Философские тетради. Часть 2-2

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Философские тетради. Часть II-II.

Сатсварупа даса Госвами «Очерки ведической литературы», М., 1990 г. Краткие тезисы. Продолжение.

Шастры рассматривают все в этом мире с точки зрения гун, включая типы веры и решимости, виды пищи, которую ест человек, и виды благотворительности, которую он совершает.
Человека, который может возвыситься над этими гунами, называют трансценденталистом.

Бхагаван (верховная душа) никогда не находится под влиянием гун, в отличие от дживы (бесконечно малой души). Он всегда господствует над ними, тогда как джива подпадает под их влияние.
Джива, следуя указаниям Вед, может постепенно подняться над тремя гунами материальной природы и обрести свое чистое трансцендентное сознание.

Пуруша – «верховный властитель и наслаждающийся».
Пракрити – подвластная природа. Живые существа (дживы) и материальная энергия (майа) – соответственно высшая и низшая форма пракрити.

Пуруша – мужское начало (наслаждающийся), пракрити – женское начало (дающая наслаждение). Оба получают наслаждение в своих отношениях.

Кришна: «Я есть начало и конец всего, что материально и всего, что духовно, в этом мире».

Пуруша – причина всех причин, источник всех энергий. Джива вечно является составной частью пуруши.

«Истинное освобождение означает подчинение живого существа Твоей воле, что сделает его счастливым».

Учась медитировать на Пурушу (высшее живое существо в его различных проявлениях), джива, обусловленная материей, очищается и достигает высшего освобождения из цепи перевоплощений.

Два вида пракрити: пара и апара.

Джива – пара, или высшая пракрити, она выше низшей энергии, или мертвой материи (апара пракрити).
Джива, хотя и является чисто духовной, иногда находится под влиянием апара пракрити (майи), а иногда – под влиянием духовной энергии.

Кришна: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, интеллект и ложное эго – все вместе эти восемь составляют Мои определенные материальные энергии (пракрити). Помимо этой  низшей природы существует Моя высшая энергия, к которой относятся все живые существа, борющиеся с материальной природой и поддерживающие Вселенную».

Дживы «поддерживают Вселенную», потому что являются высшей энергией (пара пракрити), действующей в материи (апара пракрити). Дживы могут манипулировать материей для своего наслаждения. Сама по себе апара пракрити (земля, вода, огонь и т.д.) не способна порождать бесчисленные объекты вселенной. Деятельность вселенной является результатом деятельности джив, которые приводят в движение инертную материю.
Дживы не могут создавать материю из ничего, не могут создавать жизнь из материи. Они могут только пользоваться тем, что получили.

Подражая пуруше (Бхагавану, Верховной Личности Бога), джива навлекает на себя нескончаемые беды.

В материальном мире каждая джива думает: «Я – пуруша, повелитель и наслаждающийся». Это называется иллюзией (майей). Способность дживы повелевать весьма ограничена.

Брахма, Шива и Вишну – повелители гун природы (гуна-аватары).
Брахма творит материальную вселенную и управляет гуной страсти.
Вишну поддерживает вселенную и управляет гуной добродетели.
Шива разрушает вселенную и управляет гуной невежества.

Брахма, джива, наделенная необыкновенным могуществом, первое живое существо, родившееся во вселенной. Его жизнь длится столько же, сколько и жизнь вселенной, а когда она разрушается, он умирает.

«По земному исчислению тысяча веков составляют 1 день Брахмы, и столь же долго длится его ночь».

Брахма творит космическое проявление под руководством и по внушению Бхагавана, Верховной Личности Бога.

Шива отвечает за разрушение вселенной, когда приходит сделать это.
Шива принимает поклонение от самых падших, включая духов и демонов, поклоняющихся ему ради получения материальных благ, которые и так легко обрести.

Вишну единственный, кто может даровать освобождение от самсары.

Гуна  благости позволяет человеку подняться над всеми гунами и восстановить свои чистые отношения с Бхагаваном.

Брахма и Шива – экспансии Вишну.

Веды, Веданта, Пураны и Махабхарата – ведические шастры.

Ведическая литература составляет единое законченное целое, предназначенное для трансцендентного постижения.
Слушать о шастрах необходимо только из уст ачарйи (гуру), достигшего совершенной духовной реализации.

Бхагавад-гита содержит основные положения ведической философии. Если человек читает Гиту в должном состоянии духа, он может с помощью естественного процесса шабда, обрести ведическое знание.

Кришна объявляет высочайшим йогом того, кто движимый любовью безраздельно вручил себя Верховной Личности Бога, Бхагавану.

Совершенство деятельности и знания достигается на пути преданности Кришне, как Всевышнему Господу. Предавшись Ему, человек приходит к концу всех своих поисков – осознанию своего истинного «Я».

Мудрец Вйасадева: «Мог видеть своим трансцендентальным зрением распад всего материального под влиянием наступившего века (Кали-йуги). Он видел, что жизнь людей, в своей массе утративших веру, станет короче, сами они из-за отсутствия добродетели станут беспокойны. Жертвоприношения, описываемые в Ведах, являются средством, с помощью которого люди могут очистить свою жизнь» (Бхагавата Пурана, 1.4.17-25).
Вйасадева придал Ведам такую форму, в которой они могут быть понятны даже людьми небольшого ума, чтобы люди могли достичь цели жизни. Он составил историческое повествование, Махабхарату.

Веда – «знать», «знание», имеющее Божественное происхождение).

Ригведа («Веда хвалы») состоит из 1017 гимнов, собранных в 10 книгах. Большая часть стихов прославляет Агни, Бога огня и Индру, Бога дождя и небес.

Йаджур-веда – «Веда жертвоприношений».
Сама-веда «Веда песнопений» - 1549 стихов. Особенно прославляет небесный напиток – сому.
Атхарва-веда – песни и обряды, предназначенные для излечения болезней. Раздел карма-канда – описаны действия, возносящие человека на райские планеты. Если человек желает подобных материальных благ, он должен совершать жертвоприношения, описанные в Ведах.

Четыре Веды поощряют удовлетворение материальных желаний через поклонение полубогам: желающие наслаждаться сексом поклоняются царю небес Индре, а те, кто хочет иметь хорошее потомство, должны почитать великих прародителей, Праджанати.
Кто ищет удачи, должен поклоняться богине Дурге, а тот, кто жаждет силы, должен почитать Агни, бога огня.
Стремящийся к богатству должен почитать Васу, а тот, кто хочет, чтобы тело его было сильным – Землю.

Индра распределяет выпадение дождей, а Варуна ведает морской стихией.

Кришна: «Люди скудных знаний прельщаются цветистыми словами Вед, в которых рекомендуется совершать различные кармические действия для вознесения на райские планеты, для рождения в знатной семье, для обретения могущества т.д.».

«Веды имеют дело с тремя гунами материальной природы. Возвысся над этими гунами.
Стань трансцендентен к ним. Освободись от всякой двойственности и от всех беспокойств, которые приносит стремление к приобретению и безопасности. Утвердись в своем «Я».

Раздел Вед «Карма-канда» содержит указания, следуя которым можно достичь материального благополучия. Но Веды предназначены для духовного развития.

Когда человек проходит через все, что раздел карма-канди может предложить для удовлетворения чувств, он получает возможность духовного понимания в форме Упанишад. Упанишады – собрание 108 философских сочинений.
Упанишады – «сидеть вблизи» - знаменуют начало трансцендентной жизни.
Упанишады устанавливают нематериальность Абсолюта.

Брахман – вечная непроявленная реальность, из которой исходят все проявления этого мира и в которой они вечно пребывают. Брахман недоступен для восприятия материальными чувствами, его описывают, как пиргуна (не имеющий качеств) и рупа (не имеющий формы).

«Цель религии – это не достижение земного и небесного счастья с помощью правильного совершения жертвоприношений богам, но освобождение от необходимости рождаться вновь растворением в Брахмане, являющееся результатом истинного знания».

Упанишады придают особое значение медитации на безличный Брахман.

Бхагаван знает прошлое, настоящее и будущее.

В сердце каждого живого существа пребывает как индивидуальная атомарная джива, так и Сверхдуша (Параматма).
Индивидуальная джива наслаждается чувствами, а Параматма просто наблюдает за ней.
Забвение дживой своих отношений с Параматмой является причиной процесса трансмиграции души. Джива полностью поглощена своим наслаждением. Если она обратит свое лицо к своему другу, Господу, и осознает Его славу, она тотчас же избавится от всех своих тревог.
Индивидуальная джива и Параматма – Сверхдуша, сохраняют свою индивидуальность, хотя они и достигают своего рода единения, когда джива соглашается действовать по воле Параматмы.

Веданта-сутра – афоризмы, раскрывающие метод постижения ведического знания.

«Сутра – это афоризм, выражающий существо всякого знания в самой сжатой форме. Он должен быть универсально применим и безукоризнен с лингвистической точки зрения».

Гимны – в разделе Мантра.

Веданта дает правильное понимание конечной цели Вед.

Истории, или Итихасы – Махабхарата и Пураны.

Ведические ачарйи считают, что Пураны рассказывают о подлинных событиях, происходивших не только на этой планете, но и на многих других планетах вселенной.
Некоторые исторические сведения, относящиеся к жизни на других планетах (невероятно большая продолжительность жизни или способность летать без помощи механических средств).

«Пураны дают свое понимание вселенной, где сверхъестественное встречается на каждом шагу, а чудесные рождения – обычное дело» (А. Эмбри).

Описываемые в Пуранах явления происходили на разных планетах, в разное время и при различных обстоятельствах.
Пураны описывают сверхчеловеческую деятельность Бхагавана и Его различных инкарнаций.

Махабхарата – история империи, в состав которой входил весь древний мир. 100 тысяч четверостиший, самая большая поэма в мировой литературе. Ее автор – Вйасадева.

Пандавы свергли демоническую династию Куру.

Существует 18 основных Пуран, 6 – для людей, находящихся в гуне невежества, 6 – в гуне страсти, 6 – в гуне благости.
Лучшая из Пуран – Шримад-Бхагаватам. Она – непосредственный комментарий к Веданте-сутре. Основная тема – описание личности Бхагавана Кришны, Его приближенных и Его преданных.

«Лучшая из религий та, которая приводит своих последователей в экстаз любви к Богу – бескорыстной и свободной от материальных преград – ибо только это может принести удовлетворение душе» (Шримад-Бхагаватам, 1.2.6).

Человек, которому ведома трансцендентная природа явления и деяний Бхагавана Кришны, может вырваться из круговорота рождений и смертей.

Шримад-Бхагаватам – следующая ступень познания после Бхагавад-гиты.

Ачарйа – учитель ведического знания. Он передает учение шастр и сам живет в соответствии с ними.

Шанкара (788-820 г.г. н.э.) – утверждал, что джива идентична с Богом, что Абсолютная Истина (Парабрахман) – это и есть сами дживы, и что в духовном бытии нет разнообразия и индивидуальностей, или личностей. Он учил, что кажущаяся индивидуальность Верховного существа и дживы ложна.


Рецензии