17. История любви к Питеру Брейгелю Старшему
Я узнал это имя в начале 60-х годов. В « Литературной газете» или в "Известиях", точно не помню, была опубликована статья корреспондента о посещении Художественно-исторического музея в Вене. Автор был поражен картинами Брейгеля и с таким талантом описал свои впечатления от виденного, что заразил меня своим восторгом. В те далёкие доинтернетовские времена найти неспециалисту нужную информацию было делом нелёгким.
В СССР подлинников картин Брейгеля не было, репродукции не издавались или мне не попадались. Какое-то время ходил я влюблённый в этого художника, не видя ни одной его картины. Вскоре в одном из харьковских книжных магазинов появились изданные в Будапеште издательством Корвина малоформатные книжечки с репродукциями работ Джотто, Тициана, Тулуз-Лотрека … и Брейгеля. Каждая книжечка сопровождалась текстом на безукоризненном русском языке, рассказывающем о жизненном пути и творчестве этих великих мастеров. Я носился со своим Брейгелем, как дурак с писаной торбой и назойливо, как я теперь понимаю, пытался заинтересовать художником своих друзей и подруг.
Годы творчества художника пересекались с эпохой борьбы за независимость Нидерландов от испанского ига, борьбы на севере Европы с испанской инквизицией. Это было время гёзов, легендарного Тиля Уленшпигеля и графа Эгмонта, умной и образованной правительницы Маргариты и кровавого герцога Альбы. Героическая борьба Нидерландов была воспета Шарлем де Костером и Бетховеном,нашла отражение в "Дон Карлосе" Шиллера и Верди. Как считают некоторые специалисты, отголоски этой борьбы присутствуют в нескольких картинах Брейгеля.
Знакомство с Брейгелем в начале 60-х годов было, мне кажется, уделом наших прогрессивных деятелей культуры и искусствоведов. Но постепенно творчество художника стало проникать в более широкие слои советской интеллигенции. Опубликованы поэма Н. Матвеевой « Питер Брейгель - Старший» и прекрасное стихотворение Д. Самойлова " Брейгель". В букинистических магазинах Москвы появились изданные за рубежом репродукции картин и графических работ художника.
Свой первый сборник довольно приличных репродукций я купил в букинистическом магазине, который размещался в здании гостиницы « Метрополь» за 35 рублей - немалой суммы по тем временам. Огромное впечатление произвело на меня выступление по телевидению выдающегося физика академика А. Б. Мигдала. Я не помню подробностей, но он рассматривал механизмы творческого озарения гениев, роль сознания и подсознания в этих процессах на примерах Босха и Брейгеля.
В 1972 году вышел фильм Тарковского «Солярис», в котором автор использовал картину Брейгеля « Охотники на снегу» как олицетворение,как визитную карточку планеты Земля. Кадры, в которых неспешно показывалась эта великая картина, потрясали. Позже в «Зеркале» авторы фильма блестяще использовали брейгелевские мотивы в зимних сценах. Эти же мотивы и в фильме «Легенда о Тиле». В конце 60-х годов (?) в харьковском художественном музее были выставлены несколько факсимильных репродукций из коллекции художницы Нади Ходасевич - Леже, жены знаменитого художника-коммуниста Фернана Леже. Среди картин была и «Охотники на снегу». В начале 70-х годов появилась книга С. Львова о художнике.
В последующие годы Босх и Брейгель стали « модными», а обладание репродукциями их картин стало делом престижа – не в последнюю очередь благодаря дефицитности изданий. Увлечение этими художниками попахивало иногда снобизмом. В свежем телесериале « Гастроном № 1» есть любопытная деталь - один из «сильных мира сего», точнее мира «того», директор книжного магазина преподносит Босха другому, вызывающему симпатии и сочувствие главному герою.
В отделах иностранной книги крупных книжных магазинов столицы появились роскошные зарубежные издания великих художников мира. И их можно было купить! Но…за Босха и Брейгеля выложил я свой месячный оклад. Спасибо жене, она правильно отреагировала на мой, не совсем продуманный, поступок. Наконец, к своему пятидесятилетию подарил я себе, пожалуй, всеобъемлющий труд советского учёного Н. М. Гершензон-Чегодаевой о Брейгеле. Короче, к этому времени я был уже прилично знаком с творчеством Брейгеля и полностью осознал для себя вселенский масштаб его личности и непреходящее значение его наследия.
В нынешнее время всё, что известно о Брейгеле, все его творения легко найти в Интернете. Искусствоведы называют Брейгеля одним из самых загадочных художников. Тем же эпитетом снабжают некоторые его картины и пытаются расшифровать их скрытый смысл. Дело это сложное – догадки в большой мере будут субъективными. Впрочем, как сейчас говорят, это их, искусствоведов, проблемы.
На самом известном рисунке Брейгеля изображены художник и любитель искусства, или, можно сказать, творец и пользователь. Одухотворённое лицо Мастера. Вот почему-то мне мерещится, что если с Мастера снять его шапочку, побрить и сделать современную причёску, стал бы он похож на...Фазиля Искандера.
Простоватое лицо любителя, восхищенно разглядывающего творение гения и понимающего его ценность, точнее бесценность; несмотря на то, что его рука лежит на объёмистом кошельке, этот персонаж не вызывает у меня отрицательных эмоций. Именно с его позиций выскажу несколько непрофессиональных мыслей.
Картины художника обладают, благодаря необыкновенному мастерству, огромной притягательной силой. Первое, что поражает в более поздних картинах Брейгеля- это непохожесть на других великих художников, его современников. Он смотрит на мир и людей 16-го века как бы глазами современного человека. В картинах художника присутствует нечто такое, что заставляет усиленно думать о судьбах Земли и человечества. Удивляет, что его картины на библейские темы предельно реалистичны и лишены религиозного экстаза, а античные сюжеты, за исключением « Падение Икара», по-моему, вообще отсутствуют. Картина « Восхождение на Голгофу» написана так, как будто автор был очевидцем этого трагического события. Пристально вглядываясь в картины Брейгеля, наш современник совершает путешествие во времени. Познавательное значение его творчества огромно. Нужно настроить своё воображение и отправиться туристом в 16-й век.
«Охотники на снегу». Декабрь(январь?), вид с холма на населённый пункт - большое село или маленький городок, понять трудно, т.к. справа вид резко обрезан. Впереди, почти до подножия горных вершин, виднеются какие-то строения. Откуда в Нидерландах горы? Слева улица с добротными кирпичными домами полого спускается до уровня прудов. По дороге ползёт нагруженная телега. Церковь. Левее горит дом, вокруг него суетятся люди, устанавливают лестницы.
На льду прямоугольных прудов детвора и взрослые, кто с санками, кто на коньках;одни играют в хоккей, другие в кёрлинг.Наверное, не очень холодно, иначе народу было - бы меньше на улице. Холод как бы компенсируется теплом домашних очагов, костром у входа в харчевню. Вывеска, висящая на одном крючке, говорит о том, что называется харчевня « У оленя». Люди с хорошим зрением усматривают на вывеске оленя и святого, замаливающего грехи человеческие перед природой. Две женщины и мужчина горящей соломой опаливают щетину на кабане, маленькая девочка с интересом наблюдает за этой процедурой. Все женщины на картине в белых передниках. Второй мужчина готовится к разделке туши. То-то к вечеру будет в харчевне весело!
Справа внизу сложные сооружения, переходящие в надёжный каменный мост (16-й век!)- возможно мельница. Столько разных сюжетов и все они поразительно гармонично соединены в одной картине. Картины о единстве живой и неодушевлённой природы. Всё вроде сбалансировано и благополучно в этой отдельно взятой местности.
Правда, у меня вызывает непонятную тревогу птица, парящая над прудами.Правда, горит дом. Правда, мне мало симпатичны собачки…
Теперь о главных героях, охотниках на снегу. Что-то рано они возвращаются, ещё совсем светло. А ведь зима, темнеет рано. Неудачной была охота, трофеев не видно. Хотя, может быть, у второго охотника что-то висит за спиной на копье, не разглядишь. По фигурам чувствуется усталость и неудовлетворённость. Так мне кажется. Направление их движения определяется рядом чёрных стволов деревьев, туда-туда к вершинам гор. До крутого обрыва несколько шагов, тенденция повернуть влево или вправо не просматривается…
Две самые трагические картины " Триумф смерти" и " Безумная Грета". Мне хочется думать,что в них Брейгель выразил неприятие, протест против первозданной, изначальной несправедливости по отношению к роду человеческому, позволяющей торжествовать злу. На нескольких картинах художника изображены виселицы. На одной из последних - " Сорока на виселице" народ лихо пляшет у подножия виселицы; и сама она, немыслимой конструкции, тоже пляшет, как символ неизбежного торжества зла.
Сила эмоционального воздействия работ Брейгеля зависит от личности и психики зрителя. Иногда, когда я просто слышу слово «Брейгель», комок подкатывает к горлу. Прямо какой-то условный рефлекс выработался.
Вычитал в Интернете:
"Жизнь не измеряется числом вздохов, которые мы сделали: она измеряется числом моментов, когда у нас перехватывало дыхание"
Свидетельство о публикации №211110401639
Я в своё время попробовала выразить своё восхищение картиной "Охотники на Снегу" http://www.stihi.ru/2013/11/01/7685
Вам, наверное, будет приятно ещё раз увидеть картину и услышать эксфрасис.
С уважением
Татьяна Бирченко 31.01.2015 15:32 Заявить о нарушении
Картина прекрасна во всём: композиция, краски, сюжеты. Да мир прекрасен! Но, зная последующие творения Брейгеля, отнюдь не оптимистичные: " Сорока на виселице", "Калеки", "Притча о слепых"и, действительно загадочная -
" Мизантроп", почему- то остро чувствуешь хрупкость этого прекрасного и безмятежного мира " Охотников". С уважением
Юрий Бровер 31.01.2015 18:44 Заявить о нарушении
А к Брейгелю обращаются, и по моим наблюдениям тоже, люди хорошие))
Татьяна Бирченко 01.02.2015 07:16 Заявить о нарушении