Человек, который не стал писателем

  "Я  пишу немного  лучше  многих  и  намного  хуже  немногих."

                В.Хорошун.

Нет, не быть мне большим писателем. Да и средним тоже не быть. Вернее всего, место моё в том пруду среди мелочи, поймав которую даже неудачливый рыбак тут же и отпустит обратно.

Я закрыл глаза и с удовольствием представил пруд, куда часто ходил с отцом на рыбалку и куда после его смерти так ни разу и не выбрался. Вот бы сейчас оказаться на его берегу! Не думая о злободневном, следить за поплавком, мысленно приближая и предвкушая волнующий момент его исчезновения под водой. Попутно прислушиваться к шёпоту ивы, охотно вступившей в привычную беседу с ветром. Чуть нахмурившись, замечать присоединение к ней и самого пруда, скептически усмехнувшегося лёгкой рябью, которая вдруг заиграет поплавком, создавая иллюзию клёва. Жадно впитывать терпкий пафос луговых ароматов, в меру разбавленный влажной иронией, исходившей от кувшинок и прибрежного камыша…

Однако я отвлёкся, и данную мне творческую паузу использую не по назначению. Я малодушно придаюсь воспоминаниям вместо того, чтобы разрешить противоречие, свойски втиснувшееся в её (паузы) тесные рамки. Мне необходимо сделать выбор: либо излагать от третьего лица, либо изменить название рассказа. Для кого-то выбор несложный. Для кого-то… Но для меня оба варианта неприемлемы, и вот почему.

Дело в том, что я не могу описывать мир опосредованно, доверяя свои мысли и эмоции какому-то третьему лицу с выдуманным именем, а по сути – бездушному и безликому местоимению, которое тут же создаст неузнаваемый, фальшиво-нелепый мир, скроенный им по своему лекалу.

Что же касается изменения названия, то я точно знаю, чем эта попытка закончится. Просижу часа два-три и, наконец, выдам какую-нибудь «патетическую бестактность», как когда-то говаривал известный снайпер слова А.Платонов.

Поэтому, выбрав третий вариант, я оставляю неразрешимым противоречие между первым и третьим лицом и тем самым превращаю его в символ авторского бессилия. Однако для меня главным является то, что, сохранив ему жизнь, я поступил гуманно и честно. Именно эти два качества я считаю высшим критерием творчества, более того – я ставлю их над самим творчеством.

Пауза, так и не избавившись от противоречия, неспешно уходит в тень прошлого, а я продолжаю рассказ.

Должен признаться, пишу я быстро, влекомый порывом, вдохновением, страстью… Иногда мне кажется, что моим пером водит некая высшая сила, а я – лишь её орудие. Возможно, поэтому я не только не переписываю текст набело, но и почти не правлю его. Кажется, так же писал и Эмиль Золя. Я горжусь этим и считаю, что полировка ранее созданного выхолащивает из него искренность и естественность. Многие коллеги-графоманы со мной не согласны, но их критику я считаю скучной и занудной. А может, они просто завидуют моей энергии и плодотворности?

Вполне допускаю, что быстрописание, подобное моему, - не самое ценное качество писателя, но всё же, на мой взгляд, оно лучше неповоротливой медлительности, предпочтительнее долгого высиживания того или иного эпитета, напоминающего утомительную процедуру, участниками которой являются яйца и глупая наседка. Я лишний раз убедился в этом, прочитав пару дней назад пафосное интервью одного модного литератора, фамилию которого называть не стану. Привожу отрывок из него:

«Среди занятий, наполняющих меня удовольствием, первым стоит литературное творчество. Мне нравится растворять мысль в лабиринтах придуманных метафор, а затем, подкрашивая многоцветьем эпитетов, по крупицам собирать её в радугу, застывшую в торжественном поклоне между мной и моим читателем. Больше всего я боюсь быть банальным и в чужие фразы одевать мир моих переживаний, а поэтому долго и, порой, мучительно подбираю нужные слова. Мне некуда спешить. Меня не торопит издатель, не подгоняет чувство долга и тревоги от невысказанности. Поэтому, отбросив неточный эпитет «лживая», я могу днями искать ему замену, чтобы мой приговор морали стал самым справедливым».

А ещё мне присуща неподдельная прямота. Я стойкий солдат слова, а не какой-то там «очаровательный сочетатель слов». Я предпочитаю, чтобы моя армия слов была сильна, организована, дисциплинирована, идейно закалена. Я презираю полководцев, которые мечутся в вечном поиске, а их войско в это время разлагается в декадентском экстазе. Писатель должен расставлять акценты, а не смешивать в прозрачных сосудах добро и зло, любовь и ненависть, правду и ложь, в надежде, что читатель сам разберётся… Дудки! Не разберётся! А если и разберётся, то далеко не каждый…

Своими повестями и рассказами я не навязываю иллюзий, не погружаю читателя в некий придуманный сказочный мир. Все до единого сюжеты взяты мною из жизни, в них нет ни полслова авторского вымысла. Я глубоко убеждён, только жизни дано право на создание оригинала, нам же, творческой интеллигенции, остаётся только копировать его, тиражировать слепки. Всё остальное – от лукавого. Вчитайтесь внимательно в так называемую фантастику, и вы непременно заметите и скудость воображения, и грубо выпирающие нелепицы, и наспех сколоченные декорации, и всё то фальшивое, чем так изобилует сей жанр и чем никогда не пользуется Жизнь, создавая своё величайшее бесконечное произведение.

Я бы продолжил развивать эту мысль на примере сказки, однако боюсь вызвать тем самым шквал негодования со стороны неподготовленных читателей.

Буду откровенен, чем-чем, а их мнением (даже неподготовленных) я дорожу и не верю тем своим коллегам, которые утверждают, что им плевать на публику, на «недалёкую и грубую массу», что творят ради собственного удовольствия, что не признают никаких авторитетов, кроме Истины… Какое фарисейство! Какая извращённая форма снобизма!

Наверняка, спят и видят свои книги не только на полках магазинов, но и в метро, парках, кафе… короче, в руках фанатично увлечённого читателя; а себя вожделенно представляют лауреатами Нобелевской премии.

Я же, в отличие от них, трезво оцениваю свои способности, так сказать, меру своего таланта. Я твёрдо знаю, в мой адрес никто не воскликнет: « Ай да, Пушкин! Ай да, молодец!» А если и воскликнет, то фраза эта будет наполнена не хрустальным звоном восхищения, а обидной иронией или увлекающей на дно свинцовой тяжестью.


Рецензии
Решила проверить, как Вы не стали писателем)) Правда, дата указывает на трехлетнюю давность суждений, но тем не менее. Признаюсь, если бы не прочитала рецензии, сама бы не догадалась, что тут большая доля сарказма. Вот какая я доверчивая) Почти поверила, что Вы пишете непрерывным потоком. Ай, да Валерий!

Валерия Андреева   07.12.2014 15:12     Заявить о нарушении
Обычная ошибка, когда авторские фантазии отождествляют с его мировоззрением. Плюс автору, значит хорошо излагает)))

Валерий Хорошун Ник   07.12.2014 16:45   Заявить о нарушении
Да уж, изложили, как Эмиль Золя) Но даже у такого писателя есть чему поучиться, я думаю.

Валерия Андреева   07.12.2014 22:14   Заявить о нарушении
Я имела в виду, у плохого писателя есть чему поучиться, хотя бы отрицанием отрицания)

Валерия Андреева   07.12.2014 22:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.