Перейти границу. Эпилог

ПЕРЕЙТИ  ГРАНИЦУ
_____________________________________________

Об азарте, пожаре и крупном выигрыше в карты,
поездке в Кавминводы, облаке, наркотиках,
о предательстве, тяжёлом роке (PF, LZ, DP),
тюрьме и психбольнице, о задуманном убийстве,
Библии, переходе государственной границы,
о циклах, разбившемся самолёте и дружбе,
с эпилогом.
______________________________________________

Эпилог

В волнении, спустя почти двадцать лет после расставания, набираю номер мобильного Коляна. Неужели сейчас я услышу его.
– Оба-на угол! – говорю, как только включается связь с той стороны.
– Алло…
– Колян, привет!
– Кто это?! – абсолютно не его голос.
– Это я, Ромка!
– А как ты узнал номер моего телефона? – вконец растерявшись, спрашивает он.
– Кто ж его не знает?! – пытаюсь шутить.
– А… Прикинь, у меня сейчас Римма в гостях! – Это наша однокашница с технаря, они с Колом учились в одной группе. – Полчаса назад звонок в дверь, открываю без натуги – Риммка стоит! Такая красивая, молодая! Я своим глазам не верю: это сон или пронесон… Аааа, ха-ха!
Это он, он, точно он! Связь на удивление идеальна, несмотря на разделяющее нас расстояние в две тысячи километров.
– Да, да, я знаю, что она у тебя!
– Откуда?!
– Мы с ней в «Одноклассниках» нашлись, переписываемся.
– А… Она мне говорила. Говорила, что со многими нашими через компьютер связь поддерживает. Вы, короче, там кучкуетесь!
– У тебя есть комп?
– Что?
– Компьютер есть?!
– Нет.
– Жаль, а то бы через Интернет связались. 
Наш разговор завязался без труда, я уже узнавал, улавливал знакомые оттенки его голоса:
– Да, я планирую купить, тарелку вот уже поставил. А мы с Риммой сидим у меня во дворе на лавочке. Она на машине приехала, сама за рулём.
– Как я рад слышать твой голос! Коляяян, эх Колян… Рад, что ты жив, здоров, что я слышу твой бодрый смех.
– Да что со мной сделается?!
– Но ведь столько лет прошло! Я даже не надеялся, что ты в своём городе живёшь. – Честно говоря, я даже иногда думал, жив ли он.
– Ну, а где ж ещё я могу быть?
– Может где-нибудь… в Хельсинки.
– В Хельсинки… Да я в своём городе и помру! – опять рассмеялся он.
Мы ещё перекинулись несколькими фразами и договорились созвониться в ближайшее время. Колян купил недалеко от центра города полдома. Работа его связана всё также со строительством, ремонтом квартир.

Через пару дней опять звоню поздним вечером Николаю. Для устойчивости связи звоню с домашнего телефона, и чтобы можно было подольше поговорить. Мы болтаем не переставая, темы сами лезут в наш разговор.
Живёт он один, без семьи. На мой вопрос: «Есть ли дети?», отвечает, что ему никто не говорил. И что «ещё живой», то есть встречается с женщиной.
Я ему поведал, что женат во второй раз, что у меня недавно родилась третья дочь. Что я выучился на психолога и продолжил работу в МВД по специальности. А сейчас нахожусь по выслуге лет на пенсии.
– Что ж ты не заехал, когда в Чечне был?
– Возможности не было. Дневник мой чеченский прочтёшь, поймёшь почему. – Римма передала Николаю мои мемуары и рассказ «Перейти границу» распечатанными на бумаге.
– А мама твоя жива? – спросил он.
– Жива, слава богу.
– Обязательно привет передавай. Помню, как мы с ней беседовали подолгу на интересные темы.
– А твоя мама как?
– Ничего, живёт. Только вот жизнь её сгорбатила.
– Ребятам привет от меня передавай, кого я знаю, и кто, может, помнит меня: Гене-Людоеду, Ивану, Полу, Сане-Спице.
– Гену похоронили года три назад, – ошарашил меня Колян.
– Да!? Как же так случилось?
– Он последнее время перед смертью пивасиком увлекался. На улице в потасовку влез, ему по голове стукнули. В реанимации на вторые сутки умер. Думали, что у него отравление от пива. А в результате, не приходя в сознание, от отёка мозга скончался.
– Царствие ему небесное. А Иван как?
– Баптистом стал. Женился, пятерых детей настрогал. Они всей семьёй в свою церковь ходят, типа молельного дома. Почти всё время там околачиваются.
– Я у него как-то дома был, – продолжал Колян, – муравейник, короче. Лентяй, ничего делать не хочет. И детей в том же духе воспитывает.
– Ну, ты ему, увидишь, привет передавай обязательно! А Саня-Спица?
– Саня в Москве. Работает водителем на рейсовом автобусе. Короче, в рабство попал. Женился он неудачно – на стакан сел. Один раз на меня с ножом в угаре прыгать стал, приревновал к жёнушке. Я ему говорю: «Давай бей! Если сможешь.» Не смог. Пришлось навалять ему! Мама его подсуетилась – закодировала и в Москву отправила на заработки. А он там на бабки попал конкретно, уж не знаю каким образом. Теперь на дядю работает. С тех пор дома не появлялся. Пола помнишь?
– Ну а как же!
– Он на мебельной фабрике работает, нашёл занятие по душе. Тачку старенькую, «Копейку», купил, довёл её до ума. Всё у него нормально.
Я всё не решался спросить его про брата, но мне было интересно:
– А брат твой где, как он?
– Повесился.
– Ца… – я запнулся: можно ли поминать «Царствием небесным» самоубийцу? Это уж совсем было неожиданной для меня новостью.
Но Колян и так перебил:
– Десять лет назад. Не принято плохо говорить о мёртвых, а и хорошего сказать нечего. Он пить стал. Матушку бил – сколько раз его останавливал. Жил по-собачьи, так по-собачьи и кончил. Июль, жара, она на свою дачу пришла, он там висит. Представь, три дня висел.
Эта новость сбила наш разговор. За окном моей кухни на ночном перекрёстке дорог мигал в автоматическом режиме жёлтый глаз светофора. Дым от сигареты убегал белой змейкой в подсвечиваемую над газовой плитой вытяжку.
Мы ещё поговорили о музыке, о футболе. Я узнал, что Николай недавно купил машину, и что он два года назад бросил курить.
Утром я рассказал жене о нашем разговоре. О том, что у моего друга в следующем году будет юбилей. Надя, немного подумав, сказала:
– Надо тебе ехать.

Всё так просто, и всё как сложно. Много лет я носил в себе эту историю и, наконец-то, осмелился изложить её на листе бумаги, облегчить ношу. Уж больно тяжела она стала – необходимо было высказаться, высвободиться от груза.
Я писал, как говорится «в стол», для души. Конечно, я хотел, чтобы рассказ прочли мои родные и близкие, мои друзья. Писал с надеждой, что придёт время, прочтут его дочери: заглянут в обрывок моей юности, частичку моего внутреннего мира и, может, увидят меня с неожиданной стороны; что-то откроют во мне, и тем самым более поймут себя. Да, я хотел этого.
Занятия литературой – это увлекательно. Это очень интересно. Но не это оказалось главным.
Я нашёл друзей, старых своих друзей юности! Заполнилась пустующая ниша, которой не хватало в устоявшейся жизни. Мы такие же прежние двадцатилетние: ничто нас не изменило друг для друга. Благодаря своему рассказу я нашёл Коляна.
Сотворилось чудо!
____________________________________________________________
2011 г.
                КОНЕЦ


Рецензии