Старое поверье

                СТАРОЕ   ПОВЕРЬЕ

     Можно по-разному относиться к народным поверьям. Кто-то верит в них, а кто-то считает их - простыми совпадениями, но есть одно поверье, которое я помню с детских лет. Вот, о нём я и хотела бы рассказать.
     На Украине, в пятидесятые послевоенные годы в сёлах все хаты были под соломенными крышами. Даже сельсовет из общего ряда выделялся только тем, что солома была нынешнего урожая. От этой новизны дом казался веселее, торжественнее, плюс ко всему – красный флаг развевался над крыльцом.
     Хата, в которой я росла, стояла далеко от центральной дороги, глинобитная, приземистая, но тоже выделялась среди соседских хат своей пестротой, словно курочка пеструшка. А всё от бедности нашей. Отец наш сошёл в могилу, когда мне было – 9лет, а братишке – 6 лет. Мама, как не «вытягивала руки» на свиноферме, а «перемочь беду» ей никак не удавалось. Солома гнила, крыша протекала. Перекрыть бы крышу, да не на что. Просила соседа, деда Фёдора: крышу нам подлатать. Он вздыхал, жаловался на поясницу, да на меня с братом поглядывал. А на следующее утро мы просыпались от того, что на чердаке кто-то ходил и постукивал. К вечеру на потемневшей от дождей соломе появлялись светлые пятна. Это дед Фёдор, где протекало, новые снопы подвязал. Граблями причесал солому и заверил, что зиму мы перезимуем, а уж на следующий год…
     Чтобы было чем в следующем году «латать», мама часть огорода засевала рожью. Сама сеяла, глотая вдовьи слёзы. Одной рукой прижимала к себе решето с зерном, а другой, из горсти, словно мукой столешню присыпала, перед тем, как тесто раскатать, рассевала зерно по вскопанному огороду. Мы тоже помогали: ворон отгоняли, чтобы зерно не склевали, а то всходы будут редкими. А уж, когда мама граблями комья земли разбивала и разравнивала, мы стояли притихшие, смутно понимая, что это и есть самый важный момент: земля принимала зерно в свои объятья. А то, каков урожай  вырастет в следующем году на этом месте, одному Богу ведомо.
  По поверью: сеятелем должен быть мужик. Тогда и всходы будут хорошими, хлеба высокими и колос зерном выполнится. На колос у нас тоже теплилась надежда. Хоть ржаной, а всё же хлебушек Святой. Белый хлеб мама пекла только перед Рождеством. На Святой вечер, мама несла «за спасибо» поминальники кому-то из соседей-мужиков, за покойного мужа своего. А мы, дети, ели белый хлеб с такой радостью, нынешние дети и сладкие пряники так не едят…
     В годах шестидесятых село понемногу преображалось. Кое-кто, поднатужась,  строил новый дом и уже под черепицей. Соседи наши, что через дорогу, тоже себе хату перекрыли. Но рожь в своём огороде всё же сеяли каждый год. Но, несмотря на то, что сеятелем был мужик, рожь росла хиленькая, на много хуже нашей. Соседи понимающе кивали головами. Такую перемену объясняли просто: Бог сверху видит у кого какая крыша, тем и помогает. Это поверье бытовало и в других сёлах.  Так и говорили: будет расти жито - пока хата соломой крыта.
     Теперь о соломенных крышах в сёлах давно забыли. И под шифером стоят заколоченные дома, но то, что сиротам Бог помогает, люди помнят. Сами видели.

                15.04.11 г.


Рецензии
Спасибо за Вашу историю, которая меня взволновала.

–;–;–@

Поклонница Таланта   12.08.2012 23:38     Заявить о нарушении
Очень рада видеть Вас на своей странице!!!

Анна Боднарук   13.08.2012 00:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.