Раиса Семеновна мощнее огурцов

        Требовалось срочно любым способом прикрыть дыры в рядах действующей армии, поэтому в первые дни войны Генеральный Штаб Красной Армии утверждает «Положение о запасных частях военного времени сухопутных войск». В запасные части отправляли не подлежащих призыву рабочих оборонных предприятий и не достигших призывного возраста мальчишек, окончивших 7 классов. Одними из первых запасные части создавались вокруг Москвы, на пути вероятного наступления противника.

        - Дед, ты был добровольцем?
        - Можно и так сказать. Многие действительно просились на фронт. Другим стать добровольцами предлагали. Просто выбора не было. Не желавших записаться в добровольцы, могли записать в дезертиры или предатели. Я вообще-то мечтал о военном училище, но не прошел по зрению.
        - Но ты же все равно оказался на фронте.
        - С 20 августа по 6 сентября 1941 года я был солдатом минометной роты Запасного полка, дислоцировавшегося в лесах под г. Веневом. Сначала привезли нас в Тулу. Там, где теперь Глушанки, был пересылочный пункт для таких как я новобранцев со всей области. Спали где придется. Мама собрала что могла из еды, тем и питался.
        - А что потом?
        - Под Веневом нас сначала направили на санитарную обработку, а затем стали беседовать, выясняя уровень военных знаний, грамотность, деловые и политические качества. После всех экзаменов меня определили в минометную роту.

        Запасные части готовили преимущественно рядовой состав «для подразделений стрелковых, пулеметных, минометных и 45-мм артиллерии». Новобранцев учили основам военного дела, прежде всего умению стрелять и обращаться с оружием, давали навыки противоздушной и химической обороны, и, конечно же, вели занятия по политической подготовке. Базовый срок обучения составлял 1,5 месяца. Дольше всех готовили минометчиков и артиллеристов - 3 – 4 месяца. Обученное пополнение в основном ждал фронт, однако ребят со средним и высшим образованием направляли для дальнейшей учебы в военные училища.

        - Дед, чему вас учили?
        - Мы были команда скороспелых, толком недоученных вояк. Оружия на всех не хватало, а имевшееся было разных систем, часто устаревших, патроны не соответствовали по калибру. Зато каждый день политинформация. Разговоры только о войне. Только птицы летали как и раньше. Может и они чирикали о войне?

        В первые месяцы войны, когда оснащения не хватало даже действующим соединениям, об обеспечении запасных частей говорить не приходилось. Их целиком вверили заботам местных властей. Даже командиры набирались из местных добровольцев. Правда на эти должности старались назначать людей, имевших хоть какой-то опыт военной службы, прежде всего участников гражданской и финской войн.

        Очевидец событий Иван Михайлович Калинин вспоминал: «Тогда нас, мальчишек 1923-24-го года рождения, отправили под Тулу, где муштровали в течение почти трех месяцев. Это была жуткая картина, как нас учили… Эти «учителя» понятия не имели, что такое война. Мы знали, что у немцев танки, пулеметы, автоматы… А у нас была винтовка, которую называли «дудорга». Она и стреляла-то не всегда – заедала».

        Про «дудоргу» вспоминал и дед: «Первой наукой, которую схватывал новобранец, был фронтовой язык. По нему отличали своих от чужих, им же путали вражеских радистов. Винтовку звали «дудорга», патроны - «семечками», снаряды – «огурцами», самолеты – «бомбовозами», танки – «утюгами». Реактивные снаряды для знаменитых «Катюш» из-за маркировки «РС» называли тещиным именем «Раиса Семеновна».


Рецензии
Очень интересно, также как и Ваши другие рассказы
Эс уважением

Лев Ревуцкий   19.09.2012 10:36     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Лев!
С уважением, Рагим Мусаев

Рагим Мусаев   20.09.2012 22:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.