Пролетая над домом дураков

В зоне боевых действий на чеченской границе стоит оставленная на произвол судьбы психбольница. В психушке живут брошенные врачами пациенты – люди с нарушенной психикой. Их дом – больница, им некуда уходить и они в меру своих умственных способностей обустраивают свой быт и даже избрали себе руководителя. А вокруг идет война между чеченскими боевиками и регулярными войсками российской армии. В канву фильма искусно вплетена любовная интрига - добрая, но придурковатая Жанна (Юлия Высоцкая) грезит о благородном принце - Брайане Адамсе.

Немного веселая, немного грустная лента “Дом дураков” рассказывает трогательную историю о дружбе, любви и торжестве добра среди душевнобольных. Главный образ картины – стирание грани между жизнью психинтерната и внешним миром. Более того, жизнь в интернате противопоставлена безумию окружающего мира. Возникает вопрос: кого в наши дни нужно считать более ненормальным – тихих сумашедших или военных и политиков? И получается, что обделенные умом люди могут иметь благородную душу.

С драмой Милоша Формана «Полет над гнездом кукушки» (1975) фильм роднит не только место действия, но и описание устройства внутренних отношений в среде психиатрического интерната. По заявлению режиссера Андрея Кончаловского – события фильма основаны на реальных событиях, и в картине снимаются настоящие душевнобольные и умственно отсталые людей, что призвано придать ощущение правды и достоверности повествованию.

Фильм обошелся в мизерные по западным масштабам деньги - общий бюджет картины составил менее двух миллион долларов. Фильм взял гран-при на закончившим свою работу 10 сентября венецианском фестивале. Успеху картины явно способствовала ее политкорректность в глазах иностранного зрителя: и чечен уж не такой и злой, и русский солдат легко находит общий язык с явным дебилом. Вроде бы фильм дает повод задуматься: что более присуще человеку - добро или зло, и заставляет сопереживать юродивым героям. Но получается, что спасение России в одной из ее основных бед – в дураках. Давайте все станем блаженненькими и все наладится…

В отличие от лубочной царской России, которую показал западному зрителю Никита Михалков, его брат Андрей решил добиться успеха представив современную Россию этаким дурдомом. Возникает ощущение, что именно для западного зрителя снимался этот вид с высоты птичьего полета на Дом дураков (читайте на Россию), для зрителя, который будет относится к жителям просторов СНГ как братьям меньшим. Впрочем, внедрена в фильм и сладкая пилюля для российского зрителя – единственный труп в картине – это литовский снайпер.

Вместе с тем, фильм довольно нескучный, смотрится легко, наивные придурки выглядят скорее забавными, чем уродливыми.  Возможно, вскоре фильм пустят в прокат, а через год покажут и по телевизору.

Для "СЕГОДНЯ"


Рецензии