Очерк. Новый год в компании... зверей

Подарки и поздравления любят все от мала до велика. Однако многие сегодня забыли об искусстве делать подарки: а ведь даже красиво упакованная безделушка способна доставить радость. Тем более если ее сопровождает милая открытка с остроумным и добрым пожеланием…

В старину в России было два Новых года — церковный и гражданский: первый отмечался 1 марта, второй — 8 сентября. Кроме путаницы и противопоставлений это ничего не приносило, и при митрополите Феогносте в 1342 году решили и тот и другой год начинать 1 сентября, в память победы римского императора Константина I Великого над Максенцием в 312 году. Того самого, который, лавируя между христианством и язычеством, весьма успешно проводил централизацию государственного аппарата и в 324-330 годах основал новую столицу Константинополь на месте городка Византии.
Другой великий реформатор и полководец - русский император Петр Великий - своим указом от 20 декабря 1699 года повелел перенести начало ново¬го года на 1 января. Указ зачитан был в этот же день на площадях Москвы при барабанном бое. В указе, между прочим, говорилось: «И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января первого числа настанет 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела, — указал великий государь, - впредь лета считать и в приказах, и во всяких делах и крепостях писать, с нынешнего января первого - от Рождества Христова 1700 год».
С размахом тогда отпраздновали новый год, особенно знать. Да и попробуй не отпразднуй, если праздник регламентировался специальным распоряжением самого Петра. Он повелел, чтобы «...перед каждым домом были украшения по образцу Гостиного двора, ветви ели, сосны, можжевельника, которые привозятся обозами для украшения. Все украшения «охра¬нить в продолжение семи дней, С наступлением же вечера устраивать огненные потехи и по знаку выстрелов с Красной площади зажигать по всем улицам, по всем знатным домам боярским и окольническим, и думным, и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знатным людям, и каждому на своем дворе из пушек, у кого есть, или из ружей учи¬нить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, у кого сколько случится, и по улицам».
Такое вот веселье на Руси и повелось на Новый год.

«Я К ВАМ ПИШУ…»
А еще появились подарки и поздравления, которыми норовит удивить каждый своих родных и близких в канун Нового года. С конца позапрошлого века сложилась традиция писать поздравления на иллюстрированных почтовых карточках.
В первое время сюжеты их черпались из Библии и, признаться, особым разнообразием не отличались: открытки изображали в основном рождение Христа, поклонение волхвов.
Картинка сопровождалась готовыми поздравительными текстами типа: «Имею честь поздравить Вас с Высокоторжественным праздником Рождества Христова и наступающим Новым Годом, искренне желая здоровья, счастия и полного благополучия. С искренним почтением имею честь быть...». Оставалось только расписаться.
Но со временем в изображение стал закладываться особый смысл, диктуемый набором предметов и персонажей, составлявших композицию лицевой стороны открытого письма.
В моей коллекций есть, например, открытка, выпущенная в США в 1911 году и прошедшая почту в дореволюционной России? На ней изображены два негра-оборванца (их тогда ещё не называли афроамериканцами), идущие от зрителя. Один из них несет ружье, другой – дохлую кошку. С ними собака.
Смысл изображения и скрытого в них пожелания понятен тем, кто знает, что черное, а значит и негр, олицетворяет злые силы, а кот — хитрость, обман, тьму, злобу. Недаром в средневековых суевериях считалось, что ловец человеческих душ — сатана — подобен коту, хватающему когтями мышь. Значит, дохлый кот в руках негров, уходящих от глядящего на открытку человека, — это пожелание, чтобы все злое, недоброе, черное миновало его в этот год. Подобный смысл может иметь и новогодняя открытка с изображением кота, собирающегося лететь на воздушном шаре. Но изображение кота на поздравительной открытке не всегда имело такой смысл. Ведь в некоторых странах, включая и Великобританию, черный кот считался символом удачи, в Древнем Риме полагали, что кот – это дух-хранитель дома. А древнеегипетская богиня любви, плодородия, женской чувственности Баст вообще изображалась в виде кошки или с кошачьей головой.
Поэтому кот на новогодней открытке, в зависимости от визуального контекста, может нести самую разную нагрузку пожеланий. И всегда, конечно же, добрую.


ФАБРИКА ЗВЕРЕЙ
Впрочем, и собака, олицетворяющая издревле преданность человеку, храбрость и бдительность, тоже означает благие пожелания. Только никогда не посылайте открытку с изображением собаки мусульманину: по исламским представлениям, ангелы не переступят порог дома, где живет собака.
Весьма частым персонажем новогодней или рождественской открытки является олень, потому что в христианстве самец красного оленя является эмблемой отшельничества, благородства, чистоты. Олень белого окраса символизирует Христа, разыскивающего дьявола, чтобы его уничтожить, и душу, жаждущую услышать слово Христа.
Заяц редко, но все же становится героем новогодних открыток, так как символизирует застенчивость, плодовитость, а также плотский грех. Соответствующую нагрузку несет он и в пожеланиях.
И уж кого особенно любят авторы новогодней открытки, так это свинью, которая благодаря своей плодовитости олицетворяет достаток, счастье в семье, а в китайской символике – общительность, доброту, великодушие, честность, работоспособность и… опрятность.
Большая символическая нагрузка и у столь знакомой нам лошади. Она символизирует скорость, грацию, мужество и вожделение. Бытовали даже неприличные открытки с изображением лошади. Но на поздравитель¬ной открытке она всегда означает самые добрые пожелания.
К сожалению, на дореволюционных поздравительных новогодних и рождественских открытках почти нет козы. Это животное – персонаж другого праздника, носящего название Очищения, который бытует у евреев. В этот день приводили двух козлов и бросали жребий, которого из животных принести в жертву, а которого отпустить на волю. На отпущенного возлагали грехи всего народа и изгоняли в пустыню. Отсюда и пошло выражение «козел отпущения». Но в большом количестве изображаются овцы. И отбившаяся от стада овца в Библии символизирует отступившего от веры человека. Пастырь  – это тот же пастух, постоянно находящийся при своем стаде. А год-то по восточному календарю называется Овцы или Козы.
Можно было бы продолжить наш перечень животных, удостоившихся чести быть изображенными на поздравительных новогодних или рождественских почтовых карточках. Ведь кого там только нет. Но ограничимся сегодня только домашними, более привычными для нас животными, которые все поздравляют вас с Новым годом.

В качестве иллюстраций использованы открытки из коллекции автора.


Рецензии