Философские тетради. Часть 2-3

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Философские тетради. Часть II-III.

Сатсварупа даса Госвами «Очерки ведической литературы», М., 1990 г. Краткие тезисы. Продолжение.

Ответить на вопрос о происхождении космоса невозможно, природа майи непостижима.
Его интерпретация напоминает буддизм. Его философия одерживала верх над буддизмом и вытесняла его.

Рамапуджа (1017-1137), был брахманом. Он учил, что Парабрахман (Верховный Брахман) отличается от дживы (вечной фрагментарной души).
Шанкара отрицал, что между дживой и Всевышним может существовать любовная связь (бхакти). Рамапуджа принимал те положения Вед, которые утверждали качественное единство Всевышнего и джив.
Абсолют включает в себя преходящее (материальный мир и дживы, вращающиеся в самсаре) и неизменное (трансцендентного Господа).
Подобно тому, как джива управляет своим телом, Бог повелевает материальным миром и дживами, находящимися в нем. Так же, как тело является инструментом для дживы, материальный космос является инструментом для Бога.
После освобождения личность существует вечно в духовном теле. Опыт всего происходящего обретает душа, а материальное тело просто определяет вид этого опыта. Тело и душа не могут существовать раздельно, в материальном мире каждое живое тело обладает своим «Я» (атма); каждая личность получает тело, форму которого определяет ее карма. Личность, достигшая освобождения, также существует вечно в духовном теле. Опыт приобретает душа, а не тело, хотя тело и определяет вид этого опыта.
Верховный Господь – единство Высшей Души и космоса. Материальный мир со всем его разнообразием – часть Абсолютной Истины. Вечная неизменная природа Абсолюта, который есть Всевышний Господь, не противоречит тому, что он поддерживает изменчивый материальный мир. По милости Бога джива может покинуть материальный мир и достичь вечной обители Вишну.

Мадхва (1239-1319) – в своем учении говорил о трех сущностях: Верховном Господе, дживе и материальном мире.
Существует вечное различие между Богом и дживой. Господь трансцендентен к материальному миру, созданному Его низшей энергией (апара пракрити).
Бог отличен от своего материального творения.
Дживы отличны от материи, т.к. они являются высшей духовной энергией Господа.
Дживы выше, чем материя, они отличны от Господа и являются Его слугами. Господь абсолютно независим, тогда как дживы всецело зависят от Него. Господь создает, поддерживает и уничтожает космос, и в то же время в своей изначальной вечной форме Бхагавана Кришны Господь всегда стоит над проявленной и непроявленной материей. Каждая личность создает свою карму; бхакти может полностью уничтожить эту карму. Тогда человек может вернуться к своему естественному состоянию слуги Господа в вечном духовном мире.

Чаитанйа (1486-1534) – Всевышний и джива «непостижимо едины и различны в одно и то же время».Прямой смысл шатр – это преданность (бхакти) Бхагавану Кришне.
Он открыл возможность любовных отношений (бхакти) между Богом и человеком.
Отречение от мира – саннйаса. Он оставил 8 стихов об экстазе преданности Кришне. Первоначальная и чистая психология секса присутствует в личности Абсолютной Истины, Бхагаване Кришне. Взаимный обмен наслаждением между Верховным Бхагаваном и Его освобожденными преданными является характеристикой высшей формы духовных отношений. Эти отношения не осквернены материальной похотью, не могут быть поняты человеком, в котором еще сохранились материальные желания. Отношения дживы с Бхагаваном Кришной вечно чисты и трансцендентны. На своем примере он продемонстрировал желание находиться с Кришной в супружеских отношениях.
Супружеское желание является одним из пяти видов изначальных отношений между дживами и Бхагаваном. Каждый может достичь трансцендентноц преданности Бхагавану (Богу), если он целиком посвятит себя воспеванию его имен.
Помимо материи существует еще вечная духовная экзистенция.

Комментарии Шанкары к Веданте.

«Абсолютная Истина – это то, из чего все исходит» (Веданта-сутра).
Три аспекта Абсолютной Истины – Брахман, Параматма и Бхагаван.

Шанкара утверждает, что вечная экзистенция лишена формы, чувств, деятельности и индивидуального сознания.

Духовная связь между освобожденной дживой и Верховным Брахманом, Парамешварой.

Для Шанкары наблюдаемый мир иллюзорен, реален только Брахман.

Последователи Шанкары пытаются уйти от материальных страданий, растворившись в Брахмане и прекратив индивидуальное существование. Они отрицают, что джива может наслаждаться вечным разнообразием блаженства на духовном плане.

Согласно Шанкаре, после избавления от всех материальных желаний и осознания своей духовной сущности, человек может слиться с Брахманом.

Согласно теистам-вайшнавам, джива не может оставаться растворенной в Брахмане вечно.

«Хотя с помощью суровой аскезы философы-имперсоналисты обретают освобождение от материальной деятельности и достигают Брахмана, они вновь обречены на падение в материальный мир, т.к. их знание Абсолютной Истины несовершенно».

Вайшнавы утверждают, что поскольку джива, как личность, вечна, она либо должна вселяться в новые и новые материальные тела, чтобы проявлять себя как личность, либо возвыситься над материальным существованием и восстановить свои вечные личные взаимоотношения с Верховным Бхагаваном. Обрести вечную мокшу (освобождение) вне личных отношений с Верховным Бхагаваном невозможно.

Шанкара: живое существо (атма, или джива) во всех отношениях равно с Верховным Брахманом. Освобождение (мокша) – отказ дживы от иллюзорного ощущения своей индивидуальности и последующее растворение ее в Брахмане.

Джива отлична от тела. Ощущение материальной индивидуальности возникает благодаря влиянию майи. Хотя джива и есть дух, нельзя говорить о полном равенстве между ней и Парабрахманом. Хотя каждая джива и есть Брахман, Бхагаван является изначальным вечным среди прочих вечных, и находится вне категорий праведности и греха (теисты).
Для теистов дживы качественно одинаковы с Верховным Брахманом, но Он беспредельно велик, а они ничтожно малы.

Шанкара: все такие различия – следствие иллюзии, эти представления ложны, т.к. единственная истина есть Брахман, имперсональный Абсолют.

Блаженство (Ананда) невозможно без общения.
Верховный Абсолют во взаимной любви со своими составными частями испытывает блаженство.


Рецензии