Невротики и духовно-психологические концепции

Сегодня в обществе происходит бум распространения духовных и психологических развивающих концепций, ещё их называют духовные практики. Здесь и Фэн-шуй, и авторские системы, и популяризация Э.Фрома и прочее, прочее, прочее. Однако вот парадокс: из тех, кто знакомится с различными практиками по книгам, скажем, Натальи Правдиной или Норбекова, реальных успехов добиваются очень немногие, чаще такие книги, как показало наше исследование, выступают в роли жизненного самооправдания.
Большинство духовных практик призывают человека поверить в свою, если не избранность, то в высокую миссию, «представить себя баловнем судьбы»(2). Опрошенные мною реципиенты пытались выполнить данное указание, абсолютно игнорируя осуществление своей миссии.
В буквальном смысле это выглядит так, что человек сидит на одном месте, не прогрессирует в карьере или других делах, хотя все приличные концепции призывают к действию, и утешает себя, что жизнь удалась. Гениальный Абрахам Маслоу(4) доказал, что человек полностью счастлив, если реализует по максимуму свои творческие возможности, т.е. самоактуализируется, всё остальное – это самооправдание невротических личностей, или «недовочеловеченных» людей, как их назвал Маслоу. С примерами такого вы все встречались, кому не приходилось слышать, а может и произносить: «На мой век хватит», «на свой кусок зарабатываю», «да кто я такой чтобы…», «да зачем мне это» и  так далее. На самом деле во всех этих позициях звучит огромная тоска по упускаемым возможностям. Подчеркну, по упускаемым, а не по упущенным, ибо таковых нет. Истории известны примеры, когда в сорок пять лет человек брался рисовать и становился известным художником, или в ещё более позднем возрасте начинал писать книги и приобретал известность. Я специально не привожу здесь имена, так это даст повод сказать: «так ведь это же!..», дорогой читатель, если у вас была готовность заявить нечто подобное, то всё, что было сказано – про вас. Инкапсулированность – замкнутость в своей капсуле, коконе, статичный взгляд на жизнь, это корень всех психических расстройств, выливающихся чаще всего в алкоголизм, или хуже, а также через соматические расстройства в разрушение организма. Начинается всё с нервов, а заканчивается язвой. Однако инкапсулированные личности обычно и не приобретают литературу о духовном и психологическом развитии, так как это нарушает их конформную модель существования, а это вызывает тревожность, страх.
Но наш разговор о том, почему же замечательные духовно и психологически развивающие концепции не приносят нужного эффекта, для тех, кто читает и даже пытается следовать указаниям из этой литературы. Хотя во многих случаях прекрасно доказали свою эффективность. Внешняя причина выглядит как расхождение дел и намерений. Известная пословица гласит: «Благими намерениями выложена дорога в ад, а благими делами дорога в рай». Плохо, что про вторую часть пословицы знают не многие. У невротиков, часто девизы, призывы не согласуются с деятельностью, особенно внутренней, по самосовершенствованию, а без этого как шкаф и кровать не расположи, добра не наживешь.

Приведём следующий пример:
Одна девушка, состоявшая в гражданском браке, вывесила на стену следующий девиз: «Счастье – действие двоих!»
С первого взгляда девиз не вызывает нареканий, но если задаться вопросом, а что тогда дело каждого, всё становится несколько сложнее.
В соответствии с той духовной практикой, какой занималась эта девушка, вселенная реагирует на наши мысли и их словесное выражение. Девушка училась на пятом курсе заочно, и знала, что сессии для неё всегда головная боль. И что бы вы думали, она предприняла, чтобы предотвратить эту головную боль? Сойдясь с мужем, она поняла, что муж это ещё одна проблема на сессию. И дабы её уменьшить предупредила мужа, что во время сессии её лучше не трогать, и вообще он ещё хлебнёт лиха в это время (это чтоб припугнуть). Несчастный мужчина не понимал, в чём он провинился, за что ему такие угрозы. По той духовно развивающей практике, которой занималась наша героиня, мы творим, проецируем наше будущее в мыслях. Что спроецировала наша героиня? Отторжение, страх, подавленность. Всё это она, в конце концов, и получила. Мы не будем утверждать, что спроецировала она своими мыслями во вселенной, однако можем с уверенностью сказать, что внутри себя она создала образ мужа, как помеху, проблему и всё в таком роде. А ведь правильным с точки зрения той концепции были бы примерно следующие мысли: как хорошо, что у меня есть опора – муж, который меня поддержит и теперь сессия мне будет только в удовольствие, благодарю тебя вселенная, за то, что ты так добра ко мне и послала поддержку в самое нужное время. Э. Бёрн (1) и М.Е. Литвак(3) указывают, что сценарий человека, его самосознание укладывается в отношениях к себе, к близким и к людям вообще (Литвак добавляет к труду). Проекция на вселенную может лишь отражать эти отношения, либо вступать с ними в конфликт, но не менять их, это невозможно без своевременного закрытия гештальта, т.е психокоррекции.
Из этого мы видим, что невротик способен лишь на краткое время обрести эмоциональное счастье (радость), но конструктивно развивать и укреплять свои положительные эмоции не сможет, несмотря на всю теоретическую подготовку духовных развивающих практик. Обманываться здесь не стоит. Однако это вовсе не утверждение, что духовные практики бесполезны, напротив, они будут отличным подспорьем для укрепления самосознания, но только после психотерапевтической работы, направленной на его изменение, в противном случае человек получит ещё один невроз в виде внутреннего конфликта.

Другое объяснение краткости счастья у невротиков и неумении его развивать и укреплять лежит в их стереотипном восприятии себя на глубинном уровне. В другой статье мы уже описывали, как одна девушка очень возмутилась словам своего молодого человека, когда тот назвал, одну телеведущую «шлюхой всея Руси». Пояснив своё возмущение тем, что если она начнёт рассказывать, то её тоже можно будет назвать так же. Должен сказать, что полного промискуитета у неё не было, просто ввиду невротической ограниченности в психике долгие отношения с одним партнёром были невозможны. Однако сама она на глубинном уровне, на уровне тени по Юнгу(6), считала себя именно такой. Отсюда и настрой на отношения с мужчинами был аналогичный, т.е. не предполагал длительности, тем более постоянства и конструктивности. Соответственно заинтересованность в развитии объекта своей любви, в чём, как утверждает Э. Фром(5), и заключается истинная любовь, подменялась чувством зависимости и страхом потери. Это только ускоряло отторжение. Что касается духовных практик, которыми пыталась заниматься девушка, то по ним следовало посвящать свои мысли исключительно позитиву, т.е. проецировать позитивное развитие отношений для себя и своего партнёра, которое как мы уже знаем, заключается во взаимопомощи в творческом развитии. Вместо этого совместная деятельность заключалась в бытовых процессах, где партнёр ставился на роль низко квалифицированного рабочего по дому и должен был исключительно восхищаться умением расположить мебель и знанию небесных предписаний к уборке у хозяйки. Учитывая, что мужчина в этой паре зарабатывал более чем в два раза больше партнёрши, его подобная ситуация долго устраивать не могла.
И ещё одного очень важного момента касается этот пример: позитивной направленности. С первого взгляда всё просто: не следует говорить и думать на экспрессивные темы и т.п. Однако, как показала практика, подобный подход, без полноценной психокорекции, исключительно углубляет невротизацию личности. Попросту если до принятия такой позитивной концепции человек боится темноты, то после её принятия боится уже слова темнота.

Следующая проблема невротиков вызывающая ещё один вид внутреннего конфликта разобран в этом примере: Девушка стала курить после произошедшей личной травмы, до этого курение она не переносила. Таким образом, начав курить, т.е. делать нечто ей противное, бессознательно она пыталась вызвать к себе жалость, к своей трагедии. Но к чему она пыталась вызвать жалость – процессу саморазрушения, вместо того, чтобы удалить опухоль, она разрушала все тело. При этом всё её жилище было увешано жизнерадостными тезисами, вроде: Жизнь удалась, Вселенная меня любит и пр. В этом аспекте личностные неудачи воспринимались жизненными достижениями: неудачи на личном фронте воспринимались как достижение независимости, неудачи на работе, как самостоятельность и пр. Т.е. шёл процесс психологической защиты методом рационализации.
Контакт с созидающей вселенной и одновременно поддержка процесса саморазрушения не самые совместимые вещи. Необходимо прекратить саморазрушение, чтобы заняться самосозиданием, в противном случае самосозидание превратится в выживание «на зло», иногда этот процесс оказывается эффективным, но никогда не радостным.

Пример расхождения практики и теории проповедуемой невротиками. Одна девушка (невротик) была в восторге от трудов Эриха Фрома и не упускала случая поговорить о нём, о его понимании любви и т.д. Казалось бы, можно только позавидовать её жениху и пожелать им долгой счастливой жизни. Но в отношениях со своим «любимым» она проявляла совсем иной подход, нежели советовал Эрих Фром. Мало того, что в кругу общих знакомых, она могла заявить: «Я не понимаю, зачем ему учиться!». Так ещё и во внутренних отношениях с женихом, она выражала презрение по поводу его попыток «осилить» философскую, психологическую или иную концепцию. Т.е. вместо поддержки в развитии он узнавал о своих низких интеллектуальных способностях и о том, что он напрасно теряет время. А при чём же здесь Фром? – резонно спросить здесь. Да ни при чём, невротик может воспользоваться любой, даже самой лучшей духовно развивающей концепцией для достижения своих отнюдь не развивающих – ни его, ни предмет его невротической любви – людей. Однако важно при этом помнить, что сами концепции от этого хуже не становятся, хотя и не улучшаются, если это какие-то мелочные сектантские теории. Но презирать Фрома, отрицать восточные духовные практики, только потому, что они служили инструментом невротика для давления на вас, да и вообще, потому что в его «исполнении» выглядели весьма неприглядно, не стоит.

Подводя же некоторую смысловую квинтесенцию Фэн-шуя и других практик, хочется вспомнить высказывание одного героя фильма «Матрица»: «Быть избранным – это как влюбиться, никто не знает, что ты избранный, кроме тебя». К этому следует добавить – о  том, что ты средненький, или ещё меньше, тоже никто не знает, кроме тебя. Если не согласны прочтите ещё раз первые три абзаца этой статьи.



Библиографический список:
1. Берн, Эрик. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – М.:Эксмо-Пресс,2002. – 463 с
2. Левшинов А. Реальный Фэн-Шуй. – СПб.: Прайм-Еврознак,2006. – 183с.
3. Литвак М.Е. как узнать и изменить свою судьбу. – Ростов на Дону: Феликс, 2004. – 478с.
4. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.:Евразия,1999. – 432с.
5. Фром Э. искусство любви: Исследование природы любви / Пер. с англ. – М.:Педагогика,1990. – 160с.
6. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 414с.


Рецензии