По окончании в 1930 году сельской школы...
Жили мы тогда желторотые пацаны без всяких удобств, у нас даже не было радио. Наша школа занимала 2-х этажное деревянное здание, специально построенное для Райисполкома. Ранее мы учились в одноэтажной школе дореволюционной постройки в рабочем поселке «Красная Горбатка». Потом по решению Исполкома Ивановской промышленной области РИК перевели в поселок «Красная Горбатка» в новое помещение, а ранее занимаемое помещение в пристанционном поселке «Селиваново» было отдано под нашу школу. Почти все освободившиеся кабинеты были заняты под учебные классы, только в некоторых из них было организовано общежитие для тех учащихся, родители которых проживали в деревнях, находившихся далеко от школы. В помещении школы, где мы тогда проживали и учились, было шумно, как в пчелином улье. Мы чувствовали себя настоящими хозяевами, хотя несколько кабинетов занимали районные организации и в частности: Райвоенкомат, отделение ОГПУ и милиция. Напротив школы было одноэтажное здание с решетками, в котором милиция содержала разных бродяг и преступников, это здание называли «катамазка». Особенно близко мы к нему не подходили, но с расстояния иногда наблюдали за ним, особенно когда входную дверь открывал милиционер, и нам было видно, что там происходит. Со временем наши соседи тоже переселились на «Горбатку» и мы стали полными хозяевами данного помещения. По сути дела мы стали как бы основным населением поселка «Селиваново» - нас было значительно больше, чем постоянных жителей. Школа находилась в 150 м. от березовой рощи и в 300-350 м. от станции. Поезда, паровозы, постоянный стук от колес об рельсы, вздохи и гудки паровозов придавали поселку в какой-то мере городской вид. Соседство с железнодорожной станцией нам было удобно, поскольку по окончании недели мы на любом поезде (пассажирском, рабочем или товарном) могли подъехать поближе к дому. Лично я ездил до станции «Климово», потом ее переименовали в станцию «Безлесная» поскольку вблизи ее не было лесов. В жару, холод, дождь, снегопад, ночью или днем я вынужден был с этой станции идти 12 верст до своего села, чтобы обмыться, починить обувь, набрать на неделю продуктов, и так каждую неделю. Учились мы в основном на своих харчах, забота о пропитании отнимала много времени так нужного для учебы. Чтобы облегчить в какой-то степени наше существование Ф.М. Кочкин – директор нашей школы, душевный человек, комсомолец и замечательный педагог (мы его очень любили) договорился с местной столовой, чтобы нам готовили обеды. Обеды были самые примитивные – щи, картошка, а иногда и каша, но, что было замечательно, мы ежедневно по очень низкой цене могли принимать горячую пищу. Нас посылали по очереди дежурить на кухню, а точнее чистить картошку, носить дрова и выполнять другие черновые работы, во время уборки картофеля мы организованно ходили в колхозы помогать убирать ее. За работу нам выдавали определенное количество картофеля и некоторое количество овощей, которые потом поступали в нашу столовую. Эта неказистая столовая сыграла для нас полезную роль, поскольку учиться на сухом хлебе без горячей пищи было очень трудно. Иногда нас привлекали на разгрузочно-загрузочные работы железнодорожники и в этом случае после работы угощали бесплатным обедом.
После уроков мы гурьбой бежали в столовую и пользовались плодами тех забот, которые к нам проявил Ф.П.. Накануне выходных дней мы разъезжались по домам, ехали почти во все деревни района, ехали за продуктами, а точнее за хлебом и некоторым к нему приложением. Везли то, что у кого было дома: молоко, яйца, картофель, а самое главное хлеб. Перед нами тогда стояла задача не только усвоить материал, но и как-то прокормиться. В общежитии нам выдавали только топчан на двух деревянных козлах. Постельную принадлежность (наволочку для матраца, неказистое одеяло и подушку) мы привозили из дома. Простыни были не у всех. Мы тогда почти все были стрижены под машинку, так было принято, к тому же по стране имели место случаи заболевания сыпным тифом. Некоторые наши старшие товарищи носили прически, но это было очень редко.
Однажды под выходной день, когда у нас кончились продукты, мы спешили сесть на любой проходящий поезд, чтобы доехать до нужной станции. На поездах, конечно, мы ездили зайцами – без билетов. Пассажирских и рабочих поездов не было, но шел без остановки товарняк с паровозом У-540. мы решили сесть на него на ходу, что тогда с учетом небольшой скорости поездов мы неплохо делали. Кондуктора на тормозных площадках оказались, как мы тогда считали, «злыми». Они не позволили нам сесть на поезд. Мы в душе их долго ругали, а точнее до тех пор, пока не узнали, что поезд, переехав мост через речку «Колпь» (примерно 7 км. до нашей станции) потерпел аварию, паровоз сошел с рельсов и остановился, вагоны по инерции полезли один на другой. Текла нефть из перевернувшейся цистерны. В беспорядке валялись мешки с мукой и сахаром, из них получилось месиво. Мы случайно не попали в это крушение.
Осенью с 1932 на 1933 год, вскоре после начала учебы, нас учеников 7-го выпускного класса Ф.П. повез на экскурсию в Москву. Эта поездка в Москву для нас деревенских ребят была очень интересной, мы много о ней говорили. Стоила она около 30 рублей на человека, но вся беда состояла в том, что негде было взять эти деньги. Наша большая семья материально жила очень трудно, еще не могла оправиться от происшедшего в 1929 году пожара, во время которого не только сгорела наша хата, но и погибло все имущество. Имелись долги за вновь построенную хату, которая с напряжением всех сил и средств была построена вместо сгоревшей. Очень хотелось поехать на экскурсию, а денег не было. Узнав об этом, Ф.П. не знаю из каких средств, но мне и некоторым другим, не имевшим средств ученикам, выдал их взаимообразно с последующим погашением. Погасил я задолженность не раньше как через полгода.
И так, на почтовом поезде Москва-Муром в общем вагоне мы доехали до столицы, до этого большого, шумного и ранее нами не виданного города. Ф.П. построил нас парами и посадил на трамвай, о котором мы слышали, но не видели и даже не представляли, какой он есть. Ехать на трамвае, который почти все время звонил, было очень интересно. Мы, не скрывая восторга, между собой громко разговаривали, удивляясь увиденному. На нас, одетых по-деревенски и говоривших по-владимирски на «о» внимательно смотрели пассажиры, но взгляды их были доброжелательные.
Один пассажир спросил: «Откуда вы с таким окающем говором?». Мы чуть ли не хором ответили: «Владимирские». Этот же пассажир поинтересовался: «Зачем мы приехали в Москву?» Мы опять хором ответили: «На экскурсию». На трамвае мы добрались до Арбата, где находилась экскурсионная база. Здесь мы прожили целую неделю, то есть весь период пребывания в Москве. Нам было предоставлено общежитие, питались мы тоже на этой базе, экскурсия была очень интересной и насыщенной по содержанию. Кроме ознакомления со столицей, мы в районе Красных ворот побывали на крыше многоэтажного здания, любовались панорамой города, побывали в Мавзолее В.И. Ленина, поклонились праху великого вождя, посетили музей Революции, Исторический музей, музей Дарвина, музей Красной Армии, Останкинское имение графа Шереметьева, Планетарий и зверинец. Побывали на одном из Московских хлебозаводов, где нас угостили только что испеченным белым хлебом, это было для нас лакомством, белого хлеба мы тогда почти не видели. Побывали в цирке, посмотрели говорящее кино «Путевка в жизнь» и Златые горы». Эта экскурсия на всю жизнь осталась у нас в памяти. Теперь, прослужив многие годы в Москве, я вспоминаю, какая была наша столица в 1932 году, и какая она стал теперь. Много за эти годы утекло воды, многое изменилось. Ушло из жизни старое поколенье людей, завоевавших советскую власть, отстоявших ее в жарких боях с белогвардейцами и интервентами. Пришли новые советские люди, которые с оружием в руках отстояли Родину от фашистов, познали тайны атома и обратили его энергию на службу человеку, они покоряют космос и решают многие насущные проблемы. Несмотря на это, Федора Петровича, мы – его бывшие ученики вспоминаем с большим уважением.
Свидетельство о публикации №211110301666