Николай Гольтяпин в Благодарном. 1973-1976 годы

НА ФОТО: Николай Гольтяпин у развернутого знамени в/части. 60-е годы. Азербайджанская ССР.

Фото из альбома Н.Н. Гольтяпина.

***

ГОЛЬТЯПИН НИКОЛАЙ НИКИТОВИЧ
 – ПРЕДСЕДАТЕЛЬ БЛАГОДАРНЕНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА

1973 – 1976 гг.

ГОЛЬТЯПИН Николай Никитович родился в селе Благодарном Орджоникидзевского (ныне Ставропольского) края 17 марта 1942 года в семье рабочих.

С 1949 по 1959 годы обучался в Благодарненской средней школе № 1. Окончив десятилетку, в высшие учебные заведения не поступал по семейным обстоятельствам.

Из автобиографии Н.Н. Гольтяпина:
«…Родители начали строительство дома, поэтому вопрос о поступлении в учебное заведение не стоял. Я полностью окунулся в строительство: шкурил бревна от коры, мыл черепицу для кровли. Одним словом, без дела не сидел».

После завершения строительства дома, Николай поступил на работу в строительную бригаду птицеубойного цеха (ныне Благодарненский птицекомбинат).

***
 
В 1959 году для переработки птицы партийно-советские органы Благодарненского района решили вести реконструкцию складов Коопторга под птицеубойный цех.

Основные фонды предприятия составляли всего 350 тысяч рублей.  В наличии имелась небольшая котельная, а из специального оборудования – один шпарильный чан.
 
    Из моей книги «Солнце в зените»:
«…13 июля из колхозов и совхозов Благодарненского района поступила первая партия выращенной продукции.

Пятьдесят рабочих с утра до десяти часов вечера переработали тысячу голов. Технология была примитивной – забой птицы по домашнему методу, вручную.

Готовую продукцию на ночь загрузили в три автомашины-холодильника, которые утром отправили в город Ставрополь.

    21 июля 1959 года в редакции районной газеты «Путь Ленина» состоялось совещание представителей промышленных предприятий по вопросам технического прогресса и реконструкции промышленности.

На совещании выступила технорук птицекомбината тов. Шутова:

«…На строительство птицекомбината отпущено много средств. В настоящее время построен убойный цех и началась переработка птицы. Налажено паровое и силовое хозяйство.

В августе установим холодильник емкостью 10 тонн, а также компрессоры. Полностью строительство комбината закончим в 1963 году».

В 1960 году на предприятии развернулось большое строительство. Начали строить новый птицеубойный цех производительностью 15 тонн в смену, холодильник емкостью 450 тонн, компрессорную и котельную.

К этому был причастен молодой строитель Николай Гольтяпин.

***

В марте 1961 года Благодарненский военкомат направил допризывника Н. Гольтяпина на курсы шоферов. После окончания обучения, поступил на работу водителем в Благодарненское автохозяйство, принял участие в первой в своей жизни уборке урожая.

30 октября 1961 года был призван в ряды Советской Армии. Служил три года в ракетных войсках Закавказского Военного округа на территории Азербайджанской ССР, получил хорошую физическую закалку и солидную политическую подготовку.

После демобилизации, в январе 1965 года вернулся в автохозяйство, работал водителем грузовика, затем – автобуса.

В 1966 году поступил учиться на заочное отделение Ростовского-на-Дону автотранспортного техникума.

В 1968 году окончил обучение в техникуме, в ноябре был утвержден в должности инструктора организационного отдела Благодарненского райкома партии.

В то время первым секретарем районного комитета партии работал Виктор Антонович Коробейников, председателем райисполкома – Анатолий Георгиевич Пелецкий, председателем Благодарненского сельского совета – Алексей Иванович Щептев.

Для работы в партийных и советских органах среднего специального образования было недостаточно.
Поэтому в 1969 году Н.Н. Гольтяпин поступил учиться на заочное отделение Высшей партийной школы (ВПШ) при ЦК КПСС, которую окончил в 1974 году.

***

В октябре 1970 года Н.Н. Гольтяпин был выдвинут бюро Благодарненского райкома партии на хозяйственную работу – руководителем транспортного предприятия «Транссельхозтехника».

В октябре 2011 года он вспоминал:
«…Новое предприятие «Транссельхозтехника» было выделено из объединения «Райсельхозтехника».

Мне пришлось мобилизовать коллектив на новое строительство и реконструкцию старого автогаража, который мы получили от Благодарненской МТС.

За короткий срок, до зимних холодов, создали хорошие условия для работы слесарей и водителей, занятых на ремонте автомобилей.
Работа мне нравилась.

Мы получили новые автомобили для обслуживания колхозов и совхозов Благодарненского района.

В уборочную кампанию нас закрепляли за племовцесовхозом «Каменнобалковский, Бурлацкой индейкофабрикой, колхозами «Восход» и «Россия».

Во время уборки урожая 1973 года, по итогам одной из декад, коллективу ТП «Транссельхозтехника» вручалось Переходящее Красное Знамя Ставропольского краевого комитета КПСС, крайисполкома, крайсовпрофа и крайкома ВЛКСМ.

***

В сентябре 1971 года село Благодарное получило статус города.

Первым председателем Благодарненского городского совета депутатов трудящихся был Алексей Иванович Щептев, который бессменно руководил сельисполкомом с начала 1955 года.

13 июля 1973 года депутаты Благодарненского городского совета своим председателем избрали Николая Никитовича Гольтяпина.
На  то время в состав городского совета входило 28 избирательных округов.

Председатель райисполкома А.Г. Пелецкий высказывал много критики в адрес руководителей горисполкома и депутатов городского совета. Санитарное состояние многих территорий города было неудовлетворительным.

Цыганские семьи, компактно проживающие в западной части города, не направляли своих детей для обучения в восьмилетнюю школу № 7. Зеленая зона в районе площади Строителей использовалась цыганами для выпаса скота и лошадей.

Н.Н. Гольтяпин рассказал о том, как горисполком решал эти проблемы:

«…Депутата Петра Андреевича Мартынова, служившего замполитом районного отдела внутренних дел, закрепили за «беспокойным» округом.

Несколько раз мы встречались с цыганским бароном Владимиром Петровичем Мариенко, и обсуждали проблемы.

По представлениям директора школы № 7 Михаила Петровича Алаторцева на комиссии горсовета заслушивали отчеты родителей, которые не обеспечивали выполнение всеобуча, тянули горсовет по показателям вниз. Нерадивых родителей штрафовали».

Принятые меры позволили к середине 1974 года изменить ситуацию в городе: улучшить санитарное состояние улиц, сократить количество бродячего скота.

К овладению грамоте привлекали и взрослое цыганское населения. Этому были веские причины.

Цыгане активно участвовали в стригальной кампании в колхозе «Красная звезда», занимали высокие места в соцсоревновании, получали на льготных основаниях легковые автомобили. Но, вот ездит на них не могли, не имея водительских удостоверений. Тому причина - безграмотность. Пришлось цыганам записаться в вечернюю школу.

Работа горисполком, депутатов на своих округах по наведению санитарного порядка носила системный характер. В пятницу проводили санитарные дни. На закрепленные территории наводить порядок выходили трудовые коллективы, учреждения и  организации, жители.

Проводили рейды по выявлению стихийных свалок на территориях предприятий, прилегающих участках, на улицах, в зеленой зоне города.

В первом полугодии 1975 года город Благодарный был признан победителем краевого соревнования по благоустройству и санитарному состоянию среди малых городов (до 50 тысяч населения) с вручением Переходящего Красного Знамени Ставропольского крайисполкома и денежной премии в сумме 1 тысячи рублей.

***

Н.Н. Гольтяпин вспоминал:
«…Основная цивилизация к нам в село пришла в 1959 году, когда была создана дорожная организация ДСР № 5. Позднее ее переименовали в СУ-842.

Коллектив дорожников под руководством Александра Филипповича Денисенко, за период с 1960 по 1976 годы, заасфальтировал улицы: Ленина, Кочубея, Первомайскую, Советскую, Вокзальную, Московскую, Чапаева, Свободы».

В городе начали создаваться многочисленные строительные организации. В том числе: «Крайколхозстроя», «Ставропольсельстроя», нефтяников, газовиков, «Ставропольремстроя».

Позднее, в связи со строительством третей и четвертой очередей Большого Ставропольского канала (БСК), в город Благодарный прибыли строительные, транспортные и дорожные подразделения Объединения «Ставропольводстроя».

Горисполком выделял новым предприятиям участки под производственные базы в северо-западной части города. В результате чего, сложилась компактная промышленная зона, удаленная от жилых застроек.

***

В начале 70-х годов решался вопрос о строительстве административного здания под районные учреждения и организации.
В центре города находились учреждения, которые попадали в зону строительства.

Это: райвоенкомат, суд, прокуратура, райздравотдел, торговые точки с подвальными помещениями, жилые дома довоенной постройки. Все они были снесены, на их месте построено здание, получившее название «Дом Советов».

Н.Н. Гольтянин принимал в этом непосредственное участие.

В октябре 2011 года он рассказывал:

«…Первый секретарь райкома партии В.А. Коробейников собрал у себя в кабинете группу руководителей районного звена. В том числе: председателя райисполкома А.Г. Пелецкого, заместителя председателя райисполкома А.М. Герусова, начальника управления сельского хозяйства И.М. Савона, архитектора района Т.Н. Будущеву и меня.

Сначала обсудили типовой проект здания. Его взяли в Ленинском райкоме партии города Ставрополя.

Затем распределили обязанности по строительству объекта. А.М. Герусову было поручено курировать работу землеройной техники, а мне – автотранспорта. Стройка «Дома Советов» началась».

Здание возводилось быстрыми темпами, так как поставки строительных материалов и оборудования, качество работ контролировались на самом высоком уровне, в райкоме партии и райисполкоме.

***

Прилегающую к новому четырехэтажному зданию территорию, решили украсить елями.

Первый секретарь райкома партии В.А. Коробейников вызвал к себе председателя горисполкома г. Благодарного Н.Н. Гольтяпина, вручил ему письмо на имя секретаря одного из райкомов партии Северной Осетии.

В письме была изложена просьба: помочь закупить в лесопитомнике Кабардино-Балкарии 25 елей, желательно, голубых.

В целевую командировку, на выполнение ответственного поручения, отправились Н.Н. Гольтяпин и начальник райкоммунхоза Петр Андреевич Щабельский, ныне Почетный гражданин города.

Секретарь райкома партии К.Д. Хасанов принял делегацию, выслушал, но помочь не смог.

Он рассказал о сложившейся ситуации в питомнике:
«…К лесопитомнику не подступиться! Уже месяц в нем «орудуют» озеленители Московского Кремля.

Они провели ревизию всего хозяйства, навесили на ели  бирки, запретили продавать посадочный материал.

Вот уже более месяца питомник не реализует ели и туи».

Гольтяпин и Щабельский отправились в обратный путь. С пустыми руками возвращаться не хотелось, Н.Н. Гольтяпин предложил поискать ели в городе Кисловодске.

Н.Н. Гольтяпин вспоминал:
«…Мы добились приема у председателя горисполкома г. Кисловодска М.И. Чернявского. Он из своего резерва выделил благодарненцам 17 елей и 10 берез. Так нам удалось озеленить прилегающую к Дому Советов территорию».

***

26 августа 1976 года приказом председателя ЦК ДОСААФ № 504 была создана Благодарненская автомобильная школа ДОСААФ.

Н.Н. Гольтяпин был первым начальником автошколы.

В это время в Кисловодске произошли драки курсантов местной автошколы с карачаевцами.

Первый секретарь Ставропольского краевого комитета М.С. Горбачев приказал срочно перевести школу в г. Благодарный.

Райвоенком Мошенский Михаил Иванович призвал на 8 дней солдат из запаса. Оборудование автошколы из Кисловодска в Благодарный было перевезено за две недели.

В автошколе Н.Н Гольтяпин работал с сентября по октябрь 1976 года, а затем М.Н. Варшавский направил его на руководящую работу в «Сельхозтранс».

***

19 октября 1981 года исполком Ставропольского краевого Совета народных депутатов наградил Николая Николаевича Гольтяпина, заместителя начальника объединения «Ставропольсельхозтранс» по грузовым перевозкам Почетной грамотой за многолетнюю работу на транспорте, активное участие в перевозках сельскохозяйственных продуктов, выполнение социалистических обязательств и в честь Дня работников автомобильного транспорта.

В 1997 году Губернатором Ставропольского края А.Л. Черногоровым было поручено министерству сельского хозяйства и продовольствия Ставропольского края (тов. В.Ф. Гаркуша) подготовить и провести краевой конкурс пахарей.

Победители районных конкурсов 19 сентября 1997 года соревновались на базе товарищества с ограниченной ответственностью "Красная звезда" Благодарненского района. Н.Н. Гольтяпин являлся членом комиссии по проведению краевого конкурса пахарей.

В 1998 году Н.Н. Гольтяпин работал главным специалистом министерства сельского хозяйства и продовольствия Ставропольского края. Он был утвержден секретарем рабочей группы по координации хода выполнения Краевой целевой программы «Изготовление и внедрение энергосберегающих технологий и машин в агропромышленном комплексе Ставропольского края в 1998 – 2000 годах».

Руководителем комиссии был утвержден Белый Юрий Васильевич – заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ставропольского края, а членом рабочей группы наш земляк Бочаров Иван Иванович – начальник отдела механизации и электрификации министерства сельского хозяйства и продовольствия.

***

Н.Н. Гольтяпин живет в городе Ставрополе, работает председателем ПО «Дом Водников».

В 2009 году члены общества «Благодарненское землячество» избрали его своим председателем. Землячество поддерживает деловые связи с Благодарненским районом и городом, оказывает помощь по многим направлениям.

Например, крупный птицекомбинат, должен быть построен в Ессентуках, но по инициативе члена землячества Владимира Гавриловича Шаповалова его построили в г. Благодарном.

17 сентября 2011 года Н.Н. Гольтяпин участвовал в праздновании 40-летия города Благодарного.

Его чествовали как одного из первых председателей городского Совета депутатов трудящихся, внесшего большой вклад в развитие родного города.

4 ноября 2011 г.


Рецензии
Привет передавайте от меня Николаю Никитовичу
по случаю нашего общего с ним дня рождения,
17-го марта...

Анатолий Бешенцев   07.11.2011 15:27     Заявить о нарушении
Добрый день!
Спасибо!

Владимир Пузиков   07.11.2011 16:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.