Лекарство оказалось не от той болезни
Среди экономистов-аналитиков полное смятение. Никакие рецепты не действуют. Прошедшая на телеканале «Культура» в передаче «Что делать» встреча ведущих макроэкономистов страны пришла к интересному заключению: происходящее сейчас не есть очередной экономический кризис, методика борьбы с которым человечеству известна. Это новое, доселе неизвестное явление, это кризис всей цивилизации.
Так наряду с ранее упоминавшейся причиной болезни – спекуляцией лишенными собственной ценности деньгами, названа еще одна. Вот ее суть.
С тех пор, как зародилась экономическая деятельность, а было это аж где-то за 10000 лет до нас, она развивалась при условии непрерывного расширения рынка. Но вот, наконец, достигнут предел, дальше которого говорить о расширении не приходится. Рынок стал глобальным. Шире некуда. И экономика тоже стала глобальной. В результате исчезла движущая сила, которая верой-правдой служила людям еще с каменного века. И материальное производство встало.
Сейчас можно напичкать под завязку деньгами завод или группу заводов, но произведенную ими продукцию продать не удастся. Все усилия «пробить тромбы» в финансовых потоках бесполезны. Деньги перестали быть кровью экономики. Они уже ничего не решают. Классическая модель рыночной экономики по Адаму Смиту отныне недействительна.
И что сейчас нужно делать, как не опуститься до доисторического бартера, никто пока не знает. Наши макроэкономисты в вопросе «как лечить» были кто в лес, кто по дрова. Говорили больше про мораль, дескать, ее менять нужно. Раньше-де бизнес стремился только к обогащению, а теперь нужен альтруизм. Но такие рецепты сродни советам крокодилу стать вегетарианцем. Если из бизнеса убрать прибыль, он и дня не просуществует. В общем, светила наши развели руками в полном бессилии. А правительства, в том числе и наше, продолжают «лечить СПИД валидолом».
У нас, к тому же, беда двойная. Мировая рецессия наложилась на нашу уродливую клептократическую действительность, когда всё держалось исключительно на высоких ценах на нефть. Если бы в доходах было хоть что-то кроме экспорта сырья, все было бы по другому. А сейчас доходы от нефти снизились с учетом стоимости ее добычи и транспортировки со 142 до 20 долларов за баррель, т.е в 7 с лишним раз. Страна на пороге банкротства.
И вот как нас «спасают» : треть золотовалютных резервов России в три месяца роздана старым друзьям - олигархам. Нувориши спаслись от банкротств, поменяв халяву на валюту по старому курсу и благополучно разместив ее на своих счетах в надежных иностранных банках. Деньги в финансовую систему так и не поступили, да и толку от них там... Волна разрухи и безработицы накрывает страну. Путин обещает повысить пособия безработным до 4900 рублей, игнорируя то, что это максимальный размер, и на бирже предлагают обычно меньше тысячи рублей в месяц. Но народ должен славить Путина: ведь премьер пока не поддался на призыв Росрыболовства и не запретил ввоз «чужестранных» минтая, форели и селедки. И безработным будет чем закусить! Правда, на призыв Минсельхоза откликнулся, теперь курятинка от Буша и дешевый хлеб в прошлом.
Кстати, вся эта нежданная «любовь к отечественному производителю» не имеет под собой ничего, кроме неспособности оплачивать даже самый скромный импорт. Нефтедоллары иссякли, а впереди отчетливо маячит потеря и газового экспорта. Похоже, Украина готова сохранить транзит только при условии бесплатного отбора газа для своих нужд, что на практике означает для России потерю более 40% газовой выручки.
Мы вываливаемся из мирового рынка и скатываемся к самоизоляции. Премьер легко обещает дать 12 миллиардов рублей из-под печатного станка на госзакупки доморощенного автотранспорта, на 70 миллиардов выдать кредитов автозаводам, и на 60 миллиардов разместить их облигации. И это без всяких условий перевооружения флагманов халтурного «производства» четырехколесного металлолома, над которым смеется весь мир. Вот если бы Путин на самом деле хотел создать в России настоящую автоиндустрию, сейчас эффективным был бы маневр в духе 1931-32 годов. Во время новой Великой депрессии можно дешево купить на Западе заводы по производству современных машин, наконец-то прекратив выпуск «оружия массового самоуничтожения» - допотопного самоходного конструктора «Сделай сам». Да и заплатили бы за технологии и рабочие места из валютных резервов, а не как 75 лет назад – за счет приведшего к голодомору выгребания зерна из крестьянских амбаров.
Спустя 10 лет после кризиса 1998 года вернулось в российский деловой лексикон понятие «дефолт», а сами они, дефолты стали привычными. На этот раз, правда, речь идет пока не о государстве, а об отдельных компаниях, сообщения о дефолте которых появляются теперь почти каждую неделю. Да и государство хотя и опускает рубль медленно, но хрен редьки не слаще, - для народа это тот же дефолт. Рублик-то уже подешевел в полтора раза, а предрекают и дальнейшее обесценивание.
Всего в 2008 году было зафиксировано 35 технических дефолтов крупных российских компаний. И теперь все больше компаний-заемщиков заявляют, что не могут обслуживать собственные долговые обязательства. Чаще других дефолты в России объявляли в последние месяцы компании розничной торговли, девелоперы и авиаперевозчики. Именно эти компании по максимуму использовали все возможные кредитные источники, которые еще недавно были доступны на рынке. В результате их накопленный долг превышает объем текущей прибыли в 15 и более раз.
Правительство РФ вынуждено было хоть как-то учесть реальную экономическую обстановку в стране и чуть-чуть снизило темпы роста тарифов большинства монополий на 2009 год. Пересмотр коснулся расценок на газ, теплоснабжение и железнодорожные грузоперевозки. В частности, «Газпром» поднимет цены на 16,3 процента вместо ранее запланированных 25 процентов для населения и 19,6 процента для промышленности. При этом повышение будет распределено поквартально, так что 1 января цены увеличились только на 5 процентов. Теплоснабжение с начала года подорожало на 18 процентов вместо предполагавшихся ранее 22-х. В то же время степень удорожания электроэнергии и дата ее индексации остались без изменений, на 25 процентов больше, чем сейчас, и с начала года. Для промышленности и остальных потребителей тарифы выросли примерно на 19 процентов, С учетом того, что тарифы на газ с 1 января выросли только на 5 процентов, в первом квартале энергетикам, судя по всему, удастся даже прилично обогатиться на закупке топлива.
Как и следовало ожидать, резкий рост тарифов вызывает небывалый скачок цен, поистине цунами инфляции. В регионах, где предприятия урезают зарплаты и сокращают персонал, предстоящий скачок цен называют фатальным. Ударный рост тарифов пришелся на первый квартал, в котором и так ожидается пик кризисной нагрузки на население и бизнес. Эксперты не исключают возможности возобновления веерных отключений электричества.
В правительстве говорят, что и рады бы смягчить электрошоковый эффект, который окажет резкое повышение тарифов на потребителей в условиях кризиса, но законодательство, дескать, увы, мешает. Странно. Когда речь идет об очередном обдирании народа, закон еще никогда у них в ногах не путался. А когда ручку чиновничью надо согнуть в обратную сторону, - закон тут как тут. Вот уж воистину дышло.
Депутаты поначалу обмишурились, 15 декабря в Госдуме РФ прошли консультации по срочному внесению поправок в ФЗ №41, регламентирующий сроки принятия основных решений Федеральной службой по тарифам и срок вступления их в силу, однако на следующий день «вдруг решили» ничего не менять. Впрочем, в правительстве подчеркивают, что принятые относительно тарифов монополий решения не окончательные. Они отвечают текущему уточненному сценарию социально-экономического развития РФ на 2009 год, представленному Минэкономразвития, и «если ситуация будет меняться, то, возможно, решения будут пересматриваться», - предупредил первый вице-премьер Шувалов. С учетом того, что 1 января уже вот оно, шансов на пересмотр расценок на электричество не так много. Эксперты уверены, что в начале года, когда повышение тарифов уже стало фактом, просить правительство об изменениях поздно. И электрошок попросту добьет и экономику, и страну в целом.
Внесенный в правительство два с лишним года назад прогноз социально-экономического развития РФ предполагал, что за 2007-2009 годы все россияне перейдут на 100-процентный уровень оплаты услуг ЖКХ. Этим и объясняется то, что расценки для населения могут расти быстрее, чем собственно тарифы коммунальщиков. Несмотря на то, что «практически 80 процентов регионов выходят на оплату жилья «в полном объеме», расходы на «коммуналку» все равно не покрываются полностью, по заявлению замминистра регионального развития РФ Сергея Круглика. Ненасытная «черная дыра» проглатывает любые суммы, а здоровее не становится.
Глава правительства Владимир Путин, впрочем, видит путь к решению проблем в механизме дополнительной адресной поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. «Понятно, что очень большой объем недофинансирования в ЖКХ, и, тем не менее, я призываю руководителей муниципалитетов очень ответственно и сдержанно подойти к тарифной политике в 2009 году», - заявил премьер на заседании президиума Совета по развитию местного самоуправления в Липецке.
Но ведь цены растут не только на газ и электричество. И в условиях резко возросшей инфляции простым россиянам все равно может не хватить даже на хлеб. Кстати, в первых числах января цены на продукты подскочили в среднем на 14,5%. «Процесс пошел».
В нынешней ситуации людей вряд ли спасут субсидии, считает депутат Госдумы Галина Хованская. Чтобы получить субсидию, человек должен отдать 22% содержимого своего кошелька, говорит она: «Теперь представьте, что такое 22% из российской мизерной пенсии или из пособия по безработице в период кризиса! Нам обещают поднять это пособие, максимальное будет 4900. Теперь отнимаем примерно четверть и предлагаем человеку выжить». Добавим, что, например, в Германии пособие минимум Е450 плюс бесплатная квартира.
По словам Хованской, Госдума и Совет Федерации предлагали снизить этот процент: «Но весь фокус в том, что федеральная власть в лице высоких чиновников говорит о том, что по закону есть право снизить эти расходы семей за счет собственного бюджета региона или муниципалитета. Они смогут это сделать? Это же неприкрытое лицемерие. По кому это больно ударит? Ударит это по самым бедным регионам». Вот у нас в Иванове хотели было снизить до 20%, но где деньги взять, в казне большинства регионов и муниципий вошь на аркане. Все деньги стекаются в Москву.
Галина Хованская не исключила, что в 2009 году правительство может также ввести тотальную монетизацию льгот, в том числе и жилищных: «Получаете деньги, а не натуральную льготу. Если льготы будут рассчитывать честно, то человек не пострадает никак, потому что деньги - это универсальный инструмент. Вопрос в реализации этой нормы. И, как всегда, в честности».
Депутат считает также, что в условиях кризиса многие захотят также деприватизировать жилье. Несмотря на то, что цены на жилье будут падать, социальный найм в нынешних условиях выгоднее, чем приобретение квартиры в собственность. Но «если произошли сделки, если вы получили по наследству, если вы купили квартиру, вы уже не можете деприватизировать. Деприватизировать вы можете только то, что вы же и приватизировали. Что получили от власти - то и отдали власти».
К тому же при долговременной цене нефти пятьдесят долларов за баррель Россия столкнется с крупным бюджетным дефицитом. Если цена нефти в течение двух лет опустится до тридцати долларов, Москва из кредитора превратится в крупнейшего должника и будет вынуждена обратиться за помощью к международным организациям. С таким прогнозом выступил недавно Всемирный банк.
Нефть тем временем дешевеет, она уже снизилась до ста долларов за баррель и это не предел, в 98-м она падала до $8. «В добыче и поставке нефти нет смысла, если этот процесс обходится дороже, чем можно в итоге выручить», - предупреждают эксперты. При 18 долларах добыча нефти в России станет вообще бессмысленной. А это делает реалистичным крайне неприятный для россиян сценарий, уверен обозреватель журнала Forbes Стивен Ханке, а именно - значительную девальвацию рубля, которая как пить дать приведет к гиперинфляции.
По мнению экономиста, правительство Путина с первого дня выбрало неверную тактику. «Они считали и считают, что могут плавно девальвировать рубль, - продолжает Стивен Ханке. - Но они добились того, что россияне не стали дожидаться удешевления рубля и начали избавляться от него, повысив спрос на иностранную валюту и тем внеся ощутимый вклад в истощение государственных золотовалютных резервов. В результате уменьшения этих запасов повышается угроза стабильности финансовой системы. Ослабевающая валюта, как мы знаем, часто бывает предвестником потрясений. Именно так начался азиатский финансовый кризис 1997 года, перекинувшийся потом и на Россию. На мой взгляд, самым эффективным инструментом стабилизации обстановки были бы укрепление и стабилизация рубля. Для этого центральный банк должен сохранять твердый паритет объемов валютной массы и рублевой, то есть выводить из обращения рубли, на которые скупаются доллары и евро. Это затормозит инфляцию, укрепит рубль и поддержит банки, которые завязли в огромных валютных долгах и нуждаются во все большем количестве рублей для их обслуживания. Российские власти должны сейчас делать все возможное, чтобы предотвратить валютный кризис. И единственный способ этого добиться - стабилизировать рубль». Но делается как раз обратное.
В промышленности тоже не лучше. Ситуация в российском машиностроении, например, несмотря на принимаемые властями меры, становится все сложнее, о чем свидетельствуют не только вынужденные отпуска и снижение производства, но и пикеты и митинги по всей России. Однако это не единственная отрасль в российской промышленности, которая находится в состоянии агонии. Надо говорить не о начале кризиса, так как он длится уже много лет, а о его очередном углублении. Целые производства закрывались еще в начале весны текущего года, когда никакого «мирового кризиса» и в помине не было, а скандалы с невыплатами давно стали привычными и повседневными.
Слухи о том, что в машиностроении не все благополучно, стали распространяться с начала осени. Говорили, что на ряде крупных производств людей переводят на сокращенную рабочую неделю. Получить информацию непосредственно на предприятиях невозможно – администрация прикрывается приказами о неразглашении. О кризисе этом власти говорят иносказательно как о неких «трудностях».
Дела хуже некуда. Только что похвалялись сделать рубль резервной валютой, как он рухнул. Кто позарится на такую «валюту»? Цены в других странах снижаются, а у нас как взбесились. Экономика в лучшем случае стагнирует, переходя на бартер. Страна бодро падает в бездну. Уже нищими себя считают более 40% граждан «суверенной плутократии». И, похоже, эта катастрофа отнюдь не на «два года», как уверяет нас власть, продолжающая называть крах своей политики последних 10-и лет всего лишь «последствиями мирового финансового кризиса». Дескать, потерпите, - максимум к началу 2010-го всё будет в шоколаде.
Конечно, кто спорит, любая война кончается миром. Но не любая болезнь выздоровлением. Есть, как известно, и еще одна альтернатива. Так что не стройте планов на 2020 год, господа чиновники, не выдумывайте «текстильно-промышленного» и туристического процветания. Очень вероятно, что в означенном вами году в наших палестинах единственными туристами будут бродячие собаки. Закат цивилизации, однако.
Вот что увидел недавно житель Ижевска, побывав в цехах одного из тамошних заводов: «Стоит абсолютно все. Ни одного рабочего, машины под пленкой. Технологически все сделано правильно, производство законсервировано. На диспетчерские столы брошены учетные журналы. Ни одного человека, все замерло. Слышно, как муха летит по этому огромному цеху. Стоят только охранники на входе». Правда, знакомая картина? Много таких заводов и у нас в похожем виде еще с печальной памяти 90-х. Жертвы с позволения сказать «реформ» гайдарочубайсов. Ивтекмаш, Ивмехзавод, Котельный, а с ними и все местные НИИ и КБ. Цеплялись за льдину до последнего только Кранэкс да Автокран. Теперь и они, похоже, пошли ко дну.
А ведь в экономику деньги льются даже не рекой, а Ниагарским водопадом! Во всем мире, не только у нас. Но ничего не меняется. Как будто он, кризис или как его там, суету нашу человеческую вовсе не замечает. Как тот СПИД. Захочет – убьет. Несмотря на наши тонны валидола.
Кстати о лекарстве. Не знаю как от мировой напасти, а вот от нашей отечественной лекарство точно есть. Многократно проверенное и всем известное. Отставка правительства и внеочередные выборы. И без фокусов из арсенала «суверенной демократии». Старая «нефтяная» тусовка завела страну в тупик. В ее же интересах не настаивать на продолжении обанкротившегося курса. Московского ОМОНа на всю страну не хватит. И так уж ситуация очень сильно напоминает ту, столетней давности, которая известно чем закончилась. Распад страны и диктатура криминала; через 70 лет второй с тем же сюжетом. Что, третьего ждем?
Валентин Спицин.
Свидетельство о публикации №211110801806