МЕДЬ как свидетель древней истории

Данные о происхождении слова "медь", найденные в словарях М. Фасмера и И.А. Леенсона, вызвали у меня некоторое сомнение. Привожу цитаты - см. тексты на иллюстрации - из следующих источников:
http://wsyachina.narod.ru/chemistry/elements_names1.html


Мне не понравилось, что славянское наименование одного из металлов, меди, производится от немецкого обобщающего названия металла "smida" при том, что название железа у славян самобытное. Получается, что железо славяне открыли сами, а давно известную в Европе медь (медный век был много раньше железного) - через немецких посредников-смитов, причём тогда, когда германцы уже знали и медь, и бронзу, и железо, раз уж у них было в ходу обобщение "металл".
Кроме того, названия цветов обычно образуются от предметов, обладающих этими цветами: бирюзовый, фиолетовый, оранжевый, коричневый. Поэтому хеттское слово "miti" со значением "красный" не обязательно является предком слова медь, оно может само означать "медного цвета".

Гипотеза о мидийском происхождении славянских слов, родственных слову "медь", оригинальна, но почему тогда этим словом пользуются только славяне - жители северных лесов Европы, жившие далеко-далеко от Мидии? А соседи - носители языков иранской группы - называют медь "mis". Что-то тут не так.
Начнём самостоятельное расследование.

Цитата из http://ru.wikipedia.org/wiki/ :
"Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка). Сплавлять медь с другими металлами для получения бронзы тогда не умели. В некоторых культурах самородки после ковки прогревали, что приводило к уничтожению межкристаллических связей, делающих металл хрупким. Низкое распространение меди в энеолите связано, в первую очередь, с недостаточным количеством самородков, а не с мягкостью металла — в регионах, где меди было много, она быстро стала вытеснять камень. Несмотря на свою мягкость, медь имела важное преимущество — медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново."

Починить - значит исправить дефект, а дефект на латинском будет называться "mendum", а от него потом произойдёт английское "to mend" ("чинить"). Есть соблазн увязать эти дефекты и починки со словом "медь".

Цитата из http://riga-tur.ru/page.php?20 :
"Необычные для современного русского языка звуки "кь" (близко также к "ть") и "дь" (близко к "гь") представляют ещё одну трудность для изучения. А ведь лет 800 назад такие звуки были по крайней мере в новгородском диалекте русского языка и даже отражались на письме в виде чередования кь и ть (в летописях того времени "полки руссКИе" писали как "полки русТИи"). В современных славянских языках эти кь и ть тоже встречаются - например, в македонском языке."
В новгородском и псковском диалектах древнерусского "дожДЬ" звучал, как "дъжГЬ" (Фасмер).
Аналогичное чередование связывает, например, и литовское KEturi с греческим TEtores - это слова со значением "четыре".

"Мягкий" по-польски – "mi(en)kki", наряду с лужицкими и полабским языком, польский язык сохранил много архаичных звуков и является одним из наиболее близких языков к древнему праславянскому языку. Самородная медь была первым "мягким камнем", который можно было ковать – "мять". Поэтому логично думать, что слово "медь" (изначально что-нибудь вроде "*mi(en)gь" в праславянском) произошло от мягкости меди (с чередованием "гь-дь": "*mi(en)gь", далее -> "*mendь" -> "mendum" в латинском и -> "медь" в славянских). Архаичный звук, промежуточный между "гь" и "дь", сохранился в венгерском языке, он обозначается буквами "gy".
Аналогичное происхождение имеют слова "металл", "медаль": по-латински "мягкий" – "mitis", а по-валлийски (по-кимрски) – "meddal", то есть и "металл" значит "мягкий", т.е. "ковкий". Далее идут все вышеперечисленные "кузнецы-смиты", занимающиеся "смяткой металлов". Приставка "s" уже наблюдалась нами в некотором количестве английских слов: skate, snake, stick и т.д. –не вызывет удивления её наличие и в слове smith.

Где же могло возникнуть самобытное славянское название меди? Славянское - потому что балтские названия меди (в литовском медь "varis", в латышском - сходно) не родственны слову "медь", хотя наименования железа в балтославянских языках родственны друг другу.
Идём по ссылке http://www.kondopoga.ru/_dostopr/?D10.php и обнаруживаем, что, оказывается, уже в конце 4 тысячелетия до нашей эры в Заонежье находили самородную медь и занимались её обработкой! Особенно этому процессу помогло катастрофическое землетрясение 2200 г. до н.э. Может, это и объясняет самостоятельный термин для меди в славянских языках – ведь именно в это время происходила экспансия культуры Шнуровой Керамики (Боевых Топоров) на севере Европы. Ищем подтверждения роли меди в этой культурной общности.

http://mrunar.narod.ru/history/eu_3/eu3_3.htm, В.С. Титов:
"Во многих регионах Европы начало металлообработки и металлургии меди связано с культурами шнуровой керамики. Естественно, что в тех культурах шнуровой керамики, которые пережили рубеж III и II тыс., металлургия и металлообработка более развиты и масштабны. Так, в наиболее восточных культурах - фатьяновской и среднеднепровской - найдено довольно много медных украшений, в том числе шейные гривны, очковидные подвески, браслеты, перстни, а также оружие - вислообушные топоры и наконечники копий."

Итак, медь широко применялась "шнуровиками" в конце 3 тысячелетия до н.э.! А термины для обозначения меди у германцев и кельтов не родственны славянским. То же мы увидим с названиями железа: у балтославян – одна группа родственных наименований, у кельтов и германцев – другая. Современные кельты и англичане пользуются латинским наименованием меди, восходящим к топониму Кипр (так пишут в http://wsyachina.narod.ru/chemistry/elements_names1.html), а железо называют словом, восходящим к древнегреческому слову со значением "сильный" (ср. англ. iron, др.-ирл. iarn, кимр. haiarn "железо" и др.-греч. (h)ieros "сильный"). Немецкое Eisen ближе к санскритскому isirah "энергичный, сильный". Данные о названиях железа в языках германской группы и их родственных связях - из Online Etymology Dictionary. Однако наличие в санскрите слова isirah со значением "сильный" другимри словарями не подтверждается. Англо-санскритский словарь даёт санскритское слово, ещё более близкое к немецкому наименованию железа - ayasah.; санскритско-французский словарь даёт для слова ayas значения медь, бронза, металл вообще, а с 13 в. до н.э. - железо. В ряде источников пишут, что слова iron и Eisen кельтского происхождения: от isara - "крепкий, сильный" (http://www.chem.msu.su/rus/history/element/Fe.html), что тоже не подтвердилось доступными словарями, но вполне соответствует истории: начало железного века в Западной Европе связано с кельтами.

Таким образом, медь (и железо тоже!) предоставила нам ещё одно свидетельство непричастности предков германцев и кельтов к культуре Шнуровой Керамики, вопреки распространённому мнению. Вопрос о том, почему названия меди не родственны друг другу у балтов и славян (равно как у балтов и прочих народов), несмотря на сопричастность одной и той же культурной общности в 3 тысячелетии до н.э., я пока не исследовал. Возможно, балты были в большей степени связаны с культурой Шаровидных Амфор, интенсивно мигрировавшей на юг и юго-восток Европы в 3 тысячелетии до н.э. и бедной медными украшениями (см. выше ссылку на обзорную работу В.С. Титова):
"Хотя баденская культура и культура шаровидных амфор имеют разное происхождение, они обладают некоторыми общими чертами (разнообразие погребального обряда, ритуальные захоронения крупного рогатого скота, бедность медными изделиями и др.). Возможно, эти черты присущи всей эпохе III тыс."
В пользу прабалтской атрибуции культуры Шаровидных амфор косвенно свидетельствует и Ю.К. Кузьменко, он пишет: "Вполне вероятно, что именно так германцы называли тех западных балтов, следы пребывания которых (топонимы и гидронимы) сохранились до сих пор в областях к западу от Одера, см. выше."  (монография "Ранние германцы и их соседи", с. 171). Эта территория совпадает с занимаемой когда-то носителями культуры Шаровидных амфор.

Продвижение носителей культуры Шаровидных Амфор на юг, если они были прабалтами, могло бы объяснить, в частности, родство литовских слов со значениями "бык", "поросёнок", "мужчина", "соты", "поле", "серый" и ряда других соответствующим словам южных народов.


Рецензии
Медоцвет. Лат. aerosus [aes] "рудный, изобилующий медью" < aes, aeris "медь, бронза". aesar, aris (этруск.) бог.

aeruca [aes] искусственная патина (зеленоватый налёт на старой бронзе)
aeroides "воздухообразный, цвета воздуха, голубой"

Патина зелено-голубого цвета - цвет воздуха.
http://www.asia.ru/images/target/img/product/11/91/60/11916074.jpg

Нил Максиня   06.11.2011 19:04     Заявить о нарушении
Руда (металл) = греч. μετά "между, среди, в числе, вместе с" + ἄλλων (ἀλλοῖος "другой, иной") = среди других

μέταλλον "шахты, копи, рудники";
μεταλλεύω "копать, рыть, добывать из земли, выкапывать, раскапывать";
μεταλλεῖον "металл".


Нил Максиня   06.11.2011 19:44   Заявить о нарушении
Ещё один вариант этимологии слов iron, Eisen (железо)?

Георгий Тележко   06.11.2011 20:14   Заявить о нарушении
Обратите внимание на исторический порядок возникновения терминов: сначала должно появиться знание о материале, а потом о его руде и способе выкапывания, по-моему, так. Тем более, когда речь о меди, которую, точно, сначала находили в самородном виде, а не случайно из чего-то выплавили.
То есть название "медь", скорее всего, древнее греческого названия руды... тем более, что греки появились в начале 2 тысячелетия до н.э., а ранние изделия из меди на севере Европы датируются 4 тысячелетием до нашей эры. Греки еще не родились, не только не копали медь ))

Георгий Тележко   06.11.2011 20:19   Заявить о нарушении
Вот вам в помощь железо (iron) и медь.

шумер. urudu, uruda, urud: медь; металл (ùru 'светящийся объект' + dù, 'лепить').

Нил Максиня   01.04.2012 00:41   Заявить о нарушении
шум. umum "идея; знания; учение"

шум. uru4 "возделывать землю, пахать, культивировать". ἀρόω "пахать, возделывать, обрабатывать"

=zú, su1: зуб, зубы; вилка; колючка, шип; лезвие; слоновая кость; кремень, сланец; обсидиан, вулканическое стекло; природное стекло.

=zubu, zubi: серп (zú, 'кремень; зуб', + b [r], 'отрезать; отсекать')

Нил Максиня   01.04.2012 00:55   Заявить о нарушении
Спасибо, буду думать.
На первый взгляд, "зу" = "зуб" - свидетельство древних контактов праславян и шумеров у Кавказа. С другой стороны, таких слов должно было бы быть много, если уж и зубы общие...

Георгий Тележко   01.04.2012 02:21   Заявить о нарушении
шум. eme: язык; речь; борозда плуга

Немой - не+eme - без языка

Нил Максиня   01.04.2012 14:25   Заявить о нарушении
шум. simug [SMITH] (396x: ED IIIa, ED IIIb, Ebla, Old Akkadian, Ur III, Early Old Babylonian, Old Babylonian) wr. simug "smith, metalworker" Akk. nappāhu

SMITH

Нил Максиня   05.07.2012 13:30   Заявить о нарушении
аккад. simtu, сопр. сост. simat, мн. ч. simâti - украшение

Нил Максиня   05.07.2012 13:33   Заявить о нарушении
шум. lud [TABLEWARE] wr. lud "an item of tableware, a cup or bowl; a metal tool" Akk. luţţu; nalpatu

Нил Максиня   05.07.2012 13:46   Заявить о нарушении
Вам не попадалось среди шумеро-аккадских слов слово со значением "мягкий". Может, "mug"?

Георгий Тележко   05.07.2012 21:21   Заявить о нарушении
mug [WOOL] wr. mug "low quality wool" Akk. mukku

Нил Максиня   05.07.2012 23:19   Заявить о нарушении
шерсть, конечно, мягкая.

Нил Максиня   05.07.2012 23:19   Заявить о нарушении
То есть, имеется шанс, что simug - сминающий.

Георгий Тележко   05.07.2012 23:30   Заявить о нарушении
Поэтому хеттское слово "miti" со значением "красный" не обязательно является предком слова медь, оно может само означать "медного цвета".

Гипотеза о мидийском происхождении славянских слов, родственных слову "медь", оригинальна, но почему тогда этим словом пользуются только славяне - жители северных лесов Европы, жившие далеко-далеко от Мидии? А соседи - носители языков иранской группы - называют медь "mis". Что-то тут не так.
Начнём самостоятельное расследование.

-------------

Медь - митаннийский металл. Наличие на севере Митанни металлов (медь, серебро, свинец) способствовало развитию ремесел: металло-обработки, оружейного, ювелирного дела. Митанни удачно располагалось на скрещении многочисленных сухопутных торговых путей и было окружено государствами с развитой культурой. Это и обусловило активное участие этого государства в торговле с Египтом, Сирией, Палестиной, Финикией, Хеттским царством.
Во главе государства стоял царь. Управление на местах осуществляли хазанну — „начальники поселений". Хозяин?

Ахмад, сын Мухаммада, внук Насра, говорит, что Бухара известна под многими названиями; в своей книге он называет этот город Нумуджкат, в других же местах я встречал название Бумискат. В некоторых книгах Бухара по-арабски называется "Мадинату-с-суфрийя" т.е. "медный город"; в других, тоже на арабском языке, этому городу присвоено название города купцов; но название "Бухара" известно более всех других. Old Turkic baqır "медь", тур. bakır "медь", русск. багровый. Аккадское paharu, шумерское báhar — гончар (массово встречается с 3000 г. до н.э.) < шумер. bar [wr. bar7 "to burn; to fire (pottery)" Akk. napāhu] "гореть, пылать, обжигать горшки". Хеттское pahhuwar, pahhur — огонь, пламя. Русск. вспыхнуть, пыхать, пышу, пышешь, и пыхаю, пыхаешь — дышать, обдавать жаром, быть жарким.

Шумер. bar [bar7 "to burn; to fire (pottery)"] ‘гореть, пылать’, bir [bir; bi-bi-re; bir9 "to scatter, disperse" Akk. sapāhu] ‘рассеивать, развеивать’, bir [bir7; bir6; bir9 "to shred" Akk. šarāţu] ‘кромсать, измельчать’. Англ. barley ‘ячмень’ [O.E. bærlic, originally an adjective, "of barley," from bere "barley" (from P.Gmc. *bariz, *baraz) + -lic "body, like." First element is related to O.N. barr "barley," and cognate with L. far (gen. farris) "coarse grain, meal;" probably from PIE *bhars- "bristle, point, projection"], bread ‘хлеб’[O.E. bread "bit, crumb, morsel; bread," cognate with O.N. brauð, Dan. brød, O.Fris. brad, M.Du. brot, Du. brood, Ger. Brot). According to one theory [Watkins, etc.] from from P.Gmc. *brautham, which would be from the root of brew and refer to the leavening. But OED argues at length for the basic sense being not "cooked food" but "piece of food," and the O.E. word deriving from a P.Gmc. *braudsmon- "fragments, bits" (cf. O.H.G. brosma "crumb," O.E. breotan "to break in pieces") and being related to the root of break. It cites Slovenian kruh "bread," lit. "a piece." Either way, by c.1200 it had replaced the usual O.E. word for "bread," which was hlaf] ~ др.-египет. berry ‘хлеб’; чадск. bur ‘мука’, груз. puri ‘хлеб (на квасе)’, лат. far, farris ‘хлеб (на корню или в зерне), полба; мука крупного помола; полбенный хлеб’. Англ. break ‘ломать, разбивать (на части); разрушать’ ~ шумер. bir [bir7; bir6; bir9 "to shred" Akk. šarāţu] ‘кромсать, измельчать’.

Древнее название города (Бухара) - Numizhkat (Нумиҷкат) (< др.-греч. νόμισμα "монета" + kot) - монетный город.

Proto-Altaic: *kòt`V ( ˜ k`-, -u-)
Meaning: village, locality
Russian meaning: деревня, местность
Turkic: *Kutu
Mongolian: *koto
Korean: *kót

Деньги. Происходит от др.-русск. деньга (в грам. 1361 г.), также тенка «монета» (Афан. Никит.). Заимств. из тюркск.; ср.: тат., чагат. täŋkä «деньги; серебряная монета», чув. täŋgǝ, казах. teŋgä, монг. teŋge, калм. tēŋgn̥ «мелкая серебряная монета». Источник этих слов искали в ср.-перс. dāng, нов.-перс. dānag «монета», др.-перс. δανάκη (Гераклеид в «Etym. Magn.»).

Надо было искать в китайском! Кит. 铜 [tóng] "медь; медный". Деньга - это медяк.

Нил Максиня   18.06.2013 16:52   Заявить о нарушении
Никто не спорит, что медь - митаннийский (по Трубачёву, митанни - потомки меотов и предки мидийцев) металл. Но каким боком он митаннийский не для ассирийцев, шумеров и т.п., а для славян с их медью?

Георгий Тележко   18.06.2013 16:56   Заявить о нарушении
Велесова книга четко говорит о присутствии предков славян в Передней Азии. С 50-х гг. VII в. до н. э. скифы достигают зенита своего могущества в регионе, фактически превратив мидян в вассальное царство, а затем участвуя в войнах против Ассирии, отвоевав у последней множество областей, затем совместно с мидянами полностью разгромив Ассирию. После падения Ассирии скифы фактически теряют контроль над усилившимся Мидийским царством, чей царь Киаксар, отягощенный влиянием скифов, предательски уничтожил скифских вождей.

ВК описывает избиение и уничтожение вождей русов Киаксаром:

В те же времена не было у нас единства, и были мы с вами как овцы без Влеса. Он ведь сказал нам, что надобно нам ходить прямо, но никогда не криво, а того мы не послушались. Так Парсы убрали большую часть Русов, почтив Набсура. Не остерегались ведь они врагов, и так напали те на них и до мору звъта, и пошли они клонить головы свои под вражеские бичи. Тогда-то сильные враги напали на всех трех. А те-то пошли с говядами на заход Сурьи и там пропали. Наши же люди пошли под Набсура царя. А после того-то пошли на солнце Египетское. Долго пришлось тем годам порабощения длиться. И так пришел день, и Русы убежали от Набусара царя — Парсы же не пошли за ними.

Увахшатра (греч. Киаксар) — царь Мидии в 625—585 до н. э., сын царя Фравартиша. Дочь Увахшатры царевна Амухеан — жена Навуходоносора. Геродот описывает Увахшатру как гораздо более воинственного, чем его предшественники на мидийском троне, первым разделившим мидийское войско по видам оружия и каждому отряду — копьеносцам, лучникам и всадникам — приказал действовать отдельно (до этой реформы войско мидийцев было смешанным). Укрепив таким образом войско, Увахшатра приступил к завоеваниям. Он выступил против Ассирийского царства, чтобы отомстить им за смерть отца — Фравартиша и разрушить Ниневию, столицу ассирийцев.
Но когда Увахшатра начал осаду Ниневии, в пределы Мидии неожиданно вторглись из-за Кавказского хребта скифы под предводительством их царя Мадия. Мидийское войско было разбито, и Увахшатра был вынужден на несколько лет подчиниться Мадию. Скифы полностью разграбили страну и наложили на мидийцев тяжёлую дань. Однако Увахшатре удалось сбросить скифское иго благодаря хитрости — он пригласил вождей скифов на пир и напоил их допьяна, а потом велел всех предать смерти.

Нил Максиня   18.06.2013 18:41   Заявить о нарушении
Греч. μέσος — средний + ποταμός — река ---> «Междуре́чье»

Митанни находилась между Тигром и Евфратом в их верхнем течении. Лат. medius "находящийся посреди, средний; срединный, центральный". Медиана, Срединное царство. Митанни населяли семиты и хурриты. Этноним «хурриты» («Hurraiwa») имеет прозрачную этимологию - «люди гор». Ну чем не Хорваты? А ВК говорит, что убежали они из плена к Карпатской горе.

Белые хорва́ты — восточнославянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Белые Хорваты жили в области, которая сейчас называется Верховина. Этноним «белохорваты» встречается у Константина Багрянородного, который дал описание жизни и истории хорватов. Этноним «белые хорваты» известен в «Повести временных лет»: «А се ти же словѣни: хорвате бѣли и серьб и хорутане».

Верхови́на (укр. Верхови́на) — народное название высокогорной зоны в пределах Украинских Карпат. Этот регион представляет собой водораздельную область Украинских (Лесистых) Карпат в верховьях рек Стрый, Днестр, и Уж с Латорицей. Малолесистая (полонины), с невысокими удобными перевалами (Ужоцкий, Верецкий и др.). В украинском языке словом «верховина» называют верхнюю часть чего-либо (гор, деревьев и пр.), а также высокогорные местности Украинских Карпат. Оно встречается в названиях других географических областей, например Стрийско-Санская Верховина и Воловецкая верховина.

中 [zhōng] 1) центр; середина; центральный; средний 2) внутри; в; среди 3) Китай.

В языке митанни - talami "переводчик, толмач". Tell me.

«Мид» – распространенный индоевропейский корень, означающий середину, центр и неоднократно использовавшийся в сакральной географии индоевропейцев. Мидгард – «срединная обитель» – центральное пространство, населенное людьми в мифологии скандинавов. Миде – центральная область древней Ирландии, в которой находилась столица и магический центр Ирландии – священный камень Фаль, громко вскрикивавший под тем, кто должен был стать законным королем Ирландии. «Магический центр» был известен и в Галлии, он носил название Медиоланум (Mediolanum) – «центр совершенства». Медина – священный город ислама, в котором в 622 г. пророк Мухаммед, бежавший из Мекки, был принят как правитель, также соотносится с идеей центра и верховной власти, как и столица древней Ирландии Миде. Корень «мед» («мид»), означающий понятие «центра» и, связанной с ним идеи власти, в индоевропейских языках, в некоторых случаях использовался и как основа для царского имени (фригийский Мидас, греческие Медон, Мед, Меда, колхидская Медея).
Одним из самых ранних индоевропейских топонимов, воплощающих идею центра силы и власти, являлось название царства Митанни, расположенного в северо-западной части Междуречья и игравшего исключительно важную роль в этом регионе в середине II тысячелетия. до н. э. Русское слово «между», выражающее идею серединного, центрального положения, происходит все от того же индоевропейского корня «med». http://zoroastrian.ru/node/378

Нил Максиня   18.06.2013 19:34   Заявить о нарушении
Не понял, кто в Передней Азии был русами - скифы?
Если можно, коротко.

Георгий Тележко   19.06.2013 17:54   Заявить о нарушении
Σκυθας τους Ρως

Первое упоминание у Иордана - племя Россоманов.

Нил Максиня   20.06.2013 20:29   Заявить о нарушении
др.-инд. sarbh- «бить, рубить, убивать».

Сербы, бойи, чехи?

Нил Максиня   21.06.2013 17:47   Заявить о нарушении