Роман Оглянись на Лилит - реализм или авангард?

    Богиню ночи, красавицу Лилит древние предания представляют нам по-разному. То она всецело на стороне добра, то, негодуя, служит злу.  Во сне она искушает целомудренных мужчин, даря ярчайшие из ощущений,  а когда не в духе – это демон,  проявляется  другая сторона натуры.
    Разумеется, в ту далекую эпоху мужчинам грезилось  о  девушках покладистых, покорных, чтобы в отношениях все было устроено без дерзости, без бунта,  но они жестоко просчитались…  А как ведут себя богини современные?   
    В романе Владимира Лазаря «Оглянись на Лилит», читаем:
    «Тысячи девчонок обладают сексапильной внешностью. Но любить способны далеко не все. Большинство красавиц – корыстные гиены. Мужчины для них средство, спасательный круг, трамплин…» Следуя  традициям,  автор сразу же отбросил восхваления, а показал непостоянство, изменчивость женской психологии.
    В начале отношений  Танечка Буянова так предупредительна и деликатна,  что мы (читатели)  убеждены: Игорю, ее возлюбленному, лучшей спутницы не отыскать. «Милый, я так тебя люблю… Ты нежный, ласковый… ты все, ты абсолютно все умеешь… Ты должен быть во мне, а я в тебе…Ты понимаешь, милый…»   Но проходит время, чувства притупляются, бурный роман сменяется усталостью, полным равнодушием. Героиня все так же чертовски хороша, но после разрыва она уже не ангел, а мстительная фурия.
    Жанна Назарова ради возлюбленного готова жертвовать собой, но как только появляется соперница, ревность девушки не знает границ.
    «Эта штучка с супертелом может стать соперницей. Тут все банально: кто кого сумеет оттереть… Ноги ее не будет в мастерской!»
    Не так давно, представляя творчество белорусского писателя Владимира Лазаря, я сказала, что он представитель литературного авангарда ХХ века. Сказала, а только потом задумалась, чем наполнено, что  представляет это течение в искусстве?
    Впервые этот термин был введен Гийомом Аполлинером, отцом многих культурных новшеств. В силу необычности, он вызвал многочисленные споры среди критиков и простых читателей. 
Сегодня за авангардом закрепились те литературные начинания, которые опережают свое время. Они не  всегда понятны литературным догматикам, но, что более важно, неизменно получают высокую оценку современников.
    Авангард – явление интернациональное, многоликое. Не обошел он русскую литературу – достаточно вспомнить Андрея Белого, Виктора Соснору. И все же, ради справедливости отметим, что основной вклад в него внесли англичане и французы. Это Кэти Акер, с ее постпанковской агрессией, и Раймонд Руссель – автор романа о живых машинах.
    Близок к авангарду экспрессионизм и футуризм. Тут можно вспомнить  Кафку, Хлебникова, раннего Леонида Андреева. С этой школой были тесно связаны  Маяковский и Алексей Крученых.
    Литература ХХ века, в том числе и белорусская, в  разные периоды развивалась с большими трудностями: разгромные статьи в передовицах, публичная порка «шагающих не в ногу», уроки молодым от «мэтров». Все это практиковалось  вплоть до конца 80-х.
    С отменой цензуры произошло фактическое освобождение культуры от государственной опеки. Не стало аппаратных наставлений. Однако путь современного литературного развития лежит в русле тех же  проблем общества, которые выдвигались ранее: техногенные и экологические катастрофы,   падение нравственности,  широкое наступление массовой культуры. 
    В этой связи, подмена духовных ценностей влечет за собой тяжелые последствия для современного человека. В какой мере литература должна быть наставником и воспитателем нынешнего поколения? Может ли она способствовать смягчению нравов, проявлению сердечности, врачующей  теплоты и мягкости в отношениях между людьми? Или ее удел – чистая развлекательность, уход   в далекий мир фантазий?
    Владимир Лазарь – писатель-урбанист. Действие его романов развертывается в городских условиях. Бары, пляжи, дискотеки, рестораны… Все те места, где бывает обычный горожанин. Но сценки и сюжеты  рисует не совсем обычные: в каждом случае происходит нечто, где герой должен или принять событие, переступив через себя, подавив в себе человеческое, или разрешить  экстрим, борясь и протестуя. Автор не осуждает   поступки героев, не делает выводов, но он  заставляет  читателя задуматься: кто  я в этом мире? что несут мои личные устремления другим?
    В романе " Оглянись на Лилит" преобладают  главы в духе реализма, но есть и описания авангардистские:
    «Вот важный обалдуй с портфелем. Голову можно дать на отсечение – в обычной жизни грубиян, ханжа, филистер. И что же? Перед камерой из кожи лезет вон, чтобы сменить обличье. Если ему так нравится, пускай немного попыхтит. Едва забылся – щелчок, и снимок получился. Мнимую значительность и напускное благородство смоет проявитель. А вот филер.  «Подсадная утка», «хвост», «топтун» – смотря за кем ведется наблюдение. Профессиональные привычки изуродовали внешность: уши ходят как локаторы, от бокового зрения развилось косоглазие; бедняга поминутно втягивает голову, приподнимает воротник. А как встает, подходит к стулу – точь-в-точь крадется вдоль стены. Его сменяет пугливый старикашка. Яснее ясного – фискал, наушник соглядатай – роется в чужом белье. Еще субъект. Подбородок – бампер «КрАЗа». Низкий лоб. Волосатые ручищи. От взгляда в жилах леденеет кровь. Казаться хочет иным – выжимает из себя подобие улыбки. Наконец, абракадабра в юбке. Позвоночник свой, остальное – накладное».
    В отрывке мы чувствуем особый ритм, сжатый репортажный стиль, не оставляет сомнений и авторская  эстетика. Короткие слова, точные определения. Внешние описания вытекают из характеров.   Портреты удались. Я много раз встречалась с такими типами.
    «С возрастающим интересом Жанна прошлась вдоль стен. Эсфирь в высокой раме… Змееволосая Исида… Суламифь… Агарь… Входящая в проем дверей Лилит… На всхолмленные пески снижается корабль тарелочного типа. На переднем плане нагая женщина протягивает шар. Внутри –  зародыш-гомункулус. Точно такой же шар, но с черепом, в другой руке. Жанна улыбнулась: «Коротко и ясно. Если бы не наш все обновляющий сосуд, где бы вы сейчас сидели, милые?»
    Мы сразу видим и мастерскую художника, и все его картины. Можно долго бродить вокруг да около, рассказывать, перечислять, но воочию представить ничего нельзя. Но можно так, посредством одного абзаца…   
    Рассказывая о современной жизни, Владимир Лазарь проводит  параллель с прошлым, с мифологией. Как бы говоря читателю: «Да, мы живем в этом прагматичном и жестоком мире, но оглянитесь на то, что создано Богом».
    Писатель сродни врачу – он ставит диагноз больному, но он и лечит. В данном случае, заболевший или больной – это общество. У автора прослеживается искреннее желание помочь ему, вскрыв его пороки и недостатки.
    Большинство представителей авангарда создавали временные, чисто экспериментальные произведения.  Но именно это направление дало миру крупнейшие фигуры нашего столетия –  Бодлера, Джойса, Пруста, Кафку, Элиота. Вне творений этих  мастеров  современную  культуру представить невозможно.
    Роман Владимира Лазаря «Оглянись на Лилит» вобрал в себя многое из этой школы. Прежде всего,  парадоксальность, во многом необычную стилистику. Не берусь предсказывать его судьбу. Тут можно очень и очень ошибиться. Однако, судя по быстроте продаж, по записям в читальных залах, книгочей это произведение отметил.
ЕЛЕНА ДОМЕЙКО


Рецензии
А почему такое внимание именно этому произведению?

Медведев Дмитрий   08.05.2012 11:10     Заявить о нарушении
Это произведение вызвало самые противоречивые отклики: как в России, так и в Беларуси. Обвинения сыпались в чрезмерном реализме, даже пошлости, до нежно наивном изложении. У нас назвали этот роман даже "сортирным чтивом".
Когда написала литературно-критические статьи Здесь, то некто сказал, что подобное можно читать почти в каждом эротическом романе, поэтому обсуждать - не будем. Я нахожу интересным слог, тему, которой никто у нас в Беларуси еще не касался. Мне кажется писатель интересным.
Вот, если коротко...

Елена Домейко   08.05.2012 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.