Икона на кухне

   Силена родилась в роддоме, стоящем на берегу реки. Те незабвенные времена подернуты пеленой вечности. Улица, на которой жила девочка, выглядела весьма прилично. На ней стояли бодренькие кирпичные дома трех - четырех этажные, выкрашенные в желтоватые цвета.
   Она росла крупной девочкой, и была выше своих сверстниц. В четыре года ее голову украшала стрижка типа каре с челкой. С такой прической ходила и ее подружка Полина. Девочки дружили, а их бабушки сидели на одной лавочке и смотрели за ними. Детская площадка располагалась по длине дома, окруженная деревянным штакетником. За детской площадкой проходила железная дорога.
   Отец Полины работал конструктором. Ее семья жила хорошо. У них была двухкомнатная квартира в соседнем подъезде. Бабушка Полины, весьма интеллигентная дама, постоянно делала Силене замечания за то, что у нее на руках цыпки;  за то, что сопит носом; за то, что кладет локти на стол. Бабушка несколько раз кормила Силену вместе с Полиной, поскольку она своим постоянным аппетитом повышала способность подружки поглощать пищу.
   Девочки несколько раз играли в прятки и прятали за шкафом, стоящим так, что за ним был свободный угол. Больше всего Силене нравились, стоящие на столе желтые остро отточенные карандаши и белые листы бумаги. Семье Полины вскоре дали трехкомнатную квартиру в кирпичном доме, и они переехали. У нее родилась сестренка. Пути подружек разошлись навсегда.
   В этом длинном кирпичном доме  на третьем этаже у семьи Силены была комната в пятнадцать метров на пятерых в двухкомнатной квартире. Во второй комнате жила семья из четырех человек.

  Родной брат отца Силены, Михаил Артемович, с фронта вернулся, и женился на симпатичной  женщине Любе. У нее был сын Толя, которого он усыновил.  Парень стал Анатолием Михайловичем, и почитал отчима за отца родного. Однажды у них дома группа малолетних картежников играла в карты. Возглавляла группу баба Варя. Игроки вели себя очень азартно, учитывая их возраст: Силене  -  пять лет, Сергею года три, Толе лет семь.
   Баба Варя выполняла задание: сидеть дома с детьми двух своих младших сынов, которые вместе с женами куда - то ушли. Карты быстро надоели, взяли лото. Бабушка называла цифры, и все закрывали их на своих картах копейками, или круглыми металлическими пластинками, очень похожими на копейки. Год шел 1956 - 1957... Дом, в котором играли дети и бабушка, был маленьким, деревянным.
   Да, сын бабы Вари был мальчику отчимом, но любимым, и мальчик спокойно звал его папой. Силена с бабой Варей и родителями жила в большом кирпичном доме. Вот где, наверное, были их родители, пока дети с бабушкой были в деревянном доме. А не Новый ли год отмечали относительно молодые родители? Очень долго дети играли то в карты, то в лото. На следующий день отец отвел Силену и Сережу на настоящую елку, которая проходила на Часовом заводе.
   Следующий Новый год Силена встречала в большом кожаном кресле в доме дяди Васи. Приемник крутил всего две песни. Все вокруг были праздничные, и Силена с Толей впервые танцевала нечто похожие на вальс 'На сопках...' под радостные крики взрослого поколения. Больше Силена Толю не видела, возможно, умер его отчим, брат отца и связь между семьями ослабла. Мама Силены не любила, когда баба Варя ходила к маме Толика в гости.
  К семи годам у Силены выросли две длинные косы. Однажды Силена и ее мама, поехали в Ленинград, остановились они у тети Ани. В городе еще стояли дома разрушенные войной. Один раз они заехали к бабе Тане, кузине бабы Вари, она жила рядом с Невским проспектом. С Ленинградом Силену знакомил Николай Павлович. Он везде сопровождал ее и ее маму. Тетя Аня с ними не ездила, она готовила еду и драила кастрюли до зеркальной чистоты. В доме везде стояли рулоны с кальками. Силена навсегда запомнила высокого худощавого мужчину, который без устали показывал ей Ленинград и его окрестности. Жили они тогда в одной комнате, в квартире с соседями, в очень старом районе, а где, Силена уже не помнит.
      После поездки семья Силены  получила двух комнатную квартиру в двухэтажном доме с печным отоплением. В площади они выиграли, а в удобствах - потеряли. Дом был деревянный, штукатуренный. В большой комнате стоял черный диван с деревянной полочкой, на которой стояли семь слоников из слоновой кости. Над диваном висела картина с изображением медведей на сломанном дереве, неплохая копия известной картины Шишкина. На тумбочке из дуба стоял один из первых телевизоров с рожками комнатной антенны. Все соседи по подъезду приходили смотреть телевизор. Дом был двухэтажный из восьми квартир.
   В комнате девочки стояла такая большая печь, что скорее казалась частью стены, но со своим углом, который и заходил в комнату, говоря, что этот угол - печь. Печь топили из прихожей, поэтому стена со стороны комнаты была просто теплой. На полу у печи постоянно грелась черепаха, ее притягивало тепло печи. Погревшись у печи, она ползала по комнате. Кушать она любила прохладные, капустные листья. Сидела у печи и грызла капустные листья. Если подача еды задерживалась, черепаха заползала на коврик у постели.
   Девочка просыпалась, опускала ноги... и быстро их поднимала, чтобы не наступить на свою маленькую подружку. Потом брала черепашку в руки, вертела ее, рассматривала удивительные глазки животного и панцирь, приносила корм для черепахи. Это была печная черепаха. Мебель в комнате была с высокими ножками, поэтому черепашку было видно в любом месте комнаты, а шкаф был так близко расположен от пола, что черепаха под него не заползала. Черепаху Силена находила быстро.
   Детская радость стоила четыре копейки. Ее продавала Фрося газировщица. Металлическая стойка, согнутые тонкие трубки с натянутой полосатой тканью, чтобы Фрося не промокла. На металлическом прилавке, чаще всего голубого цвета, возвышались два стеклянных цилиндра с сиропом. Газированная вода без сиропа стояла 1 копейку. За одну копейку можно было купить коробок спичек, но Силена покупала воду с сиропом. Стаканы мылись на вертушке с фонтанчиком и переворачивались к верху дном на подносы.
  Вторая радость стоила девять или одиннадцать копеек, естественно это было мороженое, эскимо на палочке за 11 копеек, и молочное мороженое за 9 копеек. В стране сменили деньги. Силена поняла одно, что девяносто копеек старыми монетами, это девять копеек новыми, или три по три копейки старыми. Девчонки жалели об одном, что не накопили желтых монет, а то были бы богаче в десять раз. У нее было еще одно удовольствие за восемь копеек, это пакетик прессованного какао с сахаром.
  В третьем классе она танцевала в дружном коллективе дома культуры, но танцы ее надолго не задержали. У нее были длинные, роскошные волосы, которые она заплетала в косы и закручивала их так, чтобы они казались меньше. Одежду и обувь несколько раз ей покупал отец. Он выбирал красивые вещи и туфли. У них появился первый телевизор. К ним приходили соседи и смотрели дружно на маленький экран.
Силена минут за двадцать решила контрольную по математике за четвертый класс, и ее отпустили с урока на улицу. Весна трепетала свежими листочками. Школа была одноэтажная, сюда временно перевели несколько классов из ее школы. Но больше всего в этой школе она запомнила полет первого космонавта, это было за месяц до этой контрольной работы. Шел урок русского языка, уроки прервали, из всех классов школьники выбежали в коридор с возгласами: в космосе космонавт, человек!

А Силена к этому времени училась в пятом классе.
   Недалеко от двухэтажных домов построили новый микрорайон из пятиэтажных домов, где жили счастливые люди, но учились все в одной школе, расположенной в этом новом микрорайоне. Микрорайон примыкал к красным казармам. В новой школе писали ручками со стальными перьями и макали их в чернильницы. Силена была высокой, стройной девушкой и играла в волейбол
 
   С пятого класса Силена училась в новой школе. Она придумывала газеты на одном листе из школьной тетрадки. Дверь называлась - Арка Ираиды 1. Класс она назвала - Гастельск. Вероятно, изучали подвиг Гастелло. С одноклассницей они рисовали первые газеты на ватмане. Силена написала первые две стихотворные строчки под каждой картинкой.
   Вокруг школы весной посадили первые деревья, школа новая. Валера крутился рядом с ней и немного заикался. Рядом со школой находился гастроном в пятиэтажном доме. Очередь за батончиками вошла в перечень получения детской радости.
    На первом этаже жила ее подруга по дому - Валя. У Вали любили делать одно картофельное блюдо: отварной картофель укладывали на большую сковороду и обжаривали. Готовили они на печке с чугунными кругами. Топили углем печь в квартире и печь на кухне, на которой готовили еду. Рядом с печкой всегда стояла метла и кочерга.
   В соседнем двухэтажном доме жили остальные подружки: Фая и Инна. Инна по слухам стала стоматологом. На первом этаже, в двухкомнатной квартире жила семья из восьми человек в двухкомнатной квартире. У них раньше всех была стиральная, круглая машинка, которая стояла она между кухней и коридором. На первом этаже жили два брата и сестра. Чистота в их квартире была запредельная.
   Любимая игра на улице - садовник, она проходила на лавочке против соседнего дома. У Силены на ногах красовались белые лодочки с широкой пряжкой и перемычкой. За лавочкой стоял стол для настольного тенниса, он редко пустовал. Волейбол - игра общая для всего двора.
   Двор ограничивал третий дом, в нем жила девочка Тамара с огромной, пушистой косой. Именно у нее в квартире Силена впервые по телевизору увидела певца, который пел 'А у нас во дворе', и Силена всегда считала, что песня эта о ней написана. Фильм 'Шагаю по Москве' остался загадкой на все времена: что такое 'садовое кольцо'? Красавец Никита навсегда вселил в нее эту загадку. Третий дом, от ее дома снесли и построили кирпичный, двухэтажный. В нем поселилась семья из Москвы. Они летом ходили в шлепках. Эту обувь прозвали - москвичками.
   Первые враги появились неожиданно: Силена нарисовала всех подруг, и они с ней полгода не разговаривали. А красиво нарисовала, в пышных юбках. По моде начала шестидесятых годов.
   Знакомство с фантастикой было простым. До пятого класса Силена училась с Надей, в семье их было три сестры. В квартире у них стола этажерка, на этажерке стояли книги, Жюль Верна. Семья Нади жила в красивом большом кирпичном доме на улице Володарского. Есть вероятность, что этот дом еще цел. В этой квартире Силена впервые увидела и запомнила глазунью.
   Рядом с этим домом находилась общественная баня и дом культуры. Баня была святым местом раз в неделю для нее, и ее мамы. Шампуня не было. Было хозяйственное мыло и длинные волосы. В баню стояли длинные очереди. В конце моечного процесса мама выливала на голову Силены тазик с прохладной водой, со словами 'С гуся вода, с Силены прочь худоба'.
- Силена, пойдем в танцевальный кружок в наш ДК. Я скажу, что ты уже танцевала.
   Пришли. Танцуют. Дошли до выступлений на концертах. Выступила Силена в двух  ДК. И все.
   На кухне в углу висела икона. Сквозь желтый металл был виден лик, изображенный красками на дереве. Именно на кухне читала Силена книги. Страниц 200 прочитывала за день – два. На кухне ей случайно обварили ногу кипятком. На этой кухне ее научили жарить картофель соломкой. На кухне стояла плита, которую топили углем. Стоял стол и скамейка. Трудно вспомнить, где была вода. Скорее всего, была раковина и кран с водой.
Была еще одна игра летом. Играли в секреты. В землю закапывали осколки тарелок, а потом искали. Прыгали в классики, в самолетики. Прыгали через одну большую веревку, которую два человека держали с двух сторон и крутили.  Вместо портфелей носили папки с тетрадями и учебниками.
Зимой делали снежные горки и катались с них. Так Силене разбили подбородок, на нее сверху кинулись ребята, и она подбородком прокатилась по горке. Почему-то прикладывали к ране сахар, чтобы кровь не лилась.
В школе учились. Крутили кудри из тех волос, которые выбивались из кос вокруг лица. Проводили ЧВС - час веселых состязаний, предвестник КВН.
   Подруга однажды предложила:
      В школе проходил набор в секцию волейбола. Играла Силена, тренировалась, дошла до соревнований между школами. Получила прозвище: злой капитан. Поехала она в пионерский лагерь. Мама в нем работала шеф-поваром. Ей было тогда лет 12. Что она там делала? Играла в настольный теннис. Лучший теннисист лагеря был к ней не равнодушен. Звали его Валера. Довольно быстро Силена освоила премудрости игры, и они у всех выигрывали, и больше всех играли. Это не все. С девчонками играли в мушкетеров. Свои длинные волосы она на конце связывала лентой и подворачивала, так получалась прическа мушкетера, и не меньше.
   Как Силена училась? Хорошо. Ее отправляли на олимпиады, но и их она решала: хорошо, т.е. первые места ей не улыбались. Что дети делали во дворе своего дома, на улице? Играли: в садовника, в теннис, в волейбол, в театр. Силене купили коньки 'ножи'. Зимние вечера проводили на катке.
   Первый рабочий день Силены состоялся в двенадцать лет, когда открылся дом Моды, в него набирали моделей. Школа от дома Моды находилась через дорогу, в нее пришли две женщины и стали осматривать девушек от 12 и старше. Выбрали Силену. Она пришла в дом Моды, где ее учили ходить по подиуму. На нее стали шить брюки, юбки, куртки. Она стояла, а ее обвертывали тканями и обкалывали иголками. По природе своей она не манекен, долгое стояние не могло продолжаться. Пришло время платить ей деньги, а она их не могла взять. Не могла она взять деньги и все!!! И она ушла из дома Моды. Пришли к ней домой, принесли деньги. На деньги она купила: ласты, маску, трубку. Долго ласты ей служили для плавания на спине, а нырять она так и не научилась.
   
 Однажды к Силене подошел рыжий мальчик и предложил:
   - Силена, ты хочешь быть диктором на радио?
   Почему нет. И они поехали на прослушивание. Она прочитала текст. К ней все сбежались: очень понравилось.
   Говорят:
   - Прочти еще раз.
   Прочитала. Все разбежались. Все, как с модой - дубли не ее стихия.
   Хорошо запомнила она день пионерии в парке ЦПКО. Лавина детей в белых блузках с галстуками и ... пастила. Да, еще дача. У отца, Владимира Артемовича, был сад, в котором кроме яблонь, груш, слив смородины, всегда были цветы тигровые лилии. До него ездили на электричке, до остановки 'Роза'. В памяти остались ранетки необыкновенного вкуса и сланцевые яблони.
   Дачу продали и поехали на море. Черешня, камни на пляже, портреты пионеров - героев. Концерты лилипутов. Божественный вечерний вид на море. Блины на пляже. Бублики. Закрытый музей картин Айвазовского.  Поездка на море повлекла за собой следующую поездку. Отец без дачи жить не мог, и он уехал в Казахстан. Мать через полгода вместе с детьми поехала к отцу, бросив квартиру с печным отоплением на произвол судьбы. Икона при переезде исчезла из семьи.


Рецензии