Гигиена души

     «Шурка, вставай!», – сквозь сон донесся голос мамы, – «пора читать утреннюю молитву и идти в храм, сегодня воскресенье».
     Вставать Шурке не хотелось. Он нежился в теплой постели и вспоминал вчерашний день. О том: как они с Вовкой Гречишниковым  городили заводь и запускали туда мальков. Как за ними гонялся бычок тети Клавы, пытаясь боднуть небольшими рожками, а они, смеясь, убегали от него и вдруг скатились по обрыву в заросли крапивы. Как спасали птенцов, выпавших из гнезда, от кошки Мурки, а вечером смотрели на танцующих взрослых, под мелодичные звуки аккордеона дяди  Пети. Он вспомнил, как пообещал своим друзьям, Вовке и Славику Волокитину, завтра утром, идти на луг ловить вьюнов… «Стоп!». Шурка подскочил в кровати: «Это же сегодня! А мама говорит, что в церковь идти».
– Мам, а зачем нужно каждое утро читать молитвы? Они, ведь, одни и те же. И  в церкви тоже происходит одно и то же каждое воскресенье. Может это и не обязательно? – с надеждой, что мама нарушит давно заведенный порядок, затянул Шурка.
–  Не хитри, Саша. Выкладывай какие-такие у тебя дела, что ты их на Бога променять хочешь?
     Шурка, как можно, красочнее расписал весь день. Из его рассказа следовало, что важнее дел, намеченных на сегодня, трудно себе представить, а для пущей убедительности даже всплакнул. Мама внимательно выслушала все аргументы, и когда Шурка перестал ныть, сказала:
– Хорошо, пусть будет по-твоему. Если ты пообещал друзьям, то обещания нужно выполнять, но ты должен будешь выполнить одно мое условие – ты целый день не будешь сегодня умываться.
     От удивления Шурка аж рот открыл: « Вот это так условие! Да о таком только мечтать можно!».
     Но с утра, все как-то не заладилось: Вовку Гречишникова отец забрал с собой на луг косить траву, а Славика Волокитина мать заставила наносить воды из колодца – хоть бы до обеда управились. Правда, оставался еще Венька Ветров, с которым он поссорился позавчера из-за какого-то пустяка. Веньку он простил, даже хотел об этом рассказать батюшке на исповеди, но в церковь он сегодня не пошел, а  общаться с другом пока не хотелось – и Шурка  потрогал, еще не сошедший синяк возле глаза.
     Пошатавшись без дела по деревне еще некоторое время, Шурка направился домой: «Наверное, мама уже пришла и приготовила на обед что-то вкусненькое».   
– Ты руки мыл? – как обычно строго спросила мама. Шурка рванул к умывальнику.
– Ну и хорошо, что не мыл, мы ведь договаривались, если ты помнишь, а с немытыми руками за стол не садятся. Так, что, пожалуй, ты сегодня без обеда.
     « Подумаешь, какой-то борщ» – ворчал Шурка, –Я вот рыбы с пацанами наловлю, тогда посмотрим…» А уже через миг он крутил педали своего видавшего вида велика, догоняя своих друзей по пыльной проселочной дороге.
     Вовка Гречишников был старше Шурки и Славика на два года. Ему недавно исполнилось четырнадцать – и потому он знал все. Он рассказал, как нужно ловить вьюнов на залитом водой лугу и, запустив сложенные лодочкой руки в воду, мгновенно вытащил, похожую на змейку, рыбешку.
– А вдруг змея? – засомневались младшие рыбаки.
– Не боись! Змеи под водой не живут, – успокоил Вовка, – а по сторонам поглядывайте, они поверху могут плавать.
     С начала ничего не получалось. Поймать, на ощупь, в черной как смола грязи скользкую, невидимую и изворотливую рыбу казалось невозможным. Но уже скоро все пошло, как по маслу.
     Шурка, занурившись в  разогретую на солнце, грязь по самые плечи, отплевываясь от  попадавшей в рот воды и ряски, уже как заправский рыбак, ловко выхватывал из ила вьюнов и бросал на берег Славке. «Не зевай!», – кричал он Славику, «Еще один!», – кричал с другой стороны Вовка, – «Путина пошла!» 
     К вечеру  грязные, как черти, но довольные уловом, радостная компания вернулась домой.
– Мам! Посмотри, сколько я рыбы наловил. Это вьюны. Они прямо в иле живут на затопленом лугу, – с порога закричал Шурка.
     Он еще рассказывал о рыбалке, когда мама пожарила всю рыбу.
– Все это очень интересно, Саша, вытирая руки о фартук, резюмировала мама, – но ты посмотри на себя. Я даже, не знаю, как ты спать будешь ложиться в чистую постель.
«Как спать? А жареные вьюны?», – недоумевал Шурка. И тут он вспомнил об утреннем договоре. К горлу подступил ком, и навернулись слезы.
     Мама обняла его за голову и, нежно прижав, к себе тихо заговорила: –Вот ты, Саша, спрашивал меня сегодня: «можно ли не молиться и не ходить в церковь?» А я у тебя спрошу: «А можно ли не умываться каждый день?», – Шурка, всхлипывая, покрутил головой. – Вот так  и душу свою человек должен держать в чистоте. Душа, ведь, тоже загрязняется: подумал о ком-то плохо – на душе появляется пятнышко, сказал недоброе слово или соврал – еще пятно побольше, а если, не дай Бог, украл, то душа и вовсе выглядит, как ты сегодня после рыбалки. Если человек долго не моется, на его теле заводятся всякие паразиты, микробы всякие, которые приводят к болезням. Так и в душе, если ее не держать в чистоте, паразиты заводятся. А молитва душу очищает, как чистая вода из источника. Только источник этот сам Господь наш Иисус Христос. Но умывания по утрам и вечерам не достаточно, чтобы все тело было чистым, правда, ведь? –Шурка утвердительно кивнул, – Папа наш растапливает баньку, и мы в субботу паримся в ней, и смываем всю без остатка грязь, накопившуюся за неделю. А в воскресение идем храм, чистые телом, чтобы омыть покаянием и всеобщей молитвой  всю свою душу. В чистой душе нет места паразитам  – в чистой и вымытой душе, Саша, живет Дух Святой.
     Я слышала, что к святым людям  даже обычная грязь не прилипает, чистота их духовная не дает любой грязи прилипать. Ну, а так как мы с тобой не святые, то сейчас будем купаться, я воду нагрела, съедим твой улов. А перед сном умоем вечерней молитвой наши души и поблагодарим Бога – за все.


Рецензии
Очень интересный рассказ. Прекрасный стиль изложения. Лёгкий и увлекательный. Пытаюсь для себя раскрыть понятие "Гигиена души". Не религиозное, не философское, скорее физиологическое, если можно так сказать. Ваш рассказ немного помог мне. Спасибо. Желаю Вам вдохновения и больших творческих успехов!

Жанна Анисина   02.01.2013 13:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.