Рецензия на спектакль Цареубийцы

2 -3 ноября 2011 года.


Рецензия на спектакль «Цареубийцы».

Проблема в том, что одни люди тяготятся властью, и им она в нагрузку, а есть люди, вошедшее в ее вкус, которые никогда не смогут остановиться. Есть кто упивается этой самой властью из-за комплекса собственной ущербности,  а есть люди всю свою силу и весь свою талант употребляющие на «строительство державы». Видя все три характера руководителей государства их не в чем упрекнуть-строили ведь. Когда –то и в Бориса Ельцина мы верили-называя «Царь Борис». Но это царство сейчас вспоминаем только со знаком минус. Нынешние руководители говорят о том какой сильной исторической личностью и лидером он был. При Годунове  мы только не жили –и не знаем какой из двух Борисов был лучше. Каждую историческую фигуру невозможно оценивать в отрыве от той эпохи в которую они жили.

Многие говорят, что в нем изображена сила и главная мысль того, что все преходяще, а Русь стоит, как ни и в чем не бывало. В чем только секрет ее тысячелетнего стояния? Я думаю, за этими словами стоит грех самоуспокоения, грех спокойной и равнодушной уверенности, что так будет всегда. Слова Феофана усыпляют нашу бдительность, они делают нас послушными, они не требуют от нас ни действия, ни вклада, ни своих жертв, они требуют полагаться на формулу третьего Рима. С этими намерениями вряд ли соглашусь.

Вряд ли, думаю, что кто-то спасался в годы жестокой кровавой гражданской мыслью «без меня большевики обойдутся» изложенной в стихах Демьяна Бедного «не ходил бы ты Ванек во солдаты». Нет, ни обойдется без каждого Россия! Звучат в конце первого акта слова в песне «на деревянном погосте под названием Россия»- так, испепеляющие слова, что прямо берут мушки по коже, как не всегда бывает, когда слушаешь государственный  гимн. А в конце второго акта его песня уже звучит самоутверждающе. Ломаные рифмы иногда и вовсе нескладно, таким белым стихом, как в песнях группы «7Б». Создается уникальное  настроение от увиденного в сценарной постановке в игре актеров и услышанного, похожее- такой же надрыв и трогательность. Фьюжн зрительных и услышанных и воспринятых на слух образов.

Смотрите фильм Сергея Бондарчука о Годунове, и поймете, что это тоже была трагедия его-царствование, а не сахар и на загородная прогулка на пользу здоровью.

Хорошая, достойная игра актеров-позволяющая их много-много раз вызывать «на поклоны».

Игра актеров глубока. В чем то брутальная, в чем то сентиментальная. Сегодня думаю, что одет как подобающе характеру героя, скорее, как полководец Борис Годунов- как стратег, как кто-то, кто расчертил все подковерные игры, просчитал все ходы в уме. Потом мирит, жалует, милует, целует, палачествует, сосредоточив всю власть в руках, держа всех на коротком поводке.

Царь как подвешенная марионетка  с наивной простодушностью, много далек от короля изображенного в «Мушкетерах в 3д» озабоченного только цветом нарядов европейского двора. Феодор думает о России, и о ее благе, а если и обезьян, то только для братца Димитрия. Персонаж неподходящий для роли царя, но актер -подходящий для этой роли. Иногда и правда, казалось, что такой узкий подбородок как раз и годится для слабохарактерного, как  физиологическое оправдание чертам психологического портрета.

Думаю, скорее хотели показать царя не юродивым, не блаженным а именно далеким, отстраненным  но не аутистом, не расчетливым и не дающим своим оппонентам возможности поднять голову, да здесь и оппонентов -то у власти в лице Царя нет. Здесь идет столкновение двух сил- между двух огней и находится  Феодор.  Мечется, пытаясь примирить их противонаправленные хитрые и умные воли –чем и  позволяет развязывать руки неформальному лидеру, изображая царя, как ЗИЦ-председатель.

Образ Феодора, скорее, собирательный нужно было показать нерешительного, мягкого царя, на которого можно и прикрикнуть и правильно вокнуть –нахлобучить ему на голову шапку Мономаха, точь -в -точь как Бунше в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Думаю, что актер, вживаясь в  роль, сформировал свое представление о роли, опираясь на это  академический образ Ивана Васильевича.

Музыка с Волгоградским колоритом слушается и воспринимается органично-не вызывает отторжения от такой интерпретации с лоскутами из современного песенного народного творчества.

Почему все три песни из пяти сыграны в одной тональности, и принадлежит авторство одному исполнителю- песня про богатырей в начале второго акта и невнятная любовная песня-а остальные три песни и именно насыщены нашим местным региональным колоритом. Меткое четкое попадание  -игра на жареных фактах-на актуальном. «Наша местная фишка» -проигнорировать восход яркой, не сказать звезды и талантливого артиста невозможно было.

У нас нет «визитной карточки», чтобы можно было бы сказать, что «десять вещей, которые нужно обязательно посмотреть и сделать» и включить в эту десятку сценическую постановку, которая будет именно «местной и больше нигде». «Цареубийцы» это все же общероссийское произведение, сильного развернутого масштаба, которое и наша региональная песня задевает строкой, напомнив про Сусанина, что и смутное время рано или поздно закончится. Но вне различия от того, является ли конфликт показанный на сцене оторванным от современной действительности хоть и происходящей на сцене  в глубине веков- или проблемой более широкого масштаба-чем горстка действующих на сцене лиц.

Костюмы из другого времени несут дополнительную смысловую нагрузку -дополнительный фон- и культурный слой.

Видишь унисон и незримое тождество костюмов и сыгранных на сцене образов- почему все одеты в спектр одежд от черного барона Врангеля до гимнастерок красных командиров времен гражданской войны- потому что усобица и борьба за власть -борьба раздирающих Русь партийных элит и есть олицетворение гражданской войны. Что также могло показаться непосвященным как то, что актеры надели «это» потому что им нечего было надеть, для того, чтобы не изгаляться над продумыванием костюмов для героев. Но зачем тогда переодетый травести с зонтиком и темным макияжем на лице- мейкапом? Он –то зачем? Совсем что-то пришлое и инородное.

Почему священник одет в гражданское платье? Олицетворять клерикализм церкви или специально показывает отстраненность духовных служителей от того раздираемого на смертном одре страстей и духовного страдания кающегося царя Иоанна. Смерть Ивана Грозного показана не хрестоматийно, нет намека на описанные историографами известные обстоятельства о  бане и игре в шахматы- в «бесовскую игру» -после которой царя и хватил удар.

Именно костюмы героев, демонстрирующие фигур из разных исторических эпох показывают актуальность действа, непрекращающиеся войну за власть и ресурсы, противоборство интересов державников и «распильщиков». Место простого народа- у которого чубы трещат когда паны дерутся. Собственно народ- то здесь и не показан. Одна массовка, и она не олицетворяет ни свиту, не челядь- несколько персонажей, которые позволяют точнее и четче воспринимать главных персонажей.  Дополнительные люди-штрихи к главным персонажам, чтобы воспринимать сценическое действо более объемно и насыщенно- чтобы уметь понимать всю  происходящую и разворачиваемую драму на сцене. Сами костюмы -олицетворение постмодерна. Тот мешап, при котором они могли выйти на сцену и в джинсах и в футболках V-угольных в обтяжку. Все бы ничего не значило, но наше время, скорее, показывает ненастоящесть того что происходит вокруг нас. В потребительском обществе, где все увлечены приобретениями в строительных гипермаркетах больше, чем то, что происходит на политической арене-не до театра и пищи для ума.

Рецензия на фильм Мандерлей http://www.proza.ru/2012/02/05/837
Рецензия на фильм Резня. Семья и школа http://www.proza.ru/2012/02/05/836
Рецензия на фильм Вдребезги http://www.proza.ru/2012/02/05/833
Рецензия на фильм Боевой Конь http://www.proza.ru/2012/02/04/1657
Рецензия на фильм Шапито-Шоу http://www.proza.ru/2012/02/04/1653
Рецензия на фильм Там, где течет река http://www.proza.ru/2012/02/03/2004
Рецензия на фильм Кузены http://www.proza.ru/2012/02/03/1830
Рецензия на фильм Опасный метод http://www.proza.ru/2012/02/03/1827
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 3 http://www.proza.ru/2012/01/31/744
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 2  http://www.proza.ru/2012/01/31/739
Рецензия на фильм Черное золото. Часть 1 http://www.proza.ru/2012/01/30/1806
Рецензия на фильм О чем еще говорят мужчины http://www.proza.ru/2011/12/30/948
Рецензия на "Фантом. Самый темный час".
Рецензия на "Миссия невыполнима. Протокол Фантом" http://www.proza.ru/2011/12/29/1031
Рецензия на фильм Елки- 2. Счастливы в жизни личной http://www.proza.ru/2011/12/23/1787
Рецензия на О чем я говорю, когда говорю о беге http://www.proza.ru/2011/12/18/2127
Рецензия на фильм Человек, который изменил все http://www.proza.ru/2011/12/18/2024
Павич. Со склона. С горки вниз.. http://www.proza.ru/2011/12/14/1344
Желаю любить одну бабу. Рецензия на фильм http://www.proza.ru/2011/12/09/1509
Рецензия на Страшные истории любви. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/09/1461
Рецензия на Страшные истории любви. Папа может! http://www.proza.ru/2011/12/08/1790
Рецензия на фильм Бабло. Сказание о тугой мошне http://www.proza.ru/2011/12/08/907
Рецензия на Жизнь после Бога. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/07/1274
Рецензия на Жизнь после Бога http://www.proza.ru/2011/12/06/1971
Десерт на блюде. Взорванный Кремль http://www.proza.ru/2011/12/12/1106
Кровная месть в современном кино. Наследство. Аджами. Профессионал. http://www.proza.ru/2011/12/06/1575
Рецензия на Волхв. Пост модернизм. Часть 4 http://www.proza.ru/2011/12/06/1236
Рецензия на Волхв. Реалити -шоу 1953 года. Часть 1 http://www.proza.ru/2011/12/02/1776
Рецензия на Волхв. Самоидентификация. Часть 2 http://www.proza.ru/2011/12/03/625
Рецензия на Волхв. Разбор полетов. Часть 3 http://www.proza.ru/2011/12/05/49
Высоцкопродавцы. Спасибо, что оживили! http://www.proza.ru/2011/12/04/1185
Рецензия на фильм Высоцкий. Часть 1-http://www.proza.ru/2011/12/03/1263
Русский киногеноцид. Продолжение рецензии на Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1840
Рецензия на фильм Дом. Тихий Дом http://www.proza.ru/2011/11/30/1731
Рецензия на фильм Вы не оставите меня http://www.proza.ru/2011/11/24/1856
Рецензия на фильм Красный гаолян http://www.proza.ru/2011/11/24/1503
Рецензия на фильм Бой с тенью 3 http://www.proza.ru/2011/11/20/1479
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация. Продолжение http://www.proza.ru/2011/11/18/1685
Заробiтчани. Миколайчук. Иллюминация http://www.proza.ru/2011/11/18/1682
Три Богатыря и Украинофобия http://www.proza.ru/2011/11/17/1663
Хохлы -коллаборационисты и демонстрация мускулов http://www.proza.ru/2011/11/16/1814
Стереотип украинца в новом русском кино http://www.proza.ru/2011/11/11/1859
Кино-жратва и кино-жатвы http://www.proza.ru/2011/11/06/1529
Рецензия на фильм Мельница и крест http://www.proza.ru/2011/11/12/1491
Рецензия на фильм Война Богов http://www.proza.ru/2011/11/11/1679
Рецензия на фильм Борис Годунов 2011  http://www.proza.ru/2011/11/10/26
Рецензия на фильм Елена http://www.proza.ru/2011/11/08/1553
Рецензия на спектакль Цареубийцы http://www.proza.ru/2011/11/03/1778
Рецензия на фильм Последнее воскресенье. Продолжение http://www.proza.ru/2011/10/31/1609
Рецензия на фильм Последнее воскресенье http://www.proza.ru/2011/10/31/1598
Кино для неразборчивых http://www.proza.ru/2011/10/28/1824
Рецензия к фильму Прохиндиада-2 http://www.proza.ru/2011/10/26/892
Рецензия на фильм Ромовый дневник. Недолитые литры http://www.proza.ru/2011/10/25/1476
Рецензия на фильм Рейдер http://www.proza.ru/2011/10/25/1470
Рецензия на спектакль Александр Пушкин с Безруковым http://www.proza.ru/2011/09/24/1284
Комсомольцы грубого помола. Рецензия на Редкие земли http://www.proza.ru/2011/09/20/1200
Рецензия к книге Песнь камня http://www.proza.ru/2011/08/01/1000
Новая русская киноэротика- Куда же нам, убогим? http://www.proza.ru/2011/06/23/1458
Сделал великими нас-не Горбачев, но Пугачев http://www.proza.ru/2011/06/21/1169
Узаконенная порнография. Не тем местом работаете http://www.proza.ru/2011/06/18/423
Осторожно-зло в кадре! Зато волшебство! http://www.proza.ru/2011/06/17/1107
Звуковые дорожки к Богу. Древо Жизни http://www.proza.ru/2011/06/12/788
Сандвич из тел. Эйфория http://www.proza.ru/2011/05/01/1225
Техника скрадывания. Пустой дом http://www.proza.ru/2011/05/01/1171


Рецензии