Старый новый праздник день народного единства

16 декабря 2004 года Государственная Дума РФ одновременно в трех чтениях принимает поправки в федеральных закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства.
В пояснительной записке к проекту закона отмечалось:
«4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
С 2005 года 4 ноября в России государственный выходной.
Смерть последнего из Рюриковичей – Ивана Грозного, воцарение Бориса Годунова, его гибель, «голодные годы» начала 17 века, восстание Болотникова, нашествие шведов, польская интервенция… Смутное время – очень точное название для того периода истории.
Зима 1610-1611 годов – польско-литовские паны бесчинствуют на землях Москвы. На юге в Калуге сидит «тушинский вор», который фактически способствует грабежу южных земель. На Западе – войско Сигизмунда осадило Смоленск, и город несмотря на 20-и месячную осаду сдается. С северо-запада наступают шведы и захватывают Новгород. В английских правительственных кругах разрабатывается план захвата северных российских территорий и установления протектората над ними. Ватикан тоже прощупывает почву, засылая иезуитов – лазутчиков.
Это было сложное время. Время, когда решалось быть или не быть России.
Боярская верхушка фактически предала Россию, передав власть в руки польского королевича Владислава. Первое ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова потерпело поражение и не достигло своих целей. Однако – это не сломило русский народ в борьбе за свою независимость.
Повсеместно на захваченной территории ведется партизанская война, подкашивая силы поляков, обескровливая московско-польский гарнизон.
Центром освободительной борьбы становится относительно непострадавший от интервенции Нижний Новгород. В то время он был важным торговым центром, соединением земель Востока и Запада.
Поволжские города изначально пытались противостоять полякам, но только в сентябре 1611 года они смогли объединиться. Нижегородский земский староста Козьма Минин обратился в горожанам с речью: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». Стоит отметить, что часть историков говорит о татарских корнях Минина, а именно, что он происходил из крещеных татар.
Во главе ополчения было решено поставить князя Дмитрия Пожарского, который принимал и до этого активное участие в борьбе с поляками.
Из Ярославля, Костромы, Владимира, Суздаля, Мурома, Рязани прибывали гонцы с известиями о готовности людей к выступлению против иноземных захватчиков. Жители Казани писали, что они вместе с другими поволжскими народами – чувашами, удмуртами, марийцами будут выступать на стороне нижегородского ополчения.
Во время пути войска в Ярославль к нему присоединяются и жители других городов, через которые оно проходило – это также не только русские, но и татары, мордва, и другие – различные по традициям и вероисповеданию народы, но единой стеной вставшие на защиту Родины.
Постепенно подтягиваются дружины из Сибири, южных земель, беженцы с западных земель. В итоге – ополчение насчитывает около 12 тысяч человек.
В ночь с 19 на 20 августа 1612 года ополчение достигло Москвы. Здесь же стояли казаки боярина Трубецкого. Через 3 дня подошло и польское войско, под руководством Ходкевича. Ночью 22 августа началось сражение. Несмотря на большие потери при помощи казаков оно было выиграно. Однако, 24 августа состоялась повторная битва, победа в которой осталась целиком за россиянами.
Начинается осада польского гарнизона в Москве. С 22 октября 1612 года начались переговоры о сдаче гарнизона, а 26 октября был подписан договор. Русский народ праздновал победу. В феврале 1613 года русские дворяне избрали царем шестнадцатилетнего Михаила Романова. Смутное время закончилось и началась совсем другая эпоха.
Русские люди помнят и чтят своих героев – Минина и Пожарского за то, что в наиболее тяжелое для государства время не изменили они своим принципам, поняли устремления народа и отдали все свои силы служению Родине. В 1818 году на Красной площади был воздвигнут им памятник со словами, высеченными в камне: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Во время правления Алексея Михайловича в честь освобождения России был установлен праздник, ставший в итоге православно – государственным. Он отмечался вплоть до 1917 года и приходился на 22 октября по юлианскому календарю.
Так что фактически этот праздник был перенесен на григорианский календарь со сдвигом в дате празднования и восстановлен на государственной основе.
4 ноября – это не повод для нацистских настроений и организации русских маршей. Это праздник единения всех народов России в общей национально-освободительной борьбе. В то время люди шли сражаться не за царя (поскольку его не было) и не за веру (поскольку у каждого в ополчении была своя вера), а исключительно только за Отечество, за свою родную землю…
Патриарх Алексий II так сказал об учреждении этого праздника:
«Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия – это наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей».
Муфтий России Равиль Гайнутдин поздравляя единоверцев с этим праздником сказал: «Мусульмане страны хотят видеть свое Отечество сильным и единым. Учреждение Дня народного единства было крайне необходимой инициативой, укрепляющей единство народов нашей многонациональной страны».
На фоне такой истории, такого беспрецедентного случая объединения людей разных национальностей и конфессий действительно становится странно порой слушать или читать заявления такого типа: «Россия для русских», «Убирайтесь со своим исламом прочь с русской земли» и прочие, использующие в большинстве своем ненормативную лексику.
Мусульмане – не иммигранты в России (как в большинстве стран Европы), а органичная часть многонационального российского государства, а такие же россияне, как и христиане, буддисты или вообще атеисты.
Мусульмане своей кровью и своими жизнями, как и представители других религий, заплатили за право России называться Россией, быть независимой ни то кого. И эта плата была ими оплачена не единожды. 1612-й, 1812-й, 1914-й, 1941-й годы – это только самые известные даты.
Конечно, многим выгодно вновь, как и в Смутное время разодрать страну на части… применив политику несовместимости разных культур и разных религий. По одиночке расправляться всегда проще и легче. Но не стоит идти у них на поводу. Нас объединяет более чем тысячелетняя общая история, история совместных побед и поражений, история мирного сосуществования в одном государстве под названием Россия!


Рецензии