Выставка Помпеи тайна погребенного города-обзор

 Эта рубрика посвящается тем, кто использует глаза и руки, но забывает про мозг.

О чём речь: http://amigooo.livejournal.com/42383.html


Помпеи, ох уж эти Помпеи...Ну, помните - 1 в н.э - вечеринка у вулкана? С фейерверком. Всё плавилось, так там было весело! Геркуланум, кстати, тоже неплохо время проводил. А в конце был долгий пепельный занавес. Не, не помните? Ладно, не суть важно. Важно то, что занавес так хорошо прикрыл пирушку, что от неё кой-чего и нам осталось. Само собой, итальянцы это выкопали, музеефицировали и с шутками-прибаутками привезли в Исторический музей.

Один посетитель взял в руки камеру, сделал снимки, потом взял и выложил своё художество в интернет, с комментариями. И вот что выяснилось: ОБМАНУЛИИИИИ! Обманули нас итальянцы, как школьников развели.

"Когда ходишь среди экспонатов, не покидает ощущение, что это выставка предметов века 17-го. Ну может, 16-го. Но никак не 1-го. В эпоху средневековья и то такого не было, все было более примитивным, а некоторых вещей вообще еще не существовало. Напомню, что Помпеи и Геркуланум, похороненные извержением Везувия якобы в 1-м веке, начали раскапывать только в первой половине 18-го века. А научная археология появилась здесь и того позже."

Все видели? Я не я, лошадь не моя, чего в Средневековье не могли, того и в Античности не делали. Короче взыграло во мне, историке искусства, ретивое. Решилась, понимаете, провести маленький ликбез.

Претензии нашего юного(?)  любителя древностей условно можно разделить на две группы: "Как они это делали?" и "Как вы это датировали, деревня?!" Что ж, как говаривал наш археолог, "напряжём наблюдения и войдём в детали".

***

Во-первых, если вы увидели в экспозиции подделку, и аргументов у вас больше, чем "это 17-й век, а не 1-й", то бегом к работникам музея - они несут ответственность за демонстрацию подделок и непроверенных экспонатов (кто заинтересовался, может прочитать об этом в Кодексе музейной этики http://icom.org.ru/get.asp?id=a7 ), во-вторых, не стоит, пожалуй, лезть в те области, с которыми вы не связаны (а именно в историю, археологию и музейное дело) и о которых не удосужились узнать хотя бы из Интернета, и, в-третьих, - разбор полётов.

"Кубок, серебро. Почему-то стоит дата 1-й век до н.э. Как определили, что перед катастрофой, убившей город, этим кубком пользовались целый век, не ясно.
Беседующие женщины. Геркуланум, 3-й век до н.э. Зарисовка обыденной социальной сценки - довольно позднее развитие живописи. К тому же здесь не просто 1-й век, а на много раньше. То есть почему-то решили, что фреска просуществовала целых три века, прежде чем ее засыпало вулканическим пеплом."

Я преклоняюсь перед знаниями этого человека о методах датировки и живописи. Стилистика, ареал распространения, календарное датирование, типологическое датирование, стратиграфия, радиометрические исследования, фторные и урановые пробы, наконец (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3376/АРХЕОЛОГИЯ) - всё это, конечно же, вещи несущественные.

Также присутствуют вопросы в стиле "непонятно где это нашли, что странно" - дорогой мой человек, города ЗАСЫПАНЫ пеплом, так что "где" - понятие растяжимое, к тому же в 18 в., когда начали копать - их путали, а нумерацию улиц вообще пришлось разрабатывать самим, во второй половине 19 в. дело было (http://pompeii.ru/scavi.htm). Хотя точный адрес и фотка хозяина помпейца, безусловно, не помешали бы.

Едем дальше.

"Ожерелье, золото и изумруды. Как, интересно, сверлились отверстия в изумрудах? На каком оборудовании? И где оно, почему нам его не показывают? Может все дело в том, что найденные инструменты и станки были просто почищены и отправлены в мастерские для дальнейшей эксплуатации, поскольку не были устаревшими?
Весы, центральный фрагмент, бронза. Как делали в то время проволоку? На каких станках?"

Я боюсь говорить это вслух, но...РУКАМИ, да-да, ручками всё, ручками. Волочение проволоки знали ещё египтяне, а токарный станок придумали в 7 в. до н.э. Хорошо, не совсем ручками, получается
"Ложки, серебро. Происхождение предметов неизвестно. Почему помпейцы ели ложками, а жители средневековой Европы руками, тоже не понятно."

Возможно, потому что жители средневековой Европы забыли достижения Античности и похерили её культуру? Вы, что, не отказались бы от ложек, водопровода и туалета со сливом во имя Господа?! А вообще помпейцы их заставили - пришли, ложки забрали и айда в Помпеи. Здесь я даже ссылаться не буду - учебники по истории Древнего Рима и по Средневековью (Кенигсбергер, смотри Кенигсбергера) можно отыскать без моей помощи.

"Натюрморт. Мешочек с деньгами, инжир и финики. С натюрмортами есть большая проблема, поскольку в Европе они появились только в 16-17 веках."

Логика та же. Если в Европе появилось в 16-17 вв., то раньше этого нигде не было. Ничего, что римляне любили природу и боялись смерти. (ссылки предоставлю позже, здесь вопрос восприятия). Касательно изображений человека на фресках - вот фреска из Помпей (http://pics.livejournal.com/amigooo/pic/000z1ssz/), а вот Спящая Венера Пуссена - ищем 10 отличий. Световая моделировка, пропорции, бОльшее или мЕньшее сходство с античными статуями, ну вы меня поняли. Вообще трудно поверить, чтобы римляне, прекрасно знакомые с человеческим телом, плохо его рисовали. К европейцам в этом плане претензий может быть гораздо больше.

У меня всё. Смотрите глазами, печатайте руками, используйте мозг. ^__^


Рецензии