Трое оправданных мужчин

    Один из критиков назвал это произведение "новый литературный жанр -- психологическая исповедь". Я назвала короче - роман-исповедь. И то и другое правильно. Речь идет о книге белорусской писательницы Наталии Костюченко "ВЕРБА НАД ОМУТОМ".

    Роман написан от имени главной героини. Она рассказывает о том, как формировался ее характер с самого детства, какие взаимоотношения в обществе влияли на ее поступки, какие моральные ценности выходили на первое место при принятии тех или иных решений в жизни, оценка своих поступков, зачастую неоправданно жёсткая...

    Когда я беседовала с автором, то на вопрос: "Это действительно исповедь? Все же роман во многом - это синтез и обобщение..." В ответ услышала :
    -- Да, это все подлинные факты моей биографии! Изменила только некоторые имена и фамилии...
    -- Ничего себе! И не побоялись все "выложить" перед читателем, да еще и дать оценку своим поступкам? Редко кто откровенно рассказывает об этом, чаще стараются подальше запрятать нелицеприятные факты из своей жизни, а обычно -- забыть навсегда!.. Я не согласна с той оценкой, которую вы как "клеймо" ставите себе - "ПРЕДАТЕЛЬСТВО". Слишком строго. Сегодня люди, совершая действительно предательство не только к своим близким, друзьям, посторонним, - вовсе не задумываются, что существует на свете такое слово.
    -- Я считаю, что глава с таким названием одна из лучших в моей книге.

    "Предатели предают прежде всего себя самих..." Плутарх
    Это написано в самом начале этой главы.
    Читается легко, захватывающе, автор словно нанизывает бусинки на дорогое ожерелье из слов, а оно, ложась на душу, становится ещё дороже...
    Близкие, дорогие и не очень,- мужчины, которые оставили след в душе автора :
    "...Павел, Фёдор, Володя... Какой след я оставила  в душе каждого? Не машиной ли разрушения прошлась по их судьбам ?
    Каждого из них я предала. Одного -- выйдя замуж за него не по любви, уступив собственному безволию. Другого, наверное, все-таки, любя, -- подчинившись своей слабохарактерности и трусости.
    И Володю... Более десяти лет его присутствие в моей жизни было не только обременительным, но и позволило почувствовать себя уверенно, не страшиться ударов и засад, которыми так часто угрожают люди и мир. Его, словно спасительный круг, бросила мне в трудный момент судьба."

    "И когда из темных подземелий твоей души неожиданно, не позволяя опомниться и все обдумать, поднимутся, вырвуться наружу неведомые ранее желания, и ты, уступив их силе, не в состоянии будешь вернуть их в, пусть теперь и принудительное заточение, вот тогда и осознаешь, как приговор себе, как окончательное, самое страшное для себя наказание, которое уже не позволит почувствовать себя прежним и успокоиться: "Я предатель"

    Те, кто читал Стефана Цвейга,- его повести и рассказы, кому они понравились, - будут читать роман-исповедь Наталии Костюченко.
    Я не считаю поступки главной героини предательством по отношению к мужчинам, скорее произошло предательство по отношеню к своей душе!

Елена Домейко


Рецензии