Летопись. Рождение Вселенной

                1.

     «…Не было миров, не было человека на земле, не было Бога на небесах; да и самих небес не могло существовать, как и земли, - никакой колыбели, где могла бы произродиться жизнь. Серое-серое пространство на всю Вселенную, которому не найти границ, что наполнено Пустотой, состояло из частичек – мельчайших неодухотворённых первичных атомов, летящих из ниоткуда в никуда, являясь ничем, не встречая никаких преград. Так было много Вечностей и так осталось бы поныне, если бы в Хаосе не произошло чудо, не руководимое ничьей волей, случайное: ненароком два атома столкнулись в свободном полёте настолько сильно, что стали одним. Этот один возобладал притяжением и начал втягивать в своё маленькое поле другие частицы, но Первородный Хаос, образ коего достиг позже многих сознаний и отразился в мифах многих народов всех Твердей, конечно, оказался премного сильнее и вырывал атомы, отбирая обретённые Нерождённой и Несотворённой Субстанции элементы. Как же возможно сплотить Хаос, сгруппировав частицы в одной точке? Субстанция двойного атома заняла позицию Центра, чтоб во все шесть сторон находилось одно и то же количество элементов, хотя трудно сказать, можно ли измерить это расстояние?
     Никто не узнает, был ли у Хаоса какой-то предел тогда? Но Хаос был побеждён движением: двигаясь, Субстанция заставила частицы вращаться вокруг себя и примыкать к Первопричине. И так вновь миновало много Вечностей. Так Свет отделялся от Тьмы, полнота от пустоты. Если бы хоть на миг круговерть замерла, Хаос разорвал бы на части творимое притяжением Нечто. Чем или кем было это Нечто? Это не могло быть Богом.
     Вселенная темнела, меркла до черноты там, откуда исчезали, устремляясь к Центру, светоносные атомы Серо-голубого Хаоса.  И тогда впервые началась борьба Света-Субстанции и Тьмы-Пространства.
 - Не разобьёшь, не разметаешь! – упорствовал Свет.
 - Не разметаю, так раздавлю! – непокорно отвечала Живая Тьма, что была Душою бессознательного Хаоса, а потому говорят, что она была до Света.
 - Я закую твоё существо! – решил великий Вселенский Разум, которого ныне именуют «Единый».
     Много Вечностей, интенсивно, непрерывно, целенаправленно Свет собирал свою мощь. Когда же почти ничего не осталось, помимо Света и Тьмы, субстанция Света взорвалась миллиардами Звёзд. Звёзды стали оковами для Тьмы, впившись искрами в её беспредельное тело; она ревела и корчилась, но не могла вырваться, она боролась, что есть сил, но Единый повелел ей смириться:
 - Отныне вечно покоряйся Мне и служи, ради твоего же собственного блага! Я намерен произвести личностных Богов из Безличного Меня, и ты будешь следить за дорогой их Духа, ибо ты есть повсюду, чтоб грядущая Суть Моя всё знала о творениях своих. Своею Силой я проник в тайну возможности произрождения. И ныне я готов исторгнуть собственную Личность, чтобы произрождать, и ты, Живая Тьма, сделаешь так, чтоб две половины моей Личности никогда не воссоединились, какая бы любовь или Сила ни вела их друг к другу! И твоё, и моё бытие прекратится, если появится ещё один такой, как Я, ведь двух Центров сущего не бывает. Прийдёт тогда новое Небытие, и ты вновь станешь бессознательной Душою.
     Ещё более мощный взрыв озарил Вселенную, зажглись новые Звёзды, Великий Разум вырвал из себя те два атома, что положили ему начало и из которых возник Свет. Искры летели бесконечно, две Первых Искры, что составляли Личность ныне Безличного, не могли вцепиться во Тьму, как другие Звёзды, с огромной скоростью улетая в противоположные стороны несказанно яркими Кометами, сметая всё на своём пути огненными хвостами.
     Не раз обогнули они всё пространство прежде, чем пали на неизвестные земли, догорев в полёте, в далёких Галактиках тогда, когда минуло ещё много Вечностей, пока Безличный создавал все планетарные и галактические Тверди, первые монады и Богов, и Стражей, и Людей. Более сильные разумные существа, Боги и Стражи, были призваны следить за эволюцией людей, за их помыслами и действиями там, где им отведено место пребывать. Так как Единый порождал великое множество монад божественных и человеческих, многие разумные существа во плоти появились, созданные самой Природою всех Планет, пригодных для их жизнедеятельности, независимо от небожителей. Живая Тьма занималась тем, что посылала на конкретные участки в помощь людям Стражей и Богов, приняв должное участие в эволюции людей; она посылала испытания, чтоб проверить силу монад, и не выдержавшие погибали, - оттого многие считают её несущей зло и горе. Иногда Боги, сделав дела, считали свою миссию законченной и покидали места своих владений; тогда вновь вмешивалась Живая Тьма и заставляла Богов вернуться, наказав за проступок. И только у Двух Искр Единого не было Родины.
     Боги, уже имеющие некоторые знания с момента сотворения, естественно опасались селиться близко к незримой окраине жизни, где так мало истинного Света, где обитает прорвавшийся Хаос, бушует смерть и творится зло. Но ведь и там появились люди, и надо ж кому-то обуздывать хаотические силы! Можно предположить, что две Искры там и обрели Первоформы Высоких Божеств, дабы защитить всех, родившихся в самых опасных мирах, никем не хранимых от невежества и беды; чтобы поддерживать  равновесие Хаоса и Порядка. Чем ближе к непознанной окраине, тем больше воли у жестокой по сути своей Живой Тьмы, и даже она могла бы совершать  ошибки по отношению к смертным. Она также могла быть пристрастна к наиболее исполненным идеей Хаоса Богам и сообщать им такие могучие Силы, что они с лёгкостью преступали закон благодетельный…
     Мы так и зовём её – Ила Эбра, Живая Тьма, а иногда зовём её Немезидой, ибо более подходящего имени ей не мог придумать человек. Свет воистину непобедим и непогрешим в деле творения. Если бы творила Ила Эбра, это сочлось бы несовершенным, ведь у неё – Рока, Фатума, Судьбы, - есть Личность и есть предпочтение одного Духа другому. Потому творит она лишь всё разнообразие душ и форм, а Дух может быть дан лишь Безличным. Нет ни добрых, ни злых Богов и Стражей! Никто не создан с большей или меньшей силою! Любое превосходство достигается неустанной работой, стремлением к высоте, а возможности равны у всех. Все мы вышли из Безличного Единого, да воздадим ему за то всеобщую хвалу и благодарение началу творения, и Личностным Искрам – жертвам ради всего творения!...»
                ***   ***   ***
     Такое повествование открывается на первой странице во Всеобщей Летописи; так же начинается и Летопись Беркарии, писаная много позднее. Аллегорически эта история  встречается  в Священных Писаниях и Откровениях людей. Так Боги запомнили своего Творца и узнали о его появлении из неясных видений и созерцаний, со слов самой Ила Эбры и из рассказов Четырёх Сфинксов-Хранителей, что явились в мирах планеты намного раньше нынешних Богов и Стражей. В Летописях Беркарии история о Творении записана рукой Первосвященника, ведь он  избран быть прорицателем и проводником истинного знания, таков он по природе своей. Он же, когда был саллийским подданным, также составлял Писания, записывая всё, что узнавал, для своего народа и Государя.

                (примерно осень 2004).


Рецензии