регионов (на Южном Урале, в Поволжье) цена уже превысила 8 тысяч рублей.
И с точки зрения необходимых рынку объемов зерна тоже нужно что-то делать. Дело в том, что на биржевых торгах круг потребителей ограничен – это предприятия по производству продукции животноводства, комбикормовые и мукомольные предприятия. Конечно, это зерно они, конкурируя между собой, смогут закупить, его им просто так не дадут.
Но стартовые цены на торгах ниже, чем цены текущего рынка, соответственно, это им поможет поддержать рентабельность, работать более эффективно. Особенно животноводам, у которых высокие цены на зерно, а также подорожание энергоресурсов и прочих коммунальных платежей снижает рентабельность. А им ведь надо рассчитываться по кредитам, которые там весьма и весьма существенные.
– Сейчас многие эксперты говорят о дефиците фуражного зерна, запасы которого в интервенционном фонде относительно невелики. Нет ли опасений, что его недостаток создаст серьезные проблемы для российских производителей мяса?
– Я бы не сказал, что наблюдается дефицит фуражной пшеницы. Полагаю, что если он и возникает, то – локальный. Более сложная ситуация с ячменем – очень значимой позицией при выращивании свиней на комплексах. Валовое производство ячменя в России резко сократилось, а объемы закупок фуражного ячменя в интервенционный фонд были небольшими.
Но здесь надо учитывать, что ячмень можно заменить и фуражной пшеницей, и кукурузой – то есть возможны варианты. Это уже искусство зоотехников – сформировать оптимальные рационы в сложившейся ситуации. Чтобы они были оптимальны по питательности и чтобы не слишком сильно давили на экономику предприятия.
– В 2010 году в России было собрано около 61 миллиона тонн зерна – почти на 40 процентов меньше, чем в 2009 году. Можно ли уже делать какие-то прогнозы на текущий год?
– Озимых посеяно меньше, чем в прошлом году, но их состояние при входе в зиму было на среднем многолетнем уровне. Так что нельзя говорить, что ситуация совершенно критическая. Но все будет зависеть от того, какая будет весна: дружная, теплая – или затяжная, холодная; какие будут заморозки; как будет сохнуть почва – то есть можно ли будет просто в поле въехать.
Если погодные условия не помешают, мы считаем, что вполне реально собрать от 83 до 86 миллионов тонн зерна. Но конкретно об урожае будущего года можно будет говорить только тогда, когда озимые выйдут из-под снега.
– Сегодня многих сельхозпроизводителей беспокоит рост цен на топливо – мол, при такой дорогой солярке даже 85 миллионов тонн зерна собрать не удастся. На ваш взгляд, насколько критична сегодня ситуация с нефтепродуктами?
– Дело не только в этом, но и в доступности удобрений, доступности кредитов, вообще в доступности всех ресурсов. По топливу, действительно, ситуация серьезная, поскольку цены на него будут влиять на себестоимость продукции. Но все-таки правительством принято решение о 10-процентной скидке на топливо. Многие хозяйства заранее начинают закупать на посевную кампанию топливо, удобрения, средства защиты растений… Конечно, ситуация непростая, но возможности есть.
Кроме того, многое зависит от регионов. Напомню, государство выделило 35 миллиардов рублей на поддержку пострадавших хозяйств, и субъекты Федерации вправе направить эти деньги на закупку топлива или удобрений – ресурсов, которые нужны для весенних полевых работ.
– Как известно, Россия, ставшая в последние годы достаточно крупным экспортером зерна, с осени минувшего года ввела запрет на такие поставки. Когда этот запрет, по вашим прогнозам, может быть отменен?
– Чтобы говорить, когда можно ожидать возобновления экспорта, все-таки надо знать, сколько зерна мы соберем реально. Погода есть погода, климатический фактор очень существенен. В мае прошлого года и мы, и американцы, и европейцы – все прогнозировали очень высокий урожай зерна в России. Но потом наступил июль с аномальной жарой, причем до этого не было дождей. Пройди дожди в июне, мы были с зерном.
Если мы соберем 85 миллионов тонн зерна, то экспорт будет возобновлен. Но я полагаю, что открыть его можно будет только после того, как появится достаточно полная ясность с валовым сбором зерна, а не сразу по окончании сезона, как предполагает правительство. Причем явно будет задействован определенный механизм по регулированию объемов экспорта, чтобы экспортный пылесос просто не высосал все зерновые ресурсы, которые имеются в России, как это произошло в прошлом году.
– За то время, пока не будет экспорта зерна, наши компании не потеряют позиции на мировом рынке?
– Возвращение на рынок после ухода с него в условиях форс-мажора – задача сложная. И, естественно, за это придется платить, платить более низкой ценой на зерно. Но я бы хотел отметить, что наши экспортеры, которые имели контракты с государственной закупочной корпорацией Египта, исполнили обязательства по выигранным тендерам: после запрета экспорта из России они закупили зерно на других рынках и поставили его Египту. При этом они понесли определенные убытки. Но, с другой стороны, продемонстрировали, что ответственно относятся к исполнению своих обязательств, а доброе имя ценится на рынке зачастую больше, чем низкие цены…
Так или иначе, я надеюсь, что государство примет определенные политические меры для того, чтобы возвращение российских экспортеров на рынок произошло безболезненно и эффективно.
Вот таково мнение «главного по зерну».
Что настораживает, так это обозначенная выше цифра. «Если мы соберем 85 миллионов тонн зерна, то экспорт будет возобновлен». Что-то уж очень низкий порог для начала экспорта. Во всем мире эта величина равна 1 тонне на человека в год, включая все виды зерна. Т.е. для начала экспорта требуется урожай в 140 млн., а не 85 млн. т.
Иными словами, заведомо закладывается дефицит в 55/85, то есть 64,7%. Больше, чем в полтора раза! Что это означает? Что «пылесос», о котором говорит г-н Корбут, в первые же месяцы породит снова рост цен на внутреннем рынке. Даже при очень хорошем урожае!
Нельзя экспортировать, но очень хочется. Цены на зерно в Африке бьют все рекорды, и наши олигархи-спекулянты почуяли запах наживы. И, как всегда, на Россию, в любви к которой прислуживающее им правительство ежесекундно клянется, - наплевать.
Вот многие твердят, что мы-де нисколько не хуже других народов, но такого цинизма, с каким наша власть относится к собственному народу, нет даже в самой захудалой центральноафриканской стране. Нет нигде и такого тупого безразличия к собственной участи, какое демонстрирует наш замечательный народ. Попробовали бы где криминальные кланы в сговоре с правительством «вынести» из страны продовольствие ради личной наживы, - недели бы такое правительство не прожило.
Правда, у нас и народ тоже охулки на руку не положит. Мне запомнился комментарий одного читателя на мою статью про прошлогоднюю засуху, в которой я утверждал, что неурожай был не потому, что не было дождей, а потому, что не поливали. Так читатель сообщал, что в одном сельхозпредприятии украли все трубы большого диаметра системы орошения. «А я еще помню их работающими», - завершал он свой рассказ. Так что, это Путин приехал и умыкнул тонны труб? Нет, кто-то из местных.
И вообще, надо вам доложить, сельское хозяйство у нас если сказать «добито», значит, ничего не сказать. Оно у нас или совсем умерло, или местами влачит жалкое существование. И визжать о «завоевании мирового рынка продовольствия» - верх подлости, предательства народа страны, в которой хотя и временно, но живешь.
Мы живем в зоне рискованного земледелия, у нас нет и быть не может излишков сельхозпродукции, наша страна – крупнейший импортер продуктов питания. Если говорить о животноводстве, так у нас его доля вообще пренебрежительно мала. Мясо у нас латиноамериканское, молоко белорусское, - а фуражное зерно Россия вывозит направо и налево! Если кто следил за событиями в Египте, то помнит, что одной из самых больших претензий у манифестантов к Мубараку было то, что его правительство закупило огромное количество фуражного зерна в России, и продало его населению как пищевое.
Откуда у нас излишки фуража, когда животноводы не знают чем кормить скот, и потому пускают его под нож!
Ответственное не перед криминальными шайками, а перед народом, правительство давно объявило бы не временный, а постоянный запрет на экспорт продовольствия до тех пор, пока его не будет производиться столько, сколько требуется по международным нормам. У нас же власть творит откровенный разбой, и ей все сходит с рук.
Народ грабят дважды: первый раз отнимая у него еду, а второй раздувая этим инфляцию, тот самый «Ценовой цунами» и взимая таким образом с каждого дополнительный налог. Это не политика, а чистопородный гоп-стоп.
А ведь есть же у нас политики, которые могли бы честно и грамотно управлять страной, с одним из таких сегодня имел честь перемолвиться в форуме, - это Борис Немцов, но нет, нами правят всегда отбросы, дилетанты и просто бесчестные люди, озабоченные только набиванием собственного кармана. Лгуны, перевертыши, демагоги, готовые обмазать грязью любого, лишь бы самим хапануть.
Это ведь ужас, форум был посвящен миллиардам, украденным у нас г-ном Лужковым, членом Высшего совета «партии власти». Так это действительно потрясающие цифры, кажется, физически невозможно столько украсть! Рука устанет даже писать все эти суммы, а он стибрил! И не поморщился.
Но слова разоблачения почему-то сыплются из высочайших уст не на него, а на … Немцова, который, и он это готов подтвердить в любом суде, не присвоил ни рубля. Ему предстоит заседание суда по существу 14 февраля в 9 утра.
Вот еще одна новость. В Берлине уничтожен документальный фильм «Ходорковский» о бывшем главе ЮКОСа, премьера которого должна была состояться на фестивале «Берлинале». Немецкий режиссер Сирил Туши снимал картину в течение нескольких лет в Москве и Чите. 4 февраля утром работники студии «Лала Филмс» обнаружили, что двери в офисе выломаны, а несколько компьютеров исчезли. В одном из них находилось смонтированное 100-минутное кино о бывшем главе ЮКОСа. Полиция попытается найти виновных. Комментировать противно.
Где мы оказались? В воровской малине? По крайней мере, уж никак не в цивилизованном государстве.
Завершаю свое повествование последним комментарием с того форума:
«Что привязались к Лужкову? Он без пяти минут лондонский джентльмен. Туманный Альбион примет всех достойных россиян. А главное - их миллиарды. Лет через пять на спокойную жизнь туда потянутся нынешние обитатели кремлевского Олимпа. А в России на смену им придут новые радетели за народное счастье. Традиция продолжится.
И что на Путина обижаться - сами выбирали. Вот он армии и полиции зарплату повысит, ещё не так попляшете.
Все беды России - от Лондона! Крышует он всех, кто уносит ноги и капиталы из России.
Надо давить на английский парламент, чтобы там поменяли закон. Но только касательно российских резидентов. Убежал с миллионами - хорошо! В Лондоне эти миллионы конфискуют и отправляют обратно в Россию, на счет специально созданного банка «Восстановление России», под управлением приглашенного английского банкира. А беглецам дают политическое убежище. Миску похлебки и социальные работы. Так и Россия очистится, и англичане получат дармовую рабочую силу. Всем выгода.
В Россию потекут, наконец, инвестиции, о чем сегодня так ратует власть. Станет подниматься экономика. Коррупция пойдет на убыль. Какой смысл воровать и выводить за границу, если один хрен вернут обратно? Уж лучше тут вкладывать.
Так что надо плотно поработать с Лондоном. И не трогайте Лужкова. Ему ещё обустраивать Лондон».
Правда, достойное внимания предложение?
Валентин Спицин.
Свидетельство о публикации №211110301599