Свержение Председателя

  Как там у индусов? Вырасти сына, построй дом, посади дерево.
Здорово, конечно. Но у полноценного  автолюбителя испокон была ещё одна заветная   заповедь: «Приобрёл  автомашину - построй для неё гараж». То есть не то, чтобы сложи  его своими руками, а вступи, скажем, в гаражный кооператив и посели  свой  любимый агрегат в благоустроенное  автомобильное общежитие.
Задавшись такой целью, наши энтузиасты из числа владельцев приобретённых, но не пристроенных лимузинов  записали первых желающих.

Те, в свою очередь, приобщившись к незнакомому   делу, тут же в лучших традициях бюрократического аппаратостроения избрали  из своего состава Правление и  Председателя кооператива.
Относительно самого  Правления  спорить не пришлось (провели первых же названных), тогда как по кандидатуре Председателя прежде, чем ставить её на голосование, всё же кое-какими соображениями обменялись.
 
Некоторые из нас предлагали доверить это дело опытному производственнику с проявленными организаторскими способностями, в то время, как другие полагали, что правильней будет ориентироваться на человека вообще с производством не связанного, который сможет соблюдать общественные интересы, не отвлекаясь на иные хлопоты.
В итоге руководящая  должность  досталась некоему Николаю Николаевичу, мужчине лет пятидесяти  от роду,  выслужившему  полную военную пенсию и готовому больше от скуки, чем от нужды приобщиться на гражданке к какой-либо не очень обременительной, но сколь-нибудь доходной  работёнке.
   
Отдавая  предпочтение ветерану, мы рассчитывали на то, что, в отличие от нас,  занятых на основной работе, именно  он  будет всецело предан порученному  делу и, совмещая свои командирские навыки с  познаниями  в элементарной  бухгалтерии, не станет давать  спуску подрядным «шабашникам», привлекаемым на строительные  работы.

Поначалу мы именовали его «Николаичем», и нам казалось, что это, как нельзя лучше, соответствует  подчёркнутому аскетизму его военного со споротыми погонами мундира,  который  он донашивал.  Однако вскоре после выборов Николаич  сменил  «свой имидж», переодевшись в  более презентабельную   лётческую  кожанку, снискав у наших  кооперативных остроумцев прозвище: «комэска» (командир эскадрильи), после чего  с их лёгкой руки  его   за  глаза иначе уже  никто не называл.
 
Наделённый от нас полномочиями    «комэска»  начал с сочинения   Устава, в  проекте  которого  бросалась в глаза   откровенная авторитарность его председательских прав, на  что мы не преминули  ему  заметить.
- Для дела, возразил избранный нами военный человек, -  не важно слушаются ли в строю одного из самых  умных. Важно, чтобы  слушались  одного.
Не согласиться с командирской  логикой было трудно, и мы,  убедившись, что сам  он в делах не  собирается  увиливать от ответственности,  приняли Устав в редакции его сочинителя.

Тогда мы не подозревали, что  это была всего лишь  первая уступка, которую «комэска» потребовал от нас, выставляя всякий раз всё новые условия успеха нашего предприятия.
За Уставом последовали проектная документация и смета строительства.
На этот раз, «комэска»  решил предварительно  ознакомиться с горьким опытом изобилующих в округе   неблагополучных гаражных  кооперативов.
 
Как и следовало ожидать, главным бичом, лихорадящим  эти  предприятия, была крайняя неустойчивость прямого самофинансирования, связанного с несвоевременными взносами пайщиков,  и, как следствие, перебоями в закупке стройматериалов, вызывающие  простои  строителей.
Их ушлые бригадиры умудрялись предусматривать в подрядных договорах   кабальные  штрафы с  заказчика за эти самые  простои, которве, в свою очередь, вели к перерасходу денежных средств и к ещё большему нарушению графика строительства, обрекая его на безнадёжный «долгострой».

Поняв это, «комэска» решил в нашем кооперативе начисто  отказаться от прямого самофинансирования работ, заменив его   банковским кредитом оборотных средств.
Это, в свою очередь, хотя и превышало смету расходов,за счёт дополнительных платежей за пользование кредитом,но экономия на стоимости банковских услуг обходилась себе дороже.
Исповедуя известный принцип: «разделяй и властвуй», «комэска» избавил  добросовестных плательщиков от  дополнительных взносов, обременив  выплатой процентов по кредиту только нарушителей платежей, по чьей вине  этот кредит  был взят.

Мало того, для получения нужной поддержки Правления  «комэска» установил порядок, при котором любой его  член  лишался  права  решающего голоса на всё время своего запаздывания со взносом. Все его права в этот период   переходили к партнёрам, не имеющим задолженности.
Психологический расчёт «комэски» был верен. Люди, раскошелившиеся вовремя, всегда  готовы  были принять любые санкции  против тех, кто с платежами  запаздывал.
Таким образом, на всех этапах кооперативного   строительства  принципиальные решения  принимались в первую очередь  в интересах   его наиболее аккуратных  реальных  плательщиков.

Все эти меры «комэски» обеспечивали нашему предприятию устойчивость,  несвойственную иным кооперативным стройкам.
Их пайщики  нам откровенно завидовали, соглашаясь в том, что с Председателем нам повезло.     Однако сам «комэска»  не успокаивался  и задался целью избавиться от всё ещё имевшего  место   запаздывания  платежей за пользование кредитом теперь уже  банку.

Поиски причин вывели нашего неугомонного предвадителя на жён кооператоров. Дело оказалось в том, что некоторые из них, ничуть не возражая против  полезности в семье  самой   автомашины, не улавливали прямой связи этого  фактора с необходимостью строительства  гаража и,  всякий раз, сожалея о том, что приходится  расставаться с очередным  взносом, сетовали мужьям на то, что лично они таких обещаний никому не давали и всячески  откладывали  текущие платежи в банк,  ссылаясь на необходимость более неотложных семейных  покупок.

Кроме того, они   успели наслушаться  баек от жён из тех семейств, которые гаражами уже обзавелись, и теперь не видели своих мужей, допоздна пропадавших там якобы с целью необходимого  ремонта своих автомобилей, после которого они почему-то возвращались  домой сильно  «подшофе».

Установив причинно-следственную связь одного с другим, «комэска» решил не воевать с жёнами кооператоров, а равно заинтересовать их в строительстве, для чего  включил в проектное задание  размещение под каждым гаражным боксом небольшого погреба для зимнего хранения овощей и продуктов домашнего консервирования со входом в него   через смотровую яму.
 
Он был уверен, что  не промахнулся и здесь.  Получив в своё распоряжение  овощной погреб и собственные ключи от гаражей,  жёны получали повод  посещать их в любое время, убеждаясь заодно, что их отсутствующие  мужья действительно там  находятся  и занимаются  именно авторемонтом, а не участием в мужских компаниях иного назначения.

Степень одобрения жёнами этого дополнения к проекту превзошла все ожидания, чего нельзя было сказать об их мужьях. Так или иначе, но  отношение к своевременным платам  изменилось настолько, что применение штрафных санкций за нарушения  сроков  погашения кредита  отпало за ненадобностью, и «комеска» посчитал, что добился своего и на этот раз.

 Стройка, между тем, полным ходом шла к завершению, а подходы «комэски», применяя которые он радикально разрешал  возникающие противоречия, воистину заслуживали  включения их в учебники по менеджменту.

Он, как и обещал,  брал ответственность за каждое очередное мероприятие  на себя, требуя от нас только беспрекословной дисциплины.
Между тем, на самом деле  несомненные успехи «комэски» предъявляли ему жёсткое испытание славой, которое он, по нашему мнению, не вполне выдерживал. Так  в вопросе с овощехранилищами  мы посчитали, что он явно поторопился, впустив без нашего одобрения в чисто мужское до этого, гаражное гетто наших  женщин.

Это было его роковой ошибкой. Верное   чутьё на этот раз «комэске» изменило.  Он не взял в расчёт, что целью кооператива  было удовлетворение потребности мужчин в независимом общении друг с другом, а возводимый  гараж должен был в первую очередь служить  именно этой цели.

Моментом истины  должен был стать не факт приобретения  нами  в собственность гаража, как строительного объекта, а процесс дальнейшего  пользования им, и, если «комэска» видел завершение своего дела всего лишь в  торжественном вручении ключей  их  владельцам под аплодисменты, то  в воображении этих владельцев стояла несколько иная  картина.
 
Каждый из них, став обладателем собственного гаража,  представлял себе,  как  он  воскресным днём подойдёт к нему неторопливым прогулочным шагом. Погремев ключами, распахнёт створки ворот и, бегло осмотрев свою ненаглядную  «ласточку», откроет у неё дверцы, подняв крышки капота и багажника и  приведя её в состояние как бы готовности разговаривать со своим хозяином на любую тему.

Далее, если  не окажется  повода для аварийных работ, счастливый автовладелец убедится в том, что на моторных агрегатах нет видимых подтёков и с уровнем масла и охлаждающей жидкости всё в порядке. Он может также  проверить запас стеклоомывающей жидкости и покачать с четырёх сторон кузов, чтобы убедиться в исправности амортизаторов. Если на неделе предстояла дальняя поездка, то не мешает проверить давление в шинах. Да мало ли чего ещё могла содержать любовная возня с собственным автомобилем.

Насладившись личным общением и  оставив для вида вздыбленной крышку капота, удовлетворённый автомобилист  мог  наведаться в соседний бокс  к приятелю, чтобы поделиться с ним  водительскими новостями или в чём-нибудь, при случае,  помочь.

Через некоторое время к ним  мог подойти  кто-нибудь третий, и тогда увеличившаяся до критической численности  мужская компания   могла плавно  перейти от собеседования к возлиянию. Не капитально, конечно. Так, по маленькой.

К сожалению, последние популистские  мероприятия «комэски», с восторгом  воспринятые женщинами, делали идиллию наших первичных ожиданий от обладания гаражами несколько проблематичной.

Но время между тем шло и в назначенный срок наступил-таки  день, когда наш предводитель, придирчиво проверив качество выполненных работ, подписал приёмо-сдаточный акт и готов был вручить нам ключи от переданных в эксплуатацию  гаражных боксов, отчитавшись заодно за погашение банковского кредита.

На случившееся по этому поводу общее собрание, порадоваться и позавидовать, кроме нас,  собралось и  немало  наших  соседей.
.За организацию работ нашего «комэску» заслуженно и много хвалили.  И было за что. На некогда замусоренной строительной площадке теперь сиял окружённый благоустроенной территорией новенький образцовый каменный блок на сорок независимых (валетом, по двадцати на каждую сторону) гаражных боксов.

Оставалось только оценить проделанную работу и преобразовать кооператив из строительного в эксплуатационный.
- Какие будут  предложения по оценке работы Правления? - спросили из президиума.
- Предлагаю «отлично», - подал кто-то голос.
- Предлагайте  по двухбалльной системе: «удовлетворительно», или «неудовлетворительно», - поправили из президиума.
- Тогда пиши: «удовлетворительно».
- А  какие предложения будут  по кандидатуре самого  Председателя Николая Николаевича, который всё это время  успешно  руководил нашим коллективом?
-  Председателя сменить, - предложил всё тот же голос.
- Интересно, с какой формулировкой вы предлагаете это сделать? – спросили из президиума, принимая реплику за несуразную шутку.
- Надоел!

Голосовали под смех товарищей, оценивших шутку, как казалось совершенно бессильную против железного авторитета «комэски», из рук которого мы только-то  получили свой образцовый объект. Но, когда подсчитали  голоса в поданных бюллетенях, стало ясно, что волей подавляющего  большинства  наш  Председатель со своей должности  уволен.
 
Выслушав поразивший его  вердикт товарищей, целеустремлённый  менеджер, привыкший  до этого любой ценой  устранять препятствия на пути достижения поставленной цели, должен был  согласиться с тем, что, подменив  заветные интересы пайщиков  своей волей, в чём-то перестарался  и в какой-то момент не заметил, как в административном азарте  выплеснул  вместе с водой  ребёнка.

Что и говорить, народ не отрицал его заслуг  в организации и   завершении строительства в рекордные  сроки, равно как и высокое качество выполненных работ, но, в то же время, мы не могли простить ему  случившегося по его инициативе вторжения в мир   исконно мужского гаражного клуба наших жён и выместили свою досаду голосованием, по результатам которого, разделив судьбу многих  успешных реформаторов,  «комэска»  был свергнут.


Москва, октябрь 2011 г.



.


Рецензии