Мой отец - две встречи с промежутком в жизнь

Когда мне было 6 лет, я гордился своим отцом. Я называл его - папа Витя. Маму звали Оля. Но я называл её – мама Воля. Папа Витя и мама Воля. Мне казалось, так будет правильней.

Мы жили втроём. Папа был инженером и работал на крупном заводе. На работе уважали моего отца, называли его рационализатором. Хвалили за достижения и вручали премии.

Когда мне было 6 лет, я любил своего отца. Мне нравилось, как от него пахло табаком, что он всегда придумает что-нибудь весёлое. Мне нравилось, как он показывал фокус с отрыванием пальца, нравилось, когда вечером он заходил ко мне в комнату, целовал в лоб и желал спокойной ночи.

Но иногда он задерживался и, не дождавшись его, я засыпал. Он приходил поздно ночью. Я слышал голоса родителей: громкий папин голос и тихий мамин. Под дверью появлялась полоска света.   
Папа вёл себя шумно – он был пьяный. Он любил выпить. Я открывал дверь и тихонько заглядывал в щёлочку.

Папа рвался ко мне. Ему хотелось пожелать мне спокойной ночи. Мама останавливала его, говорила, что уже поздно, что я давно сплю. 
Отец был настойчив, но мама тоже. Тогда он давал ей оплеуху, и она летела в дальний конец комнаты, чтобы не мешать разговаривать с сыном. Она пыталась подняться, но папа толкал её обратно. Папа был сильным человеком.

Я бросался к своим игрушкам и выхватывал меч, - он был пластмассовый с коротким тупым лезвием, - и влетал в комнату, где папа «воспитывал» маму. Со словами «не бей маму!», я лупил своего отца этим мечом по ногам, по заду, куда попадёт. Но мои удары не причиняли ему большого вреда. Они лишь раздражали его, и я получал свою оплеуху, и летел в другой угол.
Когда мне было 6 лет, я ненавидел своего отца.

Наутро, отец извинялся перед матерью: обещал, что больше такое не повторится. Мама любила его и прощала. Но через месяц, в следующую получку всё повторялось.

Я знал, что папа Витя не виноват, что это всё – водка. Она стояла у него на пути к своей семье. Она не давала ему быть с нами. 

Он не раз бросал пить, не пил месяцами, но потом всё равно «слетал». Мой отец был сильным человеком, но бороться с таким противником ему было не под силу. И мама подала на развод.

*

С тех пор я твёрдо уяснил себе одну вещь: пьянство - очень серьёзная проблема, которая может стать причиной страшной беды. Тот, кто считает эту проблему ерундой, сильно заблуждается. Недооценивать врага, значит – проиграть битву.

«Я контролирую ситуацию», «я всегда знаю свою норму», «я в любое время могу остановиться».
Так говорит побеждённый человек, который проиграл, ещё не начав битвы.

Это можно сравнить с поединком между тяжеловесом, у которого на счету солидный список сломанных рёбер и челюстей, и близоруким «ботаником», с тройкой по физкультуре. 

Тяжеловес сжимает его горло смертельным захватом, а «ботаник» говорит:
«Я полностью контролирую ситуацию. Я в любое время могу победить этого силача»
Это выглядит смешно и глупо.      

Но в схватке с пьянством, когда на карту поставлено твоё будущее, не так всё весело.
Хватка этого тяжелоатлета, этой болезни, очень сильна. И контролировать её невозможно.

Но, если ты осознаешь, что у тебя проблема. Что тебе не так просто победить этого монстра со стальными мышцами, значит, ты уже на шаг к победе. Значит, ты уже знаешь, что сражение будет нелёгким, и готовишься к нему, как готовиться полководец к серьёзной битве, учитывая силу противника, погодные условия и рельеф местности.

Надо всегда помнить, кто хозяин твоей жизни? Кто руководит твоими поступками? Кто указывает тебе, что делать?
Ты сам или твои слабости? Позволишь ли ты им руководить твоей жизнью, опустить тебя до уровня свиньи, которая не может сопротивляться инстинктам, и всё больше и больше погружается в грязь.   

Пить начинают по разным причинам.
В компании: чтобы «расслабиться». На празднике: чтобы веселиться «как все». И от горя: чтобы «забыться».

Но что такое «расслабиться»? Означает ли это - прекратить напрягаться?
Что считать расслабленностью: когда ты спишь, лежишь в ванной или делаешь, что тебе вздумается?

Те, кто решает выпить, считают, что это - последнее. Только выпив, можно позволить себе то, что не мог делать в трезвом состоянии, то есть, когда был человеком разумным. Только почувствовав себя животным, можно считать, что ты по-настоящему расслабился.
Нет такого состояния, при котором человек полностью «расслабляется». Даже лёжа на диване, читая книгу или слушая музыку, ты всё равно «напрягаешься», потому что твой мозг получает информацию и обрабатывает её. 

Чтобы отдохнуть, человеку достаточно изменить свою деятельность.
Ты можешь тихо и мирно полежать на диване или прогуляться, пообщаться с родными и близкими, или поухаживать за любимой розой, в конце концов.
Мышцы, которые напрягались весь день, будут отдыхать, а те, что были не задействованы, начнут работать. Мозг, работающий на повышенных оборотах, перейдёт на «тихий ход», потому что не будет подвержен агрессии рабочего дня. 

И на следующий день ты будешь чувствовать себя отдохнувшим и полным сил. А не вздыхать и охать от головной боли, болезненно реагируя на оглушительный грохот падающей осенней листвы, и вспоминать, где ты мог оставить свой новый супер дорогой телефон, которым хвастался перед друзьями.
На празднике, чтобы «уважить» ты стараешься не ударить лицом в грязь и пьёшь, как все. А потом, уже дома, или в туалете ресторана, кустах, такси или вагоне метро, блюёшь, проклиная весь белый свет. Хотя он здесь совершенно нипричем. Не он вливал в тебя всё это. А ты сам!

«Я всего лишь, хотел повеселиться, как все. – Оправдываешься ты. – А сейчас всё кружится у меня перед глазами, и конца этому не видно.»
Между тем, когда ты был ребёнком, для веселья тебе не нужно было напиваться. А радость была намного полней.

Когда твои друзья предлагают тебе выпить, тебе нужно сказать – нет. Тем самым, ты показываешь свою позицию. Даёшь первый отпор неприятелю.
«Друзья» идут на стандартную уловку, на которую клюёт любой неопытный борец с пьянством, они говорят:
- Ты, нас уважаешь? Раз уважаешь, ты должен выпить с нами.
Как сопротивляться такому повороту событий? Как «не обидеть» друзей?

Надо всего лишь осознать, что тебя – провоцируют. Хотят, чтобы ты проиграл. Тебя толкают туда, куда ты не хочешь идти. То есть, предлагают по собственной воле выйти из укрытия, «открыться», так говорят боксёры.
Но все боксёры знают, что за этим следует. За этим следует сильный удар. И удержать его очень трудно, поскольку бьют по незащищенному месту.

Но что же тогда получается, друзья совершают подлость? Бьют по не защищённому месту? Как такое может быть? То есть, возникает вопрос, а друзья ли они тебе или ты сам, своим поведением позволяешь себя  провоцировать? Ведь если ты скажешь им:
- А вы меня уважаете? Если да, тогда пейте сами, а мне не предлагайте.
Как они это расценят? Примут ли это за оскорбление? Если они требуют уважения, готовы ли они сами проявить ответное чувство к тебе?
Ведь, чтобы выпить, им не нужна твоя помощь. Им не нужна твоя рука, чтобы держать рюмку, и рот, чтобы заливать туда спиртное.

Всё что им нужно, это соучастник падения. Об уважении здесь никакой речи не ведётся.
Но вот «железный» предлог, чтобы выпить: разрыв с любимой девушкой.
Сознаюсь, ситуация не из лёгких. И первое, что приходит на ум:

- Ах, какой же я бедняжка, но почему это случилось со мной? Все – люди, как люди, живут и в ус не дуют. А у меня такое горе! Как такое могло случиться?! Теперь жизнь потеряла для меня смысл. Никто не может понять, как мне тяжело…
Поверь мне – может.

Не только с тобой такое происходит. Люди сходятся и расходятся. Это происходило всегда, и всегда будет продолжаться. Кто-то эти разрывы переживает легко, а кто-то начинает усиленно себя жалеть.
Все, как говориться, люди живые. Но не все при этом впадают в отчаянье, и под печальные аккорды Moody Blues, вливают в себя литры спиртного.

Так для чего они это делают? Есть три самых распространенных причины.

1.Забыться - то, есть сунуть голову в песок, как страус. При любом ракурсе – неестественная поза для человека, и проблем не решает, а только делает их невидимыми на какое-то время.

2.«Насолить» тому, кто так плохо со мной обошёлся - пусть узнает, как мне плохо, может, одумается и вернётся.
Может, и вернётся, да только, как сказал Гераклит: «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». И отношения уже не останутся прежними.

3. Или «так принято». Мол, меня бросили, так напьюсь «до чёртиков», а дальше будь, что будет. Что теперь терять-то?
Я скажу что – свою жизнь.
То, что тебе Кем-то было даровано, не тебе и отбирать. Ты имеешь в дар бесценное сокровище, и как ты с этим сокровищем поступишь – решать тебе. Но за всё потом ТАМ, придётся отчитаться.
Так что, пока есть время, постарайся не облажаться. 

*

Мои родители развелись. И маме было очень тяжело пережить этот разрыв. Но она не стала заливать горе вином. Она продолжала жить, и меня воспитывать. Нам жилось нелегко. Я старался помогать матери. Я не мог себе позволить «расслабиться». 

Отец, как я слышал, всё так же продолжал пить. Но я и моя мама уже не видели этого ужаса.
Он навещал меня иногда. Но делал это всё реже и реже. В конце концов, я совсем потерял его из виду.

Он объявился, когда мне было уже двадцать шесть. Далеко позади была школа, техникум, армия. Я женился, начал работать, у меня родилась дочь. Всего этого он не видел.

Однажды, он пришёл. Я услышал робкий звонок, открыл дверь и застыл от изумления. Передо мной стоял человек, отдалённо напоминающий моего отца. Но это был уже не мой отец. Это была его тень: маленькая и сгорбленная.

Выглядел он действительно неважно. Кожа покрылась морщинами, пожелтела, зубов почти не было, щеки ввалились. Взгляд неуверенный, пришибленный какой-то. 

Я не мог поверить, что это - он. Мне было больно и жалко на него смотреть.   
Еле сдерживая слёзы, я поздоровался с ним, провёл внутрь, показал ему дочь – его внучку. Она спала в своей кроватке, безмятежно раскинув маленькие ручки.
Он посмотрел на неё и улыбнулся. И только тут я узнал его. Глаза остались прежними, хоть и сильно сдавленные тяжёлыми веками.

Я предложил подождать, когда она проснётся. Она будет рада познакомиться со своим дедушкой. И пригласил его в гости: скоро у дочки второй день рожденья. 
Но он не стал ждать. Сказал, что ему срочно нужно в одно место, а ко мне он, возможно, зайдёт попозже. И, разумеется, на день рождения внучки обязательно придет!
И ещё… не мог бы я дать ему немного денег?..

Я почувствовал себя неловко. Странная какая-то ситуация: пришёл отец, которого я не видел сто лет, и просит денег. Унизительная ситуация: и для отца, и для сына.
Я дал. Я знал, на что он просит: ему нужно было выпить.

Я ждал его, но он не пришёл, ни попозже, ни на день рождения. А жаль. Мне очень хотелось показать дочери своего отца. Того, кем я так гордился в детстве.
Через пару месяцев он умер, так и не познакомившись со своей внучкой. Точного диагноза я не знаю, но причину знаю наверняка – алкоголизм.

С тех пор водка для меня, как та полоска света под дверью – я не жду от неё ничего хорошего.


 
 
 
 


Рецензии
Грустная история. Много людей сгорает, не сумев победить алкоголь.

Кандидыч   07.11.2011 17:48     Заявить о нарушении
Спасибо. Вот, решил написать для подрастающего поколения...

Саша Лукин   08.11.2011 09:49   Заявить о нарушении
Не знаю - к сожалению, такой опыт не передать.
Кто пьёт - у них другие точки отсчёта. Но может быть - кому-то и поможет.

Кандидыч   08.11.2011 13:18   Заявить о нарушении
если прочтут...

да и то, вряд ли. Когда молод - кажется, что Землю сдвинуть можешь.

Саша Лукин   08.11.2011 14:10   Заявить о нарушении
Главное написать. А там... :)

Кандидыч   08.11.2011 16:05   Заявить о нарушении