Записки Киномана 04 Авторское кино. Часть 3

Заключительная часть алфавита – сплошь гиганты истории кино:

Пазолини – великий итальянский монументалист с крайне-левыми идеалами. Снял масштабные полотна на темы античности и средневековья (Евангелие от Матфея, Царь Эдип, Медея, Декамерон, Кентерберийские рассказы, Цветок тысяча одной ночи). Мне всегда нравился его политический и метафоричный фильм "Птицы маленькие и большие". Пазолини был убит с той же жестокостью, с какой герои его последнего антифашистского шедевра "Сало или 120 дней содома" расправились с жертвами своих сексуально-политических извращений.

Полански – пока еще очень слабо изучил этого режиссера. Из ранних его работ видел только странную комедию (?) под названием "Что?". Из позднего – "Девятые врата" и "Пианист".

Спилберг – режиссер, вернувший голливудскому кинематографу размах, утраченный после кризиса 60-х годов. Список его фильмов настолько длинный, что посмотреть их всех, наверное, можно только специально задавшись этой целью. Я такой целью пока не задавался, поэтому в моем списке просмотренного огромные пробелы. Впрочем, основные его шедевры (кроме, ИП и Близких контактов) я все же успел посмотреть. Из редкого – забавнейший фильм "1941".  Единственный фильм Спилберга, который меня разочаровал – это четвертая часть приключений Индианы Джонса: в каком-то смысле, позор на седую голову мэтра.

Стенли Кубрик – по-своему, элитарный режиссер. Самый значительный его фильм, на мой взгляд, - "Заводной апельсин", хотя многие считают, что "Космическая одиссея" (которую я так и не смог пока посмотреть: вступительные полчаса меня утомили).

Такеши Кетано – японский режиссер, второй по популярности после Куросавы. На данный момент видел не так много его фильмов, особенно понравились "Куклы" и блестящая трагикомедия о дилетантском искусстве "Ахиллес и черепаха".  Из актерских работ впечатление произвели роль в культовой "Королевской битве" и в рекламном ролике минеральной воды.

Тарантино – самый постмодернистский режиссер современности (постмодернистее уже дальше некуда!) и, похоже, один из самых популярных. Почти все его фильмы (и режиссерские работы, и снятые по его сценариям) становятся культовыми, разбираются на цитаты или так или иначе всплывают фрагментами в творчестве бесчисленных  последователе и коллег. Само имя "Тарантино" уже стало нарицательным.

Тери Гильм – гений абсурдистского кино. Конечно, чтобы смотреть с удовольствием что-то из "Монти Пайтона", нужно понимать слишком тонкие нюансы британского юмора (хотя я, кажется, вполне искренне смеялся), но Гильям снял и более вразумительные в межкультурном контексте фильмы: например, культовую "Бразилию" (до которой у меня пока не дошли руки) или "Страну приливов" (которая привела меня в полный восторг, несмотря на полное отторжение фильма и критикой, и зрителями).

Трюффо – второй по значению зачинатель "новой волны" французского кино. Работал с Годаром над сценарием эпохального фильма "На последнем дыхании", потом снял свой первый шедевр – "400 ударов". Сделал единственный "голливудский" фильм на английском – экранизацию знаменитого романа Брэдбери "451 градус по Фаренгейту", весьма неплохую. Но лично мне больше всего понравилась изысканная комедия для любителей серьезного кино - "Такая красотка как я".

Феллини – это имя нарицательное. Трудно объяснить, как этому итальянскому режиссеру удалось стать синонимом самому понятию "великое кино", но это уже давно свершившийся факт. И, естественно, величайший его шедевр – "Восемь с половиной" – это фильм о том, как из жизни делают кино, а из кино делают миф о жизни.

фон Триер – догматический режиссер, сделавший один из самых важных фильмов нового тысячелетия – "Догвиль". Не самый любимый автор, но названный фильм – это, действительно, шедевр.

Хичкок – классик пугающего кино, а заодно и зачинатель жанра, который к нашим дням уже давно и полностью захвачен Джеймсом Бондом во всех его проявлениях. А ведь Хичкок снял свой шпионский экшн "На север через северо-запад" за несколько лет до первого фильма о Бонде. 

Хулио Медем – один из самых выдающихся европейских режиссеров современности, гений нелинейного кино с подсознательным сексом: сцена бесконтактного соития в медемовской "Земле" – это что-то невероятное! Или – "Беспокойная Ана". Или "Люсия и секс". Секс в темноте и оскаленные собачьи морды – разве это не метафора Любви?

Чарли Чаплин – не нуждается в представлении. "Огни Большого города", "Диктатор" – великое кино великого трагикомика.


Рецензии