Поэтика романа Мастер и Маргарита М. А. Булгакова

                Поэтика романа «Мастер и Маргарита»
                М. А. Булгакова

     Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» исключительно многогранен. Это роман о современной писателю Москве 20-30х годов и одновременно христианское повествование.
     Наиболее удивительно, что в романе темная сила выступает в роли исполнителя наказаний. Поэтому совсем не случаен эпиграф к роману из «Фауста» Гете:
                …так кто ж ты, наконец?
                - Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно       совершает благо.
      «Называя роман «Мастер и Маргарита» гениальным творением русского духа, Н. Звезданов утверждает, что роман этот вобрал огромную часть культурно-исторической, мифологической и философской памяти человечества. В нем в «странном сожительстве» соседствует античная мениппея, средневековая мистерия и модернистский гротеск. Христианское повествование разворачивается на фоне драматической современности, а фольклорно-демонологическая традиция подкрепляется древней масонской легендой о Великом Мастере (9, с.64)».
     Итак, «странное сожительство». В одном романе, по мнению большинства исследователей, заключено два романа: о Понтии Пилате и о Мастере и Маргарите. Более того, роман распадается даже  на три ветви: христианская легенда, любовь Мастера и Маргариты и прибытие в Москву сатаны Воланда и его свиты. Последняя ветвь дает необычайную живость роману. Читателю становится и жутко, и весело одновременно, когда он наблюдает то, как наивысшей силы зло наказывает пороки и нечистых по совести людей. Изучению сатанинского, мифологического и фантастического в романе «Мастер и Маргарита» и хотелось бы посвятить данную работу.
    
                2

     Автор романа с самого начала создает атмосферу ужаса и странности. «Да, следует отметить первую странность этого майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной  Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека». (М. А. Булгаков, избранные сочинения, том второй, Москва, «Наташа», «Литература», «Алгоритм», 1996 год, стр. 323 – 324). Странен и «необоснованный» и «сильный» страх, охвативший редактора толстого художественного журнала и председателя Моссолита – Михаила Александровича Берлиоза. Странно и философское размышление неведомого Берлиозу «иностранца»: «…человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер».
     Загадочны кружащие в небе черные птицы и эта Аннушка, которая пролила подсолнечное масло. Странно и то, что обычные люди, литераторы Берлиоз и Бездомный – отрицают существование Иисуса, а профессор черной магии заявляет, что «Иисус существовал».
     … «Ключевые слова и образы-символы (гроза, огонь, кровь, вино, солнце и луна, символика цвета и т. д.) лейтмотивами проходят через роман, связывая воедино библейские и современные главы.
     Один из таких образов – зеркало». (О. Кушкина, Ю. Смирнов, Некоторые вопросы поэтики романа «Мастер и Маргарита», стр. 291, из сборника «М. А. Булгаков – драматург и художественная культура его времени», союз театральных деятелей РСФСР, Москва, 1988г.) Маргарита при помощи зеркала пытается заглянуть в иномерное пространство…
     «Источники, объясняющие роман следует искать не только в системе христианского вероучения, но и в сопутствующих ему формах народных суеверий, которые сосуществуют с церковными догматами как житейское отражение веры в сверхъестественные силы… «Чорт, дьявол, бес, сатана сим вымышленным особам простолюдины определяют разные степени
                3

достоинства и уверяют, что чорт смущает, бес подстрекает, дьявол нудит, а сатана знамение творит для колебания крепко в вере пребывающих». (Там же, стр. 296 – 297).
     Интересно озаглавлена третья глава романа – «Седьмое доказательство». В ней Воланд говорит Берлиозу, что «дьявол существует» и в ней сбывается предсказание Воланда о том, что Берлиозу отрежет голову. Отрезание головы повторится в романе в театре Варьете. Отрезанная голова и кровь придают ужасный колорит и фантастический смысл роману.
     Мистически выглядит то, что в романе тридцать три (вместе с эпилогом) главы. Тридцать три – это возраст Христа.
     Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» убеждает читателя в том, что не только «Иисус существовал», а столько в том, что есть потусторонняя сила, что есть антихрист и нечисть всякая: вампиры, упыри, ведьмы… и что за смертью есть жизнь – вечная и прекрасная, как золоченая луна. Что в ней уже все правильно и хорошо. Что Понтий Пилат прощен и беседует с Га-Ноцри, что он не убил его, что Мастер и Маргарита счастливо живут в своем доме, и мастер будет наслаждаться тишиной и покоем. Это ли не мистика?
     Загадочность романа в том, что именно нечистая сила творит правосудие. Так, расправилась с квартирой критика Латунского Маргарита, уже став ведьмой.
     Странная мысль приходит в голову: в романе о Москве 20-30-х годов нет положительного героя, в то время как в романе о Понтии Пилате положительный герой – Иешуа, который всех считает «добрыми людьми». Самого Мастера посчитать положительным героем трудно – хотя бы потому, что он живет с замужней женщиной. Маргариту тоже сложно назвать положительной героиней – и потому, что замышляла самоубийство, и потому что ей «надоел муж», и потому, что она «отдала душу дьяволу» - превратилась в ведьму. И даже ее милосердие к Фриде не делает ее
                4

положительной, а лишний раз доказывает, что зло делает, бывает, добро. И что все, что Бог ни делает – все к лучшему.
     В романе о сатане (так бы можно было назвать роман «Мастер и Маргарита») доказывается существование потусторонних сил, которые одних убивают, других выкидывают в другие города, а третьих лишают разума.
     Словно одна большая галлюцинация – квартира №50, в которой поселился Воланд. Вообще сумасшествие – отречение от Бога и атеизм – канва романа. Автор словно хочет сказать: «Не боитесь Бога, побойтесь дьявола!» Роман – сумасшествие, потому что «председатели следствия и опытные психиатры установили, что члены преступной шайки или, может быть, один из них (преимущественно подозрение в этом падало на Коровьева) являлись невиданной силы гипнотизерами, могущими показывать себя не в том месте, где они на самом деле находились, а на позициях мнимых, смещенных. Помимо этого, они свободно внушали столкнувшимся с ними, что некие вещи или люди находятся там, где на самом деле их не было, и наоборот, удаляли из поля зрения те вещи или людей, которые действительно в этом поле зрения имелись».
     Споры о романе «Мастер и Маргарита» до сих пор идут. И у каждого исследователя свое прочтение… В любом случае, роман многозначен и является ярчайшим произведением с мировым значением в литературе ХХ века.
 Список использованной литературы:
1. Этика, эстетика, поэтика, философия произведений М. А. Булгакова. И. Л. Галинская, palomnic.org.
2. М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени, союз театральных деятелей РСФСР, Москва, 1988, статья О. Кушниной и Ю. Смирнова «Некоторые вопросы поэтики романа «Мастер и Маргарита».
3. Статьи о русской литературе, МГУ, Москва, 1996, М.А. Булгаков.
                5


4. К проблеме авторского замысла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита, Макаров Д. В., analiculturolog.ru.
 М. А. Булгаков, Избранные сочинения, том второй, «Наташа»,


Рецензии
Верно Вы всё подметили). На мой вкус, Булгаков - лучшее, что было в русской литературе в 20 веке. В нашей семье "Мастер и Маргарита" - культовое произведение. Даже самый младший сын уже в 10 лет знал его и постоянно к нему обращается. Булгакову удалось немыслимым образом увязать сложнейшую диалектику жизненного процесса во всех её детерминантах и преемственности из века в век... Убеждён (и не только я один), что Воланда он писал со своего великого современника - Сталина, который по - настоящему благоволил Мастеру и помогал чем мог. Недаром только пьесу "Дни Турбиных" Сталин посетил во МХАТе 16 раз. Как же точно Вы уловили это - делать добро руками вроде бы зла, искоренять порок... Сложная диалектика жизни.

Степан Астраханцев   10.12.2020 20:11     Заявить о нарушении
Не за что. Не обижайтесь на меня за Солженицына. Я его действительно презираю...

Степан Астраханцев   10.12.2020 23:27   Заявить о нарушении
Я не обижаюсь. Мне самой он не очень близок сейчас. В настоящее время перечитываю Н. С. Лескова. Рассказ "Чертогон" - о том же почти, о чем говорил Булгаков в "Мастере и Маргарите". Спасибо Вам за развернутые рецензии. С приближающимся Новым Годом, с Уважением.

Уральская Марина Александровна   11.12.2020 08:17   Заявить о нарушении
Спасибо за поздравления ! Вам всего хорошего ! Заглядывайте).

Степан Астраханцев   11.12.2020 09:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.