Православие - 4. Богослужение

                4. БОГОСЛУЖЕНИЕ .

                4.1. Храм.

В течение долгой истории Православной Церкви выработалась особая церковная архитектура, которая выражает основной опыт и убеждение христианской веры: С НАМИ БОГ.
«Всевышний не в рукотворных храмах живет», говорил св.Стефан, цитируя ветхозаветных пророков: «вы ( т.е. люди) храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6.16) – учил апостол Павел .


Во Христе и через Духа Святого Бог пребывает с человеком, обитает с ним. Вот этот смысл и передается посредством купола, венчающего храм – место собрания народа Божьего.
Купол создает впечатление, что в Церкви, как в Царстве Божьем, все небесное и земное соединяется «под главою Христом» (Еф. 1.10),  и что в Нём «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться полнотою Божиею» (Еф. 3.19) .

Внутреннее устройство храма тоже создает впечатление единства всего в Боге, Оно не является воспроизведением обыкновенного места собрания людей – храм и его устройство вдохновлены образом Царства Божьего.



                4.2.Престол .

Средоточием всего в храме является Престол: он есть  трапеза Царства Божия (Лк. 22.30); на нем приносят Богу Отцу «бескровную жертву»   Христа; с него нам дается Хлеб Жизни - Тело и Кровь Господней Пасхальной Вечери.

Обычно престол сделан из дерева или из камня и покрыт красивой парчовой  тканью, чтобы подчеркнуть его божественный и небесный характер. Он прост по форме и стоит в центре алтаря, чтобы его можно было обойти со всех сторон.

На престоле всегда находится Четвероевангелие и Антиминс – на котором изображена икона положения Христа во гроб. Стоящая на нем подпись епископа служит разрешением местной общине собираться вместе как в Церкви. «Антиминс» по гречески значит «вместо-престольник»: так как главным пастырем Церкви является епископ, то вместо его престола, находящегося в кафедральном соборе, в приходских  церквях имеется Антиминс. В нем бывает защита и частица мощей какого-либо святого, напоминающая, что Церковь стоит на крови мучеников и жития святых.

На престоле еще стоит дарохранительница, сделанная в виде маленькой церковки. В ней хранятся части причастия, сберегаемые для больных и умирающих.

За престолом стоит семисвечник, ведущий свое происхождение от ветхозаветной традиции.
И, наконец,  на престоле лежит крест для благославления верующих.

                4.3. Крестное знамение.

Крест – это самый главный символ для христиан, на котором был распят Христос,  является постоянным напоминанием, что люди не могут стать христианами, не приняв крест в основу своей жизни. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8.34).

 Поэтому христиане и осеняют себя крестным знамением – крестятся.
Православные делают это так: соединяют в щепотку большой, указательный и средний пальцы, а два других, согнув, прижимают к ладони. Этим символизируется Божье Триединство и две Природы – Божественную и Человеческую – во Христе – и крестятся ото лба к груди и от правого плеча к левому.

Этот символ показывает, что крест является вдохновением, силой и действительным содержанием нашей жизни, и что наши ум и сердце отданы любви к Богу и к человеку.

                4.4.Жертвенник.

Жертвенник – стол, на котором хлеб и вино приготовляются для Литургии, находятся слева от престола. На нем стоят: потир - чаша   для вина, и дискос – небольшое круглое блюдо на высокой ножке, для хлеба. Сосуды эти металлические и украшены иконами.

На жертвеннике также лежит: особый нож, называемый копием, для разрезания евхаристического хлеба; лжица (ложка) для Святого Причастия; особые покровцы для потира и дискоса и крестообразная  металлическая звездица, которая поддерживает покровец над дискосом.
Еще там есть губки и платы  (платки) для вытирания потира.
Жертвенник обычно украшается так же, как и престол, а над ним помещается икона Спасителя.

                4.5.Иконы.

Икона является высочайшим достижением Православия. В ней соединяются вместе проповедь Евангелия, богословие и благодатное вдохновение в цвете и линии. Традиционная православная икона  это не «святая картинка», «фотографический» портрет святого или иллюстрация какого-нибудь библейского события.

Мир иконы – человеческий, но в то же время «наполненный Богом»; земной, но и небесный; физический, но и духовный.
В этом и заключается истинный реализм иконы, столь отличный от обыкновенного изображения.

Иконы духовно необходимы верующим, чтобы свидетельствовать об открытых дверях Царства Божия и о собственном вхождении христианина в него.

                4.6.Иконостас.

Иконостас в Церкви тоже символизирует наше единство с Богом, За Царскими Вратами иконостаса, между иконой Божьей Матери и иконой Христа, помещается престол, указывая на то, что всё происходящее с нами в Церкви исторически находится между этими двумя пришествиями Христа: пришествием Его – как Спасителя, рожденного от Девы Марии и пришествием Его в конце веков, как Царя и Судии.

Иконы на Царских вратах свидетельствуют о благой вести Христовой о Евангелии спасения. На них обычно изображены первые её провозглашения: четыре Евангелиста и Благовещение.
Над вратами помещается икона Тайной Вечери, главного таинства христианской веры и единства Церкви в мире.

Это видимое свидетельство того, что мы являемся участниками «брачной вечери Агнца» (Откр. 19.9), что и к нам обращены слова Христа: «да ядите и пиете за трапезой Моею в Царстве Моем»(Лк. 22.30).

На боковых дьяконских дверях иконостаса, предназначенные для служителей алтаря, обычно написаны иконы святых дьяконов или ангелов, служителей Господних. В первом ярусе иконостаса еще находится икона святого или праздника, которому посвящен храм, а также могут быть иконы других святых или праздников. 

В высоких иконостасах есть еще ярусы с иконами апостолов, двенадцати праздников, пророков, праотцев и иных святых.
Все это увенчивается крестом Христовым.

Кроме иконостаса, православные храмы украшаются иконами на  стенах.  Церковный канон предписывает изображать Христа – Вседержателя  в куполе, а Божью Матерь Знамение – над алтарем. Эта последняя икона называется «образом Церкви», ибо Божья Матерь сама является прототипом всего собрания верующих, в котором пребывает Христос.

Создано Юрий Дрёмов
пос. Развилка
7.11.2011


Рецензии