День восьмой. Непутевых заметок. Продолжение

Большой зал или светлая галерея. Это самое большое помещение дворца. Зал поражает своей безграничностью. Огромные окна чередуются с зеркальными колонами и выходят на обе стороны дворца. А изобилие позолоты режет глаза. Красотища, я вам скажу! У стены стоит рояль, оказывается в последний свой приезд в Питер, Элтон Джон давал концерт в Екатерининском дворце и именно на этом рояле. Плафон или по русски потолок, расписан по эскизу Валериани, известного венецианского художника-декоратора.   

-Ох, красотища! Какие молодцы, всех заставили надеть бахилы, паркет сохраняют.

Сбоку ехидное замечание одного из посетителей.

-Особенно если учесть, что мы здесь недавно бухали!

Шок. Как?

Идем дальше. Парадная лестница, антикамеры. Они находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы. Кавалерская столовая, белая парадная столовая. Здесь мне очень понравились, стоящие на консолях между окнами декоративные вазы-ароматницы, называемые по форме украшающих их цветов «буль-де-неж». В портретном  зале огромные портреты Екатерины первой и Елизаветы Петровны, а также великой княгини Наталии Алексеевны (сестры Петра I) и Екатерины II. И наконец, янтарная комната. Экскурсовод попросила всех отключить фотоаппараты и фотокамеры.

Янтарная комната: не зря ее называют одним из чудес света. Курфюрсты Бранденбургские, владели  европейским центром янтарного промысла. И часто использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната.

История Янтарной комнаты интересна сама по себе. Оказывается София-Шарлотта, жена короля Пруссии Фридриха первого, давно вынашивала идею перестройки Литценбургского Летнего дворца. Ее любимый архитектор Эозандер предоставил эскизы. Работы начались, но велись очень медленными темпами. София-Шарлотта скончалась, а комната так и не была закончена. Фридрих остановил работы и велел украсить янтарными панелями стены другого дворца - Ораниенбургского. Но и там работы не были завершены. Вот здесь-то эти панели и увидел Петр первый. Загорелись глаза у Петра. Захотел он в России такую комнату построить. В ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Мечта Петра сбылась. Установлена, хотя и не сразу, она была в Зимнем дворце. И только в июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце.  Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была вывезена в Кенигсберг специальными немецкими частями «Кунсткомиссион», после этого следы ее теряются. Реставрация продолжалась 24 года. 

Пробежали мы через нее очень быстро. Так нельзя. Там каждая панелька - шедевр! Надо рассматривать каждую! Общее впечатление - обалденно красиво! Другие слова я просто не могу подобрать. Щелкнуть фотоаппаратом это чудо нам все таки удалось.

Еще несколько залов и наша экскурсия подошла к концу. Бахилы в мусор. Аудиогид  и наушники сдали. Вышли в парк. Погодка чудо! Долго любовались красотами парка.


Рецензии