Один день Григория Борисовича - 9

А жена велела хоть сколько раздобыть. У кого бы можно было бы занять? Из примерно ста двадцати учителей, есть человека три-четыре у кого деньги водятся, но занять - дело почти безнадёжное. Ведь желающих так много, а и у тех не всегда есть. К начальнику бассейна зайти? Их школа новая, так и бассейн шикарный есть. Однако чтоб его содержать, выделяемых денег не хватает. Вот и приходится организации разные и просто частных лиц пускать за деньги, в свободное от уроков время. Разумеется, в обязанности работников бассейна это не входит, так им приходится с этих денег часть себе на зарплату оставлять. И в кабинете информатики ситуация похожая. Учителя труда в школьных мастерских на школьных станках кое-какую «левую» работу выполняют, на взаимовыгодных условиях со школой, разумеется. А то у них так бы совсем маленькая, не мужская, зарплата получалась.
 Начальство их жалеет, мужчины всё-таки, кормильцы семьи... Вот ведь ставят же себя настоящие мужики, и в школе работают и лямку семейную тянут!.. Маловероятно, конечно, но попробовать надо у них занять, попытка не пытка. Да, кстати, есть ещё Евгений Иванович, учитель черчения. Вообще, он такой же бедолага, как и сам Григорий Борисович (тоже, кстати, с тёщей живёт), но недавно он себе подработку нашёл: в ресторанах на банкетах разных речи произносить, говорят, языком работать он мастак. Быстро учитель в солидного человека превратился, одеваться лучше стал сам, и жене, говорят, пальто новое, а то и шубу справил. Даже походка у него изменилась. Вчера вечером он на банкет собирался, у него могут деньги быть. Хорошо бы его встретить… А тут и звонок, времени уже 13 часов 20 минут.
 Междусменье. По коридору ученики с вёдрами ходят, в кабинетах уборка идёт. А с водой целая проблема. Горячая вода есть только в женском туалете, в мужском вообще никакой. Если дежурные мальчишки, то просто беда, надо кого-то из девчонок просить, чтоб воду набрать. Тоже воспитание, как в тюрьме, после туалета руки не помыть, считается, руки мыть после туалета - интеллигентские предрассудки. В некоторых кабинетах есть, правда, холодная вода, но её в ведро набрать - целая проблема, для этого должен шланг иметься.
 Уборщицы рьяно по всем коридорам работают, полы моют, стены, с подоконников и стен ученические надписи и следы от обуви, а то и плевки смывают. В их школе сравнительно чисто, к уборщицам не придерёшься, хорошо работают. Да и, к слову сказать, получают они за свою работу как учителя второй категории, если по рабочему времени смотреть. А если сравнить их зарплату с начинающими учителями, так у последних раза в два меньше выходит. Вот, что значит «режиковские»! Ну, ладно, надо работать. До первого урока второй смены всего сорок минут осталось. Сейчас ещё будет «нулевой», укороченный, всего тридцать минут. Тут Григорий Борисович заметил Евгения Ивановича, обрадовался очень, навстречу к нему пошёл. Но, когда они почти уже поравнялись, перед тамадой как из под земли вырос торговый представитель давешний. И разговор у них начался. Чужой разговор неловко прерывать, некультурно как-то. Да что-то затянулся разговор у них. Евгений Иванович, и правда, лишней полнотой страдает, кажется, заинтересовался. Ладно, потом, ждать некогда…
 К учительской подошёл, а там уже новый класс на урок располагается. Что делать? Может свой кабинет уже освободился. Вообще-то там сейчас уборка должна быть, но вдруг, уже закончили. Сегодня ребята надёжные дежурят, Петров и Семенов, их можно и не контролировать. Тут он заметил, что Петров, уже одетый, к выходу идёт. Он его, спрашивает, как с уборкой, тот отвечает, что всё нормально, уже сделали на прошлом уроке, кабинет свободен был, учительница русского, что должна была там урок вести, заболела. Григорий Борисович ключ на вахте взял, к себе направился, времени уже 13 часов 28 минут. Пришёл, смотрит, как убрались? Нормально, Подмели хорошо, мусора нет и не напылили. Помыли полы чисто. Уборка тоже дело не такое простое. Большинство детей нынешних подметать совершенно не умеют. Да что дети, по улице идёшь, дворники улицу так, метут, что только пыль в воздух поднимают, она на прежнее место и садится... Тряпку отжали, молодцы, инструмент убрали куда надо, с доски стёрли. Вот, что значит надёжные ребята... Дежурные плохо убрались - классный руководитель за них доделает. Ну ладно, с планами надо поработать.
 Только расположился, а что это там, на предпоследнем столе правого ряда? Подошёл, опять стол расписали, с-сволочи! Да как расписали, гады, мужик взрослый покраснеет, и нарисовали ещё, так их... Ну, Татьяна Ивановна, как у тебя под носом такое делается, да прямо во время проверки!
 Ох уж эти специалисты молодые, помогаем мы вам, учим, всё без толку! Другое начальство давно бы послало вас в ...! Но ругательствами делу не поможешь. До прихода шестиклассников ещё минут двадцать. Паста хозяйственная у него ещё осталась. Тазик небольшой из шкафа достал, пошёл в кабинет химии, воды набрал тёплой, побыстрей к себе вернулся, стол отмывать от мрази начал. Посмотрел, остальные, вроде чистые. Надо найти, кто это сделал, разобраться с похабником... Тряпку намочил, слегка отжал, в пасту обмакнул немного, экономить надо... Хорошо ещё ручкой обычной нарисовали, стирается потихоньку, ещё раз, ну всё, грязь оттёр, теперь можно смывать. Тряпку прополоскал, отжал, вытер стол, ещё раз, ещё раз, ну всё.
 Порядок, теперь можно детей пускать, а то какой был бы позор! Шестиклассники вслух бы читать начали, да рисунок обсуждать... Пошёл, воду вылил, тазик, тряпку, пасту убрал в шкаф. Отметил про себя: ещё на раз осталось. На часы посмотрел: 13 часов 41 минута. Дети минут через десять подойдут, пока можно поработать. Тетрадь с планами достал, что тут у нас на сегодня?
 Тут дверь открывается, и Мария Николаевна входит, и не одна, с ней проверяющая, что к Татьяне Ивановне на урок приходила.
 - Григорий Борисович, это Антонина Спиридоновна, инспектор-методист городского управления по образованию, мы у вас на уроке посидим.
 Григорий Борисович поздоровался вежливо, от дел, однако, не отрываясь. Он и сам уже понял, в чём дело. Видит: садятся они за последний стол среднего ряда. Антонина Спиридоновна по кабинету прошлась, чистоту парт проверила. Вот было бы сейчас! Григорий Борисович к уроку готовится, как ни в чём не бывало, а про себя думает, как проверка пройдёт, сильно будут придираться? Они тетради свои достали, ручки. Проверяющие всегда что-то пишут без перерыва, так следователи протоколы пишут. Григорий Борисович по лицу пытается определить, с каким настроем проверка пришла? Он себя хорошим физиономистом считает. Подумал - средний настрой. Бывает, что настрой такой - обязательно что-то плохое найти и всыпать по первое число, чтоб место своё помнили. Тогда из любого пустяка могут нужные им выводы сделать. Бывает, и такой настрой: демократами себя показать, зацепиться за что-то хорошее (порой и мнимое), и по душам с учителем поговорить, что к концу разговора у него уже весь страх проходит, но какое-то заискивание появляется. Это как Брежнев с простыми рабочими и колхозниками беседовал. А порой настрой неопределённый, тут в любую сторону повернуться может, за что вперёд проверяющий зацепится. Начальство, бывает, если кому разгон дало, то потом потребность испытывает другого похвалить. Ну, не все, конечно, такие. И среди проверяющих люди хорошие попадаются, компетентные, справедливые, Григорий Борисович и таких знает. Однако плохо приживаются они в чиновной среде, как инородное тело. Так что средний настрой, Григорий Борисович определил. Пожалуй, и лучше среднего. А Мария Николаевна сейчас как адвокат. Если учителя плохо работают, значит, завуч виноват, считается (тем более что Татьяна Ивановна уже оплошала, школу, а значит и завуча подвела). Сейчас Мария Николаевна Бога молит, чтоб у Григория Борисовича всё нормально прошло. Она, как бы невзначай, к учителю подошла и спрашивает негромко, чтоб инспектор не слышала:
 - Григорий Борисович, всё нормально, вы к уроку хорошо готовы? – и в голосе руководящем не начальнические вовсе, а человеческие нотки появились, он даже удивился приятно.
 Может ведь, оказывается, и начальник с подчинённым по-человечески разговаривать, как равный с равным, как коллега с коллегой. В этот момент у учителя с завучем интересы совпали. Перед вышестоящими они как бы сравнялись, Григорий Борисович это нутром почувствовал.
 - Не волнуйтесь, Мария Николаевна, - отвечает тоном совсем не подчинённым, а даже покровительственным чуть-чуть, он при других обстоятельствах такого тона себе бы не позволил, - всё хорошо будет!
 Вообще, завуч для учителя, что отец родной. Хороший завуч тебя протарифицирует хорошо, нагрузку хорошую, расписание удобное тебе обеспечит, кабинет хороший. Классы не самые слабые тебе даст, от проверяющих по возможности прикроет своей спиной, табель правильно заполнит, чтоб ты все деньги свои невеликие кровью и потом заработанные получил вовремя и полностью... К пустякам сильно придираться не будет. Если у тебя какие-то идеи есть, то работать не помешает. Дифнадбавкой тебя подкормит, когда совсем уже невмоготу, чтоб ты с голоду не подох. При аттестации палки в колеса ставить не будет. Только ты лямку свою честно тяни, не отлынивай, да куда не надо нос не суй. Кого хочешь обманывай, завуча - не смей! Завуч на тебя другой раз бывает и накричит в сердцах, когда ты в чём провинишься, а ты гордыню свою смири, не перечь! Может с ним перед тобой начальник из департамента крупно поговорил. Своему завучу прости беззлобно. И жив будешь, учитель!..
 А плохой завуч тебя в гроб вгонит. Да только трудно завучу сразу для всех учителей хорошим быть, ой как трудно...
 Кстати, надо бы, наконец, у Марии Николаевны выяснить насчёт оплаты за домашнее обучение, да неловко при проверяющих о таких пустяках говорить, потом как-нибудь.
 Но мысли эти не мешают к уроку готовиться. Тетрадь с планами. Стопка проверенных тетрадей шестого «В». Учебник. Дидактический материал. Всё это из портфеля достал. Надо заранее на доске число и тему написать. Сколько времени? 13 часов 52 минуты. Поторапливаться надо, скоро дети придут. Только бы без опозданий, на проверяющих это плохо действует. Он число на доске написал, не торопясь, каждую букву выводя, когда услышал:
 - Григорий Борисович, планы ваши покажите, пожалуйста.
 Это Антонина Спиридоновна. Он пожалел, что перед уроком с планами не поработал, как хотел, надо бы кое-что добавить. Но поздно уже. Тетрадь взял, к последнему столу подошёл, стараясь посолидней выглядеть, подал. Она смотреть с самого начала. Спрашивает:
 - А программа у вас есть.
 Конечно, есть. Он быстро, стараясь не суетиться, программу подал. Инспектор-методист начала расчасовку проверять. Проверяйте, пожалуйста. С этим у нас всё в порядке. Григорий Борисович жизнью наученный и битый по молодости, если что-то меняет в интересах дела, то в бумагах всё как положено оставляет. Так хлопот со всякими утрясками меньше...
 - А какая тема сегодня?
 - Анализ контрольной работы по теме «Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями».
 С программой сверила - порядок. Дальше спрашивает:
 - А какие цели вы ставите на сегодняшний урок?
 Но, это вы кого помоложе такими вопросами засыпайте. Считается, что чем больше целей, тем лучше, хотя, за двумя зайцами погонишься… Григорий Борисович цели свои начал перечислять, и образовательные цели, и воспитательные цели, и валеологические цели, и общечеловеческие…, так, что Антонина Спиридоновна его остановила. У Марии Николаевны на лице улыбка, она слушает и кивает довольно. Говорит как бы инспектору: «Вот какие учителя у нас работают!» А он подумал, не переборщил ли. Шибко умных тоже не всякий проверяющий любит. Иному надо простачком предстать. Но по лицу определить не смог. Антонина Спиридоновна задумалась на мгновение, о чём бы ещё спросить?
 - А какая у вас тема самообразования?
 - «Воспитательная работа в разновозрастном коллективе предметного кружка». Я по этой проблеме сейчас статью пишу в журнал «Воспитание школьников», - похвастался, не удержался.
 Улыбается довольно инспектор, улыбается завуч, красота.
 - Григорий Борисович, а какие новейшие педагогические технологии вы используете в своей работе?
 Вот тебе бабушка и Юрьев день! Модное веянье пошло, педагогические технологии. Почти никто толком в них не разбираются, а только вид делают. Несолидно без них как-то без новейших технологий, по старинке учить в конце двадцатого века. Что бы такое ответить. Он замялся немного, думает, что сказать? Говорили, вроде, что коллективное воспитание это не технология… Сказать, как думает, что всё это ерунда, педагогические технологии? Пожалуй, сейчас не время. Была не была. Ты пожалуй, и сама не шибко в этом понимаешь! Скажу ерунду какую ни будь с умным видом, авось сойдёт! Он ведь ещё и артист самодеятельный, часто в школьных спектаклях роли играет. Вид важный на себя напустил, ну профессор прямо, доктор теоретических наук, говорит:
 - Я вот недавно читал журнал «Психология в школе», мне одна новая технология понравилась, профессора Макаревича из МГПУ, «Эвристическая диагностика уровня воспитанности учащихся с дедуктивными элементами психологической рефлексии». Я эту технологию сейчас на математическом кружке собираюсь отрабатывать.
 Надо было видеть, с каким уважением смотрели на учителя инспектор и завуч. Антонина Спиридоновна к тетради потянулась, записать хотела. А вот это уже ни к чему, Григорий Борисович, кажется, переборщил, да тут дверь открылась. Маргарита Алексеевна заглянула:
 - Антонина Спиридоновна, вас срочно к телефону!
 - Скажите, я занята.
 - Я так и сказала. Это Василий Васильевич звонит, что-то срочное.
 Василий Васильевич - начальник городского управления по образованию.
 - Я сейчас приду, - сказала Антонина Спиридоновна и пошла.
 Вещи свои хотела оставить, да вернулась и взяла, тетрадь в разговоре с начальником понадобиться может. Григорий Борисович на часы посмотрел, 13 часов 57 минут. Кажется, пронесло! Новейшие педагогические технологии вам подавай. Ну, получайте! Да для современных детей старая русская педагогическая технология подошла бы больше - розги!


Рецензии
Многое узнаваемо. Тридцать лет отпахал на должности, по Вашей и Солженицина классификации, "придурка"-трудовика.
Наконец, Ваш ЛГ - Григорий Борисович начал нравиться. Чувствовать себя жертвой или нет - выбор самого человека.
"Святые девяностые" чёрные десятилетия нашего отечества. За те решения до сих пор платим кровью, убивая братьев.
Здоровья Вам, благополучия, творчества, позитивных мыслей и воспоминаний.
P.S. Не уверен, если бы свои рассказы о школе начал писать в девяностые, они сильно отличались от Ваших.
С уважением,

Иннокентий Темников   14.12.2023 06:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Иннокентий!
Особенно ценно мнение коллеги, человека, знающего суть дела изнутри. Я сам, в отличие от своего героя-тёзки, тоже "придурок", информатик. Не уверен, что выдержал бы на общих работах, подобно своему герою.
Не знаю, кто и когда назвал 90-е годы святыми. Какая святость может быть в переломные моменты истории? Она, как известно, не делается в перчатках. При крутом развороте миллионы людей неизбежно падают с корабля. А у нас в стране все повороты крутые. Но в то время, по крайней мере, была надежда на отдалённое светлое будущее. Возможно, наивная, как и все надежды романтиков...
Ещё раз спасибо!

Григорий Рейнгольд   14.12.2023 07:30   Заявить о нарушении
"Святые девяностые" - Наина Ельцина.

Иннокентий Темников   14.12.2023 07:44   Заявить о нарушении