На плато Расвумчорр не приходит весна
В августе 2004 г. в Хибинах областной Федерацией спортивного туризма был проведен выездной семинар базового уровня по спортивному туризму, и в рамках его - учебный пеше–горный поход третьей категории сложности. Участники похода – студенты из Костромы, Нерехты и Шарьи. Руководители групп – инструктор по туризму из Нерехты Ольга Годунова и костромич Евгений Багаев. За 12 походных дней пройдено свыше 200 км, взято 27 вершин и перевалов. Нитка маршрута проходила по самым интересным уголкам Хибин, выходя на их северные и восточные рубежи. Перед семинаром ставились задачи подготовки инструкторов по туризму, отработки техники и тактики проведения спортивных походов, повышения их безопасности.
О своих впечатлениях о пройденном и увиденном рассказывает руководитель семинара Евгений Багаев, уже знакомый читателям «МК в Костроме» по полевым заметкам «Хребет Неприступный», «Ледяные объятия Джелы», «В страну эдельвейсов и танцующих хариусов».
«На плато Расвумчорр не приходит весна…».
Экспедиция стартовала в Кировске, к востоку от которого возвышается легендарное плато Расвумчорр, воспетое Юрием Визбором. Суровое плато – в дымке тумана, по серпантинам дороги снуют грузовики с апатитом. Проход через зону карьеров к первому перевалу «Щель» был закрыт – там велись взрывные работы. Пришлось корректировать начало маршрута и обходить Кировский рудник с запада.
В белую полярную ночь солнце не заходит за горизонт и можно идти хоть до утра. Встаем лагерем под перевалом Ворткеуайв далеко за полночь. Слышен гул обвалов на обрывистых склонах плато. На следующий день берем несложный, но неудобный перевал и уходим вниз, в долину р. Тульйок. После дневного однообразного перехода по заболоченной тайге встаем лагерем на берегу реки. Поздравляем молодежь с первым перевалом. В Хибинах стоит солнечная сухая погода – не то, что у нас дома, где стоит холодное дождливое лето. Неудобство доставляет только мошкара. Рыба не клюет. На востоке под пледом облаков блестит тусклым серебром снежников ровное как стол плато Расвумчорр, на которое, как в песне поется, «Не приходит весна».
Дали Хибинских озер.
На следующий день мы выходим к восточной границе Хибин – озеру «Умбозеро». Это огромное заполярное озеро поражает нас суровой красотой. Ветер гонит волны, как на море. На противоположном берегу в дымке тумана видны горы Ловозерских тундр. Купаемся и возвращаемся в лагерь. В этот день ребятам пришлось пройти еще одно испытание - переправиться через быструю речку Касканюйок в «Ущелье Ведьм». Организуем страховку. На переправе не обошлось без вынужденного купания. Едва успеваю выловить уплывающий альпеншток одного из участников - новичков.
Первая вершина на нашем маршруте – гора Рыпнецк, расположенная на хребтовом плато. Это - большой камень, увенчанный триангуляционным знаком, как и большинство Хибинских вершин. Весь день идем по пустынному плато. Стоит жаркая погода - совсем как на выжженных солнцем предгорьях Кавказа. Воду приходится экономить. Проходим перевал Куропачий и к вечеру выходим на горное озеро «Академическое». Наконец-то можно вволю напиться. Озеро отражает облака и двухсотметровые скальные обрывы, окружающие его. Ставим лагерь, здесь у нас дневка. Ветер, дующий из каменной чаши озера, треплет паруса палаток. На следующий день делаем радиальный выход на вершину Кукисвумчорр и первый категорийный перевал маршрута – Академический. Ребята осваивают технику передвижения по осыпным склонам, самостраховку на альпеншток. С высоты птичьего полета лагерь напоминает крохотный яркий островок в море камней. Временами идет дождь.
Покинув живописное озеро, по горной тундре подходим к перевалу Южный Рисчорр. При его штурме надеваем каски. На седле перевала – мемориальные таблички, обелиск в память о погибших туристах. С перевала один отряд берет пик Марченко, другой – вершину Касканьючорр. С пика открывается замечательный вид на Хибины. Спускаемся до притока р. Рисйок, обедаем у старого вагончика геологов. Погода портится, начинается дождь с грозой. Завхоз Наташа и медик Таня открывают пакет с надписью «Вскрыть в первый мокрый день похода», внутри него - 2 пары носков, конфеты и записка: «У туриста должны быть чистые ноги, холодный ум и горячее сердце». При первом прояснении штурмуем перевал Северный Рисчорр. На перевале идем по снежникам, лежащим на дне глубокого разлома. В Хибинах много щелеобразных перевалов со снежниками, которые поражают своей необычностью. На спуске начинается дождь, переходящий в ливень. Ставим палатки у ручья. Готовим ужин на примусах, укрывшись под пленкой. Дождь льет всю ночь.
На следующий день, взяв Умбозерский перевал, спускаемся в долину реки Кунийок. Совершаем экскурсию на озеро Гольцовое, лежащее на северной границе Хибин. Любуемся туманными далями. Оно меньше Умбозера, но не менее красиво. К вечеру ставим лагерь недалеко от стационарного поста поисково-спасательной службы «Куэльпорр». На воротах базы в числе других висит красивый указатель «Кострома», установленный туристами клуба «Серебряная акула», которые прошли здесь за год до нас. На следующий день, разделившись, делаем радиальные выходы на вершины Рисчорр и Куэльпорр, с которых приносим вершинные записки. С Володей из Нерехты делаем траверс хребта, местами преодолевая скалы свободным лазанием. Он идет уже более уверенно. С вершинного плато на западе открываются необъятные дали озера Имандра. Хибинские тундры напоминают гористый остров, окруженный озерами, каждое из которых значительно превосходит по площади Костромской разлив.
От базы спасателей уходим на север, к перевалу Северный Чоргорр. Крутые морены и осыпи перевального взлета испытывают нас на прочность. На пути – мемориальная табличка погибшим в лавине альпинистам. Под перевалом подъем идет по крутому кулуару. Начинаются снежники. Идем осторожно, стараясь держаться ближе к камням. Навстречу беспечно спускается группа туристов. Вдруг одна женщина срывается и катится вниз по склону. Нам с трудом удается ее остановить. На перевал поднимаемся уже в сумерках. Группа уходит вниз, а мы с Максимом из Шарьи делаем восхождение на вершину Путеличорр в «Хребте пришельца». С вершины в лагерь на р. Гольцовке спускаемся уже за полночь. Ребята ждут нас, приготовив вкусный ужин. День прошел удачно – взяты три вершины и перевал. Нагрузка как в хорошей «пятерке».
На следующий день переваливаем в долину ручья Меридиональный. Отсюда видно озеро Имандра и одноименный поселок. Встаем на ночлег в верховьях ручья. Завтра нас ждет ключевой участок маршрута, самые сложные перевалы Хибин - Ферсмана и Крестовый.
Перевал «Крестовый».
В цирке перевала Ферсмана редко бывает хорошая погода. Там, как в гигантском котле, постоянно клубятся туманы, идут дожди. Описания перевалов даны для зимних условий. Это – изюминка Хибин, их самый высокогорный участок.
Поднимаемся к истокам ручья, оставляем рюкзаки у озерка и, взяв снаряжение, идем к перевалу Ферсмана – одному из самых сложных перевалов в Хибинах. Как и ожидалось, погода под хребтом пасмурная – туман, временами дождь. Идем по курумникам, скользя на мокрых камнях. Взлет перевала – идущие ярусами сглаженные скалы - «бараньи лбы». На ближайшей полке навешиваем перила и поднимаемся на площадку. Туман сгущается, видимость падает. Веревка заканчивается, продолжать подъем по узкой скользкой полке нельзя. Делаем разведку - поднимаемся с Максимом на более высокую полку, но и здесь можно работать только в хорошую погоду. Дождь усиливается и отрезает нам путь не только дальнейшего подъема, но и спуска: каменные плиты стали скользкими, а зацепок практически нет. Наконец порыв ветра разрывает облачность, подсушивает скалы, и нам удается спуститься на площадку. Группа отступает, уходит вниз и возобновляет штурм перевала по другому маршруту. Поднимаемся по полочке, однако видимость опять падает. Продолжаем подъем вдвоем с Максимом, рывками преодолевая скользкие участки. И вот мы выходим к перевальному туру. Подъем на перевал занял 3 часа. Пасмурно, но на душе светло от одержанной победы. Принимаю решение - сделать восхождение на заявленную вершину Ферсмана - высшую точку Хибин. По крупным блокам и крутым крупноглыбистым осыпям поднимаемся на отрог и выходим на вершину, где есть небольшой тур. До нее больше километра от перевала. Уже темнеет, в плотном тумане скрываются очертания гор. Надо возвращаться, но силы еще есть, и мы идем на перевал Крестовый. Выходим к щели перевала, достаем записку из тура и узнаем, что это - перевал «Орлиное гнездо», расположенный в хребте Петрелиуса. Возвращаемся, пользуясь кратковременными прояснениями. Стрелка компаса пляшет. Перевал «Крестовый» («Скалистый») оказался в непосредственной близости от перевала Ферсмана – за его первым отрогом. Спускаемся к нему, радуясь очередной победе. На скале – мемориальная табличка. Возвращаться на перевал Ферсмана не хочется, ведь удача сама идет нам в руки. Начинаем спуск с перевала Крестовый по руслу ручья. Русло сужается и переходит в узкий камин. Выходим на плиты, по которым местами приходится буквально сползать. Практически до самого низа – скалы, но фортуна сегодня – на нашей стороне. В лагерь возвращаемся затемно - промокшие и усталые, но довольные, вручаем руководителю Ольге наш дорогой трофей – помятые перевальные записки. Пройденный день оцениваю на «пятерку» - взяты 3 категорийных перевала и вершина.
«…И завтра – идти до заката
Дорогу укажет река,
И вновь с рюкзаками ребята
Цепочкой уйдут в облака
Расступятся гор исполины,
Открыв перевальный каньон
Хибины, Хибины, Хибины
Останутся в сердце моем…».
Наутро находим тропу, по которой поднимаемся на перевал Зап. Арсеньева. Погода неустойчивая. Мелкая осыпь сползает под ногами. С перевала, разделившись, делаем «радиалки» на 4 ближайшие вершины – Юмъечорр, Рабо, Кудрявцева, Арсеньева и перевал Вост. Арсеньева. Со скальных отвесов Юмъечорра – «Горы мертвых» - любуемся далями полярных озер. Триангуляционный знак на пике разбит ударом молнии.
Каждый раз, бывая в Хибинах, мы поднимаемся на перевал Вост. Арсеньева, чтобы возложить цветы к обелиску памяти погибшей здесь Ольги Залесовой.
Трагедия в Хибинских горах.
В ноябре 1983 г. в этом районе случилась трагедия. Во время похода 2 к.сл. у ленинградских туристов из ЛГПИ погибла девушка – руководитель группы Ольга Залесова. На перевале Юмъекорр группа отклонилась от заявленного маршрута. Выйдя на перевал Вост. Арсеньева, поставили палатку и задержались. К вечеру следующего дня пошел снег, поднялся сильный ветер, видимость упала до 2-3 м. Палатку придавило снегом, ветер разрушил ветрозащитную стенку. Группа перешла в снеговую пещеру, но она обрушилась. В полураздетом виде стали откапывать палатку, но извлечь смогли немногое. Двое из группы стали спускаться с перевала, а двое осталась. Залесова пошла без обуви, напарник отдал ей свои ботинки, и на спуске в ущелье р. Малой Белой они в пурге потеряли друг друга. Молодой человек ниже встретил другую группу, которая оказала ему помощь и начала розыск остальных участников аварийной группы. Ольгу Залесову вскоре нашли – она погибла при срыве с крутого склона. Возникает много вопросов: почему не шли вместе, почему задержались на перевале – самом неподходящем месте для устройства бивака, почему не спустились в «зеленку», в долину реки?
Сходство с аварией группы Дятлова на Северном Урале в феврале 1959 г. видно по многим признакам:
- бивак в небезопасном месте;
- авария с жилищем;
- давление непогоды: холод, ветер, плохая видимость;
- потеря управления группой и т.д.
Сходство и в части проблем с одеждой при откапывании вещей из заваленной снегом палатки, решения спускаться, отступления без обуви, гибели от травм. Никакой мистики.
При похожих обстоятельствах в августе 1993 г. погибла почти в полном составе тургруппа Коровиной на Хамар-Дабане. А сколько тяжелых аварий случается в других регионах, причем в основном в несложных походах, в среднегорье, и список их продолжает расти…
В память об Ольге Залесовой ее ленинградские друзья водрузили на перевале обелиск и установили на нем силуэт корабля - символ Ленинграда. Но когда в следующий раз они вернулись на перевал, кораблика не было. Александр Гейнц и Сергей Данилов написали об этом трогающую душу песню «Обелиск, или Баллада об убитой совести»:
«…На скалистых отрогах Хибин,
Где удаче сопутствует риск,
Над безмолвным покоем озерных долин
Врезан в кольский гранит обелиск.
Поименно я знаю друзей,
Посчитавших за долг, не за честь,
Разделить с перевалами память о ней,
Той, что сердце, оставила здесь.
В небе пепел костра.
Боль, как прежде, остра.
Тонкой пряжью в руках
Облака, облака...».
Немало обелисков установлены у туристских троп, но этот обелиск навсегда остается в памяти. На нем высечены слова: «А сердце осталось здесь…».
…После успешных радиалок мы собираемся на перевале Запад. Арсеньева и уходим в заболоченную тундру предгорий с обилием черники и голубики. В таежной долине р. Малая Белая тропа теряется. Идем по компасу, обходя многочисленные протоки и топкие места. Уже в потемках под дождем ставим лагерь на песчаной косе. Мы отлично поработали - взяли 2 перевала и 4 вершины.
«…Нам завтра выходить, и скоро нам прощаться,
И будут дни, как поезда, лететь
Но в край Хибинских гор нам надо возвращаться,
Чтоб сердце Заполярьем отогреть…».
На крыше Хибин.
К полудню следующего дня наконец-то выходим из заболоченной тайги в гольцовую зону. Делаем перекус у озер на подходе к перевалу Рамзая - последнему перевалу маршрута. Основная группа уходит на перевал, а мы с Димой и Максимом идем на штурм высочайшей вершины Хибин – «Юдычвумчорр». Набираем пятьсот метров по обрывистому склону и выходим на самое высокое плато Хибин. Полчаса поисков - и мы у вершинного тура. Эта вершина – одна из самых популярных в Хибинах, здесь ежегодно проводятся альпиниады и массовые восхождения. Погода портится, начинается снегопад, ветер усиливается. А внизу – дождь, перевал Рамзая закрыт черной тучей. Покидаем плато и сбрасываем высоту, осторожно спускаясь по крутым скальным склонам. Под перевалом приходится пережидать дождь. Седло перевала – глубокий разлом в хребте, по которому приходится идти как по тоннелю. Читаем записку своей группы. Погода не радует - туман, дождь. По следам своей группы спускаемся по р. Поачйок до озера Малый Вудьявр и далее - до Заполярной ботанической станции. Ребята уже устроились на ночлег и ждали нас в одном из домиков станции. В последний день маршрута в общей сложности пройдено около тридцати километров. На следующий день перед отъездом совершаем экскурсию по Заполярному ботаническому саду. Поражает многообразие растений и цветов. Впечатление такое, что побывали в субтропиках.
…И вот мы прощаемся с Хибинами. Поход состоялся, мы прошли свой маршрут. Не все было гладко, но основная цель достигнута, ребята успешно получили базовый уровень туристской подготовки. Их и нас ждут новые маршруты, ведь, как в песне поется, «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».
«…Нам вслед зашумят перекаты –
Прощальная музыка рек,
И ляжет на сердце заплатой
На плато серебряный снег
Пусть будут другие вершины,
Прекрасные ночью и днем
Хибины, Хибины, Хибины
Останутся в сердце моем…».
Свидетельство о публикации №211110600709