Периодические законы истории государств
время судит непреклонно строго.
Кумир пусть великих мгновений,
тут терпит моральный крах,-
порою и признанный гений,
вдруг свергнутый верой, в прах.
Одним из сложных вопросов самоидентификации нации является диалектика взаимосвязи понятий в триаде <государство, мы, они>. С одной стороны, всегда есть соблазн решения всех проблем путем разделения единого народа на мы и они и противопоставления друг другу по принципу: это они виноваты перед нами. А с другой стороны, есть соблазн противопоставления народа и государства, которое естественно оказывается виноватым. Но история показывает, что на практике всё оказывается сложнее этих простых решений. Ни смена мы на они, ни смена государства далеко не всегда приводит к желаемым результатам. Как во всем этом разобраться?
Начнем с основных определений. Историческим процессом будем называть последовательность исторических событий, инициируемых историческими потребностями и реализуемых через исторические личности. Историческими потребностями будем называть потребности государства, направленные на улучшение условий жизни народа и повышение конкурентной способности относительно других государств на международной арене. Историческими личностями будем называть верховных правителей (первых лиц) государства, господствующее сословие (класс), другие слои общества, общественных деятелей. Историческими событиями будем называть события, влияющие на расстановку политических сил и экономическое состояние общества. Историческими миссиями будем называть осуществление историческими личностями исторических событий, диктуемых временем.
Для того, чтобы существовать, государство должно, постоянно меняясь, успевать за периодическим движением времени. Однако, по законам механики силы изменения всегда встречают противодействие. Ясно, что в обществе, где не только фактически, но и законодательно (явно или скрытно), закреплено неравенство классов, наиболее консервативной силой является господствующий класс, заинтересованный в сохранении своих привилегий. Поэтому, когда исторические потребности требуют коренных изменений в обществе (исторических событий), интересы этого класса нередко приходят в противоречие с интересами государства. Решить этот конфликт можно либо сверху реформами верховного правителя (его историческая миссия), либо снизу путем восстаний и революций. Последний способ реализуется тогда, когда вовремя не выполняется первый. Следовательно, история государства это, прежде всего, история исторических событий в виде реформ и революций, приводящих к ослаблению одних сословий и усилению других (вплоть до смены господствующего класса). В этом смысле, наиболее стабильно движется общество, где нет особых привилегий отдельным классам. Другими поворотными историческими событиями являются войны, как внутренние (определяющие какая политика или какой класс будут господствующими), так и внешние (определяющие условия существования государства на международной арене).
Таким образом, история государств (исторических процессов) творится через исторические личности. Но эти личности принуждены действовать в рамках обстоятельств и событий, начавшихся до них и продолжающихся по своей собственной логике, как благодаря, так и вопреки их воле. Ибо масса народа, издревле несущего свой собственный смысл, намного превосходит массы и смыслы исторических личностей, подобно тому, как масса Земли намного превосходит массу человека. Отсюда следует, что главным в историческом процессе всё же являются не личности, а народы. Диалектическое взаимодействие исторических личностей и народов и есть источник исторических событий. А взаимодействуют они, согласно с рассмотренной выше механикой смыслов, в виде периодических процессов. Поэтому для того, чтобы конкретизировать абстрактную модель исторического процесса, при выборе временных параметров (интервал дискретности и длительность периода) для исторического процесса государств мы должны учитывать ограниченность временных параметров, как народов, так и личностей. Кроме того, требуется учесть, что согласно принятым постулатам мы должны использовать для этого число 12.
Отсюда, в качестве основного интервала дискретности выберем длительность, равную 12 лет, и будем считать, что период исторического процесса государств равен 12 таким дискретностям. В результате длительность периода получим равной 144 года, длительность полупериода – 72 года, а длительность четвертьпериода – 36 лет.
Заметим, что в этом случае длительность полупериода, включающая в себя, как участок возрастания, так и участок убывания, равна примерно продолжительности человеческой жизни, а длительность четвертьпериода, включающая в себя лишь участок возрастания или убывания, равна примерно продолжительности сознательной профессиональной деятельности человека. Это косвенно подтверждает правильность нашего выбора, так как вряд ли подобные совпадения случайны, ведь их влияние на историю человечества очевидно.
Теперь мы готовы применить все вышесказанное к истории конкретных государств.
Свидетельство о публикации №211110300059
Но вот:
"участок возрастания или убывания"
Хотелось бы знать, относительно "возрастания или убывания" - что именно возрастает и убывает, в каких единицах измеряется возрастание и убывание, и откуда берутся сведения о возрастании и убывании?
Олег Киселев 29.11.2011 02:58 Заявить о нарушении
Цивин Владимир 29.11.2011 05:47 Заявить о нарушении