Северная охота

«Северная охота»


Владимир Бортников.


«Как я очутился на севере Тюменской области»
 
    Был период в моей жизни, когда я поехал в 1979 году в Нефтеюганск. С семьёй не сложилось, тупая ревность и воздержание неделями, подвергло меня прибегнуть к бегству от первой бывшей жены из Сосновоборска! Сказав: Когда курица становится петухом! То, ей отрубают голову! Торжественно выкинул в форточку  обручальное кольцо!
      Поезд, еду до Тюмени, там предстоит пересадка на поезд, в сторону Сургута. Поразил своей оригинальностью г. Подольск. Так я попал в Нефтеюганск. Устроился работать сварщиком в СМУ Юганнефтестрой. В бригаде одни алкаши, больше озадачены бухлом, чем работой! Несколько дней смог выдержать и пошел писать заявление на увольнение! Начальник СМУ внимательно выслушал причину, затем начал смотреть мою Трудовую книжку.  Преподаватель! Ну и что? Бригадиром будешь? Можно попробовать! Только сам буду набирать сварных - на своих условиях! Каких? Что бы пили водку, по-моему! Это как?  Увидел пьяным или больного с похмелья, то сразу  к вам на подпись об увольнении! Договорились! И в течение месяца вылавливал на ж/д вокзале сварных, желающих работать на моих условиях! Набрал прекрасную команду! Вагончик выкрасили красками Мастера голубой искры!!! Нарисовав клоунов в сварочных масках! И когда куда-то перетаскивали трактором вагончик с генератором постоянного тока. То все ржали: Клоуны новый объект взяли! В бригаде было 4 вагончика. Строили баню в Мамонтово, дорогу на Нефтеюганск и другие объекты! Самая дорогая работа - варить между собой бетонные плиты на трассе Мамонтово – Нефтеюганск. Моста тогда не было и в период ледохода и отсутствие  ледовой переправы. Приходилось часто летать на вертолётах Ми-8.
 
«Первый выезд на охоту»
 
      В соседнем домике жил парень, который убедил меня осенью сбегать с ним на охоту! С меня охотник, как Араб на Северном олене! Но он подогнал мне ствол 12 калибра!  И я дал согласие. Рано утром взяли с собой сети, обвесились патронташами и, повесив на шею стволы, вышли на охоту! Долго шли между озёрами,  между кустами (Кусты - это связанные между собой трубами скважины, которые подходят к мощному насосу, качающему нефть.) Пересекли вброд несколько проток, осенняя вода холодная!  Под ногами земля шевелится, так как идём по почве, которая держится твёрдым настом на болоте!  Смотрим, не далеко озерцо, которое вокруг имеет заросли осота! И множество уток! Стреляй, не хочу! Пока добрались до воды, большая стая уток лениво переплыла в дальнюю часть озера, стрелять глупо!  Немного почесав репу, я предложил напарнику обойти вокруг озера. Утки жирные и ленивые переплывут, не взлетая опять ко мне! Я, буду стрелять, они перелетят к тебе! Так мы и сделали: пока он пробирался на другую сторону, то утки переплыли ко мне. Буквально находились в 5 метрах. Я начал палить, стая лениво поднялась и приводнилась прямо возле моего напарника. Тот тоже начал стрелять. Затем мы вынудили их улететь на другое озеро! Он радостный прибегает ко мне!  Сколько уложил? Две точно! А как доставать будем? Я на роль пса не гожусь и боюсь утонуть в холодной воде! Пока мы перекуривали и думали, как собрать уток, на наши выстрелы подошел одинокий охотник, попросил закурить. Да, пожалуйста! Угостили его Опалом. Что не собираете уток? Да лень купаться в холодной воде! Зачем купаться? У меня есть одноместная лодка! Только забыл насос дома и клапана!  Выкрутимся! И начал строгать затычку из палки.  Они же на пару надували ртом лодку, заткнули отверстие. Лодка получилась хиленькая! Но ходить по озеру можно! Это же не вплавь плавать за каждой! Собрали дичь! Идём  втроем дальше! Большая протока и глубокая. Решили поставить сеть поперёк течения. На полуспущенной лодке переплыли по очереди, на другую сторону, используя  при передвижении веревку от сети с поплавками! Удаляемся от города всё дальше и дальше! Подойдя к очередному озеру, удивляемся большому количеству уток! Стреляли только Острохвостов, в Чирков стрелять, тратить патроны впустую!  Рюкзаки уже полные, ноги еле волочатся! Плечи болят от лямок поклажи! Смотрим домик! Идем к нему и тут мы пожалели об этом! Хозяин избы, хант, обрадовался нашему визиту! Водка есть? Есть! У меня теплый дочка есть! Ночью греть будет! Я в шоке! А хозяин лодки говорит: Это у них принято! Укладывать в постель к гостям своих дочек и жену. Так как их мало и, чтобы продлить жизнь своего рода, нужна новая кровь! Сколько пили, а я же от страха был совершенно трезвым! В ожидании предстоящей ночи! А тут хозяин избы подпил и давай приставать ко мне! Моя самая красивая дочка должна спать с тобою! Ребёнка красивый будет и сильный! И пытается лишний раз мне подлить! Я сижу в шоке и подумываю: Как бы удрать в ночь, к цивилизации??? Мой напарник, поняв мои мысли, шепчет в ухо: Вован ты не сможешь далеко уйти, они же, как черти, быстро бегают по болотам! Во блин, насильно от имеют! Ночь, темнота,  деревянные нары и при лунном свете крадется, в ночнушке, девушка! Я от страха, вжимаюсь в стену!  Зря пугался! Стройна, как газель. И на лицо-  смазливая! Я её спрашиваю: Кто твой настоящий отец? Ай, русский геолог! Встречный вопрос: А ты, какой нации? Отвечаю: Индус! А где Индус живут? В Сибири. Далеко, наверное? Да! Проболтали полночи и занимались любовью! Настало утро. Хозяин семейства сразу ко мне и спрашивает: Теплый дочка была?  Очень теплая! А почему так долго говорили, наверное холодная была? Да нет,  тёплая!  Вот пристал!? Я не выспавшись, торопил своих друзей в обратную дорогу! Хозяину семейства дали под его калибр патронов! И отправились домой! Я плелся сзади, изнемогая от усталости! Напарник, ржал над хозяином лодки…  Ему, досталась жена хозяина! Мне не до смеха! Подошли к протоке, где установили сеть!  Переправились на лодчонке на другой берег, а сосед, сев на лодку, начал выбирать сеть! Ужас, каждая ячейка бала забита крупным карасём! На середине протоки, наше судно, от перегрузки выполняло, роль подводной лодки! Взяв за второй конец сети, вытащили подтопленную, на спасительный берег! Выковыривать из сети рыбу, точняк придется до вечера! Скрутили, как попало, в рулон  и заложили её ко мне в рюкзак! Так как у меня был, к сожалению, самый огромный рюкзак! Рыба пустяк! Сеть кормилица на севере! Пришел уставший домой! Хозяйка домика стала  потрошить уток! Моя же женщина выковыривала из сети карасей, бросая их ванную! Я блаженно сплю! Среди ночи раздается истерический крик! Я подскакиваю и на кухню. Что случилось?  А она говорит с испугом: Они без кишок и живые! Еще и плавают! Ну и что? Что орать на весь посёлок? Они всегда плавают  потрошенные! Психанув, пошел спать…


«Второй выезд на охоту»
 
     Наступила весна 1980 года, и  появился повод - 28 мая, у меня Днюха! Как раз, выпадает на выходные… Я, заказал вертушку, предварительно договорившись с пилотами, что они забросят мою бригаду на охоту. Взяли стволы и водки. Прихватив за собою одну камеру, что бы плавать за добычей, вода в мае холодноватая.  Но к нам прибилась брошенная в тайге лайка, которая выполняла заплывы за дичью. Ночью на день рождения, мы бухнули и, откуда не возьмись, пошли перелётные стаи гусей. Гоготанье стоит страшнейшее. Звезды стаи закрывают! Поставив приклады на доски и брёвна, палим в воздух! Так как, стреляя без отдыха с плеча продолжительно, можно отбить плечо! Утром, проснувшись, обалдеваем! Собака всех подстреленных гусей, которые попадали в залив, подтащила  к берегу, нам только оставалось подтащить к стоянке. Некоторых гусей затем собака нашла в тайге и лаяла до тех пор, пока мы не подойдем и не возьмём гусака. Я никогда не видел столько дичи! Выпили за удачную охоту! Пока не прилетела вертушка, решили порыбачить! Щука после зимней спячки клевала даже на белую тряпку! Как в шутку говорят на северах: Клюёт, даже на бычок – насаженный, на крючок! И это правда! Прилетела вертушка, пилоты помогали грузить гусей. Так как им по договоренности по три гуся на каждого! Наши женщины взвыли, потроша гусей! Собаку кто-то из бригады забрал с собою! Я снимал домик на болоте, в который  с весны до осени можно было пройти только по мосткам! Если после банкета, то домой опасно было идти! Есть вероятность промахнуться мимо дома! И вытрезвителя не надо!
 
«Заключительная часть»
 
    К осени в бухгалтерию приходит исполнительный лист, в бухгалтерии сказали: Как ты проживешь на 50%?  Загнешься с голоду! Жаль, конечно, расставаться с дружной  бригадой! Пришлось увольняться и  лететь на Большую землю! Я вернулся в Красноярский край в г. Сосновоборск. Устроился преподавателем в ГПТУ. После 1200 - 1500 рублей трудно было жить! Получал  мизерную зарплату, чуть выше 100 рублей и добросовестно выплачивал долг! Квартиры меня лишила бывшая жена, стал обитать в общаге! Ну, это пустое, выживем! Главное, квартира сыну Евгению достанется! Сколько лет прошло, но охоту на Севере и  день рождения в заливе - не могу забыть!
 
05.11.2011год


Рецензии