Мишель Монтень
Все вещи, кроме нас самих, оцениваются по их собственным качествам. Мы хвалим коня за силу и резвость, а не за сбрую; борзую – за быстроту бега, а не за ошейник. Почему таким же образом не судить о человеке? Он ведет роскошный образ жизни, у него прекрасный дворец, он обладает таким-то влиянием, таким-то доходом; но все это – при нем, а не в нем самом. Покупая коня, вы осматриваете его в естественном виде, обращая главное внимание на ноги, глаза, копыта
Почему же, оценивая человека, судите вы о нем, облаченным во все покровы? Он показывает нам только то, что ни в какой мере не является его сущностью, и скрывает от нас все, на основании чего только и можно судить о его достоинствах. Ведь вы хотите знать цену шпаги, а не ножен: увидев ее в обнаженном виде, вы, может быть, не дадите за нее и медного гроша
Надо судить о человеке по качествам его, а не по нарядам. Цоколь – еще не статуя. Измеряйте же человека без ходулей. Пусть он отложит в сторону свои богатства и звания и предстанет перед вами в одной рубашке. Обладает ли тело его здоровьем и силой? Какая душа у него? Прекрасна ли она, одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами? Ей ли принадлежит ее богатство или оно заимствовано? Не обязана ли она всем счастливому случаю? Может ли она хладнокровно видеть блеск обнаженных мечей? Способна ли бесстрастно встретить и естественную, и насильственную смерть? Достаточно ли в ней уверенности, уравновешенности, удовлетворенности?
Вот в чем надо дать себе отчет, и по этому надо судить о существующих между нами громадных различиях
Для наслаждения и счастья необходимы и душевные силы, и разум. Все вещи таковы, каков дух того, кто ими владеет; если он умеет ими пользоваться – они хороши, если не умеет – плохи.
Каковы бы ни были блага, дарованные нам судьбой, надо еще обладать способностью ощущать их прелесть. Платон прав, утверждая, что здоровье, красота, сила, богатство и все, что называется благом, для неразумного столь же плохо, как для разумного хорошо, и наоборот. Если тело и душа в плохом состоянии, к чему все эти удобства жизни
* * *
Сущность человека не есть абстракт, присущий данному индивидууму. Она есть совокупность всех общественных человеческих отношений. И если характер человека определяется помимо врожденных качеств еще и внешними обстоятельствами, стало быть, обстоятельства надо сделать человечными (это уже не Мишель Монтень, а Карл Маркс. но в моём редактировании).
* * *
"Укажет будущий невежда на прославленный мой портрет и скажет: то-то был поэт" (А.С.Пушкин)
Свидетельство о публикации №211110600634