Философские тетради. Часть 2-1

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Философские тетради. Часть II-I.

Сатсварупа даса Госвами «Очерки ведической литературы», М., 1990 г. Краткие тезисы.

«Это знание – царь всего знания, тайна тайн. Это знание – самое чистое, и поскольку оно дает непосредственное восприятие собственной сущности через духовное осознание, оно является совершенством религии, оно вечно, и постижение его приносит радость» (Бхагавад-гита, 9.2).

«Эта высшая наука передавалась по цепи ученической преемственности» (Бхагавад-гита, 4.2).

Бхакти (Преданность) – в виде молодой женщины с двумя сыновьями – Джнаной (знанием) и Ваирагйей (свободой от желаний).

В наш порочный век знание и отречение, предоставленные сами себе, обречены на постепенное умирание, и только Преданность способна вдохнуть в них молодость и жизненную энергию.
Истина и устремленность к духовной дисциплине Вед сохраняются лишь там, где они преобразуются жизненной силой преданности личному Господу.

Религиозная традиция без святых и мистиков, без новых откровений, без непосредственного восприятия святого, которое придает древним учениям новый смысл – в какой бы части света такая традиция не существовала – она духовно мертва.

Духовный сан санийаси дается по достижении определенного уровня знаний и самоотречения.

Веды: Ригведа, Йаджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда, Махабхарата (содержащая Бхагавад-гиту), Панчаратра и первоначальная версия Рамаяны, Дополнение вайшнавов – Пураны, Самхиты и комментарии великих учителей.

Ведические Писания (шастры).

Буддизм, джайнизм и сикхизм, хотя они выросли из ведической литературы, нельзя рассматривать как ведические учения.

Концепция индуизма противоречит выводам ведической литературы.

Ригведа – 1017 гимнов; Махабхарата – 110000 шлок; 18 основных Пуран содержат сотни тысяч стихов.

Основное назначение ведической литературы – поведать науку духовного самопознания (самореализации), тем самым приведя человека к освобождению от страданий (мокше).
Цель – достижение истины, «знание которой ведет к свободе».

Знание – «признание важности самореализации и философский поиск Абсолютной Истины» (Бхагавад-гита, 13.8-12).

Пока люди думают, что их путь – это путь материального счастья, они не будут искать способов преобразования себя.

«Рождение, старость, смерть и болезни есть зло» (Бхагавад-гита, 13.9).

Несмотря на все видимые удовольствия, материальная жизнь означает страдание. Ведическое знание предназначено для того, чтобы избавить искреннего ученика от этого страдания.

«От самой высшей планеты материального мира и до самой низшей – все они есть место страданий, где повторяются рождение и смерть» (Бхагавад-гита, 8.16).

Повторяющиеся страдания: рождение, смерть, старение и болезни, плюс три вида страдания: страдания, приносимые телом; страдания, причиняемые другими живыми существами; страдания, приносимые природными условиями (холодом, жарой, наводнениями, землетрясениями и прочими стихийными бедствиями).
Даже если эти страдания отсутствуют, никто не может обрести счастья в этом материальном мире – силы времени и смерти вынуждают каждого покинуть свое место. На санскрите Землю называют Мртйулока – обитель смерти. Ее также определяют эпитетами «духкхалайам» - «место страданий» и «ашашватам» - «преходящая» (Бхагавад-гита, 8.15).
Цель человеческой жизни не в том, чтобы смириться с бренным и исполненным страданий миром, а в том, чтобы бороться за вечное счастье. Для людей, которые следуют ведической формуле, жизнь означает возможность победить смерть.
Человек отрицает жизнь тогда, когда отождествляет себя с иллюзорным материальным телом и полагает, что материальный мир является единственной реальностью. Такие люди упускают возможность, предоставленную человеку – возможность вопрошать о Высшем.

Веды убеждают людей избрать путь освобождения.

«Пробудитесь, спящие души! Сколько еще вы будете спать в объятиях ведьмы Майи (материальной иллюзии)?».

Веды описывают освобождение, как особую привилегию, которая дана человеку, но не низшим видам жизни.
Человека, который не достигает вечного освобождения, Веды называют неразумным, ибо любое знание, которое не ведет к избавлению от страданий, Веды считают бессмысленным.

«Тот, кто не решает проблем жизни, как подобает человеку, и кончает свои дни, как кошка или собака, не постигнув науки самореализации – несчастнейший из людей» (Брхад-аранйака Упанишада).

Мудрец Вйасадева записал все ведические шастры.

Методы получения знаний:
- пратйакта (эмпирическое чувственное восприятие);
- анумана (теории, выводимые из фактов);
- шабда (слушание ведической литературы).

Согласно Ведам, процесс анумана сам по себе никогда не может привести к совершенному знанию. Объекты, не относящиеся к материальной природе, не могут быть познаны экспериментально. Их называют ачинтйа. Все, что относится к ачинтйа, невозможно постичь с помощью отвлеченных размышлений, или логических построений. Это постижимо только посредством шабда, слушания ведической литературы. Шабда – самый надежный и важный.
Люди ограничены и несовершенны, не могут быть совершенными и их ощущения, а также выдвигаемые ими теории и предположения.

Веды называют 4 причины, по которым любое знание, не относящееся к категории шабда, будет несовершенным:
- сколь бы одарен и педантичен ни был человек, он не в состоянии избежать ошибок: человеку свойственно ошибаться.
- люди склонны впадать в иллюзию. Всякий материально обусловленный человек пребывает в иллюзии, если воспринимает себя в категориях национальной, расовой, религиозной или родовой принадлежности. Первый шаг человека в трансцендентальном знании, согласно Ведам, есть осознание того, что его сущность не имеет отношения к временному материальному телу.
- чувства каждого человека ограничены, или несовершенны.
- каждый человек склонен к обману. Человек, который осмеливается учить других, хотя сам далеко не безупречен – обманщик, потому что его знание несовершенно.

Ведическое знание «шабда» - знание, услышанное от высшего авторитета, поэтому оно считается совершенным.

Если человек имеет возможность получить информацию из достоверного источника, ему нет необходимости утруждать себя независимыми исследованиями.
«Авторитет» означает не «диктатор», а «носитель первоначального, неискаженного знания».

Восприятие трансцендентного знания из уст человека, компетентного в нем – это стандартный метод познания, устанавливаемый самими Ведами. Материальное знание относится к тому, что находится внутри материальной вселенной, а трансцендентное знание говорит о том, что находится за ее пределами. Когда человек получает трансцендентную информацию из уст компетентного человека, он обретает счастье и больше ни в чем не нуждается. Он возвышается над двойственностями материального мира.

Шабда (слушание компетентного человека) открывает сферу знаний, недоступных научной методологии. Шабда – единственный метод, позволяющий узнать то, что непознаваемо в нашем теперешнем обусловленном состоянии. Человек может избавиться от всех страданий, если будет учиться у того, кто обладает совершенным знанием.

«Попытайся постичь истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его со смирением и служи ему. Душа, достигшая самореализации, способна дать тебе знание, ибо она увидела истину» (Бхагавад-гита, 4.34).

Гуру, идеальным учителем, может быть только тот, кто «увидел истину».

Ученик должен не просто искать совершенных знаний в ведической литературе, он должен лично получать их от квалифицированного учителя, с которым его связывают особые отношения.

Гуру – «тяжелый». Истинный гуру должен быть тяжелым, нагруженным знаниями.

Каждый, кого завели в тупик проблемы существования, должен обратиться за знаниями к духовному учителю.
Каждый человек должен принять истинного духовного учителя.

«Чтобы постичь трансцендентную науку, человек должен со смирением обратиться к истинному духовному учителю, который принадлежит к цепи ученической преемственности и утвердился в Абсолютной Истине» (Мундака Упанишада, 1, 2.12).

«Живой голос учителя, твердо верящего в то, чему он учит, может убедить скорее, чем письменное слово».

Знания, основанные на чувственном восприятии, или умозаключении, не способно привести ученика к высшей цели.

Гуру-парампара – ученическая преемственность.

Бхакти-йога – знание, обретаемое через преданное служение.

Ведический метод гарантирует достоверность передачи знания, предъявляя особые требования к людям, участвующим в процессе его передачи.

Секретные мантры.

6 признаков гуру: «Любой здравомыслящий человек, который способен контролировать свое желание говорить, запросы ума, вспышки гнева и требования языка, желудка и гениталиев, обладает всем необходимым для того, чтобы иметь учеников повсюду в мире» (Рупа Госвами).

Ачарья – тот, кто учит своим личным примером.

Человек сомнительных личных качеств, привязанный к эгоистическим наслаждениям, имеющий корыстные интересы, каким бы блестящим интеллектом он ни обладал, не может быть духовным учителем.

«Сначала стань совершенным сам, а потом можешь учить других» (Шри Кришна Чайтанйа).

Гуру должен быть свами, хозяином чувств, а не их невольником.
Гуру учит, что духовное знание – высшее благо человечества, и поэтому сам ведет жизнь, являющуюся образцом отречения от материальных наслаждений.

Ученик должен «смиренно задавать вопросы гуру и служить ему».

«Только тем великим душам, которые безоговорочно верят во Всевышнего и в духовного учителя, незамедлительно открывается весь смысл ведического знания».

«Посвятить свою жизнь служению духовному учителю – долг каждого ученика».

Кришна: «Никто не может быть счастлив без благословения духовного учителя. Милость духовного учителя и его благословение позволяют человеку обрести мир и благополучие и исполнить назначение человеческой жизни».

Гуру действует, как спаситель ученика. Только он один может передать ему ведическое знание и, тем самым, привести ученика к освобождению.
Гуру вытягивает ученика из дремучего невежества обусловленной жизни и одаряет совершенством вечности, блаженства и знания.

Тот, кто удовлетворяет своего гуру искренним служением и действительно понимает заключения Вед, получает посвящение в брахманы. Брахманом называют образованного человека, который достоин обучать других.

Классификация людей на 4 варны (касты) основана на гупа-карме, т.е. на духовных качествах и поведении. Любой может возвыситься, если он получит должное образование и воспитание.

Бронза может превратиться в золото, смешавшись со ртутью.

Самые важные качества ученика – вера, желание служить и стремление смиренно вопрошать.

Без гуру невозможно получить духовное знание.

«Мантра, которую получил человек, не окажет действия, если духовный учитель, находящийся в цепи ученической преемственности, не дал ему посвящения» (Падма Пурана).

Шастры постоянно говорят о неоценимой пользе общения со святым человеком. Тысяча жизней, прожитых без общения со святым человеком, не стоит минуты, проведенной с ним. Уже стремление ученика слушать своего гуру само по себе есть большое достоинство.
Если ученик послушно выполняет наставления, услышанные им от духовного учителя, он без особых усилий возвышается над освобождением, поднимаясь до высшей ступени любви к Богу.

Обучающийся философии должен отвечать следующим основным требованиям: «Ученик должен обладать непоколебимым стремлением постичь различие между материей и духом; он должен отречься от всех своих личных желаний и эгоистических интересов; он должен управлять своими чувствами и умом».

До тех пор, пока он не отказался от материальных наслаждений, равно как и от привязанности к тоске, он не готов к трансцендентной жизни» (Шанкара).

Кришна: «Идущие по этому пути тверды в своих намерениях и стремятся к одной цели; многоветвиет разум тех, кто нерешительны».

Человек должен отказаться от четырех «опор греха»: употребления в пищу мяса, недозволенного секса, азартных игр и одурманивающих средств.
Для того, чтобы понять ведическую литературу, человек должен придерживаться строгих моральных правил и вести аскетический образ жизни.

483 г. до н.э. – дата смерти Будды.

Согласно версии шастр, ведическая цивилизация процветала в Индии много раньше, чем 50 тысяч лет назад, т.е. задолго до того времени, которое, по мнению ученых, можно считать самой ранней датой возможного появления homo sapience на Земле. Во всех шастрах говорится, что ведическая литература была записана в начале века Кали, примерно 5 тысяч лет назад, и что философы, йоги и риши жили за многие миллионы лет до этого.

1920 г. – Джон Маршалл открыл города Хараппу и Мохенджодаро на территории современного Пакистана. 3000 г. до н.э. Дравиды – местное население Хараппы.

Санскрит, древнегреческий и латынь схожи между собой, имеют общее происхождение.

Для понимания таких терминов, как Бхагаван, Параматма и Брахман, человек должен находиться на трансцендентном уровне, достичь самореализации, он должен на своем опыте постичь различие между материей (джада) и духом (Брахман), природой иллюзии (майа) и верховного контролирующего (Шивара).

Ведическая литература говорит о трех аспектах Абсолютной истины: Бхагаване, Параматме и Брахмане.
Упанишады сосредоточивают внимание на Брахмане, система йоги – на Параматме, Бхагавад-гита и Пураны – на Бхагаване.

Бхагавата Пурана (1.2.11) утверждает, что в действительности все три аспекта суть одно, рассматриваемое под разными углами зрения.

«Брахман» - всепроникающий аспект Абсолютной Истины. Многообразные космические проявления – движущаяся и неподвижная материя, атомы, тела, планеты, пространство – преходящи и не являются конечной причиной самих себя.
Брахман «не может быть определен в категориях логики или лингвистических символах. Он есть непостижимый Ниризна (не имеющий качеств) Брахман, чистый Абсолют. Когда человек постигает Брахман, ему открывается единое имперсональное начало всего сущего.

Атма значит «Я».

Томас Гопкинс: «Атман отличен от грубого физического тела, это внутреннее «я», принцип или энергия, которая определяет существо человека».
Вечность и индивидуальность этой сущности, которая не разрушается, когда гибнет тело.

Кришна: «Для души (атма) не существует ни рождения, ни смерти. Она никогда не возникала, она никогда не исчезнет. Она нерожденная, вечная, неумирающая, изначальная. Она не знает погибели, когда погибает тело».

Атма, индивидуальная душа, отлична от Параматмы (Высшей души, или Сверхдуши, стоящей над атмой).

Парама – «верховный и трансцендентальный».

«Сверхдуша (Параматма) и индивидуальная атомарная душа (джива-атма) – располагаются на одном и том же дереве тела, пребывая в сердце живого существа; только тот, кто освободился от всех материальных желаний, равно как и от всех скорбей и сожалений, может по милости всевышнего постичь величие души».

Осознание своей вечной связи с Параматмой составляет цель мистической аштанга-йоги, которой учил Патанджали (автор йога-сутры).

«Некоторые постигают Сверхдушу (Параматму) посредством медитации» (Бхагавад-гита).

Йог, достигший совершенства в медитации, достигает состояния, которое называется трансом, или самадхи: «На стадии совершенства, называемой трансом или самадхи, ум человека, благодаря занятиям йогой, полностью отвлекается от материальной умственной деятельности. Эта ступень характеризуется способностью человека осознавать свое «Я» чистым умом и черпать радость в себе самом. В этом радостном состоянии человек испытывает безграничное трансцендентное счастье, ощущаемое через трансцендентные чувства. В этом состоянии человек не испытывает потрясений даже перед лицом тягчайших бедствий. Это и есть настоящая свобода от всех страданий, возникающих от соприкосновения с материей».
Это состояние приходит, когда мистик видит трансцендентную форму Бога в своем сердце. Увидеть Сверхдушу могут только подлинные мистики. Она находится в сердце каждого живого существа, независимо от того, осознают Ее, или нет.

«Я нахожусь в сердце каждого и от меня исходят память, знания и забвение».

Параматма руководит воплотившейся душой, наблюдает за всеми ее действиями и награждает ее результатами этих действий.

«Сверхдуша входит в тела сотворенных существ, находящихся под воздействием гунн материальной природы, и пробуждает их наслаждаться результатами этого в уме, имеющем тонкую природу».

Осознавшие Параматму йоги, зная, что Сверхдуша находится вместе с индивидуальной душой во всех материальных телах, одинаково смотрят на все существа.

«Такой человек достигает трансцендентного уровня и полностью владеет собой. Он не видит различий между галькой, камнем и золотом. Тот, кто сравнивая все со своим «Я», видит истинное равенство всех существ как в счастье, так и в несчастии, является совершенным йогом».

Реализация Бхагавана – теистическое видение Абсолютной Истины, как Верховной Личности, свойства которой невозможно постичь.

Бхагаван – Верховная Личность, обладающая беспредельными красотой, знанием, силой, славой, богатством и отречением.
Бхагаван относится только к Верховному существу, самому Господу.
Бхагаван есть наивысшее проявление Абсолюта. Он – Верховный Брахман (Парабрахман) и источник Параматмы.
Являясь источником всего, Абсолют должен обладать интеллектом и сознанием. Эти качества присущи личности, и этот верховный личностный аспект Абсолютной истины называется Бхагаван. Если Брахман лишен материальных свойств и качеств, то Бхагаван обладает трансцендентными качествами. Все существа пребывают в Брахмане, а сам Брахман пребывает в Верховной Личности.

Веды говорят о Брахмане, как об излучении (брахмаджйоти) трансцендентного тела Верховной Личности Бога.

Бхагаван есть личностная форма вечности, знания и блаженства.

«Кришна» - «всепривлекающий».
«Вишну» - «всепронизывающий».
«Бхагаван» - «владеющий всем».

Когда ищущий осознает Бхагавана, Верховную Личность Бога, он одновременно постигает Брахман и Параматму. Неотделимые друг от друга, три аспекта Аьсолюта все вместе присутствуют в Бхагаване.

Три энергии Абсолюта.

Чит-шакти – духовная энергия Абсолютной истины.

«Подобно тому, как майа из 5 элементов строит эту материальную вселенную, так и духовная потенция (чит) построила духовный мир».

Название духовной вселенной – Ваикунтха, «место, где нет тревог». Эта вселенная вечна и остается даже после разрушения материальной вселенной.

«Тот, кто приходит туда, никогда не возвращается назад. Это Моя высшая обитель».

Духовная вселенная Ваикунтха, вечна. В ней не действуют неумолимые законы материального мира, где все живое подвергается страданиям рождения, смерти, старости и болезней.
Когда Бхагаван является в материальной вселенной, как инкарнация (аватара), материальные законы не властны над Ним, т.е. Он все время остается в своей внутренней духовной потенции (чит).

Джива – «жить, быть, оставаться в живых».
Джива – индивидуальное живое существо, или душа.
Живое существо (джива) отделена от тела, хотя индивидуальная душа (джива) и пребывает внутри каждого тела, включая людей, зверей, птиц и растения. Индивидуальное сознание – признак того, что в теле присутствует джива. Тело бренно, джива вечна.

«Существует бесчисленное множество духовных атомов, размер которых равен десятитысячной части кончика волоса» (размер дживы).
Дживу невозможно воспринять материальными чувствами.

Сознание происходит не от сочетания материальных элементов; это признак присутствия в теле дживы. Когда она покидает тело, сознание также покидает его, и тело разрушается.
Джива – это подлинное «Я», но, соприкоснувшись с материей, она становится обусловленной.

Верховный Бхагаван никогда не попадает под власть материальной энергии.
Джива, впав в заблуждение и злоупотребив свободой воли, оказывается под контролем материальной энергии и забывает о своей связи с Верховным Бхагаваном. Желая наслаждаться независимо, джива входит в материальный мир.
В материальном мире джива подвергается разнообразным страданиям, она остается в плену материальной природы (майи).
На самом деле джива, душа, не имеет никакого отношения к материальному миру, но под влиянием майи (иллюзии) она старается найти в нем удовлетворение, удовлетворяя свои материальные чувства.
Если ко времени разрушения вселенной она не достигнет освобождения из темницы тела, она возвращается в тело Верховного Вишну и рождается вновь, в следующем цикле творения, чтобы осуществлять свои желания (карму). Когда джива достигает освобождения, она попадает в брахмаджйоти или даже на Вайкунтху (духовные планеты, где пребывает Всевышний Господь в своей полной личной форме).
Истинное освобождение дживы – это ее возвращение к своей первоначальной духовной сущности (сварупе), потому что в своей вечной форме джива может общаться с Бхагаваном, Верховной Личностью Бога.

Майя – материальная иллюзия, «нереальность, обман, забывчивость, то, чего нет. Под влиянием майи человек думает, что он может быть счастлив в этом преходящем материальном мире. Майя, иллюзорная энергия Всевышнего, не действует самостоятельно, но находится под Его управлением.

«Именно из-за иллюзии (майи) они (дживы) утрачивают свободу. Природа – это иллюзия (майя), а могущественный Господь – творец этой иллюзии».

Майя так сильна, что сколько бы страданий ни испытывал человек, он будет думать, что счастлив.

«Майя – причина страданий человека и его бессилия. Из-за нее человек забывает о своей божественной природе».

Когда джива отождествляет себя с телом, она развивает в себе тысячи желаний, которые потом пытается осуществить.
Природа материального мира такова, что чем больше выгоды джива старается извлечь из своего положения, тем больше она запутывается в сетях майи. Действуя под влиянием майи, джива ставит себя под власть закона кармы, закона причинно-следственной связи.

Майя состоит из трех гунн материальной природы.
Майя – иллюзия, обман, мираж, который вводит людей в заблуждение, заставляя их думать, что вечность и счастье можно найти в деятельности материального мира (который на самом деле преходящ и полон страданий).
Даже высокообразованные и разумные люди могут попасть под чары майи. Это «те, чье знание украдено майей».

Цель ведической литературы – освободить все живые существа от оков майи.
Дживе очень трудно вырваться из оков майи.
«Но тот, кто предается Мне, может легко выйти из-под ее влияния».

Карма: всеми действиями и явлениями во вселенной управляет закон причинности; не может быть никаких действий или событий материального порядка, не имеющих соответствующих причин. Это закон кармы.

С незапамятных времен джива действует в материальном мире и последствия этих действий приносят ей радости или страдания. Эти действия служат причиной ее переселений из одного материального тела в другое. Джива оставляет старые и вселяется в новые тела, подобно человеку, меняющему одежду. Переселяясь из одного тела в другое, джива страдает или наслаждается результатами своих прошлых действий (кармой). Любая карма есть рабство. Даже благочестивые поступки, или «хорошая карма», удерживают человека в круговороте рождений и смертей. Человек должен освободиться от любой кармы, чтобы вырваться из самсары – повторяющихся рождений и смертей.

Желая наслаждаться в этом мире, джива, в соответствии с этими желаниями, творит свою собственную карму. Поэтому ни Бхагаван, ни материальная природа не несут ответственности за карму дживы; она сама создает свою судьбу.
В соответствии с деятельностью дживы материальная природа предоставляет дживе очередное тело, в котором она может исполнить свои желания. Свобода от великой цепи кармы приходит через знание.

«Огонь знания сжигает дотла все последствия материальных действий».
Этот «огонь знания» - понимание дживой своего конституционного положения вечного слуги Всевышнего. Тот, кто вручил себя Бхагавану, выходит из-под влияния прошлой, настоящей и будущей кармы.
Джива не может освободиться от кармы, просто отказавшись от деятельности. Душа по своей природе неизменно деятельна.
«Для воплощенной души невозможно полностью отказаться от деятельности. Тот, кто отрекся от плодов своего труда, считается истинно отрекшимся». Человек должен научиться искусству действовать, не создавая кармы.

Искусство карма-йоги: тот, кто совершает свою деятельность как жертву Верховному Бхагавану, избегает кармы, рабства в материальном мире. Такая чистая жертвенная деятельность называется акарма, «действия без последствий».
Искусство карма-йоги состоит в служении Господину чувств своими собственными чувствами.
Искусство акармы – искусство действовать, не вызывая своими поступками никаких последствий.

Самсара – «повторение рождений и смертей», или переселение души. Зависит от кармы.
Существует 8400000 видов жизни, падшая душа должна родиться в каждом из них (Падма Пурана).
После многих тысяч рождений джива достигает человеческой формы, в которой ей дается возможность самореализации – окончательного освобождения из круговорота самсары.

Гуны – «веревка». Три гуны материальной природы:
- благость (добродетель_ - саттва;
- страсть (раджас);
- невежество (тамас);
Они связывают живое существо, подобно трем крепким веревкам.

Джива получает различные тела соответственно гуннам, в которых она действовала в прошлом, и каждое тело, в свою очередь, заставляет ее действовать в соответствии с преобладающей в нем гуной.

Человек под влиянием гуны благости (философ, врач или поэт) – живет с ощущением собственного знания, поэтому испытывает счастье. Познание материального мира делает его жизнь приятной. Привязанный к этому приятному ощущению веревкой мирской добродетели, он не предпринимает попыток духовного совершенствования. Ему не дано достичь освобождения, пока он трудится только для того, чтобы улучшить свое благосостояние (хотя он может и дальше получать тела в гунне добродетели).
Каким бы ни было его материальное благополучие, четыре вида страданий – рождение, смерть, старость и болезни – следуют за ним по пятам.

Гуна страсти (раджа гунна) – «порождение бесконечных желаний и страстей». Олицетворяет эту гунну половое влечение и наслаждение. Джива жаждет секса, и осуществляя свои желания, еще крепче затягивает узел привязанности к материальной жизни. Постепенно это грубое желание преобразуется в более тонкие желания славы, семейных радостей, денег и т.п. Джива непрерывно вынуждена тяжело трудиться, чтобы приобрести и сохранить все это.
Все достижения великой материалистической цивилизации берут начало в раджа-гуне.

Гуна невежества (тамо-гуна) наделяет дживу леностью, чрезмерной сонливостью и унынием, зависимостью от различного рода одурманивающих средств.
«Безумие – результат влияния этой гуны».

На дживу никогда не действует только одна гунна, а всегда определенное их сочетание. Одни гуны могут преобладать над другими.

Со смертью джива, находившаяся в гуне добродетели, переселяется в тело на высших планетах; джива в гуне страсти получает тело на средних планетах, таких, как Земля; джива в гуне невежества переходит в тело животных видов.

Все в материальном мире возникает из различных сочетаний гун материальной природы.

«Гуны – это первичные элементы, сочетание которых в различных пропорциях составляют все объекты в мире».


Рецензии
Убери желание, исчезнет страдание.
Величайшая мудрость.
Я всё это знаю, Валерий, поэтому не стала перечитывать. скажу, что многим людям следовало бы прочесть ваши выдержки. может тогда хоть один слепой прозреет!

Филун Джарин   14.06.2013 21:54     Заявить о нарушении
Большое спасибо! Жизнь всегда, намеками, дает установки, что нас ждет и что делать... Нужно только прислушиваться к советам жизни, соизмерять свои силы со своими возможностями... Не мне Вам советовать, Вы прошли великую школу жизни... Удачи Вам и любви, здоровья и тепла, частичку моей души и сердца! Будьте счастливы!!!

Валерий Шпинев   15.06.2013 00:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.