Канны - Собачий город

В этом году в Каннах подобралась компания из сильнейших режиссеров мира сего, на суд зрителей представили свои картины Ларс фон Триер, Гринуэй, Иствуд, Сокуров, Франсуа Озон, Бертран Блие, Гас ван Сент и другие выдающиеся личности. Пожалуй, одним из главных номинантов на золотую пальмовую ветку является лента скандального Ларса фон Триера (Европа, Идиоты, Танцующая в темноте) «Догвилль», или как еще можно перевести название фильма - «Собачий город». На фестивале уже ставший скандальным фильм представляет Николь Кидман, сыгравшая главную роль.

И как всегда Триер обманывая играет со зрителем. На смену гиперреализма ручной камеры и естественного звука пришел минимализм авангардной театральной постановки. Картина снята преимущественно в студийных павильонах с минималистическим декором в атмосфере телепостановки. Не смотря на это фильм не только не теряет динамизма и эмоциональной напряженности, а наоборот рельефно подчеркивает ее -  основной акцент в картине ставится на игре актеров и манипулированием со звуком и освещением.

Итак, Америка 30-х годов уже прошлого века, прекрасная девушка Грейс убегает из дому не в силах примириться с жестокостью отца, который работает бандитом. Беженка попадает в затерянный провинциальный городок Догвилль, жители которого предоставляют ей укрытие, но понятия о людской доброте сильно своеобразны в этом месте и кажущийся по началу приветливый мир затерянного городка оказывается еще более жестоким, чем дела ее отца. Нахлебавшись моральных и физических притеснений, Грейс не выдерживает издевательств новых «друзей» и взывает к своему кровавому папаше о защите. А ведь папа предупреждал непослушное дитя, что вокруг живут одни мерзавцы. И отец приезжает с бригадой подручный в тихий городок Догвилль, чтобы показать местным жителям что есть настоящая жестокость.
В этот раз Триер снял драму, переходящую в наполненный сарказмом триллер - фильм о вере человека в лучшую жизнь и о том, как эта вера разбивается о жестокую реальность. Режиссер заставляет зрителя переосмыслить концепцию добра и зла, ставит дилемму оправданной жестокости по отношению к бешенным собакам, а потом издевается над моральными выводами. Все сцены насилия показаны с гипердетализацией - жестко и не для слабонервных, хотя и с изрядной долей черного юмора.

Для зрителей в Каннах фильм представляется резким контрастом роскоши и благолепия фестивального городка, заставляет почувствовать эфемерность внешней благопристойности публики и самого понятия добра. Но не все так мрачно – Триер как всегда явственно эпатирует и дает это понять искушенному зрителю.

2003-05-19 для "СЕГОДHЯ"


Рецензии