2 случая из психотерапевтической практики

Болезнь Паркинсона - приговор или повод изменить жизнь?
Ко мне  в отделение неврозов  Республиканской  Клинической психиатрической  больницы,  была направлена женщина с диагнозом: Истерический невроз.
 Назовем ее Ирина, 43 года - молодая красивая женщина. с хорошим экономическим образованием.
Очень последовательно, выдержанно, без всякой демонстрации рассказала  историю своей жизни.
 Я расскажу ее. Она очень поучительна на мой взгляд.
«Идеальная» семья. Брак по любви. Двое детей - мальчик и девочка.
 Она сидит дома, воспитывает детей, обеспечивает тыл. 
Муж  работает, обеспечивает семью.
 Прекрасное начало, не правда ли?
 А потом начало 90-х годов.
 На заводах не платят зарплату по полтора года.
 Он не работает, сидит дома. Это  унизительно работать  бесплатно.
 Она  устраивается сначала на одну работу, потом на две ,потом на три.
Прекрасный  финансист,  она оказалась очень востребована  во множестве  вновь открывающихся фирм...
 Она думала, что это  временно - на год на два, но,,,,как известно,  ничего нет более постоянного, чем временно.
 И так 8 лет.
 И вдруг,,,,,
Так  бывает  не только в сериалах. Он говорит ей : «Я не люблю тебя»,
 Собирает чемоданы и уходит.
 Она конечно в слезы. Кажется, что жизнь, еще вчера казавшаяся идеальной, рушится прямо на глазах.
Она бросается  в первую попавшуюся  консультацию.
 Назовем ее «Черный леопард».
 Молодая психолог говорит  ей: «Радуйтесь, он сам от вас ушел. Зачем  вам  нужен такой муж?»
Она понимает, что ей никто не может помочь. Уползает « зализывать раны» домой.
 Дети, дела, интересная работа приводят ее в чувство и по прошествии 4 месяцев она понимает, что" небо не обрушилось"," конец света" не наступил. Она справится. Жизнь стала налаживаться. 
Но.....  Он вернулся. «Прости, я ошибся, только тебя люблю, только ты нужна и так  далее,  и тому подобное».
 Конечно она приняла.  Ведь они любят друг друга.
 Стали жить  как прежде,  как-будто ничего не случилось.
 Она была очень сдержанной, мягкой. Не любила « выносить сор из избы».
 «Высокие отношения».
 Но  вы  же  понимаете, что это далеко не прежняя семья,  хотя внешне это выглядит так, и ей уж очень хотелось, чтобы было так.
 Очень трудно отказаться от мифа,  «идеальная семья». Это ведь так красиво.
На этом историю жизни можно закончить, потому что начинается история болезни.
 Вскоре, после описанных событий, она шла на работу,  подскользнулась и упала, с кем не бывает, обычное дело, ушибла  левое плечо.
Обратилась к врачу, стала лечиться, но ей становилось все хуже. Рука повисла как плеть.
Постепенно к этим симптомам присоединилась трудность при ходьбе.
Она стала ходить как  не  смазанный железный дровосек из «Волшебника Изумрудного города».
 В таком состоянии она и попала ко мне.
 Я показала ее нашему опытному неврологу.  После долгого и тщательного осмотра  она   вынесла заключение: « очень больная женщина, Болезнь Паркинсона».
 В перспективе- инвалидность, нужно передавать неврологам. Специальное бесплатное лечение,  диспансерное наблюдение и прочее.
Я спросила Ирину: « что  сделаете  в первую очередь, когда  поправитесь?»
 Она ответила: «Разведусь  с мужем. Но  сейчас я  больна и сделать этого не могу, Кому я нужна больная?»
 Связать свое заболевание с описанными событиями не хотела..  Даже как гипотезу не приняла.
Муж ухаживал за ней и все опять стало как прежде.
 Я в то время за такие состояния не бралась, поэтому договорилась о переводе  в специализированное неврологическое отделение.
 Невролог,  объясняя мне причину болезни, показала  ноготь мизинца и сказала,  что ядро  мозжечка   величиной с булавочную головку  отвечает за движение.  Если оно   поражается, нарушается функция движения.
Этот случай  долго не давал  мне покоя.
 Я все думала о связи  ситуации и ее болезни.  Не могла примириться  с таким печальным исходом и с тем, что ничего нельзя изменить.
 И тут судьба послала мне другого пациента.
 Меня попросили помочь ему «привести нервы в порядок», чтобы он смог провести юбилейные торжества  на предприятии, которое возглавлял много лет.
 Он приехал на другой день.
Увидев его,  я подумала, что у него раковая кахексия, так он был измождён  и  истощен.
 Глаза ввалились. Взгляд  потусторонний, как будто одной ногой  уже в могиле.
Вошел сгорбившись, держа  правую  руку  левой.
Я знала его раньше.
Высокий  красивый  мужчина за сорок лет.
Он возглавлял Республиканское учреждение здравоохранения много лет успешно. Был всегда  подтянут,  элегантен, уважителен  в общении, приветлив, внимателен, сдержан.
Я спрашиваю: « что с вами случилось?»
Вот его история.
Пять лет назад он заболел.
Врачи поставили ему диагноз:  Болезнь Паркинсона.
Он принимает специальные препараты, постепенно  наращивает дозы,  потому что прежние перестают помогать, переходит на другой препарат  и через полгода  снова  новый препарат.
Врачи не знают, что ему назначать. Медикаментозные возможности почти исчерпаны.
Я спросила : « На кого вы  обиделись  5 лет назад?».
Он удивился и спросил: « Откуда вы   знаете?». А я уже знала!
Предыдущий случай  меня многому научил. Обида была страшная  смертельная.
Собственный бухгалтер написала на него пакость, кляузу, а в Министерстве  высказали сомнение,  попросту не поверили в его честность.  А он служил своему делу самоотверженно, не за страх, а за совесть!
Он по национальности удмурт и щепетильность - это национальная черта. Еще совестливость,  самоотдача, наивная   вера  в  то,  что это оценят  и признают вышестоящие.
Иллюзии наверное иметь приятно, но они всегда разрушаются, а это больно.
И он обиделся.
Это тоже национальная черта - спрятать переживания внутрь.
Он же не знал, что обида - это  яд, который выпил, и ждёшь, когда  обидчик умрёт!
Мало людей, которые не  переживали обид,  не переживают их прямо сейчас,  но еще меньше тех, кто отдает себе отчет в последствиях, плохо представляя, что обида как мина замедленного действия живет внутри.
Где она «шарахнет» - одному богу известно.
 Какой орган станет мишенью?
 «Где тонко там и рвется»- говорила мне мама.
 А его «тонко» была работа, на которую его буквально «ноги не несли».
 Он так и говорил, что пока находится дома, ему лучше, а на работе, совсем худо.
Я сказала, что готова  ему помочь, если он останется в отделении и пройдёт назначенный мною курс терапии.
 Я понимала, что без смены контекста, в условиях его дома и работы мне не справиться с таким недугом.
 Про себя подумала, что придется уговаривать часа полтора.
Я эту публику  хорошо  знаю.
 Но к моему  удивлению,  он согласился сразу,  видимо точно  дошел до края.
 Я его отпустила на два выходных дня. Он попытался увильнуть, и потом сам мне признавался, что дома стало страшно - «где будет лечиться, как  это  отразится  на статусе? — это же «психушка!»
 Желание жить пересилило эти страхи и мы взялись за тяжкий труд очищения  сознания от мусора обид ,чужих целей,  мнений, ошибочных представлений, страхов,  тех ограничений, которые ему не давали идти вперед  и которые выразились в болезни.
Это адский труд - продираться сквозь  «железобетонные» ошибочные убеждения и представления, очищать сознание, возвращая ему  чистоту  и радость  бытия, почти забытую,  по-новому расставляя акценты и приоритеты жизни. Работа была удивительно плодотворной, быстрой.  Через 1,5 года он практически отказался от лекарств.
 Стал снова красивым, живым, веселым. Трудится до сих пор.
 Из симптомов остался небольшой тремор в руке, как напоминание и предостережение.
 Я потом встретила Ирину случайно.
 Она сидела с потухшим взглядом в длиннющей очереди перед кабинетом врача  в одной из больниц.Она узнала меня. Мы поговорили.
Я пригласила ее на встречу.
 Сказала,что знаю как ей помочь.
Она поблагодарила и …....не пришла.


Рецензии
Спасибо, интересно, и очень многое правильно определено!

Елена Артемичева   20.12.2017 22:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.