Скучно ему в жизни...

Мешамэм ло ба хаим…  Скучно ему в жизни…

Я  сидела за столиком иерусалимского кафе «Арома» и читала книгу. Здесь было много посетителей: кто в одиночестве попивал экспрессо и глазел по сторонам ,кто обсуждал что-то с собеседником ,кто ,уткнувшись в ноутбук дожевывал свой сендвич ,совмещая ,таким образом, приятное с полезным ,а кто-то от скуки бродил между столиками и искал повод  для разговора с незнакомыми ему людьми.
«Арома» - большая сеть кафе быстрого питания, популярная  своими сендвичами ,кофейными ароматами и приятной обстановкой. Заказ делается и сразу оплачивается непосредственно  в кассе .Кассир выдает клиенту квитанцию ,записывает его имя и предлагает присесть за одним из столиков .Когда заказ готов ,клиента громко в микрофон вызывают по имени. Он должен подойти с квитанцией и взять поднос с заказом. Так действует данная система .
По всему залу расхаживают  уборщики ,которые  убирают со столов, готовя место для новых клиентов.
Я ждала свою дочь ,которая занималась музыкой с частным преподавателем в  иерусалимском квартале «немецкая слобода» .Это респектабельный район, который основали выходцы их Германии, бежавшие от фашистского режима в тридцатые годы прошлого века.
 Здесь проживают люди солидные, имеющие вес  в обществе: ученые, профессора ,врачи, политики, коммерсанты ,а также много молодежи- студенты совместными силами снимают здесь квартиры, чтобы «дышать особой атмосферой» этого бойкого места.
На центральной улице располагается множество ресторанов, кафе, баров ,модных бутиков. Сюда ,как мухи на мед, слетались представители разных слоев и групп общества, чтобы  почувствовать себя сопричастными  к видимой беззаботной атмосфере ,отдохнуть ,пообщаться с друзьями ,или просто перекусить.
Я сидела за столиком и читала книгу, когда  официант громко назвал мое имя, что призывало меня встать и подойти к стойке ,чтобы забрать заказанную чашку чаю .Кафе было переполнено ,поэтому я оставила свою книгу на столике ,за которым сидела, закрепляя ,таким образом, свое право  туда вернуться .Взяв чашку чая и поблагодарив официанта ,я направилась обратно, но дорогу мне загородил пожилой человек респектабельной наружности ,одетый в твидовый пиджак светло-коричневого  цвета. Он стоял ко мне спиной и ,казалось ,оживленно беседовал с  двумя женщинами ,которые сидели за  ближайшим столиком. Мне даже на первый взгляд показалось ,что он их хорошо знал .
Я на мгновение замерла-Старик  стоял, загораживая собой весь проход .Мне пришлось окликнуть его .
Не поворачиваясь ко мне, он проследовал дальше .Остановившись перед моим столиком , стал внимательно изучать мою книгу на русском языке. Я в этот момент подошла и вопросительно посмотрела на него. Без тени смущения он двинулся на меня так решительно, что я едва успела поставить чашку на стол,  иначе бы ожег второй степени был бы гарантирован  одному из нас.
-Это моя книга,-произнесла я.
-Вы ее забыли?,,- ответ заглушился звуками отодвигающегося кресла.
Мужчина явно намеривался здесь расположиться.
-Здесь есть еще свободные столики,-ответила я опрометчиво, потому что мой юмор явно был не понят. Он толкнул меня еще раз и с полуоборота начал кричать, что он думал ,что кто-то забыл книгу.
-Почему вы кричите?,-спросила я доброжелательно улыбнувшись .Мужчина ,не поворачивая головы ,резким шагом пошел прочь ,крикнув мне что-то на подобе «заткнись»
В зале все замолкли, ожидая продолжения спектакля .Через короткое время он вернулся с чашкой кофе и ,как ни  в чем не бывало, сел за соседний столик.
-Почему вы кричите? ,повторила я .Он съежился ,как нашкодивший школьник и углубился в газету .Ответа не последовало.
За соседним столиком сидел человек ,явно имевший отношение к администрации кафе ,и я повернувшись к нему, спросила:
-Этот пожилой мужчина хозяин заведения?
-Почему Вы так решили?,-улыбнувшись ответил он мне.
-Он бродит по залу ,подходит к каждому служащему ,заговаривает с посетителями,-ответила я .
-Да, нет !Он к кафе не имеет никакого отношения, хозяин здесь предприимчивый молодой человек.
А он ,так…,постоянный посетитель и «возмутитель» спокойствия.
-Скучно ему в жизни,-добавил он и улыбнулся.
В этот самый момент старик снова встал и ,оставив на столе ,недопитый кофе и газету, направился к стойке заказа ,попутно задирая посетителей ,сидящих за столиками.
Он заказал сдобу ,и взяв заказ, вернулся на свое место. А там уже орудовал один из уборщиков,- молодой интеллигентный парень ,на вид студент. Он старательно сгреб крошки, и убрал чашку с недопитым кофе .И в это момент на него обрушился шквал гнева и крика «скучающего пенсионера».
-Ты не понимаешь!,-кричал он ,топая ногами.
-Это был МОЙ кофе !Как ты мог его убрать!
Официант вежливо сделал робкую попытку объясниться ,но человек из администрации кафе сделал ему знак ,означающий «не спорь! Не связывайся!»- пусть себе орет.
И ,действительно ,через некоторое время запал у старика закончился ,он встал и заказал себе новый кофе .Вернувшись ,он снова подозвал к себе уборщика и снова потребовал объяснений.
Посетители сидели ,как в театре, наблюдая за их диалогом. Гротеск был на лицо.
На их лицах была видна снисходительность ,жалость и …УВАЖЕНИЕ ,хотя в кафе не было человека, которого  старик не задел бы своей бесцеремонностью или грубостью.
Это было поразительно! Общество смотрело снисходительно на человека, который вел себя,  по меньшей мере, не адекватно и принимало его ,как принимают шаловливого ребенка ,который не знает, что творит, но который получил всю любовь и снисходительность окружающего мира.
В глазах посетителей кафе старик заслуживает уважение ,чтобы он ни делал и не говорил ,потому что он представитель старшего поколения ,которому обязаны жизнью все последующие.
Он, наверняка ,воевал не в одной войне ,а может быть пережил Катастрофу :был в лагере ,или в гетто? Кто знает ?
Старость и болезни не приятны на лицо, неадекватность отталкивает и призывает к ответным действиям. Но никто ,я повторяю, никто не поддался на провокацию.
Возможно это произошло потому ,что люди научились видеть суть  ,отделять семена от плевел, главное от второстепенного.
-Скучно ему в жизни,-говорили они с грустной снисходительностью …
Скучно ему в жизни…


Рецензии
Есть тема. ПНР. Андрей.

Андрей Клим   26.03.2012 18:53     Заявить о нарушении
Привет,Андрей!Ты краток ...
Так что в родстве с талантом. - шучу,конечно!

Эля

Элизабэт Сильвер   26.03.2012 23:32   Заявить о нарушении
Понимаешь, Вещь философская. Мы видим драму ненужного человека из-за старости. Это печально. И Скучно ему - это легко сказано. Ему - никак. Он не хочет умирать. Он бунтует.Ему понимающе прощают. Каждый где то шкурой чувствует ебя на его месте когда придёт время.Так что серьёзный опус.

Андрей Клим   31.03.2012 23:46   Заявить о нарушении