Ижорский завод. главы из пов. Кружение лет

               
    Закончилась учёба в РУ. Я успешно сдал  все экзамены на отлично, и квалификационная комиссия присвоила мне четвёртый разряд слесаря по ремонту промышленного оборудования. Лишь  несколько человек по всему  выпуску училища получили четвёртые разряды, остальным был присвоен третий.
Седьмой класс с грехом пополам был тоже закончен, в основном на ,,государственные”. Слишком большие нагрузки были, домашними заданиями некогда было заниматься, увлечений было много.  Снова начала хромать математика и мать, наняв мне репетитора, некоего Николая Погодина, сумела несколько исправить положение. Пару раз в неделю тот приходил к нам, и по часу занимался со мной,  разбирая  непонятные мне темы. Несколько лет тому назад он сам закончил это ФЗУ, как тогда называлось наше Ремесленное училище и, уже тогда, серьёзно увлёкся писательским творчеством. Писал рассказы, которые печатались в заводской газете. Иногда, после наших занятий он читал мне фрагменты из своего нового романа. К сожалению, не помню, как он назывался, но я, любитель чтива, удивлённо отмечал чистоту слога, понятность изложения, занимательности сюжетов и,  слушая, часто подвергал написанное сомнению, не очень веря в то, что всё это написано именно Николаем. В дальнейшем Николай Погодин стал известным, признанным писателем.
     Получив направление на работу в 15цех Ижорского завода, я с августа 1954года, начал свою рабочую деятельность. Разряд, полученный в училище, в цехе мне не дали, сказав, что надо сначала освоиться, понять кой какие тонкости и поработать пока  по   третьему.
     Я не обиделся, понимая, что ещё много чего не знаю. Это был горячий  прессовый цех. В специальных термических печах нагревали огромные стальные заготовки и потом придавали им нужную форму с помощью прессов создающих огромное давление.
    В цехе стояли три пресса создающих давление в 1000 тонн, 5000 тонн и 10000 тонн при помощи воды. Их обслуживала специальная насосная станция, в которой при помощи очень мощных насосов нагнеталось водяное давление. По трубам вода подавалась к прессам под плунжера,  стальные цилиндры, диаметром от метра до двух. На них лежали толстенные металлические плиты-столы. Вода, выдавливая эти цилиндры, поднимала и стол, и раскалённую до бела заготовку лежащую на ней, к верхнему столу с закреплённой на нём формой. В процессе прессования происходила обжимка, и заготовка принимала нужную кофигурацию.
От огромных давлений частенько не выдерживали прокладки, пробивались, и тогда тот или иной пресс становился на ремонт, нам весёлая работёнка.
Иногда приходилось заниматься ремонтом различных станков в механической мастерской цеха. К самостоятельной работе я ещё не был готов, поэтому работал под руководством старых мастеров, бригадира Ивана Рудомазина, его заместителя Тимкова (вот и, забыл, как его звали) и Мурина Алексея, вдумчивого, грамотного слесаря высокого класса. Я его очень уважал ещё за то, что он был большим книгочеем. Чуть свободная минутка – он уже с книгой. Старшие мои товарищи любили иногда пошутить надо мной, а то и откровенно поиздеваться над салажонком, каким был я.
- Эй, Едька, на хую проедька, - начинал раздрай Иван Иванович. – Какого х.. ты шестерёнку не так поставил в коробке скоростей.  Потом ведь обороты шпинделя не будут соответствовать. Разбирай и переделывай по новой. Да поторопись, станок сегодня должен быть запущен.
Тимков редко снисходил до общения со мной. Суров был и неразговорчив. Его тяжёлого взгляда, из-под лобья, я боялся, и если замечал его, то значит, что-то у меня опять не так пошло,    что-то исправлять.
Первая моя получка привела в восторг мою маму. Ну-ка, пятнадцати летний соплячок принёс домой аж 800 рублей. Сама она получала чуть больше девятисот рублей. Расцеловав меня, сказала:
- Молодец, Эдичек! Завтра суббота, пойдём покупать тебе велосипед!
Так я за 650р. стал обладателем  Минского двухколёсного друга. Давняя мечта сбылась. Продолжение следует..


Рецензии