Фоменковский бетон

Фоменковский бетон.
«Это явно сделано из бетона»!  Эту ритуальную фразу слишком часто приходится слышать из уст последователей Фоменко. Понять их можно – такая заманчивая картина: вместо того, что бы долго и нудно тесать камни  люди споро и с песнями  собирают опалубку и отливают бетонные колоссы, а потом тупые потомки ломают голову, как же это их мудрые предки умудрялись  создать это. И только они, постигшие всю мудрость мира, знают, что всё это было легко и просто. Заманчивая картина? Вот и попробуем разобраться, насколько всё так просто.  Я не буду обсуждать,  как геологи умудряются путать бетон и природные формации. Примем на веру, что это именно изделия из бетона и посмотрим. Насколько разумно вся эта идея выглядит с точки зрения технологии.  Меня давно гложет мысль о том, что  данные теоретики отливали только ледяные бутылочки по природоведению.
ЧТО ТАКОЕ «БЕТОН»?
Бетон - это искусственный камень, состоящий из четырех основных компонентов: воды, цемента, мелких и крупных заполнителей. Бетон -композиционный материал, получаемый в результате формования и твердения рационально подобранной бетонной смеси. То есть это смесь различных заполнителей с вяжущим веществом. Много ли было вяжущих веществ в древнем мире? В принципе, не особо и много: глина, гипс, известь… Но, глина имеет обратимую структуру и совершенно не подходит для любых бетонных отливок, хотя знаменитые ранние пирамиды Южного Египта созданы именно из этого природного материала.  Но в Египте дождей мало, так что  хорошо там. Не очень подходит в иных местах.  Гипс великолепно подходит для внутренней  отделки, но вот  при повышенной влажности  гипс становится подвижен и размывается водой.  Известь… Это основное вяжущее до появления портландцемента. Но она не подходит на роль бетонного вяжущего – для её твердения необходим контакт с воздухом , а в большом объёме она будет твердеть не один год.  А был ли бетон в древности?  Если нет подходящего вяжущего.  Как же римский цемент?
 Цемент (латинский  caementum — «щебень, битый камень») — искусственное неорганическое вяжущее вещество, как правило, гидравлическое, один из основных  строительных материалов.. При затворении водой, водными растворами солей и другими жидкостями образует пластичную массу, которая затем затвердевает и превращается в камневидное тело. В основном используется для изготовления бетонов и строительных растворов. В современном строительстве господствует портландцемент, вытеснив все остальные цементы в весьма узкие специальные ниши. Что же это такое?
«В качестве сырья для производства портландцемента используется смесь из известняка и глины. В редких случаях используется горная порода мергель, представляющая собой природную смесь известняка и глины в соотношении необходимом для получения портландцемента.
В XIX веке англичанин Аспдин на дороге, проходящей по мергелю, вблизи города Портленд, собрал дорожную пыль, сделал брикеты и обжог. Это и был первый портландцемент, и под этим названием Аспдин его запатентовал.
Цементные заводы имеют, как правило, собственные карьеры известняка и глины. Это позволяет выдерживать химический состав шихты с точностью до 0,1% , что очень важно для качества цемента.»
Вроде бы ничего сложного – кто мешал древним людям поступить также?  Да, сегодня обжиг шихты приводится во вращающихся печах, диаметром от 3,6 до 7 м и длиной 100 – 150 м. В зоне спекания поддерживается температура 1450 С0 . Продуктом спекания является клинкер, представляющий собой округлые гранулы диаметром 5 - 100 мм. Клинкер размалывается в шаровых мельницах до удельной поверхности 3000 см квадратных на 1 грамм. При помоле обязательно добавляется 5% двуводного гипса. Гипс выполняет роль регулятора сроков схватывания. Без гипса получается, так называемый, быстряк. Такой цемент схватывается мгновенно, и из него невозможно приготовить тесто. Вот оно  и первое препятствие – достаточно сложно представить подобный эксперемент, разве что его провели инопланетяне. Что было у Асплина? Опыт. Он знал, что есть гидравлические вяжущие. И получив быстряк, стал искать регулятор схватывания. 
«Все минералы клинкера взаимодействуют с водой с образованием новых соединений, называемых, гидратами. Гидраты образуют пространственную структуру, которая и создает цементный камень. Именно поэтому, если при изготовлении пенобетона, для приготовления смеси взять 400 кг цемента получится пенобетон большей плотности!
Цемент применяют для кладки кирпича, фундамента и др. Его используют для получения бетона, а бетон, в свою очередь, для получения железобетона. Железобетон используют в строительстве жилых домов, зданий и других сооружений, так как он обладает особой прочностью.»
Вот тут у меня возникает первый вопрос – почему же  бетон вообще не вытеснил штучные материалы? Даже сейчас. И неужели эти причины не действовали в древности, где, по словам фоменковцев, из него отливали всякую ерунду?  Так был ли гидравлический цемент в древности? Да. Самый известный – римский. Хотя, их самое знаменитое  бетонное сооружение – клоака  максима, создали этруски. Видимо и технологию бетона попала в Рим из того же источника. Что же оно из себя представляло? Канал три на четыре и длинной около ста метров. Позже её перекрыли арочным сводом.  По теперешним временам вполне рядовое сооружение – при Союзе таких клоак в каждом колхозе были тысячи. Но, это говорит о том. Что такое сооружение было настолько выдающимся, что слава о нём прожила 2000 лет. Это говорит о том, что сооружение в примерным объёмом 500 кубометров бетона, было ГРАНДИОЗНЫМ.  Как же его делали? Из извести. Римляне подмешивали к извести определённые материалы для придания ей гидравлических свойств. Это были:
• пуццоланы (отложения вулканического пепла Везувия);
• дроблёные или измельчённые кирпичи;
• трасс, который они нашли в районе г. Эйфеля (затвердевшие отложения вулканического пепла).
Несмотря на различия, все эти материалы содержат в своем составе оксиды: диоксид кремния SiO2 (кварц или кремнекислота), оксид алюминия Al2O3 (глинозём), оксид железа Fe2O3 — и вызывают взаимодействие с ними извести; при этом происходит присоединение воды (гидратация) с образованием в первую очередь соединений с кремнезёмом. В результате кристаллизуются нерастворимые гидросиликаты кальция. В средние века было случайно обнаружено, что продукты обжига загрязнённых глиной известняков по водостойкости не уступают римским пуццолановым смесям и даже превосходят их. После этого начался вековой период усиленного экспериментирования. При этом основное внимание было обращено на разработку специальных месторождений известняка и глины, на оптимальное соотношение этих компонентов и добавку новых.
Как видим, даже зная, что есть цемент, что он состоит из извести и глины, понадобилось огромное количество экспериментов, прежде чем, создать портландцемент.

Только после 1844 года пришли к выводу, что, помимо точного соотношения компонентов сырьевой смеси, прежде всего необходима высокая температура обжига (порядка 1450 °С, 1700 K ) для достижения прочного соединения извести с оксидами. Эти три оксида после спекания с известью определяют гидравлические свойства, и их называют оксидами, обусловливающими гидравличность (факторами гидравличности).
Цемент получается при нагревании гашёной извести и глины или других материалов сходного валового состава и достаточной активности до температуры 1450 °С. Происходит частичное плавление, и образуются гранулы клинкера. Для получения цемента клинкер перемешивают с несколькими процентами гипса и тонко перемалывают. Гипс управляет скоростью схватывания; его можно частично заменить другими формами сульфата кальция. Некоторые технические условия разрешают добавлять другие материалы при помоле. Типичный клинкер имеет примерный состав 67% СаО, 22% SiO2, 5% Al2О3, 3% Fe2O3 и 3% других компонентов и обычно содержит четыре главные фазы, называемые алит, белит, алюминатная фаза и ферритная фаза. В клинкере обычно присутствуют в небольших количествах и несколько других фаз, таких как щелочные сульфаты и оксид кальция.
Алит является наиболее важной составляющей всех обычных цементных клинкеров; содержание его составляет 50-70%. Это трехкальциевый силикат, Са3SiO5, состав и структура которого модифицированы за счет размещения в решетке инородных ионов, особенно Mg2+, Al3+ и Fe3+. Алит относительно быстро реагирует с водой и в нормальных цементах из всех фаз играет наиболее важную роль в развитии прочности; для 28-суточной прочности вклад этой фазы особенно важен.
Содержание белита для нормальных цементных клинкеров составляет 15-30%. Это двукальциевый силикат Ca2SiO4, модифицированный введением в структуру инородных ионов и обычно полностью или большей частью присутствующий в виде ;-модификации. Белит медленно реагирует с водой, таким образом слабо влияя на прочность в течение первых 28 суток, но существенно увеличивает прочность в более поздние сроки. Через год прочности чистого алита и чистого белита в сравнимых условиях примерно одинаковы.
Содержание алюминатной фазы составляет 5-10% для большинства нормальных цементных клинкеров. Это трехкальциевый алюминат Са3Al2O6, существенно измененный по составу, а иногда и по структуре, за счет инородных ионов, особенно Si4, Fe3+, Na+ и К+. Алюминатная фаза быстро реагирует с водой и может вызвать нежелательно быстрое схватывание, если не добавлен контролирующий схватывание агент, обычно гипс.
Ферритная фаза составляет 5-15% обычного цементного клинкера. Это — четырехкальциевый алюмоферрит Ca2AlFeO5, состав которого значительно меняется при изменении отношения Al/Fe и размещении в структуре инородных ионов. Скорость, с которой ферритная фаза реагирует с водой, может несколько варьировать из-за различий в составе или других характеристиках, но, как правило, она высока в начальный период и является промежуточной между скоростями для алита и белита в поздние сроки.
Так что:
цемент - (в переводе с латинского «битый камень или щебень») — один из основных строительных материалов; гидравлическое минеральное вяжущее, приобретающее при затвердевании высокую прочность, также используемое при изготовлении бетона. Его называют гидравлическим, поскольку набор прочности и затвердевание происходит в воде; полученные из цементных минералов и воды твердые соединения водостойки, то есть нерастворимы в воде. Его называют минеральным, поскольку исходные материалы, используемые для его получения, — минеральной природы (горные породы или продукты их выветривания).
Слово цемент — очень древнего происхождения. Его использовали еще в Древнем Риме, но тогда цементом называли толченый кирпич или камень. Такой цемент при смешивании с гашеной известью позволял получать очень хороший материал для кладочных растворов и бетонов. В его качестве можно легко убедиться, осмотрев уцелевшие с римских времен памятники, особенно контактирующие с водой: акведуки, пристани и другие портовые сооружения. Раствор в них сохранился великолепно, местами даже лучше, чем природный
В более поздние времена термин «римский цемент» закрепился именно за такой смесью извести и добавки. Затем, с появлением других вяжущих материалов, цементом стали называть любое вещество, способное при некоторых манипуляциях переходить из дисперсного состояния в камневидное. Во времена промышленной революции цементов было изобретено множество. Их обилие облегчало выполнение различных специальных строительных работ, но при этом значительно усложняло классификацию, так как цементы готовили из разных по химической природе компонентов, и твердели они различными способами.
Откуда взялась приставка «портланд»? Из Англии, где существует одноименный город, в окрестностях которого издавна добывали строительный камень однородно серого цвета. Инженер-строитель Аспдин (Аспден) наверняка был знаком с этим материалом, и поэтому, когда он рассматривал только что полученный им цемент, не смог удержаться от сравнения: по прочности и цвету искусственный камень не отличался от природного. Сходство настолько поразило изобретателя, что в заявке на патент, поданной в 1824 г., он назвал свое детище портландским цементом.
Таким образом, официальная история производства современного портландцемента началась на излете первой четверти XIX века. А первые попытки создать материал, по водостойкости сравнимый с римским цементом, начались в Европе на 200 лет раньше. Основным компонентом настоящего высококачественного римского цемента была пуццолановая пыль (лат. pulvis putceolanus) — чудодейственная приправа, превращавшая слабый и нестойкий известковый раствор в прекрасное вяжущее, простоявшее тысячелетия. Римляне в полной мере осознавали ценность этой добавки, поэтому всюду искали вулканический пепел, а если не находили — завозили пуццолану из метрополии. Но даже у Римской империи с ее прекрасными дорогами не было возможности обеспечить пуццоланой многочисленные стройки в отдаленных провинциях, поэтому приходилось использовать подручные заменители. Качество от этого, безусловно, страдало, культура строительства снижалась. Совершенно очевидно, что низкокачественный, медленно твердеющий раствор не мог удовлетворить запросов бурно развивающейся промышленности. А потому уже в XVII веке в развитых европейских странах изо всех сил искали новый цемент. Особенно остро в нем нуждались Англия и Голландия с их огромной береговой линией, которую необходимо укреплять, и множеством портов, которые нужно строить и ремонтировать.
Голландцы первыми начали использовать в строительных растворах тонкомолотый рейнский трасс — вулканический туф, по составу подобный пуццолане, но более плотный, слежавшийся за миллионы лет и поэтому менее активный. У англичан трасса не было. Но у них были наблюдательные инженеры, которые заметили, что если обжигать в известь не чистый белоснежный известняк, а менее качественные, загрязненные породы желтоватого или зеленоватого цвета, то получается известь более стойкая. Первым на это обратил внимание Смитон, строивший в 1756 г. Эдистонский маяк. Полученная им известь гасилась с трудом, но зато растворы на ее основе неплохо твердели даже под водой, за что новый материал получил название «гидравлическая известь».
Развивая идею получения гидравлической извести, англичанин Паркер обжигал на известь различные местные известняки с примесями. В 1796 г. он столкнулся с новым явлением: «глинистые почки» с о. Шеппи, будучи обожженными на известь, при контакте с водой не гасились. Но измельченный продукт обжига при смешивании с водой довольно быстро схватывался (гораздо быстрее, чем твердела известь) и набирал прочность гораздо более высокую, чем известь. Вдохновленный успехом изобретатель не без претензии назвал свое детище «римским цементом». По современной классификации смесь так и называется: «романцемент», и от него всего один шаг до настоящего, классического портландцемента. А те самые «глинистые почки» оказались не чем иным, как мергелем — природной смесью мела и глины, который и сегодня охотно используют производители цемента. Но месторождения мергеля достаточно редки. Для широкого распространения производства необходима более универсальная сырьевая база, реализуемая на местных источниках. Решающий прорыв в этом направлении принадлежит французскому ученому Викa (кстати, его именем назван прибор для определения сроков схватывания цементного теста). Он открыл, что для повышения гидравличности извести известняк перед обжигом нужно смешивать с глиной, причем существует область оптимальных соотношений, позволяющая получать цемент высокого качества. Именно Викa первому удалось получить синтетический цемент, сырье для которого приготовлялось искусственно, путем смешения нескольких компонентов.
Используя такую серьезную эмпирическую и теоретическую базу, Аспдин первым сумел поставить производство цемента на индустриальные рельсы, и новая отрасль промышленности начала стремительно развиваться. Уже к 50-м годам XIX века цементы, аналогичные запатентованному Аспдином портландцементу, широко производят в Англии, Германии, Франции и других европейских странах, причем к указанному времени их качество заметно выросло, приближаясь к уровню современных рядовых портландцементов. Историческое название закрепилось, и сегодня его носят все продукты, получаемые путем совместного помола портландцементного клинкера, сульфата кальция и специальных добавок.
Как видим, всё было не так уж и просто. Но, допустим, что древние люди каким то образом прошли этот тернистый путь. Тем более, что подобный рецепт применялся в Междуречье ещё 6000 лет назад. Почему? Потому. Что у них было развито кирпичное производство. И им надо было утилизировать старый кирпич. Кирпичный бой смешивали с известью и бутовали в кирпичную кладку.  Римляне тоже активно использовали кирпич и у них возникали те же проблемы. То есть, для них бетон начался не как отдельная технология, а как способ УДЕШЕВИТЬ строительство! А в чём собственно дело? Для обжига куба кирпича надо было затратить примерно 2 куба дров. На известь примерно удвоенный расход топлива. Именно в этом причина того, что даже сейчас бетон не вытеснил кирпич – дешевле. А бетон использовали только там, где без этого не обойтись – так, даже при строительстве Коллизея, использовали на арене бетон куда менее водостойкий,  чем в портовых сооружениях: арену заливали водой не часто. И это на строительстве сооружения, где денег то особо не экономили!  Что уж говорить о всех прочих сооружениях. Но, тут возникает иной вопрос: раз бетон – экономия, то почему же римляне так активно использовали арки? Вот отлили бы просто перемычки и перекрывали проёмы. Ведь арка достаточно затратное изделие! Более того, не смотря на тяготение к ордерной архитектуре, римляне активно применяли своды. Почему? Вот взяли бы и просто отлили перекрытия!  Может это было просто дорого? Ведь отлили же купол Пантеона! Отлили. Но, почему то все упускают из виду. Что это КУПОЛ. То есть конструкция где ВСЕ нагрузки сжимающие! А в перемычке и плите большая часть нагрузок РАССТЯГИВАЮЩИЕ.  Римский бетон просто не в состоянии противостоять растягивающим нагрузкам. Для этого нужен железобетон. А без арматуры бетон по прочности  сравним с известняком. И пошлый греческий мрамор на изгиб ПРОЧНЕЕ бетона. Эту же мысль подтверждает достаточно красноречивый факт: ни кто не видел бетонных римских крепостей.  Есть крепости из кирпича – причём те же греки  крепости стоили тоже из кирпича, потому что кирпичные стены лучше противостоят ударным нагрузкам таранов.  Это ещё один вариант ответа, почему: бетонные стены крепостей будут рушатся большими кусками, в отличии от кирпича, который крошится только в месте удара. Но римская архитектура явно тяготела к греческим образцам. Это позволяет задать вопрос: могли ли римляне изготавливать из бетона горизонтальные элементы ордера?  И я вынужден ответить, что да, могли. Они изготавливали великолепные мраморные плиты, которые можно было собирать в коробки и заливать их бетоном, получали великолепные, длинные мраморные балки! Всё просто и красиво.  Как у Фоменко. Вот только беда – прочность её будет не выше, чем прочность известняковой балки. По этому римляне предпочитали не возится с бетоном, а использовать арочные и купольные своды. На основе объединения архитравных и сводчатых перекрытий в Риме возник архитектурно-декоративный мотив ордерной аркады, применявшийся наряду с колоннадой для оформления фасадов базилик, театров и других сооружений.  От греческой архитектуры римская отличалась несравненно большим масштабом строительства, большим разнообразием типов построек, среди которых преобладали общественные здания, и гораздо большими размерами сооружений. Римские сооружения возводились из кирпича в сочетании с известковым бетоном и снаружи и внутри облицовывались штукатуркой, камнем или цветным полированным мрамором. В центре Рима находились примыкавшие друг к другу общественные и торговые площади — форумы (где размещались храмы и базилики), театры и амфитеатры (цирки), триумфальные арки и другие сооружения. Форум представлял собой большой прямоугольный участок типа двора, обрамленный со всех четырех сторон колоннадами. По оси форума возвышался большой многоколонный коринфского ордера храм, напоминающий греческие, но с укороченными боковыми фасадами. Кроме того, вместо стилобата здесь был так называемый подиум — пьедестал с лестницей только на главном фасаде.
Один из самых хорошо сохранившихся памятников архитектуры древного Рима - Пантеон, оказал огромное влияние на американских и европейских архитекторов, начиная с эпохи Ренессанса и вплоть до XIX столетия
Римские ансамбли в отличие от греческих, в частности форумы, как правило, имели симметричную планировку.
Особенности древнеримской архитектуры жилых домов
Дома состоятельных жителей древнего Рима состояли из двух половин — приемной и частной, семейной. Центром первой из них был атриум — зал с прямоугольным сквозным отверстием в центре перекрытия. По углам этого отверстия ставили четыре колонны, поддерживающие потолок. За атриумом находилось помещение типа гостиной - таблиниум. Позади таблиниума располагался перистильный (от греческого peristylos - окруженный столбами), прямоугольный двор , сад, площадь, окруженная с 4 сторон крытой колоннадой — центр интимной половины дома. Стены атриума, и таблиниума украшались фресками.
Если главными чертами греческой архитектуры были классическая простота, благородство и строгость, то в римской - парадность и величественность .
Римляне восприняли все греческие архитектурные ордера, но применяли в большинстве случаев коринфский. Они использовали архитравные перекрытия, но помимо того, ввели сводчатые перекрытия, которые получили у них широчайшее распространение.
Из сводов использовались: коробовый,  крестовый  и купольный.  А что такое ордер?
Ордер - сочетание вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных несомых частей (антаблемента) архитектурной конструкции, их строение и художественное оформление.

В трактате “Идея всеобщей архитектуры” В. Скамоцци называет ордер отражением космического порядка, созданного богом. Здесь же впервые появляется сам термин “ордер” (от лат. ordo — порядок). Эта теория небесного происхождения ордера подкреплялась гипотезой о его применении в библейском Иерусалимском храме.

Два из трех основных ордеров (ионический и дорический) возникли уже в VI в. до н.э., т.е. в эпоху архаики. Коринфский оформился позднее, в начале IV в. до н.э. как результат преобразования архаического эолийского ордера. Однако первое словесное описание ордеров было сделано только в конце I в. до н.э. римским архитектором Витрувием. В трактате “Десять книг об архитектуре” к трем основным греческим ордерам он добавляет еще и тосканский (названный в честь этрусков, или тусков). Он же определил характер каждого ордера. Дорическими нужно было делать храмы могучих и мужественных богов (Марс, Геркулес, Минерва). Нежный коринфский ордер посвящать Венере и Флоре, а ионический Юноне и Диане. Впервые ордера начали соотноситься с физическим типом человека: дорический — могучий герой, коринфский — стройная девушка, а ионический — изящная женщина.

В Древнем Риме трактат Витрувия служил еще чисто практическим наставлением. Подлинная его слава начинается в Италии XV в. Инициатором восстановления ордера традиционно считается Флиппо Брунеллески. Начал он с обмеров и описаний античных памятников, а закончил включением ордера в собственные постройки. Уже в XV в. начал формироваться канон европейской архитектуры, просуществовавший до XIX в. И основой этого канона становится ордер. Символические трактовки ордера при этом изменились. Так, например, итальянский архитектор Филарете рассуждал о библейском Адаме, изгнанном из рая, и прикрывавшем от дождя ладонями голову, как прообразе здания с крышей. Многоярусные ордерные колоннады выступают у Филарете как архитектурный образ сословной иерархии. В основании расположен самый “низкий” ордер (здесь ионический), изображающий простых крестьян. На него опирается более “благородный” — дорический, который тоже несвободен от обязанности несения. И, наконец, наверху находится “самый благородный” — коринфский, символизирующий высшую знать, приближенную к государю.
Интересно также, что вопреки Витрувию, у которого модулем ордера является “стопа” колонны (нижний диаметр), Филарете за основу берет высоту капители, которая символизирует голову человека. В этом отразилось представление о превосходстве духа над телом. Тогда же Л.Б. Альберти советует архитекторам в храмах использовать более массивные пропорции, в то время как в гражданских постройках — более изящные ордера. А Лука Пачоли уже в самом конце столетия призывает к употреблению причудливых веретенообразных колонн, сужающихся верху и внизу.

В XVI в. ордерный канон окончательно оформился. Появился композитные ордер (сочетание ионического и коринфского). Окончательно узаконилось соотношение ордеров (снизу вверх: тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный). Одновременно каждый ордер становится атрибутом какой-либо группы христианских святых и его рекомендуют применять в посвященных им церквах. Однако, в Италии XVI века формируется и оппозиция ордеру. В Риме возникает Академия гнева, участники которой пытаются найти внеордерные конструкции. Между сторонниками и противниками ордера разгорается настоящая борьба. Появляется необходимость в теоретической защите ордера.

В XVI в. возникли идеи об отходе от канонических пропорций с учётом специфических условий места и среды при проектировании ордера. Французский архитектор Делорм предлагал “древесный” ордер со стволом, подобным необработанному, узловатому стволу дерева. Родилась идея “французского” ордера, чей ствол обработан рустом. В Германии появилась идея происхождения тосканского ордера от мифического праотца немцев, великана Тускана. В целом же, значение ордерной системы для архитектуры в XVI в. сравнивали с ролью грамматики при изучении латыни.

В XVII в., когда архитектурным центром становится Франция, начинается мощное эллинофильское движение, считавшее высшим достижением зодчества формы, выработанные в Древней Греции. Одновременно ордер стараются освободить от всех дополнения и изменений, считая их порочными (убирают тосканский и композитный ордера, базу в дорической колонне и др.). Тогда же начинают четко различать понятия “быть прочным” и “выглядеть прочным” — т. е. появляется осознанное выделение тектоники в самостоятельную дисциплину. В связи с этим разгорается известная полемика “древних и новых”, суть которой составляет вопрос: сохраняет ли античное наследие значение идеала и образца или оно оказалось превзойденным достижениями искусства последующих времен? Споры охватили не только архитектуру, но все искусство и даже общественную жизнь.
1.2 Античные ордерные системы
Классическая система сложилась в Древней Греции как закрепленная традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Основные ордера, получившие название от греческих племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Позже архитекторы Рима позаимствовали у греков все ордера, дополнив своими: тосканским и композитным.

Тосканский ордер — прочный и тяжелый на вид из пяти ордеров римской системы (правила его построения изложены у Витрувия, I в. до н. э.) в греческой системе ордеров отсутствует. Часто рассматривается как вариант дорического ордера, к которому близок по форме и пропорциям. Форма тосканского ордера заимствована из архитектуры этрусков (тусков), откуда и происходит его название. Он символизировал физическую мощь и силу, а потому применялся главным образом в хозяйственных и военных постройках. Тосканскому ордеру уделялось место в первом этаже, где он зримо демонстрировал сопротивление тяжести, лежащей сверху.

Дорический ордер — самый прочный и тяжелый на вид из трех архитектурных ордеров в греческой системе, откуда он берет начало; второй по прочности после тосканского в римской системе ордеров. В архитектурно-теоретических трактатах со времен Витрувия дорическую колонну было принято интерпретировать как образ героя, а сам ордер — как выражение его силы, духовной и физической. Такая символика обычно ограничивала употребление дорического ордера в постройках, назначение которых с нею гармонировало. Сочетаясь на одном фасаде с другими ордерами, дорический ордер как «тяжелый ордер» помещался преимущественно внизу.

Ионический ордер — один из ордеров, общих для греческой и римской систем. В градации по степени тяжести и легкости занимает среднее положение между более сильным и тяжелым дорическим и более стройным и легким коринфским ордерами. У Витрувия ионическую колонну принято было интерпретировать как образ прекрасной зрелой женщины, а ионический ордер — как выражение ее грации. Эта символика ограничивала применение ионического ордера. Сочетаясь на одном фасаде с другими ордерами, ионический ордер, будучи ордером средней тяжести, располагался выше тосканского и дорического, но ниже коринфского и композитного ордеров.

Коринфский ордер — самый легкий и стройный из трех ордеров греческой системы. Менее определенным по признаку тяжести и легкости является его место в римской системе. Во времена Витрувия коринфскую колонну было принято интерпретировать как образ прекрасной девушки, а сам ордер — как выражение ее нежности и чистоты. Поэтому его применяли в постройках, чье назначение прямо или косвенно связывалось бы с таким символическим содержанием. В многоэтажных постройках легкий коринфский ордер занимал преимущественно верхнюю позицию.

Композитный ордер — архитектурный ордер, разработанный в Древнем Риме в дополнение к уже существовавшим греческим ордерам. Его пропорции во всем совпадают с коринфским ордером. Капитель коринфского стиля может быть дополнена четырьмя ионическими волютами, иногда в нее вводятся рельефные детали, скульптурные изображения. В более широком смысле композитными называют любые смешанные ордера.

В архитектурной практике, начиная с античности и особенно в последующие эпохи, различные ордера свободно сочетались друг с другом, их пропорции и детали варьировались, изменялись. В основе оформления фасадов и интерьеров памятников архитектуры классицизма и барокко лежит ордерная система.
И, что заметим, при всём разнообразии систем, при использовании каменных балок, кирпичных сводов, деревянных балок – эти то как раз и были основным материалом для перекрытий до середины ХХ века.

Как видим, даже в цивилизации, где  применение бетона вполне чётко зафиксировано,  нет ни каких сведений о том, что люди отливали из бетона статуи, менгиры и прочие не совсем понятные объекты с весьма сомнительной  практической ценностью.

Но, оставим эти язвительные инсинуации. Перейдём к проблеме литья. Она распадается на несколько частных.
Проблема номер раз. Бетон при застывании, в отличии от бронзы, чугуна или гипса, не расширяется при застывании, а садится. Причём, чем мельче фракция  наполнителя, тем сильнее. Когда отливают фундамент – это практически ни как не сказывается на результате. Но, наши же учёные утверждают, что древним было доступно фасонное литьё!
В наше время эта проблема решается «просто»: используется эластичная форма и бетон напружинивается внешним давлением. Как эту проблему решали люди древности, мне совершенно непонятно. Ну, допустим они могли изготовить форму  из  природного латекса. Но, вот чем создавалось избыточное давление? 
Проблема номер два. На многих памятниках, которые якобы отлиты из бетона, чётко видны швы. Значит отливали статую по частям. И тут же возникает вопрос: каким же краном поднимали их один на другой?  Ведь бетон стынет несколько месяцев и остаётся достаточно хрупким.
Проблема номер три, вытекающая из проблемы номер два. Многие  «оливки» имеют немного не совсем обычную для цемента и бетона.  Да, бетон можно окрасить, но вот столь равномерная окраска предполагает очень точное и равномерное окрашивание, предполагает очень точное соблюдение рецептуры и режима перемешивания. Более того, предпочтительней перемешивать ВЕСЬ объём за раз. Учитывая габариты многих «изделий» бетономешалка у древних была очень хороших габаритов. Прямо таки бетонный завод.
Проблема номер четыре. Бетон в большом объёме, особенно бетон известковый, при застывании – греется, что нарушает реакцию кристаллизации и делает его менее прочным.
Проблема помер пять. Бетон, без специальных добавок весьма быстро разрушается.
Проблема номер шесть. Бетон ТЯЖЁЛЫЙ. Примерно в четыре раза тяжелее воды. И при заливке создаёт весьма мощное гидростатическое давление. Которое надо компенсировать  прочностью опалубки. Более того, опалубка не должна даже пружинить: упругость опалубки должна раз в десять превышать давление бетона. А теперь, прикиньте затраты на создание такой опалубки. А если будет брак?
Суммировав все эти проблемы у меня возникает вопрос: а для чего это всё надо? Приведённый в качестве иллюстрации истукан, был атлантом. То есть подпорным  столбом. Основная задача столба, выдерживать нагрузку. Что должен был сделать нормальный архитектор? Поставить каменный столб и вокруг него создать обманку – оболочку. Иначе создание этих истуканов задержит строительство на несколько месяцев. Это сэкономит огромное количество сил, времени и дров.
А как в современном мире делают подобные вещи? Методом полусухого прессования: цементную смесь в мокром, но не  жидком состоянии, утрамбовывают в форме.

Как же это могло быть в древнем мире?
 
Собрав все свои знания об античности я могу предложить технологии, по которой должны были древние люди делать такие изделия, приди им в голову такая блаж. Делаем две разные технологии: первая для людей нормальных, а вторая для приколистов, которые желают поиздеваться над потомками.  Как пример возьмём того атланта.
Нормальные. Строят каменный столб. Потом замешивают известь  с тремя частями песка, причём настолько густо, что бы не прилипало к железному шпателю. И в несколько слоёв накидывают штукатурку, каждый слой выравнивая трамбованием. После чего прорезают все нужные канавки резцами.  Это не моё умозаключение, а нормальная технология  древнегреческой штукатурки. Куски которой в средние века использовали как полки, столешницы и прочие необходимые в хозяйстве изделия.
А вот приколистам придётся потрудится не на шутку. Вначале из досок придётся создать барабан для опалубки. А если изделий будет несколько, то ещё и вылепить шаблон. После чего с него гипсом снять  форму. Форму сушат. Потом изнутри наносят штукатурку, трамбуя её весьма старательно. Потом разбирают гипсовую форму. И остаётся у нас великолепная форма для заливки. Бетоном. Вот и вся «простая» технология.

Есть ещё одна возможность: снимаем силиконовую или латексную форму с  болвана. Заливаем водой и замораживаем.  Потом делаем гипсовую форму поверх латексной формы. Томим лёд и остаётся прекрасная форма для отливки бетоном. Это лучший вариант - таким образом, правда без ледяного заполнения, отливают бетонные скульптуры.
Ну и кому теперь кажется это таким простым делом?


Рецензии