Пытаясь осмыслить Раскол

А.Д. Шмеман  - протоиерей Православной церкви в Америке:

С воцарением Алексея Михайловича при дворе усиливаются «реформаторские» настроения. Это время усиления в Москве киевского влияния, наплыва в Россию западных людей. Но особенно следует отметить восстановление тесных связей с православным Востоком. При Алексее Михайловиче мы несколько раз видим в Москве восточных патриархов: они участвуют и в деле Никона, и в осуждении «старой веры», с ними ведется деятельная переписка, русские люди сами ездят на Восток. И вот, как ни странно, именно эти новые связи с греками оказываются одним из источников раскола и смуты.

В конце концов книги было решено исправить по греческим образцам. Этот «греческий» мотив исходит от царя и близкого к нему кружка «ревнителей».

НО В ТОМ-ТО И ВСЯ ТРАГЕДИЯ, ЧТО, ПРИНИМАЯ «ГРЕЧЕСКОЕ», В МОСКВЕ УЖЕ НЕ РАЗБИРАЛИСЬ В КАЧЕСТВЕ ЭТОГО «ГРЕЧЕСКОГО» - ОЧЕНЬ ЧАСТО ИСПОРЧЕННОГО НЕ МЕНЕЕ РУССКОГО, ЧТО ВСЯ «ПРАВА» ШЛА ПРИ ПОЛНОМ ОТСУТСТВИИ КУЛЬТУРНОЙ И БОГОСЛОВСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.
И СЛИШКОМ ЧАСТО АВТОРИТЕТАМИ ОКАЗЫВАЛИСЬ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ВЫХОДЦЫ С ВОСТОКА, ИСКАВШИЕ В МОСКВЕ МИЛОСТЫНИ ИЛИ НАЖИВЫ И СЛУЧАЙНО ПОПАДАВШИЕ В УЧИТЕЛЯ.
ИСПРАВЛЕНИЕ КНИГ БЫЛО ВДОХНОВЛЕНО НЕ СТОЛЬКО ВОЗВРАЩЕНИЕМ К «ДУХУ И ИСТИНЕ» ПРАВОСЛАВНОГО БОГОПОКЛОНЕНИЯ, СКОЛЬКО СТРЕМЛЕНИЕМ К ЕДИНООБРАЗИЮ И ЧАСТО ЛЕГКОМЫСЛЕННЫМ ГРЕКОФИЛЬСТВОМ.

Особенно роковой оказалась роль патриарха Никона. У него «была почти болезненная склонность все переделывать и перелагать по-гречески, как у Петра впоследствии страсть всех и все переделывать по-немецки или по-голландски.

Их роднит также эта странная легкость разрыва с прошлым, эта неожиданная безбытность, умышленность и надуманность в действии» (прот. Г. Флоровский). Слишком много было сразу же наложено проклятий и анафем, слишком все проводилось приказом и указом...
Но что еще хуже - греческие книги, напечатанные в Венеции, оказывались часто подозрительными, «латиномудрствующими», как и киевские издания Петра Могилы...

В простой форме тревогу раскольников можно выразить так: если все это священное и святое московское прошлое, если Третий Рим - последний оплот и надежда Православия - оказываются, как утверждают «новаторы», повинными в стольких ошибках и извращениях, почти в отпадении от истины (например, двуперстное перстосложение собор 1656 года осудил как «несторианское»!), то не значит ли это, что истории приходит конец - и близ есть антихрист?

«СОВСЕМ НЕ "ОБРЯД", НО "АНТИХРИСТ" ЕСТЬ ТЕМА И ТАЙНА РУССКОГО РАСКОЛА...
*

Карташев А.В. - русский церковный историк, богослов:

Задача Третьего Рима в голове молодого царя Алексея Михайловича воспылала мечтой освободить православных от турок и войти в Царьград василевсом всего Православия, а его друга патриарха Никона - служить литургию в Св. Софии во главе четырех остальных патриархов.

Для этого спешно нужно согласовать все книги и обряды с греческими. Началась НЕГРАМОТНАЯ И НЕТАКТИЧНАЯ ЛОМКА.

А греческим справщиком у патриарха Никона оказался Арсений, выученик УНИАТСКОЙ КОЛЛЕГИИ В РИМЕ, а оригиналом для исправления новопечатные греческие книги, изданные в Венеции.

Московская церковная элита в лице избранных протопопов с Аввакумом во главе ревниво и бурно восстала против этих латинских тенет, вдруг опутавших Святую Русь, с пророческим гневом разорвала их и создала, при слепоте и упорстве властей, широкое народное старообрядческое движение.
*

Каптерев Н.Ф. -  русский церковный историк:

На вопрос, кто же и когда испортил наши древние православные церковные чины и обряды, которые потом Никону пришлось исправлять, мною был дан такой ответ: древние наши церковные чины и обряды НИКОГДА И НИКЕМ У НАС НЕ ИСКАЖАЛИСЬ И НЕ ПОРТИЛИСЬ, А СУЩЕСТВОВАЛИ В ТОМ САМОМ ВИДЕ, КАК МЫ, ВМЕСТЕ С ХРИСТИАНСТВОМ, ПРИНЯЛИ ИХ ОТ ГРЕКОВ, только у греков некоторые из них позднее изменились, А МЫ ОСТАЛИСЬ ПРИ СТАРЫХ, НЕИЗМЕНЕННЫХ, почему впоследствии и явилась рознь между московскими церковными чинами и обрядами и позднейшими греческими...

Двоеперстие является не искажением и порчею древнего обряда русским невежеством, а есть настоящий древний православный обряд, перешедший к нам от православных греков, у которых он ранее употреблялся.
*

Соловьев В.С. – историк, философ:

Патриарх Никон - это церковная иерархия, ставящая себя вне Церкви, ИЗВНЕ преобразующая быт религиозный и производящая раскол, грех здесь - НАСИЛИЕ ЖИЗНИ ДУХОВНОЙ ВО ИМЯ ДУХОВНОГО НАЧАЛА, профанация этого начала - грех против Духа Святаго...

Образцом Петра Великаго была протестантская цивилизация германских народов, ОБРАЗЦОМ НИКОНА БЫЛО ПАПСТВО...

Никонианство состоит, конечно, не в трехперстном сложении и не в трегубой аллилуйе, оно состоит в том ложном римском начале, по которому ИСТИНА И БЛАГОДАТЬ ХРИСТОВА, будучи собственностью и привилегией церковной иерархии, МОГУТ ПРИНУДИТЕЛЬНО НАВЯЗЫВАТЬСЯ ЕЮ ОСТАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ КАК БЕЗГЛАСНОМУ СТАДУ, И РЕЛИГИОЗНОЕ ЕДИНЕНИЕ ВСЕХ МОЖЕТ ДОСТИГАТЬСЯ СРЕДСТВАМИ НАСИЛИЯ...

Прежде, чем петровское правительство сгоняло силою на ассамблеи для увеселения по новой моде, правительство допетровское по почину церковной власти сгоняло силою в церкви на богослужение по новым книгам; прежде чем сослали нескольких человек за русское платье, ссылали, мучили и жгли за русский крест, за русское произношение имени Христова.

Когда власть светская действует не по-христиански, то она не вступает в противоречие с собою, потому что она не есть непременная носительница христианского начала. Кесарь может быть и язычником. НО КОГДА ВЛАСТЬ ДУХОВНАЯ, НОСЯЩАЯ НА СЕБЕ ОБРАЗ ХРИСТОВ, СОЗНАТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЕТ ВОПРЕКИ ДУХУ ХРИСТОВУ, ОНА БЕСПОВОРОТНО ОСУЖДАЕТ СЕБЯ...

Несмотря на весь погром Ивана IV, русский народ остается спокоен. Страшен царь, да милостив Бог. Еще можно было жить при царе Иване IV. Отчего же через 100 лет при "тишайшем" Алексее Михайловиче, народ вдруг почувствовал, что жить нельзя, и в отчаяньи стал бегать по лесам и болотам, засел в трущобах и полез на горящие костры?

Что такое случилось? А случилось то, что представители духовного начала изменили этому началу, архиереи уклонились в латинство, не стало истинной духовной власти в России, наступило царство антихристово. НА ПРЕСТОЛ МИТРОПОЛИТА-МУЧЕНИКА СЕЛ ПАТРИАРХ-МУЧИТЕЛЬ - и народ, терпеливо сносивший страшные мучительства царя Ивана, не вынес ничтожных сравнительно мучительств патриарха Никона...

Отрицательная сторона петрова дела не представлялася ему (народу) чем-то самостоятельным, он видел в ней лишь продолжение никонова дела, и если некоторые раскольники считали Петра Великаго антихристом, то лишь по наследству, потому что начало антихристова царства, по общему убеждению в расколе, было положено в 1666 году...

Петр Великий насильно вводил западное просвещение, то есть полезные науки и искусства, но прежде этого насилия в мирском просвещении, патриаршество стало насильственно вводить МНИМОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ДУХОВНОЕ посредством исправления книг; причем, если Петр Великий вводил большею частию вещи несомненно полезные, то решительно нельзя сказать: с какой точки зрения полезнее произносить Иисус вместо Исус или выпускать "аз" и слово "истиннаго" в Символе Веры".

*)Тексты взяты с официального сайта Русской Православной Старообрядческой Церкви: http://rpsc.ru/


Рецензии
Познавать исторический процесс необходимо не для того, чтобы судить других, чтобы самому не попасть в сети "плотского мудрования". Сатана ссорит всех людей так, что у каждого возникает "своя" правда уничтожающая Божественную Любовь в душе и духе человека.
Правдой можно назвать истинное по Богу духовное состояние человека, в котором тот может произносить только слова Любви и Истины в этой Любви. Любовь же не протестует, не судит, не дает оценку, не насмехается и не доказывает ...
Любовь просто принимает и исправляет всех ... и "белых", и "красных" ...

Василий Муравьев -Гефсиманский   15.07.2016 14:58     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Александр.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   16.07.2016 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.