И дольше века длится, ,, жизнь

«Рождение – не начало, смерть – не конец»
Чжу ан – цзы ок.369-286 гг. до н.э.
ТРИ МАРИИ
Несколько лет назад довелось мне проводить мастер-класс для моих коллег-психологов по использованию  в профессиональной практике нетрадиционных методик, как технологий личностного роста и самопознания. Для слуха непосвященного тема звучит довольно занудно и наукообразно. А разговор, между тем, состоялся преинтереснейший, и тема обсуждения была затронута, весьма крамольная, из области «диссидентства от психологии», - память о прошлых жизнях. Как часто это бывает, после того, как было произнесено традиционное «всем спасибо, все свободны», разошлись не все. Обсуждение продолжалось в неформальной обстановке и в узком кругу. Моими собеседницами на тот момент оказались три Марии – три женщины с одинаковыми именами и совершенно несхожими судьбами, жизненными установками, профессиональным и житейским опытом. Позвольте и вас с ними познакомить, потому что в дальнейшем содержание этой книги часто будет представлено через призму их мнений. Мария Петровна – в прошлом врач-психиатр, на волне перестройки, переквалифировавшаяся в психолога-консультанта, «дама весьма весомых достоинств», крупная, полноватая женщина с прямой спиной и профессиональным «ленинским прищуром» цепких,  глубоко посаженных глаз, под взглядом которых как-то хочется поежиться, передернуть плачами, снять скованность. Мария Петровна всегда точно знает, что там, у клиента за душой, и чего от него ожидать в перспективе. Если ее диагнозы не подтверждаются, –не беда, ведь и жизнь пока не окончена, проявится когда-нибудь все равно. Как врач и психолог, Мария Петровна знает цену своей профессиональ власти по отношению  к чужой судьбе, я думаю, чтоее пациентов спасает только то, что Мария Петровна в свое время уже «наигралась в диагнозы» на поприще психиатрии. «Хочется поработать на опережение» - говорит она о своем решении уйти от явной патологии психиатрической деятельности к работе с «условно нормальными»;
 
Мария Алексеевна – Машенька, Маняша, Машуля,- вчерашняя студентка, очень добросовестная в работе, глубоко сочувствующая своим пациентам, восторженно радующаяся позитивным изменениям в их проблемах, отчаянно сомневающаяся в собственных возможностях, как специалиста, тем не менее, бойко сыплющая цитатами из пособий и учебников по психологии. Мария Алексеевна – школьный психолог, и еще она помогает «на общественных началах» коллеге, психологу детского сада – «для опыта», как она говорит. Весьма симпатичное создание, удачно контрастирующее с первой моей собеседницей.
Правда, Мария-1 (Мария Петровна)запросто подавляет любую попытку высказывания собственного мнения Марии-2 (Машеньки) , если это мнение отлично от ее собственного. Причем, делает она это внешне тактично и даже сочувственно. Маняша виновато замолкает и ее самооценка в этот момент, видимо, корчится в агонии.
 
«Просто Мария»- представилась третья моя собеседница - «У меня труднопроизносимое отчество, это мешает общению». Интеллектуалка, за тридцать, стильная, хотя несколько небрежна во внешнем облике, минимум косметики, но безупречно чистые волосы, короткая стрижка «под мальчика». Джинсы, рюкзачок, голубой свитерок - «водолазка», джинсовая жилетка с множеством карманов. Олицетворение функциональности и чистоплотности. Что ж, приятно познакомиться. «Просто Мария» сообщает, что у нее два высших образования: первое - медицинское,  две врачебных специальности;
второе и основное – психологическое, по ее словам, «с уклоном в педагогику». Интересуюсь причиной такого крутого виража – из медицины, причем, не слабо освоенной (две врачебных специальности!), и вдруг в такую неконкретную и ортодоксальную область – в педагогику? Ответ озадачивает: «Считаю современную медицину, как лечебную науку, несостоятельной, чаще вредоносной, чем полезной для пациента. Хотя еще со времен Пирогова отечественная медицина стремилась стать профилактической, считая, что важнее предупреждать недуги, нежели  лечить их. Исходя из этого, воспитание ответственного отношения к себе и своему здоровью и обучение здоровому образу жизни считаю приоритетным в профилактическом направлении работы с человеком». В словах и в голосе – спокойная уверенность в своей правоте.
 
«Милочка моя, - встревает Мария Петровна, - а как же врожденные патологии? И как быть с инфекциями? О каком воспитании речь? Чем может помочь педагогика?»
Но Марию «вышибить из седла» не так легко, как Машулю. Она парирует спокойно, кратко, корректно. И хотя ее доводы вовсе не убеждают Марию Петровну, и та готова продолжить дискуссию, –  позвольте их диалог оставить за кадром, его содержание не относится к содержанию
этой книги и к теме состоявшегося позднее разговора о проблеме профессионального права психолога заниматься тем, что с 1984 года официально называется «проявлением регрессивной памяти личности», а в просторечии – памятью о прошлых жизнях (воплощениях души) человека.
Учитывая неоднозначность отношения к этой теме и в профессиональной среде и у населения, далекого от канонов психологических и медицинских, я постараюсь быть максимально объективной в изложении фактов и аналитических выводов, с которыми мне удалось познакомиться, занимаясь этой проблемой, а также попробую форму изложения сведений по этому вопросу представить в виде трех разных точек зрения, трех вариантов профессиональной позиции – как своеобразного «консилиума» специалистов. Наши знакомые «три Марии» мне помогут.
Глава первая – очень скучная, зато научная
Научные исследования и лабораторные опыты, проведенные за последние несколько лет, постепенно проливают свет на самый главный философский вопрос человека: в чем смысл жизни? Удивительно то, что ученые постепенно начинают обращаться к древним мистическим традициям, которые практически во всех культурах и во все века поднимали проблему познания двух нерешенных наукой тайн – рождения и смерти.
«Что за «тайна рождения»? – вступает в разговор Мария Петровна,- чего уж проще: процесс зачатия и внутриутробной индивидуальной эволюции изучен на данный момент досконально. Вопрос: откуда дети берутся – в наши дни не тайна даже для пятилетних. В чем тайна-то?
Все так, уважаемый экс-психиатр, но позвольте привести факт из моего личного «альбома воспоминаний»: много лет назад, после окончания Владивостокского медицинс-
кого  института, на первом юбилее выпуска, я разговорилась со своим бывшим сокурсником Михаилом, который за то время, что мы не виделись, специализировался и успешно «двигал науку» в таком перспективном и современном направлении как ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение, помогал бездетным супружеским парам обзавестись потомством. «Ух, ты! – воскликнула я, – никогда бы не подумала, что именно ты перехватишь у Бога штурвал! Это ж надо: сотворить человека в пробирке, где ваш нимб, доктор Фауст?». Но мой приятель не подхватил шутку. «Знаешь, - сказал он.- Без Него в этом деле ничего не получается. У меня в активе сотни опытов, но я никогда не могу гарантировать, в каком случае процесс пойдет. Да и никто не сможет».
Поэтому, даже сегодня, когда метод ЭКО состоялся, сотни детей по всему миру получили право на жизнь, благодаря этому методу, а их родители – право на это звание, тем не менее, нет ни одной научной теории, объясняющей, почему и как в автономной, целостной, ни с каким источником энергии не связанной (даже в материнском организме) оплодотворенной яйцеклетке начинается процесс деления(?!). «Искра божья, - вздохнул тогда мой приятель, - ее появление мы не можем контролировать. Да и вряд ли когда- нибудь сможем». «Тайна сия велика есть…»«Никогда не говори: никогда»- изрекла Мария Петровна, причем так, словно она сама только что это придумала, - «Наука когда-нибудь всему даст объяснение»
Ну, что ж, разумеется, наука не стоит на месте, новые методы проникновения в скрытый мир подсознания, наряду с тщательным изучением опыта людей, побывавших в состоянии клинической смерти и вновь вернувшихся в этот мир, давно уже не сомнительная сенсация, а предмет изучения и научных дискуссий.
Передав однажды вопрос о жизни после смерти в руки религии и мифологии, многие исследователи в настоящее время пытаются получить практические доказательства или опровержение свидетельств людей, которые помнят о моментах жизни ДО того, как родились, или ПОСЛЕ того, как умерли.
«Я думаю, - вступает в разговор Просто Мария, - Если эти сообщения подтвердятся другими данными, может возникнет еще более трудная для решения проблема: как определить, какая часть личности или сознания предшествует рождению или сохраняется, когда умирает физическое тело?»
Тем не менее, информация «из первых рук» о том, что испытали люди, официально пережившие факт смерти и вернувшиеся из небытия, – удивительна.
«Ну, эти данные сейчас – «осетрина второй степени свежести», это уже не сенсация: об исследованиях доктора Моуди сейчас не слышал только глухой,- В диалоге снова Мария Петровна – результаты его научных изысканий широко признаны научной общественностью, за 15 лет он собрал более10 тысяч свидетельств продолжения существования осознающей себя личности после момента остановки сердца (т.е. клинической смерти)».
«Ой, а я читала в Интернете, кроме Моуди, этой проблемой занималось немало ученых, – например, доктор Карлис Осис и доктор Эрлендур Харалдсон, авторы книги «В час смерти», изучили сотни предсмертных откровений, причем, не только религиозных людей, но и атеистов. И знаете, что?!»- глаза у Машеньки округлились, блестят восторгом озарения так, что непроизвольно все улыбаются, - «непосредственно перед уходом, например, человека, умирающего от рака, наступает  момент просветления, прекращения боли, и он вдруг осознает свой уход, не только как неизбежность, но и как благо, и высказывания этих последних исповедей содержат много общего в своем содержании»
«Да, но последователи так называемого « посмертного существования» имеют своих противников, например, психолог Калифорнийского университета в Лос-Анжелосе доктор Рональд Сигел. Он пишет, что опыты «жизнь после жизни» можно рассматривать как галлюцинации, основанные на накопленных в мозгу образах» - снисходительно разбавляет Машулин восторг «ложкой дегтя» Мария Петровна. – И знаете, как практику, мне позиция Сигела более симпатична. Что-что, а уж галлюцинации не могут быть предметом научного исследования»
 
«Я знакома с некоторыми статьями Сигела и его сотрудников», - разговор поддерживает Просто Мария - «критикуя оппонентов, он сам, тем не менее, не предлагает удовлетворительного объяснения, почему люди различных культур, образа жизни и религиозных убеждений сообщают совпадающие даже в деталях сведения. Например, доктор Иан Стивенсон, провел эмпирическое сравнение более 16000 свидетельств реинкарнации,  т.е. описания проявления регрессивной памяти у людей о прошлых воплощениях. Особенность исследуемого материала в данном случае, – фактическое совпадение материалистических аргументов»
Я присоединяюсь в своих симпатиях к мнению Машули и Просто Марии, хотя и не вижу необходимости приводить здесь описание конкретных случаев. Желающие более подробно вникнуть в суть этих описаний могут заглянуть в список литературы на последних страницах этой книги.
А вот вопрос, имеет ли знание о прошлых жизнях какую-то реальную ценность для настоящей жизни человека? Может, прошлое лучше оставить в прошлом?
«Ну, конечно же! Память о прошлых жизнях – тяжкая обуза, часто ведущая к необратимым психическим отклонениям, – таким, как расщепление личности.» - пожалуй, Марии Петровне сложно возразить в этом случае.
Представьте себе, просыпаетесь утром, и – сколько времени вам потребуется, чтобы вспомнить, кто вы? «И какое тысячелетие на дворе?»
И все-таки…
Существуют вопросы, которыми рано или поздно задаются все. Один из них - что ждет меня ТАМ? В жизни каждого человека есть два неизбежных и одинаковых в главном момента: Рождение и Смерть. Причем, оба момента двузначны. В момент рождения человек сначала умирает – он прекращает существование как водное существо, как обитатель Эдема, где нет времени (потому что нет чередования света\тьмы, одинаков температурный режим), нет желаний (они автоматически удовлетворяются); а затем рождается в новом мире, условия которого совершенно не похожи на то, что он считал (с 13 недели существования формируется восприятие и фиксируется чувственная память) своей Вселенной. В момент смерти человек тоже умирает, как теплое, дышащие существо, испытывающее боль и наслаждение, но логично предположить, что после этого он рождается,  как некто, обладающий совершенно иными качествами. «Теряя, всегда приобретаешь; Приобретая, непременно заплатишь, утратив что-то»(Гете)
Анекдот:  сидят в матке 2 эмбриона и разговаривают. Один интересуется: «Как ты думаешь, есть ли жизнь после рождения?» «Не знаю, - отвечает второй - ведь оттуда никто не возвращался»
 
Мы приходим из Ниоткуда и уходим в Никуда.
«Ну, откуда мы приходим, все знают. Никто пока другим путем не появился… - смеется Мария Петровна.
«А вам не кажется, что тогда дети одной семьи, как Вы говорите, появившиеся «известно - откуда», то, есть из одного места, должны быть абсолютными клонами,  не так ли?»- реакция у Просто Марии, как у бойца, и ирония вполне уместна
«Да-а, сложно быть материалистом»- картинно вздыхает Мария Петровна. И она права: в материалистической философии невозможность достижения личного (телесного) бессмертия компенсируется концепцией культурного воплощения. Согласно этому подходу, смерть – абсолютный конец функционирования человека как телесно-сознательного комплекса. Однако, индивидуум имеет возможность продлить часть себя в различных формах творчества, «оставить след в истории»
Но ряд изъянов этого подхода очевиден:
• Слишком пессимистичен
• Слишком много феноменов необъяснимых материалистической концепцией бытия
• Все больше научных доказательств эфимерного утверждения «Там что-то есть…»
Одна из научных концепций, противоречащая ортодоксально-материалистическим взглядам и убеждениям - теория реинкарнации.
Реинкарнация – лат in carnor-«облекать плотью», re-«снова, возвращение» - процесс обретения духом новой физической оболочки. Основывается на древнем учении о постоянном воплощении души в новой жизни в новое тело.
 
Проблема реинкарнации в настоящее время очень популярна. Неудивительно, что многие философы ХХ и ХХ1 Века подошли к ней очень серьезно.
Основополагающие законы современной физики подтверждают несомненность того факта, что возможности человеческого мозга и его качественной характеристики – интеллекта – увеличиваются от поколения к поколению, в то время как остальные органы и системы практически не изменяются. Да и сам материальный субстрат - человеческий мозг - по своим физическим параметрам (размер, вес, объем) тоже почти неизменен. Так что же обеспечивает рост интеллектуальных способностей? Простая логика подсказывает единственно возможный ответ: человек не усваивает весь объем знаний своего времени, – большую часть этого знания он ВСПОМИНАЕТ.
По мнению ученых, именно это является самым весомым доводом в пользу того, чтобы признать реинкарнации реально существующей.
В культуре буддизма существует традиция: умирающий Далай-лама (главный теологический правитель Тибета) сообщает, где и когда искать его новое воплощение. Через определенное время после его смерти делегация монахов отправляется «по указанному адресу» и проводит «кастинг» претендентов. Как правило, это дети от 3 до 6 лет, которые обязательно проходят ряд испытаний, направленных на подтверждение их права заменить правителя. Одно из испытаний проводится следующим образом: перед ребенком раскладывается до полусотни предметов, среди которых – вещи бывшего Далай-ламы. Если претендент трижды их безошибочно выберет, только тогда его признают преемником, новой реинкарнацией умершего. Статистика – вещь упрямая, а выборы проводятся таким образом  на протяжении многих веков.
«Ой, а меня уже один такой пример убедил бы! А главное – так хочется верить!» - Машуня снова восторженно круглит глазки. – «Только, правда, интересно, – а есть ли реальная польза от того, сможет или нет, человек вспомнить свои прошлые жизни?»
«Знаете, это могло бы помочь в коррекции страха смерти, особенно у подростков и людей среднего возраста,- задумчиво говорит Просто Мария, - практичных методик, работающих с этой проблемой, не так много, и они не всегда эффективны»
Кстати, этот самый главный «враг рода человеческого»- страх смерти, по мнению философов, присущий каждому человеку, является бесспорным доказательством факта реинкарнации. Вопрос: если человек никогда не умирал, то почему он боится умереть? Но вот парадокс: если допускать мысль о том, что процесс перерождения не вымысел – страх смерти становится бессмыслицей, с которой легко справиться, а если допустить, что наша жизнь - эксклюзив, данный в одном экземпляре, как можно бояться того, чего никогда еще с тобой не случалось?
История изучения реинкарнации хранит такие громкие имена как Леонардо да Винчи, Парацельс, Джордано Бруно и многих других ученых, занимавшихся вопросами медицины и философии и посвятившими свои труды интересу, связанному с реинкарнацией.
Этот интерес со стороны ученых умов переживает ренессанс в конце ХХ века – см. список литературы.
Глава вторая - поэтическая.
Не только ученые мужи задавались вопросами прошлых воплощений, рассматривая переход невидимой энергетической (читай: неуничтожимой, согласно закону Ломоносова-Лавуазье о невозможности уничтожить или создать энергию) субстанции- души  из одного физического тела  в другое.. На протяжении веков поэты и писатели посвящали свои творения этим размышлениям.
А.Фет
Не тем, Господь, могуч, непостижим
Ты пред моим мятущимся сознаньем,
Что в звездный день твой светлый серафим
Громадный шар зажег над мирозданьем…
Нет, ты могуч и мне непостижим
Тем, что я, сам, бессильный и мгновенный,
Несу в груди, как оный серафим,
Огонь сильней и ярче всей Вселенной.

Н.Гумилев
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
мы меняем души, не тела
память, ты рукою великанши
жизнь ведешь, как под уздцы коня,
ты расскажешь мне о тех, что раньше
в этом теле жили до меня
самый первый: некрасив и тонок
полюбивший только сумрак рощ,
лист опавший, колдовской ребенок
словом, останавливающий дождь
дерево, да рыжая собака,
вот кого он взял себе в друзья
Память, память, ты не сыщешь знака
Не уверишь мир, что то был я
И второй…Любил он ветер с юга,
В каждом шуме слышал звоны лир
Говорил, что жизнь -его подруга,
Коврик под ногами – мир
Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.
Я люблю избранника свободы
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.
Высока была его палатка,
Мулы были резвы и сильны
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны.
Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял веселую свободу
На священный долгожданный бой.
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею нетронутую грудь
Я- угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле
Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут ясны,
Стены нового Иерусалима
На полях моей родной страны
И тогда повеет ветер странный-
И прольется с неба страшный свет
Это Млечный Путь расцвел нежданно
Садом ослепительных планет
Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо: но все пойму,
видя льва, стремящегося следом,
и орла, летящего к нему.
Крикну я…но разве кто поможет,
Чтоб душа моя не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.
«Вообще-то, к регрессиям содержание стихотворения, что называется – не тем боком, - скептически поджимает губы Мария Петровна.- скорей, речь в данном случае о генетической памяти, зашифрованной в ДНК»
Ну, что ж, и с этим трудно не согласиться…
 
«А я вспомнила! У Владимира Высоцкого есть песенка, как раз про реинкарнацию», - Машенька лукаво улыбается- «Она, конечно, не слишком научно звучит, зато даже ребятишки могут уловить смысл»
Песенка о переселении душ
Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иссуса
Кто ни во что не верит, даже в черта, – назло всем
Хорошую религию придумали индусы:
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.
Стремилась ввысь душа твоя-
Родишься вновь с мечтою,
Но если жил ты как свинья-
Останешься свиньею
Пусть косо смотрят на тебя, – привыкни к укоризне,
-досадно-что ж, родишься вновь на колкости горазд.
А если видел смерть врага еще при этой жизни,
В другой тебе дарован будет верный зоркий глаз.
Живи себе нормальненько-
Есть повод веселиться:
Ведь, может быть, в начальника
Душа твоя вселится
Пускай живешь ты дворником-
Родишься вновь прорабом,
А после из прораба до министра дорастешь,
-но если туп, как дерево, -родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.
Досадно попугаем жить
Гадюкой с длинным с длинным веком-
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?!
Так кто есть кто, так кто был кем? – мы никогда не знаем.
Кто был никем, тот станет всем – задумайся о том!
Быть  может, тот облезлый кот – был раньше негодяем,
А этот милый человек – был раньше добрым псом.
Я от восторга прыгаю,
я обхожу искусы –
Удобную религию
Придумали индусы.
 
«А мне,  что называется – «музыка навеяла»,- недавно я перечитывала роман Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого», так, знаете ли, там рассматривается очень интересная версия о том, что происходит с душой при разных пограничных состояниях, – это показано как некое путешествие, типа как Моисей водил народ свой по пустыне, испытаниями и терпением очищая душу от суетного»- Просто Мария почти взволнована
«Душенька, ну какие метания-искания, - что за метафизика какая-то! Давайте будем говорить о неких психических перверсиях*, которые, да, не отрицаю, имеют место быть, встречаются время от времени в практике любого психолога»- Мария Петровна возвращает нас к насущному.
*перверсия – уход от нормы, искажение
Глава третья – практическая
Да, действительно, в практике любого психолога наверняка найдется несколько историй, которые можно рассмотреть в контексте проявления регрессивной памяти. Причем, довольно часто запросом к специалисту являются жалобы, далекие от тематики обсуждаемой темы.
История 1. Солдаты Великой войны.
(Рассказывает просто Мария)
Ко мне обратилась бабушка девочки Юли 9 лет. Вот как звучали ее жалобы: поведение ребенка день ото дня становится все менее управляемым, Юля минуты не усидит на месте, даже если читает или смотрит телевизор, - приплясывает. Сон поверхностный, за ночь не один раз проснется-то попить, то пописать, то подушка твердая, то одеяло колючее…Но при этом, в школе к поведению девочки – никаких претензий, дисциплину не нарушает, ведет себя нормально. При опросе выяснилось, что пару лет назад  Юля жаловалась, что ее тревожат кошмарные сны. По этому поводу обратились в поликлинику, к невропатологу. Врач расценил это явление как «синдром первоклассника»* (Юля в тот год пошла в школу), выписал успокаивающее лекарство, которое девочка впоследствии и принимала. Проблема была решена, страшные сны отступили. На вопрос, бывают ли страшные сны сейчас, ребенок замялся, поглядывая на бабушку. Я догадалась: «Не хочешь лекарства пить?» «Ага!». «А сны все-таки тревожат? И поэтому ты просыпаешься?» Юля кивает. Психолог уточнил, бывают ли у нее повторяющиеся сюжеты во снах, и попросил девочку рассказать об их содержании. Вот, что поведала Юля, немало удивив маму и бабушку, присутствующих на консультации и, кажется,
*Синдром первоклассника- повышенная тревожность, в связи  с кардинальным изменением образа жизни ребенка и развитие кризиса 7 лет
немало удивившись сама:
«Я в какой-то яме, почти с меня глубиной, я вижу дорогу вдалеке, – по ней движутся люди, как длинная лента. Сверху на них самолет скидывает бочки. Они воют и взрываются, людей разрывает в клочки»
Вопрос психолога: «Юля, а ты в этом сне – кто? Девочка?»
Юля замирает на миг и удивленно отвечает:
«Не-ет…я мужчина»
«Сколько тебе лет?»
«22…скоро будет»
(мама и бабушка в шоке, они не понимают, что происходит,- ведь это не гипноз)
«Что ты чувствуешь, страх?
«Я…мне как-то…я, как-будто, виновата перед теми людьми»
«Почему ты виновата?»
«Ну, я же солдат! Я должна…должен их защитить! И еще я на себя злюсь, я очень злюсь»
На этом психолог прервала опрос и ласково вернула девочку к реальности, объяснив, что то, что ей снится могло быть с другим человеком, тем, кем Юля была много лет назад – в другой жизни. Ребенок успокоился.
Учитывая силу аффекта, переживаемого девочкой во снах, и характер эмоции, порождающей этот аффект, в коррекционной работе психолог особое внимание уделил самооценке ребенка, обратив его внимание на то, какая древняя у него душа, как глубоко она умеет чувствовать и сопереживать и прокомментировал соответствующим образом произошедшее на консультации родителям девочки, снабдив их адекватными рекомендациями. Поведение девочки в ближайшие недели нормализовалось. Теперь
девочка Юля совместно с бабушкой изучает историю Второй мировой войны, посещает памятные места. Не исключено, что в какой-то момент у ребенка может возникнуть эффект «дежа вю»-один из признаков регрессивной памяти,- если они попадут на то место, где погиб когда-то 22-летний солдат Великой войны, память которого стучалась в Юлины сны.
«Что ж…весьма поучительно. Только как-то гладко слишком, особенно аспект коррекционного воздействия. Вы применяли гипноз?» - высказалась Мария Петровна, обращаясь к Просто Марии
«Нет, зачем? Я же не гипнолог, не психотерапевт, основной коррекционный фактор – рефлексия, совместное и самостоятельное размышление Юли. Мы с ней договорились, что она будет вести дневник сновидений - записывать впечатления «по горячим следам», а при встречах мы с нею анализировали увиденное во сне. Сработал «эффект исповеди», да и тот факт, что ее перестали считать больной. Кроме того, я применяла метод сказкотерапии, писала сказки, отражающие ее проблемные моменты, читала ей подборку мифов и легенд – например, про царя с ослиными ушами и его парикмахера, который чуть не умер из-за того, что не мог поделиться тайной»
«Вы знаете, у меня тоже был подобный случай! Можно я расскажу?» -в этот момент мне показалось, что Машенька сейчас поднимет руку как в школе, когда очень хочется, чтобы спросили.
История 2.Хроники смутных времен
«Ко мне обратились родители девочки Вали, 5 лет. Запрос был довольно прост и понятен: ребенок панически боялся входить в лифт»
«Действительно, все прозрачно - клаустрофобия» -удовлетворенно кивнула Мария Петровна, покровительственно глядя на коллегу.
«Ну вот, - заторопилась Машенька – и я так подумала! Но с другой стороны – нет дыма без огня: откуда появился этот страх? Я расспросила бабушку и маму Вали - оказалось, что в возрасте 2,5 лет девочка случайно оказалась в запертой комнате – дверь захлопнулась, когда взрослые были в соседней комнате. Согласно этим воспоминаниям, родители испугались значительно больше, а ребенок мог опосредованно получить психотравму, почувствовав ужас кричащих за дверью взрослых. В целом, проблема мне была ясна и в дальнейшем, коррекция страха лифтов проведена весьма успешно. Но через 2 года Валя опять оказалась у меня на приеме, теперь уже по поводу кошмарных снов »
Машенька глубоко вздыхает – она как-будто готовится прыгнуть в прорубь. Мы заинтересованно молчим.
«Я тоже начала с того, что попыталась расспросить девочку о характере ее сновидений, о возможной тенденции повтора какого-либо сюжета или его элементов – то есть того, что можно было бы идентифицировать как проекцию подсознательного проблемо-образующего фактора…»
«Деточка,  можно без наукообразной терминологии?»- поморщилась Мария Петровна
«Извините…- Машенька краснеет – словом, я постаралась выявить что-нибудь общее в разных сновидениях, которые Валя называла страшными.. Но изложение снов девочки  отличало сбивчивость и бессвязность»
«Ну это как раз характерно для опроса по сновидениям,-кивает Просто Мария- довольно сложно выявить даже простую логическую цепочку. Только целенаправленный опрос, структурированное интервью и способность сопереживать и подстраиваться могут помочь»
«Вот и я в какой-то момент работы с девочкой почувствовала ее тревогу и сопротивление. Я попробовала предложить Вале нарисовать что-нибудь из ее снов. На рисунке появились две фигуры, одна – с большим крестом на шее. Рисунок густо заштрихован. Я начала опрос по рисунку и постепенно выяснила, что характер сновидений вызывает страх ожидания того, что во сне Валя ЗНАЕТ, что сейчас убьют ее родителей. Причем, те, кого во сне она считает своими родителями, – совсем не похожи на реальных папу и маму Вали. Во сне это совсем незнакомые люди, причем, они незнакомы даже между собой. Что же видит Валя во сне? Подвал с низкими полукруглыми сводами из красного кирпича, сумрачное мерцание факелов. Двое людей у стены: один – высокий человек с бородой и в длинной рубахе. У него на шее очень большой и, видимо, тяжелый крест. Рядом с ним женщина, намного моложе, ее платье синее в заплатах, оборвано до колен, волосы распущены. Но Валя твердо уверена – это ее нынешние родители. «Только очень-очень давно» -говорит девочка. Я предположила, что возможно мы имеем дело  с регрессией. В дальнейшем, мы попробовали опознать эпоху по деталям, которые описывала девочка – она очень подробно припомнила одежду. Рубаха мужчины из ее сна была скорее серой, чем белой, и ткань ее была не гладкой, а шершавой, со множеством чего-то, что Валя назвала «дриздочки». Я попыталась узнать у родителей Вали, что ребенок имеет в виду. Но мама и бабушка только пожимали плечами –
они впервые слышали это слово. Сама Валя не могла объяснить толком, что она называет словом «дриздочки». Я когда читала в Интернете о работе с регрессиями прошлых жизней, узнала, что желательно создать условия для стимуляции воспоминаний, предъявляя атрибутику того времени, которое проявляется в регрессии. Я попросила маму Вали сводить девочку в музей рязанского Кремля – там есть места, похожие на описанную Валей кирпичную кладку, и в Художественный музей – на выставку одежды прошлых веков. Вот там-то и произошло потрясшее всех открытие, – увидев на распялке крестьянскую рубашку из грубо выделанного льна, Валя закричала: «Во-он они, дриздочки!» Грубо обработанный лен в канве ткани несет много дефектов нити, которые выглядят как утолщения, выпуклость узко-треугольной формы. Что это за слово, и откуда оно взялось в лексиконе девочки, так никто и не узнал. А вот кошмарные сны, став предметом исследования, перестали пугать Валю: она активно включилась в процесс, много рисовала, и постепенно картинка сложилась, хоть и не совсем точно, многое пришлось домыслить. Время действия – времена смутные, раскольничьи: старик с бородой и крестом, судя по рисункам Вали, - старообрядческим, значит, привлечен по закону за веру, не соответствующую реформаторской церкви и - как говорили тогда «повинен смерти». Женщина с голыми коленями – по тем временам, позор ужасный, такому подвергали скоморошенок (платье синего цвета с заплатами – очень похоже на наряд скомороха, крашеный бузиной), если те нарушали запрет, – разворачивали свой балаган близко от церкви, а скоморохи часто нарушали закон – ведь храмы часто находились в самых посещаемых, людных.
местах: вблизи базарной площади, а значит, в самом людном месте, где можно было заработать, показывая представление. В последствии  Валя с мамой много читали о той эпохе, девочка живо интересовалась историческими подробностями. Недавно Валя с бабушкой путешествовали по Золотому кольцу, часто бывают в Коломне, бродят по доступной части монастыря. Кошмары ребенка не беспокоят» - Машенька перевела дух. Было заметно, что ей очень хочется, чтобы ее похвалили.
«А сама Валя, – она кем была в своих страшных снах?» - спросила Просто Мария.
«Вы знаете, я задавала этот вопрос ей несколько раз в процессе работы. Но она ни разу не могла ответить. Она видела картинку, предчувствовала неизбежную гибель людей, которых ощущала, как своих родителей, но кто она в той ситуации, – она ответить не могла»
«Просто сказки какие-то!» - резюмировала Мария Петровна
 
«А у Вас, Мария Петровна, неужели не случалось в работе подобных «сказок»?» - интересуемся мы у экс-психиатра. Откровенно говоря, мы очень сомневаемся в том, что Мария Петровна начнет откровенничать, тем не менее, ужасно интересно: что же она расскажет?
Но Мария Петровна медлит. Наконец, вздохнув, она говорит:
-  Я думаю, любой специалист в «душевной науке»* может похвастаться тем, что хотя один раз в своей практике имел дело с чем-то подобным. Всеми признанный корифей изучения регрессивной психологии Станислав Грофф, чьи труды признаны основами метода изучения регрессивных проявлений памяти, собрал более 10 тыс. свидетельств, критериально соответствующих понятию «регрессия» - как отражения и перинатального чувственного опыта (приобретенного в момент рождения), и пренатального (внутриутробного), и даже донатального – то есть до зачатия-  в прошлых жизнях. Причем, в начале обсуждения этих явлений в научных кругах его более скептически настроенные коллеги склонны были объяснять этот феномен, как угодно,- от простой фальсификации фактов до реминисцентных свойств памяти (восстановление давно забытой информации), но касающихся опыта личности тольков актуальной жизни. Правда, ряд документально и инструментально подтвержденных фактов не вписывался в эти объяснения. Как, например, объяснить тот факт, что на сеансе холотропного дыхания (ХД – один из методов психотерапии, применяющийся при различных психосоматических расстройствах и основанный на применении дыхательных _____________________________________________
* Душевная наука, наука о душе –психология- дословный перевод с греч. «psiche» - душа; «logo» - наука
практик Агни-йоги), некоторые мужчины вдруг начинали «рожать» - т.е. внешне это выглядело, как типичная родовая деятельность? Причем, после выхода из пограничного состояния сознания, в которое впадает пациент при выполнении дыхательных упражнений и перенасыщении клеток мозга кислородом (что сродни наркотической эйфории), возвращаясь к осознанному контролю своего сознания, они не только не отрицали (то есть помнили) то, что с ними происходило, но и признавались, что «вспомнили» момент, который никогда не происходил с ними в настоящей жизни (да и не мог произойти – физиологически невозможно!). часто их описания изобиловали ярко врезавшимися в память, хотя на посторонний взгляд, малосущественными деталями.
- Ну, да, как «дриздочки» в рассказе Вали! - Машенька складывает ладошки лодочкой и прижимает их к груди. – И знаете, я у Даля в словаре искала это слово. Оказалось,-  архаическое значение дефектов льняного полотна, слово из лексикона крестьян Архангельской губернии, с середины Х1Х века мало распространено. Я их с мамой и послала в Художественный музей поэтому…
- Я продолжу?- сдержанно спрашивает Мария Петровна. Видно, что ей неприятно то, что ее перебили.
-Извините…- Машуля пугается и краснеет.
- Так вот,- множество описаний регрессивных проявлений содержит детали, по которым возможно распознать эпоху или даже географическое место,  связанное с действием или событием, что описывает пациент. Кроме того, регрессия от фальсификационного фантазирования отличается именно тем, что высвечивает не действие, а эмоциональный окрас происходящего, скорее детализировано, чем панорамно – это не «экшн».
Грофф, Вебстер, Моуди были убеждены,   что самый яркий чувственный опыт фиксирует память в момент физической смерти или непосредственно перед нею, когда индивид уже понимает неизбежность конца.
- Именно поэтому Анна Бизант, Блаватская, Гурджиев, Бердяев и другие философы-экзистенциалисты писали о важности «последнего прости»- чтобы исключить эмоциональную «привязку» не прощеных, забытых и подавленных обид, мстительности и т.п. Раньше культуре умирания придавалось огромное значение – проститься со всеми, вспомнить свою жизнь, привести в порядок дела, завещать наследство, пройти последнюю исповедь. Ведь как, наверное, сложно жить в новой жизни, если из прошлой «стучатся» незавершенные переживания! – просто Мария говорит спокойно, но в ее словах чувствуется глубокая уверенность в сказанном.
- Да, - продолжает Мария Петровна, кивая,- в свое время мой учитель, профессор психиатрии, на одной из лекций высказал собственное мнение по этому вопросу – тогда во времена застоя в развитии советского общества это прозвучало как крамола, но, тем не менее, он осмелился сказать примерно следующее: «Если человек не выплатил долги в одной жизни, это может грозить шизофренией в следующей. Его долг непременно будет долбить его мозг, расщепляя личность. Так пепел Клааса «стучал в сердце» Тиля Уленшпигеля, призывая к мщению, толкая на поступки, которые, может быть, не были бы совершены». Но в те времена, поверьте, если бы кто-то из моих коллег заикнулся о каких-то там регрессиях, его бы не только «предали анафеме» в профессиональном сообществе, но и заподозрили бы профессиональный психоз, приписав все, что угодно.
- Признайтесь, Вы и сейчас опасаетесь высказывать более определенное мнение по этим вопросам? Ведь мы ожидали, что Вы поделитесь с нами собственным опытом работы с регрессиями, если таковые встречались в Вашей практике, - мне показалось, что просто Мария этим высказыванием нарушила границы профессионального такта и простой человеческой деликатности. Интересно, как отреагирует наша М.П.?
- А «у кого в шкафу нет своего скелета»?- парировала Мария Петровна,- тем не менее, с вашего позволения, я пока воздержусь от рассказов, и  пока останусь в роли слушательницы.
- Коллеги, а не испить ли нам чаю? – предлагаю я на правах хозяйки.
Мои собеседницы охотно соглашаются, чай с пряниками – что может быть лучше для ухода от щекотливой ситуации?
За чаем разговор продолжается.
- Если хотите, я еще могу поделиться одним случаем из практики,- предлагает просто Мария
-Конечно, это же так интересно!- восклицает Машенька
- Ну, так вот. Два года назад…

История 3. Болит голова…у динозавра
…Обратились ко мне по рекомендации знакомых мама с мальчиком Петей. У 9-летнего Пети была большая проблема – постоянные интенсивные головные боли, из-за которых ребенок не мог посещать школу в обычном режиме, поэтому учился на дому. Приступы боли возникали так часто, что за день Петя мог принять до 16 таблеток болеутоляющих препаратов, что, естественно, беспокоило и маму и врачей. За те 1,5 года, в которые головная боль превратилась в ежедневную пытку, ребенок прошел
все возможные виды обследования и проверку разного рода диагнозов. Каких-либо органических поражений мозга, слава Богу, не выявилось, подозрения на опухоль, менингит, энцефалит и прочие ужасы не подтвердились, но головная боль не прекращалась.
Мы начали работу. Я, естественно, собрала все сведения, которые могли предоставить мама и сам мальчик (я имею в виду результаты тестирования и проективных технологий), изучила медицинскую карточку, консультировалась с невропатологом (моей знакомой, которая и направила Петю к психологу, видя, что традиционная терапия только глушит боль, но не лечит ее) и т.д. Но все эти данные ничуть не объясняли - откуда появилась головная боль и, соответственно, куда ее «прогонять».
- А какого характера была боль? – профессионально интересуется Мария Петровна- мигрень?
- В том – то и дело, что мигрень, или гемиплегия – это болезненность половины головы, а Петя описывал свою боль как узкий обруч, охватывающий всю голову по периметру. Я просила сравнить ее с чем-нибудь, с каким-нибудь предметом, который мог вызвать сходные ощущения. Мальчик, интеллектуально развитый не по возрасту, по моей просьбе описал венок из гибких прутьев с огромными иглами, которые впиваются в кожу и мозг.
- Терновый венец!- хором воскликнули мы с Машенькой.
- Да-да, именно эта ассоциация и мне пришла в голову и я начала выяснять, не является ли «синдром тернового венца» своеобразным «стигматом», навеянным религиозным воспитанием…
- Индуцированный психоз, бред Котара,- задумчиво пробормотала экс-психиатр и, спохватившись, пояснила- это когда внешние обстоятельства доводят чувствительного
и эмоционального человека до помешательства, а бред Котара – бред самообвинения, как отражение исключительности вины(например, за грехи человечества). Стигматами называются люди, эмоционально неустойчивые, с чрезмерными амбициями и подавляемыми комплексами истероидности и демонстративности, как правило, религиозные фанатики, своим рвением и самовнушаемостью вызывающие у себя на теле кровоточащие раны и язвы, как у Христа при распятии. Это явление подробно описано  в каждом учебнике по психиатрии. Но чтобы 9-летний ребенок!.Это как же ему надо было «запудрить мозги»!
- Да в том-то и дело, что никто в семье не отличается ревностным отношением к религии в любом ее проявлении, и со священным писанием мальчик практически не знаком! Далее,  я решила работать с симптомом головной боли и рационализировать отношение к болезни, – словом, шла традиционным путем психотерапевта.
Применяя метод эмоционально-образной терапии (см. список литературы), мы с Петей попытались трансформировать образ «колючего венка» во что-то другое, менее болезненное. Опуская специфические подробности такой работы (специалистам понятно, о чем речь, неспециалистам – возможно, эта рутина и ни к чему), скажу, что наши усилия увенчались успехом. В прямом и переносном смысле слова: «терновый венец» превратился в «корону Повелителя Вселенной». То есть, иными словами, «тяжела ты, шапка Мономаха!» - образ того же симптома. Правда, метод «графика частоты приступов», в котором мы сразу договорились с Петей отмечать частоту проявления головной боли в течение дня, показал, что с момента работы с симптомом кривая частоты приобрела «падающий» характер.
Это, конечно, была победа, но маленькая, неубедительная.
Приступы боли продолжались, а я еще не поняла, – что за пусковой фактор их вызывает.
- Корона и венец, это же символически отражает потребность во власти, а значит – контроле,- высказала предположение Машенька
- Да, а потребность в контроле у ребенка 9 лет говорит о дефиците любви и уважения. Ведь основная потребность детства – безопасность, а защищенным чувствует себя ребенок, только если чувствует любовь окружающих, а подрастая,- особенно это касается будущих мужчин,- желает быть значимым, уважаемым. Если эти потребности не выполняются, возникает повышенная подавляемая тревожность, которая диктует необходимость контролировать происходящее,- кивнула просто Мария.- Я тоже так рассуждала. И в связи с этим провела несколько сеансов семейной психотерапии с мамой и мальчиком. То, что отсутствие отца и затруднение в формировании  правильной гендерной* роли поддерживает потребность в контроле, это конечно, фактор, усугубляющий ситуацию. Но, с другой стороны – не основной, иначе все мальчики из неполных семей были бы похожи на Петю с его симптоматикой.Да, действительно, выяснилось, что мама мальчика строит отношения в большинстве случаев с позиции силы, не подтвержденной реальным авторитетом – это скорей, агрессивный диктат слабого человека, зашоренного стереотипами. Отсюда и выбор «органа-мишени»: голова символизирует авторитетность, управление, власть. Корона – символ власти, т.е. предмет, обозначающий ее, подтверждающий власть. Превращение короны в терновый венец – наверное, и непосильность контроля,
* гендер- (нем) пол в социальном понимании, соответствует понятиям «женственность», «мужественность»
и протест против его необходимости.
Ведь боль – это протест. Такой была моя версия создавшейся ситуации
Мы обсудили с Петей этот вариант объяснения, и я решила дальше вести коррекцию методом сказкотерапии.
- Очень правильное решение, - одобрила Мария Петровна.
- Обожаю работать со сказкой! - с восторгом внесла свою лепту в разговор Машенька
- Согласна с вами. Ну, так вот, я предложила Пете совместно написать сказку о его головной боли, о ее символах и возможном сюжете. К сожалению, из этой затеи ничего не вышло. Петя показал мне несколько незаконченных набросков, но и мой вариант сказки отверг, как неинтересный. Я поняла, что мы удалились от этиологии* проблемы. И предложила поиграть в восстановление памяти.
- А что это за игра?- удивилась Машенька
- Нет, это я на сеансе для Пети так обозначила метод «внутреннего хроноэкрана»
- А, это когда визуализируешь экран, на котором произвольно «разматывается лента времени» в прошлое? Очень хорошая методика! – похоже, наша скептическая дама-психиатриса окончательно подобрела.
- Да. Я объяснила Пете суть работы и его роль в этом процессе. Ряд фактов, которые мы восстановили, во многом прояснили вопрос с предпосылками возникновения проблемы. Они, конечно, интересны сами по себе, но к обсуждаемой теме не имеют отношения. А вот что имеет – об этом речь впереди. Передайте мне пряник, пожалуйста.



*этиология – происхождение, причина

-Так вот. Пете удалось восстановить информацию почти до момента своего рождения. Картинки, которые он описывал, как всплывающие в памяти, мама датировала по узнаваемым деталям, все больше отказываясь верить в происходящее. Но факты – вещь упрямая, и когда Петя описал часы уникальной, неповторяемой формы, в виде кристалла, но в перевернутом виде висящие на стене, у мамы возник маленький шок: дело в том, что такие часы она сама видела только один раз в жизни – в родовом зале, они висели на стене против кресла, где Петя появился на свет (известен факт, что новорожденный ребенок видит предметы окружающего мира в перевернутом виде).
После этих, относящихся к реальной жизни мальчика регрессий, начались «воспоминания» о других жизнях. Например, Петя помнил себя рыцарем, который видит через забрало шлема, как меч противника описывает дугу и сносит ему полголовы; несколько менее опознаваемых эпох он тоже припомнил, – и всегда за мгновение до смерти он понимал, что сейчас лишится половины головы.
- Ну, это явно сублимация. Множественный образ отработки реальной проблемы,- снова прокомментировала Мария Петровна.
- А знаем ли мы до конца причины этого явления - сублимации? Это один из видов психологических защит, описанных Фрейдом и его учениками. Но что обеспечивает именно этот вид защиты, а не другой – кто ответит? - парировала просто Мария.- Самым главным в этой работе было то, что приступы головной боли стали посещать мальчика все реже. Окрыленная успехом, я ждала катарсиса, прозрения, когда мы, наконец-то, выйдем на тот первый, пусковой фактор, который образовал проблему..
То, что этот фактор сработал не в текущей жизни мальчика, а в одной из предыдущих, – для меня было очевидным
Петя, одаренный ребенок, давно уже разобрался в сути работы, проникся азартом, но честно соблюдал рекомендации. Я не запрещала ему фантазировать, писать рассказы, поощряла ведение дневника. Мы с ним попробовали освоить метод хайку…
- А что это за метод? Что-то я слышала…- Мария Петровна заметно насторожилась, видимо, чего-то не знать- для нее как-то некомфортно
- Хайку, или хокку – это вид японской поэзии. Это рефлексия в рифмованном виде. Там есть ряд правил, которые необходимо соблюдать при написании. Очень мощный стимулятор духовного развития. Пете я оставила свободу творчества, порекомендовав только поразмышлять на тему его болезни и возможных причин. Одно из первых его творений…Сейчас-сейчас…- Мария сосредоточилась и прочла:
Болезнь моя, как капуста
Листок за листком разверну,
Пока не найду кочерыжку.
- Слушайте, как вам повезло с мальчиком! Это же гениально! Какой взрослый способен так выразить то, о чем Вы рассказываете?!- похоже, Мария Петровна вошла во вкус обсуждения этой темы.
- Вот, как раз хайку нам и помогли дойти до сути. однажды Петя пришел весь какой-то торжественный и многозначительный. Мы, как всегда, начали с ревизии динамики проблемы за срок с прошлой встречи. Головная боль не проявлялась всю неделю. Это случилось впервые за те полгода, что мы работали с ним. «А знаете почему?»-
таинственно сообщил Петр. «Я нашел того, кто боль в мою голову привел». И он показал мне рисунок, на котором был изображен динозавр.
-Ну, и в чем прикол? – спросила я.. Петя продекламировал (это не совсем хайку, скорее- белый стих):
«Я совсем маленький динозавр,
и мне не повезло:
я столкнулся с Огромным на узкой тропе
  он откусил мне полголовы.
Я запомнил запах из его пасти –
он вонял, как помойка.
Его зубы впились в мою голову.
Это ужас! Но я понял –
это был самый первый раз».
- Ничего себе! – выдохнула Машенька.- Воспоминание животного существования, по мнению многих авторитетов, невозможно – ведь животные не осознают себя, их память рефлекторна, то, что человек запоминает с первого раза – тем крепче, чем сильнее аффект, но условные рефлексы формируются только при повторе?
- Я думаю, это вопрос спорный, ведь еще совсем недавно регрессивная психология тоже была «персона нон грата», вне закона – так же как несколько ранее генетика, кибернетика в СССР и т.п.
 
«Мария Петровна, Вы в профессии дольше нас, Вы пришли в практику еще в советскую эпоху, наверняка у вас бывали случаи регрессивных проявлений?»- Машенька снова делает попытку «разговорить» нашу «железную леди»
- А что, юная леди, как говорят в Америке, пожалуй, я тоже впущу вас в «кладовочку» своего профессионального опыта. По ходу нашего обсуждения у меня даже возникло желание рассказать вам, почему я пришла в профессию. Но только чур!- между нами. Как говорится, «не для прессы». Исключительно как благодарность за откровения. «У каждого в шкафу есть свой скелет» -говорят англичане. Давайте «откроем мой шкаф».
История 4. Жертвы холокоста
Когда мне было 5 лет, несколько раз меня «накрывал» один сон. В нем не было откровенно пугающих элементов, но ужас и отчаяние, которое я, пятилетний ребенок, переживала в этом сне, понятны стали мне позже. Поделиться содержанием сна я не могла ни с кем: отца у меня не было никогда, мама - бывшая фронтовичка, человек жесткий и деспотичный, категоричный в оценках, на тот момент работала в психо-неврологической больнице старшей медсестрой. Ее понимание жизни было четким и ясным, без нюансов.
Так вот. В моем сне я шла по кромке обрыва, но не верхней, а, как - бы, по тропинке, выбитой в склоне. Тропинка узкая и неудобная, запросто можно соскользнуть вниз,  там не пропасть, но довольно высоко и круто. Впереди меня движутся люди, и сзади – я не вижу, но чувствую и знаю - тоже, верх обрыва вижу краем глаза, хотя и смутно: освещение, как в сумерках, но можно различить силуэты людей и животных (возможно, собак?)
А там, впереди, вспышки – люди падают, падают вниз. И чем ближе я к этим вспышкам, тем страшнее мне становится. Я просыпаюсь с криком и слышу: «Спи, оглашенная!». Я видела этот сон несколько раз. Просыпаясь, испытывала облегчение, но оставалось смутное беспокойство о чем-то непонятном и недодуманном. В очередной раз я поняла: во сне я - не я, не пятилетняя девочка 60-х в советской стране, а взрослый мужчина, еврей, дамский портной, - потому что в очередном сне я пережила еще  и ужас унижения – пред тем как оказаться на уже знакомом склоне, у меня отобрали что-то, что мне очень дорого, что-то, похожее на чемодан, но я знаю – это не просто чемодан, это самая большая моя ценность – ручная швейная машина (она похожа на мамину, подольского завода – предмет моего вожделения с момента, как я стала ходить)
- Это как воплощения далай-ламы узнают свои вещи! – не удержалась Машенька.
- Возможно…но во сне машинка называлась иначе: я долго не могла восстановить это название. «Зингер», конечно. Но утверждать не буду ,- в детских снах название помнится как что-то грубое, рычащее.
Сон перестал сниться, когда я пошла в школу. Но впоследствии, когда мне было 12 лет, моя старшая сестра, у которой мы жили с  мамой на Сахалине, выписывала журнал «Юность». Я много читала. И в одном из номеров обнаружила роман «Бабий Яр». А в романе – сцену из моего детского сна. Только время суток не совпало: во сне сумерки – рассвет или вечер, а в романе 11 утра.
- Вот это да-а…- протянула Мария.- теперь понятно, почему вы выбрали психиатрию. Носить в себе такую тайну, не имея возможности поделиться – и так много лет!
- А в нашу профессию от хорошей жизни не идут – выбор всегда обусловлен проекцией собственных проблем. Может, это и хорошо. Прежде всего – для пациента.
- А можно, я тоже расскажу свою историю?- Машуня решительно откидывает челку.
История 5.Тигриная трагедия
- Я тогда училась на 4 курсе, у нас была практика по психотерапии. Тогда я как раз услышала о регрессивных проявлениях и загорелась желанием освоить методологию стимуляции проявлений регрессивной памяти. Желающих пригласили на тренинг, и я пошла. Несколько воспоминаний по методу «внутреннего экрана» относились к моему раннему детству – мама и старший брат подтвердили и датировали эти воспоминания. Но когда мы начали осваивать технику медитативного воспоминания – у меня сначала ничего не получалось. А потом, я вдруг почувствовала нарастающее недовольство, потом раздражение, злость и, наконец, тихую ярость. В жизни я очень редко испытываю такие эмоции. И тут возникла картинка: словно сверху я вижу крупную звериную лапу – переднюю, грязно-желтого цвета, с черными полосками. В тот момент я ее даже не назвала для себя тигриной – у меня вообще не было слов, я только чувствовала готовность зарычать, но почему-то не могла. Ярость подпитывалась с  каждым шагом, – лапы двигались, по очереди попадая в поле зрения, и боль пронзала ногу. Злость усиливалась тем, что я не видела того, что приносило боль, потому что муть заволакивала глаза, в желудке возникло сосущее чувство, как при голоде. Полосы перечеркивали поле зрения - потом, анализируя впечатления, я поняла, что это тростник- тигр, которым я была, был стар, потому полуслепой (катаракта?),
голоден, и шагал по пенькам-осколкам бамбука, которых он не видел, учитывая вес туши – видимо, травму получал
при каждом шаге. Через несколько месяцев я побывала в Адлере, увидела бамбуковую рощу, специально посмотрела – действительно, пеньки обломаны под острым углом, они как ножи – до слез стало жалко того тигра, чья память живет во мне.
- Ну, вот, а мы тут обсуждаем, возможны ли регрессии животных жизней!- засмеялись мы
 

История 6. Любовь через века
- А еще я могу вам рассказать о регрессии, которая случилась с моей подругой,- Машенька, вдохновленная своим успехом, продолжает:
- С детства Оля, так зовут мою подругу, обожает киноартиста Хью Гранта. Девочки часто влюбляются в киногероев в определенном возрасте, нам говорили об этом на занятиях по возрастной психологии.
Как правило, это замещение при отсутствии настоящих взаимоотношений с ровесниками, идеализация романтических отношений, создание кумира. Но у Оли всегда было все в порядке с мальчиками – она очень коммуникабельный и интересный человек, у нее всегда было и есть много друзей и не слишком много комплексов. Тем не менее, постоянство любви к Хьюго Гранту сохраняется до сих пор. Вначале на наши «подначки» Оля отшучивалась, но после тренинга по регрессивным проявлениям (она участвовала в нем вместе со мной), Оля рассказала, что еще в детстве ее беспокоила странная «фантазия»(как она сама это назвала), объяснение которой она получила только начав собирать материал в данном направлении. Олина фантазия начиналась с того, что она видела ослепительно белую стену церкви – причем, саму церковь она не видела, только стену, но знала, что это церковь. Стена кажется ослепительно белой, потому что ярко освещена южным  солнцем. У стены стоят двое мужчин – одного из них Оля описать не может, она только знает, что он там стоит – ее восприятие полностью поглощено другим, одетым, как испанский гранд: складчатый воротник, короткий плащ, из под него видна шпага. Шляпа с пышным пером, бородка, торчащие усы, – но они не маскируют лица, и это лицо современного Хью Гранта (ох! Какое совпадение: статус ТАМ=фамилия ЗДЕСЬ!). Переживание этой «фантазии» глубоко эротично, по словам Оли, в ней ничего не происходит, только контакт взглядов, «Я таю, - говорит она – меня можно хлебать ложками. Но я знаю точно, я, ни в коем случае, не должна проявить своих чувств. Причем, я точно знаю, что этот мужчина для меня недоступен, возможно, мы из разных сословий. Мне кажется, я в той жизни всего лишь служанка знатной госпожи, следующей в церковь». Такая вот любовь через века.
- К сожалению, собственных регрессивных воспоминаний я не отмечала, по крайней мере до сих пор, но в практике сталкивалась неоднократно. Если хотите, я расскажу, как одна моя клиентка решила проблему конфликтных взаимоотношений с мужем, отследив их тенденцию на протяжении многих жизней, где их судьбы пересекались.- сказала просто Мария
- Ничего себе! Совсем  в духе Эмиля Золя. Любопытно услышать!
 
История 7. «Убей меня нежно…»
- Ко мне обратилась женщина 48 лет, с подозрением на фибромиому матки. Ну, разумеется, с этим диагнозом она попала к гинекологу, а та уже направила ее ко мне, поскольку женщине (Назовем ее Ирина) предстояла плановая операция в связи с ее диагнозом, и возникла необходимость в психологе, чтобы отработать страх оперативного вмешательства. Мы начали общаться и через некоторое время нам обеим стало ясно, что «автор» ее опухоли в матке – муж женщины. Вернее, ее отношение к нему, представленное целым букетом обид, мстительности и отвращения. Не мне напоминать вам, коллеги, что наше тело – это «дом с множеством помещений», некоторые из них активно нами контролируются, являясь «жилыми», но  часть этого «жилого фонда» довольно часто годами стоит «опечатана». Психосоматика называет это «блокировкой»Это случается, если это «помещение» связано с чем-то отвергаемым, неприятным. Матка – это место, которое «не совсем наше, личное», - это и «дом» для ребенка и - «гостиная» для мужа. Поэтому если неприятные чувства испытываешь к «гостям», то и к «гостиной» относишься соответственно. Поэтому мы с Ириной работали не столько со страхом операции, сколько с причинами, породившими повод для операции. Опуская подробности 1,5 месячной терапии, скажу только, что операция не понадобилась - опухоль рассосалась, матка очистилась. Но Ирина всерьез заинтересовалась технологиями саморегуляции своего здоровья, и мы заключили договор на проведение обучающих консультаций. В процессе работы она много рассказывала о характере взаимоотношений с мужем, совместно мы анализировали ее обиды и ошибки, и однажды пришли к выводу, что ее муж Павел, человек, в общем-то, неплохой, не злой и умный, но совершает поступки, которые вызывают в жене чувства разрушительного свойства. «Он меня просто убивает!»- часто повторяла Ирина. Конечно, убийством это можно было назвать только фигурально (хотя фибромиома, как психосоматическая реакция на обиды и унижения, – чем не орудие убийства), но действительно, унижая жену насмешками в присутствии отношения, Ирина, не умея защищаться от переживаний, 
посторонних людей,  пренебрегая ее чувствами, действуя с позиции эгоистических соображений, Павел разрушал их  отношения, Ирина, не умея защищаться от переживаний,  разрушала себя. Развод, как выход из создавшегося положения, даже не обсуждался – общие дети, общий быт и зависимое, в материальном плане, положение Ирины исключало такой вариант разрешения ситуации. Мы решили разобраться в скрытой механике происходящего, когда «вместе  тошно, врозь - невозможно». Я рассказала Ирине о методе регрессивных воспоминаний, и мы решили освоить навыки медитативного размышления. Через некоторое время произошел первый инсайт*: Ирина «увидела» себя на вершине недостроенной пирамиды (она ЗНАЛА, что это пирамида, но видела только небольшую площадку, усыпанную меловой пылью). Первое, что проявилось в воспоминании – сандалии (Ирина неплохо рисует, и после работы она зарисовывала особо интересные детали). Очень необычные, таких она раньше не видела: подошва плотно сплетена из травы (соломы? папируса?), к ней крепятся ремешки из сыромятной кожи (в середине ХХ века в стране Советов из такой кожи делали детские сандалии-одна сторона ремешка гладкая, другая -ворсистая). Ремешки она рассмотрела очень подробно – как потом она рассказывала, она ЗНАЛА, что часто завязывала их своему господину (Павел) в той жизни. Сама она была мальчиком – рабом у сына жреца, тоже мальчика, ненамного ее старше (Павел), который учился в школе жрецов, но относился к учебе с ленцой. Во время занятий раб должен был подавать чашу с питьем и помогать с обувью и одеждой. Но однажды его господин не смог ответить на вопрос учителя и его должны были высечь.
*инсайт – озарение, открытие
Наивный раб подсказал господину то, чего тот не знал, чем проявил страшное нарушение закона – запрет на знание для непосвященных. За это его господин должен был лишить жизни. Что он и собирался сделать в тот момент, который вспомнился Ирине. Видимо, последнее, что в той жизни она запомнила, – ноги своего господина в сандалиях, как защитная реакция, внимание сфокусировалось на той детали, на которую раньше не обращала внимания, – один ремешок немного отличался от другого по цвету. И еще чувство глубокого сожаления и вины за то, что ПОСЯГНУЛ ВОЗВЫСИТЬСЯ НАД ГОСПОДИНОМ. Ни обиды, ни возмущения. За миг до того, как огромная каменная глыба размозжила ему череп. Ирина испытала глубокий эмоциональный шок, но он сменился облегчением, – то, что изначально  произошло на физическом уровне, Павел проделывал в этой жизни на эмоциональном.
За первым озарением через некоторое время произошло другое: картинка, которую «увидела» Ирина, - узкий коридор подземелья, или башни, спиралью уходящий вправо, мерцающий свет факелов в руках стражников. Они в светлых плащах с крестами на спине и груди, под плащами – доспехи. Себя она тоже увидела так, как видел бы себя человек, опустивший голову: на ней (впрочем, как и в предыдущей жизни, она была мужчиной), потемневшая, видимо, бронзовая кираса с зеленью и вмятинами, сапоги с длинными неодинаковой длины носами. Рядом – бывший господин (ученик жреца), в этой жизни он – рыцарь, феодал, старший брат в семье, наследник всех земель и герба, носитель родовой славы. Но Ирина, которой в этой жизни достался статус младшего брата, снова нарушила
(нарушил) закон, вместо того, чтобы как положено младшему в семье отправиться в монастырь молиться на благо семьи, своевольно сбежал из дому без благословения родителей стал странствующим рыцарем, "насовершал подвигов", чем посягнул  на первенство брата первородного, посмев «тягаться славою». За это и должен принять смерть лютую (замуруют живьем) и бесславную, чтоб даже надгробья не осталось. Вот уже прислужники разобрали часть плит в полу коридора, открылась ниша, в которую с трудом можно поместиться в доспехах. А сверху, по приказу господина, будет придвинут фамильный саркофаг – каменный гроб с останками предка. Так что самая главная часть казни – забвение. Люди скоро забудут славного рыцаря-скитальца, совершившего подвиги во имя Господа.
Когда Ирина это проговаривала, у меня возникло чувство, что и впрямь я слушаю балладу из рыцарских времен.
Проанализировав материал этих двух регрессий, мы пришли к выводу, что можно выявить ряд общих тенденций развития ситуации, которые отражаются и в современных взаимоотношениях Ирины и Павла. Но для обобщения не хватало материала. И тогда произошло оно – третье озарение: жизнь, которая проявилась на этот раз, связала эти две личности уже иными отношениями. Ирина увидела себя 12-летней девочкой, дочкой странствующего кузнеца. Почему они оказались вдвоем в повозке, где мать девочки в той жизни, ответа мы не получили. Но суть такова: регрессия проявилась с того момента, когда умирающая девочка видит полустершийся рисунок орнамента на внутренней стенке повозки, это что-то вроде телеги, старой и скрипучей. Доски, из которых она сделана, посерели,
стали темными от времени, но кое-где проступают остатки краски и рисунков. По этой детали можно предположить, что ту жизнь ей довелось провести где-то среди южных славян (Болгария, Румыния?)Далее, Ирина увидела спину и сутулые плечи того, кто в той жизни был ее отцом, но, похоже, приемным – особого родства или близости, Ирина не почувствовала Ей «вспомнилось», что именно он и на этот раз виноват в том, что она умирает, – торопя ее со сборами в дорогу, он заставил ее, 12-летнюю девчонку, поднимать на телегу тяжелую наковальню. Что-то оборвалось внутри, и теперь она истекает кровью, но он даже не оборачивается, не поинтересуется, что с нею. «Совсем как в этой жизни» - грустно констатирует Ирина. «Но там, на телеге, в последние мгновения той жизни, у меня, кажется, возникает протест против его права убивать меня» - задумчиво продолжает она. Наша  работа продолжалась до тех пор, пока сама Ирина не поняла, что, пролив кровь на вершине недостроенной пирамиды, тот, кто был воплощением ее нынешнего мужа, запустил программу кармического воздаяния. Но вторая сторона (жертва) несет ответственность в равной степени за то, чтобы разорвать этот клубок преступного отношения к жизни близкого. Выявив общие тенденции, - формальное неравенство положения - во всех воплощениях муж несколько выше жены в социальном плане; отношения типа «палач\жертва»- за провинность тот, кто главнее, считает себя вправе уничтожать подчиненного; «жертва» всегда на что-то незаконно претендует, - при этом, сторона, представленная Ириной нарушает что-либо. Значит, можно попробовать действовать вопреки кармическим подвязкам. Завоевывать не Павла и его одобрение, а независимость от его мнения, перестать посягать на его «нишу» - поискать себя где-нибудь вне семьи
поработать над самооценкой и увеличить дистанцию между супругами (разумеется, я имела в виду социальную значимость и авторитет),  Обойдусь без подробностей, но недавно супруги справили тридцатилетие со дня свадьбы, дети уже подарили им внуков. Ирина защитила кандидатскую диссертацию, много работает, получает, правда, меньше Павла, - но, похоже, он считает это правильным. Перестав нуждаться в его близости и любви, она освободила человека от невыполнимых обязательств, что перестало его раздражать.
 «Теперь моя задача «влюбить» его в себя, уравнять наши права!» - смеется Ирина - Тогда в будущих жизнях убийства прекратятся»
-Да-а… такого «серийного убийцы» у меня, конечно, не было, - задумчиво произносит Мария Петровна.- Но кое-что интересное и у меня в "потайном карманчике" есть. Случай, который  я хочу вам поведать, послужил тому, что я отказалась от той власти над человеческими судьбами, которую дает белый халат психиатра, и ушла в психологи.
История 8. Жертва Французской революции.
Обратилась ко мне «во время оно» моя бывшая однокурсница со своей младшей дочерью. Девочке было3 года или около того. Сразу оговорюсь – никаких французских корней, никаких дворянских предков – обычная среднестатистическая семья. Суть консультации, которую моя знакомая попросила провести неофициально, состояла в том, чтобы определиться с необъяснимым, на первый взгляд, явлением. История проблемы такова: старшая дочь, ученица 3 класса, обратилась к матери с вопросом- какой королеве отрубили голову? Ну, мама, как человек культурный и начитанный, начала припоминать, вытащила из памяти Анну Болейн, жену РичардаУ111, Марию-Антуанетту, Марию Стюарт…И тут спохватилась: не рано ли для 3 класса такие сведения?
 «Тебе зачем?» - спросила она дочь - «В школе задали?»
«Нет, - ответила девочка- Даша говорит, что она была королевой, и ей отрубили голову»
Позвали Дашу, которой еще и 3 не исполнилось и речь, соответственно не особо установилась. Тем не менее, ребенок поведал, ни мало не смущаясь:
«Когда я была большая, я была королевой. У меня были длинные желтые волосы. Ко мне подошел дядька-солдат  в зеленой кофте с красным слюнявчиком и золотыми пуговицами. Он был во-от с таким ножем (ударение на первый слог). Вот так мне закинул волосы (показывает, как закинуть волосы, чтобы оголить шею) и как рубанет!...»
По словам моей знакомой, она ручалась за то, что внешние факторы (характер чтения, просмотр фильмов, рассказы взрослых) не могли повлиять на фантазии девочки.
Как врач, я попала в затруднительное положение. Если бы это был подросток, предложила бы обследовать ребенка. Но 3 года! В этом возрасте психиатр имеет дело с врожденными патологиями, вполне различимыми и без особого труда диагностируемыми. Или инфекционными поражениями мозга, что тоже невозможно было даже предполагать. Девочка смотрела на меня ясными глазками умненького вполне адекватного своему возрасту ребенка. Я начала осторожно расспрашивать, задавая наводящие вопросы – ребенок без труда повторил то, что пересказала мама. «А еще, - добавила Даша- перед тем как он с ножом подошел, меня сильно обожгли. Вот тут» и показала на левое плечико. Было лето, девочка была в сарафанчике. Я отогнула ситцевое «крылышко» на лямочке: на плечике темнело рыжее, похожее на ожог родимое пятно, в котором угадывался силуэт лилии. «Единственная из трех дочек родилась с родинкой»  - сказала моя знакомая.
- Заклеймили, как миледи…- прошептала Машенька
-Да. Я тоже подумала о Франции и об обряде гражданской казни, когда падшую женщину клеймили «королевской лилией», а во время Французской революции этой участи могла «удостоиться» любая знатная дворянка, но  вряд ли передо мной стояло новое воплощение Марии-Антуанетты. В регрессиях никогда не отмечены великие личности, – поэтому Наполеоны и Атиллы, – это совсем другой контингент. Но маленький ребенок, визуализируя картинку богатого наряда, воспользовался термином, близким своему возрасту – из сказок (царевна, королева). Скорей всего, какая-нибудь несчастная маркиза или виконтесса. Почему не гильотина? Слишком многие тогда одномоментно «под нож» шли – не справлялись гильотины. Но картинку казни описала девочка как взрослый очевидец.  Но самое интересное – это форма солдата, казнившего благородную даму. Помните? «Зеленая кофта, красный слюнявчик, пуговицы золотые»- значит, зеленый камзол, красный нагрудник.Я специально выпросила у знакомых «Энциклопедию военного мундира».
Знаете, у кого такая форма была? Один из швейцарских полков Наполеона. К мундиру полагался короткий меч. Как раз примерно такого размера, который уместился бы между разведенными руками 3-летнего ребенка.
- Но почему вы сказали, что этот случай заставил вас покинуть кабинет психиатра? – поинтересовалась Мария
- Потому что когда я поделилась со своей мамой воспоминаниями о моих детских снах и сходстве их с содержанием романа «Бабий Яр», она тоже обратилась к знакомому психиатру, а той было некогда, буквально на следующий день она уезжала в отпуск, и я попала к очень молодой, и очень амбициозной психиатрессе. Закончились мои откровение для меня плачевно. А конкретно- 2,5 месяца в «психиатричке» с диагнозом «латентная шизофрения»
- Не может быть! – воскликнули мы хором.
-Может, может…- задумчиво протянула Мария Петровна
- Простите…Мария Петровна, а как же вас в профессию-то пропустили? Ведь, при зачислении на обучение, требуют справку из психдиспансера, а у них,… то есть у вас,…то есть там – навечно прописан, стоит только засветиться?- Мария пожала плечами.
- А вы забыли! Я же вам рассказывала – где моя мама всю жизнь работала, в той же «психиатричке» – ну вот, «кто что охраняет, тот то и имеет»…Из архива мою историю болезни изъяли, как будто и не было этих жутких 2,5 месяцев и не менее жуткого диагноза. Но напугали – на всю жизнь. Я в медицинский пошла и специальность выбрала, потому что лет до 30 сама сомневалась – а вдруг врач не ошиблась? Ведь известно, что душевнобольной никогда не считает  себя больным. Ну, вот посмотрела я на эту девочку и подумала.…Впрочем, не важно. Я нисколько не жалею. Все-таки психолог работает с нормой, а это интереснее. Да и думаете могла бы я с вами вот так
беседовать о таких «эфемерных и ненаучных» категориях как регрессии.? Мои бывшие коллеги, услышав это, наверное, всерьез поинтересовались бы моим самочувствием
- Да уж! Не случайно про психиатров ходит столько баек – и во всех сквозит плохо замаскированный страх этой профессии. Одна поговорка чего стоит: «по мнению психиатра нормальных людей, нет – есть недообследованные».- смеется Мария.
Видя, как поморщилась наша Мария Петровна, я предлагаю вернуться к обсуждаемой теме.
- Коллеги, у меня есть записи одной регрессии, которую мне принес один из моих знакомых. Его жена некоторое время назад прочла книгу В.С.Чупятовой, одного из первых психотерапевтов, который занялся изучением этой проблемы  в нашем отечестве. Жена моего знакомого загорелась этой идеей, она - воспитатель в детском саду, где фраза «Когда я был большим…» звучит довольно часто. И если раньше она считала услышанное плодом фантазии, то, узнав из книги, что фантазии не могут возникнуть, если нет в подсознании сходного чувственного опыта (не построишь дом, если нет кирпичей!), она стала более внимательно собирать материал, расспрашивая маленьких «фантазеров». Безусловно, большинство этих рассказов – лишь желаемое, выдаваемое за действительное; образы узнаваемы и относятся к реалиям сегодняшнего дня: «Когда я был большим, я был Бэтменом и всех побеждал». Тем не менее, в ее записях, которые мне подарил ее муж, я нашла несколько любопытных. Например, один маленький мальчик лет 3-х, проходя по виадуку над локомотивным депо, глядя сверху вниз на тепловозы и составы, мимоходом обронил: «Когда я был большой, я летал на железной птице! У нее были красные круги на крыльях!
И я ка-а-ак сверху раз!- и на такие паровозы бу-бу-ух!» и побежал дальше. Пробовали расспросить, – таращит глаза, «не знаю…» Если анализировать, вспоминается подвиг Гастелло, но круги на крыльях? Уточняли – не звезды ли? Нет, круги. Значит, Страна восходящего солнца. Камикадзе? Но где, когда? Оказывается, в истории Дальнего Востока есть эпизод военного конфликта в Манчжурии, где были задействованы японские летчики-камикадзе.
- Да, спонтанные регрессии возникают легче всего в детском возрасте, пока наше рациональное и скептическое левое полушарие малофункционально. И наиболее достоверны они в детстве, – у ребенка мало собственного житейского опыта, все, что он описывает, не относящееся к его нынешней жизни – можно анализировать как материал регрессии. Это создает условия  прогнозировать возможную проблематику развития личности в перспективе (т.н. «кармические узлы»).
- Да, это интересно, и, главное, прогрессивно с точки зрения практической психологии. И не только. Известен любопытный факт: Стивенсон, автор известного романа «Остров сокровищ», на котором воспитывались романтики не одного поколения, создал свой шедевр…в бреду! По его просьбе сиделка записывала то, что говорил лихорадящий больной чахоткой Стивенсон. Потом он посвятил свой роман сыну. -Не может быть!- воскликнула Машенька
- Может, может,- в Марии Петровне не дремлет психиатр -В измененном сознании одного больного могут такие кунфштюки возникать, – десять докторов не разберутся: где бред, где правда.
- Но целый роман! С сюжетом, интригой, последовательным изложением событий…
- Ну, я думаю, редакторской правкой можно было «причесать» многое, но в целом, конечно, - факт есть факт.
- Кстати, не грех вспомнить, что право на существование метод регрессивных проявлений обрел именно благодаря работе Гроффа и его единомышленников с измененным сознанием людей, – вначале он даже использовал ЛСД, наркотик из галлюциногенных грибов, в последствии - гипноз. И только после этого пришел  к использованию дыхательных практик и медитативных технологий.
Наш разговор на этом завершился. Я поблагодарила трех Марий за живое участие и за то, что поделились не только мнением по данному вопросу, но и бесценным профессиональным опытом. Разумеется, мы все выразили друг другу пожелание, что наше сотрудничество в данном направлении продолжится.
Многие исследователи вообще работают исключительно методом эмпирического анализа – то есть собирают материал в статистически достоверном количестве, обрабатывают- обобщают, классифицируют, создают типологию, делают выводы. Много полемизируют, обсуждают. Словом, дело молодое. И я думаю, стоит продолжать действовать в рамках запрета на категоричность суждений, взяв за правило вечное сократовское «Рассмотрим!». Поэтому, столкнувшись с очевидным, но невероятным – не будем спешить с ярлыком «бред», «вранье», «пустое фантазирование» и т.п.
И удачи нам всем!
 
Список литературы по проблеме
1. Бардон Ф.Врата посвящения-СПб,1999
2. Богданович В.Н. Чаша кармы.- СПб, 1995
3. Г.О.М.Курс энциклопедии оккультизма.- Киев, 1994
4. Грофф С. Настоящее начинается в прошлом. - Томск 1994
5. Грндер Д., Бэндлер Р. Формирование транса htt|\\www.e-puzzle.ru
6. Джагдиш  Влияния и связи http\\book.ariom.ru
7. Жикаренцев В. Путь к свободе. Взгляд в себя-СПб, 1997
8. Жикаренцев В. Путь к свободе. Добро и зло-СПб, 1997
9. Жикаренцев В. Путь к свободе. Кармические причины возникновения проблем или Как изменить свою жизнь-СПб, 1997
10. Кибалион. Учение трех посвященных о герметической философии Древнего Египта и Греции.- М., 1993
11. крэг Д-М Современная магия. - СПб, 1993
12. Мельхиседек Друнвало. Древняя тайна цветка жизни. Т.1-2- Киев, 2002
13. Мир Елена Управляемые сны.- М., 1996
14. Парапсихология. Учебный курс Мюнхенского Института Парапсихологии.- М., 1997
15. Стивенс Д.Седлетски-СтивенсЛ. Секреты шаманизма-Киев 1996
16. Цветков Э.Великий менеджер, или Мастер влияния.- СПб, 1997


Рецензии