17. История любви к Питеру Брейгелю Старшему

             

      Я узнал это имя в начале 60-х годов. В « Литературной газете» или в "Известиях", точно не помню, была опубликована статья корреспондента  о посещении  Художественно-исторического музея в Вене. Автор  был поражен   картинами Брейгеля и с  таким талантом описал свои  впечатления от виденного, что заразил меня своим восторгом. В те далёкие доинтернетовские времена найти неспециалисту нужную информацию было делом нелёгким.

 В СССР подлинников картин Брейгеля не было, репродукции не издавались или мне не попадались.  Какое-то время ходил я влюблённый в этого художника, не видя ни одной его картины. Вскоре в одном из харьковских книжных магазинов появились  изданные в Будапеште издательством Корвина малоформатные книжечки с репродукциями  работ Джотто, Тициана, Тулуз-Лотрека … и Брейгеля. Каждая книжечка сопровождалась текстом на безукоризненном русском языке, рассказывающем о жизненном пути и творчестве этих великих мастеров. Я носился со своим Брейгелем, как дурак с писаной торбой и назойливо, как я теперь понимаю, пытался заинтересовать художником своих друзей  и подруг.               
Годы творчества художника пересекались с эпохой борьбы за независимость Нидерландов от испанского ига, борьбы  на севере Европы с испанской инквизицией. Это было время гёзов, легендарного Тиля Уленшпигеля и графа Эгмонта, умной и образованной правительницы Маргариты  и кровавого герцога Альбы. Героическая борьба Нидерландов была воспета Шарлем де Костером и Бетховеном,нашла отражение в "Дон Карлосе" Шиллера и Верди.  Как считают некоторые специалисты, отголоски этой борьбы присутствуют в нескольких картинах Брейгеля.
   
Знакомство с Брейгелем в начале 60-х годов было, мне кажется,  уделом наших прогрессивных   деятелей культуры и искусствоведов. Но постепенно творчество художника стало проникать в более широкие слои советской интеллигенции. Опубликованы поэма  Н. Матвеевой « Питер Брейгель - Старший» и прекрасное стихотворение Д. Самойлова " Брейгель". В букинистических   магазинах Москвы появились  изданные за рубежом репродукции картин и графических работ художника.

  Свой первый  сборник  довольно приличных репродукций я  купил в букинистическом магазине, который  размещался  в здании гостиницы « Метрополь»   за 35 рублей - немалой суммы по тем временам.  Огромное впечатление произвело на меня выступление по телевидению выдающегося физика  академика А. Б. Мигдала. Я не помню подробностей, но он рассматривал  механизмы творческого  озарения гениев,  роль сознания  и подсознания в этих процессах  на примерах  Босха и Брейгеля.

 В 1972 году вышел фильм Тарковского «Солярис», в котором   автор использовал картину Брейгеля « Охотники на снегу» как олицетворение,как визитную карточку планеты Земля.   Кадры, в которых неспешно показывалась  эта великая   картина, потрясали.  Позже в «Зеркале» авторы  фильма блестяще использовали брейгелевские мотивы в зимних сценах. Эти же мотивы и в фильме «Легенда о Тиле».  В конце 60-х годов (?) в харьковском  художественном музее были выставлены  несколько факсимильных репродукций  из коллекции художницы Нади Ходасевич - Леже,  жены знаменитого художника-коммуниста  Фернана Леже. Среди картин была  и «Охотники на снегу».   В начале 70-х годов появилась книга С. Львова о художнике.

 В последующие годы Босх и Брейгель стали « модными», а обладание  репродукциями их картин стало делом престижа – не в последнюю   очередь благодаря дефицитности   изданий. Увлечение этими художниками попахивало иногда снобизмом. В свежем телесериале « Гастроном № 1» есть любопытная  деталь - один из «сильных мира сего», точнее мира  «того»,  директор книжного магазина   преподносит  Босха другому, вызывающему симпатии и сочувствие главному  герою.
 
В отделах иностранной книги крупных книжных магазинов столицы появились роскошные зарубежные издания   великих художников мира. И их можно было купить!   Но…за Босха  и Брейгеля выложил я свой месячный оклад. Спасибо жене, она правильно отреагировала на мой, не совсем продуманный, поступок.  Наконец, к своему пятидесятилетию подарил я себе, пожалуй,  всеобъемлющий труд  советского учёного Н. М.  Гершензон-Чегодаевой  о Брейгеле. Короче, к этому времени я был уже прилично знаком с творчеством  Брейгеля и  полностью осознал  для себя  вселенский  масштаб его личности и  непреходящее значение его наследия.

  В нынешнее время всё, что известно о Брейгеле,  все его творения  легко найти в Интернете. Искусствоведы называют  Брейгеля одним из самых загадочных   художников. Тем же  эпитетом снабжают некоторые  его картины  и пытаются  расшифровать их скрытый   смысл.  Дело это сложное  – догадки в большой мере будут субъективными.  Впрочем, как сейчас  говорят, это их, искусствоведов, проблемы.
 
 На самом известном рисунке Брейгеля изображены художник  и любитель искусства, или, можно сказать, творец и пользователь. Одухотворённое лицо Мастера. Вот почему-то мне мерещится, что если с Мастера снять его шапочку, побрить и сделать современную причёску, стал бы он похож на...Фазиля Искандера.
 Простоватое лицо любителя, восхищенно разглядывающего творение гения и понимающего его ценность, точнее бесценность; несмотря на то, что его рука лежит на объёмистом кошельке, этот персонаж не вызывает у меня отрицательных эмоций. Именно с его позиций выскажу несколько непрофессиональных мыслей.

Картины художника обладают, благодаря необыкновенному мастерству, огромной притягательной силой. Первое, что поражает в более поздних картинах  Брейгеля- это непохожесть на  других великих  художников, его современников.    Он смотрит на мир и людей 16-го века как бы глазами  современного человека. В картинах художника присутствует нечто такое, что заставляет усиленно думать  о судьбах Земли и человечества. Удивляет,  что его картины на библейские  темы предельно реалистичны    и лишены религиозного экстаза, а античные сюжеты, за исключением « Падение Икара», по-моему, вообще отсутствуют. Картина « Восхождение на Голгофу» написана так, как будто автор был очевидцем этого трагического события. Пристально вглядываясь в картины Брейгеля, наш современник  совершает   путешествие во времени. Познавательное значение его творчества огромно. Нужно настроить своё воображение и отправиться туристом в 16-й век.

 «Охотники на снегу». Декабрь(январь?), вид с холма на населённый пункт - большое село или маленький городок, понять трудно, т.к. справа вид резко обрезан. Впереди, почти до подножия горных вершин,  виднеются какие-то строения. Откуда в Нидерландах горы? Слева улица с добротными кирпичными домами полого спускается до уровня прудов. По дороге ползёт нагруженная телега. Церковь. Левее горит дом, вокруг него суетятся люди, устанавливают лестницы.
 На льду прямоугольных прудов детвора и взрослые, кто с санками, кто на коньках;одни играют в хоккей, другие в кёрлинг.Наверное, не очень холодно, иначе народу было - бы меньше на улице. Холод как бы компенсируется теплом домашних очагов, костром у входа в харчевню. Вывеска, висящая на одном крючке, говорит о том, что называется харчевня « У оленя».  Люди с хорошим зрением усматривают на вывеске оленя и  святого, замаливающего грехи человеческие перед  природой. Две женщины и мужчина горящей соломой опаливают щетину на кабане, маленькая девочка с интересом наблюдает за этой процедурой. Все женщины на картине в белых передниках. Второй мужчина готовится к разделке туши. То-то к вечеру будет в харчевне весело!
 Справа внизу сложные сооружения, переходящие в надёжный каменный мост (16-й век!)- возможно мельница. Столько разных сюжетов и все они поразительно гармонично соединены в одной картине. Картины о единстве живой и неодушевлённой природы. Всё вроде сбалансировано и благополучно в этой отдельно взятой местности.
 Правда, у меня вызывает непонятную тревогу птица, парящая над прудами.Правда, горит дом. Правда, мне мало симпатичны собачки…

Теперь о главных героях, охотниках на снегу.  Что-то рано они возвращаются, ещё совсем светло. А ведь зима, темнеет рано. Неудачной была охота, трофеев не видно. Хотя, может быть, у второго охотника что-то висит за спиной на копье, не разглядишь. По фигурам чувствуется усталость и неудовлетворённость. Так мне кажется. Направление их движения определяется рядом чёрных стволов деревьев, туда-туда к вершинам гор. До крутого обрыва несколько шагов, тенденция повернуть влево или вправо не просматривается…

Две самые трагические картины  " Триумф смерти" и " Безумная Грета". Мне хочется думать,что в них Брейгель выразил неприятие, протест против первозданной, изначальной несправедливости по отношению к роду человеческому, позволяющей торжествовать злу. На нескольких картинах художника изображены виселицы. На одной из последних - " Сорока на виселице" народ лихо пляшет у подножия виселицы; и сама она, немыслимой конструкции, тоже пляшет, как символ неизбежного торжества зла.
 
Сила эмоционального воздействия работ Брейгеля  зависит от личности и психики зрителя.  Иногда, когда я просто слышу слово «Брейгель», комок подкатывает к горлу. Прямо какой-то условный рефлекс выработался.
Вычитал в Интернете:
"Жизнь не измеряется числом вздохов, которые мы сделали: она измеряется числом моментов, когда у нас перехватывало дыхание"


Рецензии
Юрий, прочитала и поняла, что Вы очень любите этого художника... нет, вы каждую минуту ощущаете погружение в его странный, наивный и притягательный мир.
Я в своё время попробовала выразить своё восхищение картиной "Охотники на Снегу" http://www.stihi.ru/2013/11/01/7685
Вам, наверное, будет приятно ещё раз увидеть картину и услышать эксфрасис.

С уважением

Татьяна Бирченко   31.01.2015 15:32     Заявить о нарушении
Татьяна, спасибо большое. Нравится мне Ваш эксфрасис ( до Вас не знал этого слова, ну мне, дилетанту, простительно). В первую очередь потому, что Ваши впечатления не списаны из статей специалистов, а собственные и потому, что Вы, как и я, очень любите Брейгеля. Перефразируя " Скажи, кто твой товарищ..."в " Скажи, кто твой любимый художник, писатель и т.д. и я скажу кто ты." Думаю, что почитатели Брейгеля- люди хорошие ( шучу!).
Картина прекрасна во всём: композиция, краски, сюжеты. Да мир прекрасен! Но, зная последующие творения Брейгеля, отнюдь не оптимистичные: " Сорока на виселице", "Калеки", "Притча о слепых"и, действительно загадочная -
" Мизантроп", почему- то остро чувствуешь хрупкость этого прекрасного и безмятежного мира " Охотников". С уважением

Юрий Бровер   31.01.2015 18:44   Заявить о нарушении
Вот и мне думается, что художник создал себе укрытие в "Зиме", может быть, часто любовался своим спокойным миром, отворачиваясь от мира ужасного и гнетущего.
А к Брейгелю обращаются, и по моим наблюдениям тоже, люди хорошие))

Татьяна Бирченко   01.02.2015 07:16   Заявить о нарушении
Возможно!

Юрий Бровер   01.02.2015 10:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.