Паук Кроненберг

Культовый канадский режиссер Дэвид Кроненберг вновь плетет вокруг невинного зрителя липкую паутину из искаженного сознания, меланхолии и подсознательных страхов. Название фильма весьма символично - после жертвенной «Мухи» (1986) и изящной бабочки (M. Butterfly 1993) режиссер переосмыслил концепцию бытия (eXistenZ 2000) и создал «Паука» (2002). Кроненберг в очередной раз не разочаровал любителей депрессивного кинематографа, показав запутанный сюрреалистический мир расщепленного разума.

Картина неторопливо повествует о человеке Деннисе Клеге по кличке «Паук», больном шизофренией, который вышел из психиатрической клиники и пытается адаптироваться к жизни среди нормальных людей. Деннис носит по четыре рубахи сразу, бродит по Лондонским окраинам проговаривая себе под нос неведомые заклинания, ведет дневник с только одному ему понятными записями и постепенно погружается в события далекого детства, которые повредили его рассудок. Он пытается распутать обстоятельства убийства отцом его матери из-за шлюхи, которую папа подцепил в местном баре. Вульгарная и развязанная проститутка внешне похожа на его мать, и вместе с тем является соседкой по дому, в котором теперь обитает Деннис. В больном сознании Паука пласты реальности, воспоминаний и фантазии смешиваются в фантасмагорическую картину его собственного мира, вернее его прошлого, таким причудливым образом, что Паук начинает заново переживать страшные события своего детства. В его больной голове зреет план мести за потерю матери – надо убить соседку. И Паук плетет паутину. Плетет в своей комнате из кусков шпагата, пока не наступает неожиданный, но вполне в духе Кроненберга, холодящий душу финал – намного хуже, чем потерять разум – это обрести его снова.

В мрачной пропитанной фрейдистскими мотивами атмосфере кафкианского кошмара, снятого в стилизации под пятидесятые года, повествуется о бегстве человеческого разума от страшной правды в психическое безумие. В метафорической форме через призму шизофрении Кроненберг показал проблему конфронтации личности со своим прошлым. Лента вполне вписывается в кроненберговскую эстетику персонажей с искаженными телами и душами, но это кино уже не только про метаморфозы личности. Как водится у Кроненберга, фильм насыщен скрытыми пластами, отсылками и поднимает намного больше проблем, чем кажется во время первого просмотра. Одна из них - проблема тотального одиночества человека на Земле, как в городской толпе, так и наедине с самим собой. Идеи солипсизма Джорджа Беркли всплывают в ультимативности реальности, созданной больным воображением. После погружения в гипнотическую канву психологического триллера зритель остается один на один с Пауком, который всегда живет в тебе. 

Фильм снят по одноименному роману Пэтрика МакГрата с бюджетом в 10 миллионов долларов. Мировая премьера фильма состоялась на 55-ом Каннском фестивале в мае 2002 года. Председателем жюри был Дэвид Линч - соратник Кроненберга по кинематографическому сюрреализму, однако, вопреки ожиданиям новый фильм Дэвида Кроненберга не получил наград. До широкого зрителя фильм, вероятнее всего, дойдет лишь в начале следующего года.

Для "СЕГОДНЯ"


Рецензии