C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Мой Петербург. Таврический сад

В Таврическом саду мне пять раз объяснялись в любви и дважды делали предложение. Такое вот место. С ним в этом любовном качестве соперничает лишь Екатерининский сад, но о нем в другой раз.
Ох, сколько раз, летним прозрачным вечером или осенним днем, когда деревья еще не голы, но уже прорежены и стоят пожелтевшие – сколько раз , вложив свою руку в мужскую  или просто рядом, в ожидании кино в ныне исчезнувшем киноцентре «Ленинград», влюбленная, в предвкушении чуда или одинокая и грустная , а потом с маленьким кудрявым сыном - сколько раз я приходила туда. Небольшой островок зелени, в котором всегда так чувствуется близость Невы, огороженный решеткой.Детские карусели у входа, заботливые бабушки среди маленьких трогательных аттракционов (назывался когда Таврический Детским парком), а дальше – извилистые тропинки, рукотворные пригорки, клумбы, поляны, оранжарея как память об оранжерее потемкинских времен – с ананасами и клубникой, дворец, маленькие неглубокие и неширокие канальчики – в них видно дно, устланное тиной и опавшими листьями. Если пройти до конца любого из этих ручейков, мимо шашлычной на пригорке, откуда всегда тянет запахом чуть подгорелого мяса и слышится хохот, мимо вечно и в любую погоду играющих в шахматы стариков и подростков, если пройти дальше, следуя петлям и коленцам рукотворного ручья, заканчивающегося тупиком и сесть под ивой или липой – кому как нравится – то станет хорошо-хорошо.
Издалека доносится гул большого усталого города, детский смех, гудки машин, еле уловимая музыка, а тут, в этом укромном уголке шелестят листья и слышен плеск воды
В мае тут поет соловей, старательный часовой ночи, пусть и белой, и так остро одновременно с его пением начинает пахнуть свежая трава, молодая листва, сирень и тина, что, возможно, это сочетание запахов и звуков просто вынуждает к объяснениям нежности.
Так вот, под пенье соловья, я и выслушала первое в этом месте объяснение – я была еще школьница, а он уже студент, и весь день он то и дело находил мою руку своей, и найдя, держал бережно и осторожно, словно моя рука – маленький птенчик, которого так легко повредить. И тут, после целого дня прогулки, мы сидели, утомленные, молчаливые, пел соловей, небо было светлое-светлое, только тени кустов сгущались, становились сочнее и темнее, и он нашел мою руку и держал, осторожно поглаживая широкое серебряное кольцо. И от этой тишины и нежного движения его руки у меня по спине не пошли! – медленно зашагали мурашки, такие же острожные, как его пальцы, и запах обожаемой сирени плыл над садом – и поэтому я ответила на его первый поцелуй словно во сне.
Я люблю тебя, - сказал он глухим охриплым голосом, а я улыбнулась и  уже сама  поцеловала его, в ответ и в благодарность.
Мы просидели там часа два, целуясь все более и более страстно, и в перерывах между поцелуями он рассказывал мне про то, как меня любит и про то, какая я чудесная. Говорил, не глядя на меня, только гладил мои руки. Я улыбалась.

Потом мы шли по ночному затихшему городу, выбирая улицы потише, держались за руки и иногда целовались, молча.
Потом ничего особенного не было, и это была лучшая наша встреча. В принципе, можно было бы после нее и не видеться больше, но он настаивал. Он же не догадывался , что в том волшебном вечере ему были помощниками белая ночь, сад светлейшего князя, соловей и аромат сирени.

А однажды было так – была зима и был вечер. Сад был темен, но еще открыт. Мой спутник, пригласивший меня в кино, хотел до сеанса угостить меня кофе с ликером, но в кафе кинотеатра Ленинград было шумно, сидела какая-то жлобская компания, и я сказала – не хочу, пойдем лучше пройдемся. Мы пошли по Таврическому саду, по темной аллее, снег скрипел под нашими ногами, и только какой-то молоденький румяный курсант пробежал мимо нас, придерживая шапку рукой, наверное, торопился к концу увольнительной, да еще маленькая старушка с маленькой собачкой прошла, трогательно разговаривая с ней как с подругой – Мусенька, я думаю, нам уже пора, дорогая, пора идти пить чай с печеньем. Попьем и сядем читать – мы же с тобой не дочитали после обеда.
Мой спутник хмыкнул, приглашая меня тоже рассмеяться над смешной парой, но я только разозлилась и нахмурилась.
Я замерзла, потому что помимо пушистой шубки было на мне только шелковое декольтированное платье и изящные осенние сапожки – я форсила – минут через десять стало казаться, что я иду по снегу голая и босиком.
Мы уже повернули обратно, к свету Потемкинской улицы, когда вдруг навстречу нам вышел молодой человек, в которого я была тогда влюблена и о котором думала весь вечер.
Это казалось так удивительно, что мы встретились в пустом холодном заснеженном саду!
Он был весел и энергичен, как всегда, шутил и смешил, и мой спутник сказал – мы в кино идем, нам пора, а я сказала – ой, иди возьми мне , пожалуйста, кофе, я сейчас же подойду. Он поколебался и сказал:- только не задерживайся, а то опоздаем, - и пошел к кинотеатру.
А мы остались на аллее, недалеко от выхода.
- Ты очень красивая, - сказал он, улыбаясь.
- Ты тоже, - ответила я.
- Ты больше, - сказал он.
А я рассмеялась.
А он сказал:
- Я думал про тебя, вот прямо сейчас, перед тем как тебя встретил.
Я  не сказала,по женской привычке утаивать, что тоже думала о нем, просто  улыбалась, но мне стало жарко и хорошо.
- Я рад, что тебя встретил, - сказал он.
- Я тоже, - ответила я.
- Нет, ты все-таки очень красивая, - сказал он и приблизил свое лицо к моему, - только очень замерзшая, - продолжил он и поцеловал меня.
Губы у него были холодными, а щеки неожиданно горячими, и мы поцеловались, закрыв глаза, а потом вздохнули и он сказал:
- Ну что, пойдешь пить кофе и в кино?
- Придется, - ответила я.
А он сказал:
- А может, убежим?
- Нехорошо, - сказала я, улыбнувшись.
- Добрая, - сказал он.
Я хмыкнула, а он сказал:
- Тогда завтра?
И я сказала – завтра.
Он снова поцеловал меня и мы пошли к кинотеатру.
Я уже поднималась по ступенькам, как он позвал меня:
- Анна!
Я обернулась.
- Я люблю тебя, - сунул руки в карманы и пошел прочь.
А я пошла пить кофе и смотреть кино.



А однажды осенью я пришла в Таврический сад с другим мужчиной. Я переживала болезненный разрыв и большую свою любовь и чужую ко мне нелюбовь, и он был моим приятелем, кому довелось быть моей жилеткой. Я говорила и говорила, желовалась и ругала себя, а он слушал, периодически то передавая мне бутылку дешевого красного вина, из которой мы по очереди отпивали, то подносил зажигалку к моей сигарете. Слушал, кивал, сочувствовал, иногда смешил, рассказывал в ответ про свою недавнюю разлуку.
А потом, когда бутылка была допита и мы просто сидели, глядя на медленно и нехотя падавшие желтые листья, он вдруг сказал :
- Выходи за меня замуж.
Я удивилась и спросила:
- Зачем?
А он ответил сердито:
- Низачем. Просто выходи. Я тебя люблю
- Ты? –обидно спросила я. И удивленно. – Откуда ты знаешь?
- Знаю, - ответил он.
А я сказала:
-Ну, я подумаю.
А он сердито ответил:
- А чего тут думать – пошли сейчас подадим заявление. Паспорт с собой?
Паспорт у меня был с собой, и мы пошли в расположенный рядом знаменитый Дворец Бракосочетаний. (там, кстати, была свадьба моих родителей, а строил его архитектор фон Гоген, тот же, кто строил особняк Кшесинской).

Прошло несколько лет. Мой московский поклонник и коллега (у него тоже была турфирма – только в Москве) приехал в Питер по делам. Мы договорились встретиться вечером после моей работы у метро «Чернышевская» - было удобно и мне и ему..
И он и я были усталые и голодные – мы дошли до Таврического сада и поднялись на тот самый пригорок с вечной шашлычной (совершенно жуткой, на самом деле).
Пока мы ждали заказ, я с удовольствием сняла туфли на высоких и тонких шпильках, откинулась в пластиковом белом кресле и умиротворенно курила. Мой московский друг, пересказав свои новости и посетовав на то, что жутко устал и ничего не успел за сегодня, наконец замолчал и, оглянувшись, спросил:
- А что это вообще за место? Парк какой-то?
Я в том день провела уже две экскурсии – Обзорную по городу и по Эрмитажу, говорить совершенно не хотела, даже звук собственного голоса был мне противен, однако вздохнула, затушила сигарету и начала:
- Мы находимся в Таврическом саду. Таврический сад возник как сад при Таврическом дворце, построенном в 1783–1789 годах. Его хозяином стал участник победоносных войн Григорий Потёмкин. Он был построен на его личные средства, выкуплен казной и возвращег Екатериной II в качестве императорского подарка вместе с дарением титула светлейшего князя Таврического.
Таврический сад – первый в нашем городе образец английского стиля в парковом искусстве. Первоначальной планировкой и разбивкой Таврического сада занимался английский садовод Вильям Гульд. На месте речки Саморойки в южной части Таврического сада было вырыто два пруда, связанных протоками. Пруды наполняли водой из Лиговского канала, в водоёмы пустили стерлядь. Из грунта, вынутого при сооружении прудов, были насыпаны видовые горки. На одной из них мы сейчас и сидим.
- Стоп, стоп, - замахал мой спутник. – Остановись! Включила экскурсовода! Глаза как у плюшевого медвежонка! Не надо, я все понял, это образец чего-то там. А ты устала. Давай лучше просто поговорим!
- Давай, обрадовано сказала я.
И тут нам принесли шашлык и вино.
Когда мы устали бороться с жилистым шашлыком и попросили кофе, он вдруг сказал:
- Я вот тут думал. А что ты скажешь, если я сделаю тебе предложение?
Я усмехнулась про себя, подумав, что место это все-таки какое-то специальное – так и вынуждает к объяснению в любви и предложением руки и сердца. И еще подумала, что если выйду за него замуж и возьму его фамилию, то буду я Анна Павлова… Как звезда Русских сезонов Дягилева, которым было посвящено целых две главы в моей дипломной работе….Красиво…


А несколько лет назад, когда у меня еще была турфирма, мой офис находился на Кирочной улице, напротив Таврического сада. Целый год я смотрела в окно на сад, сначала желтеющий через решетку, потом заснеженный, затем покрывшийся робкой зеленью, и в конце концов тенистый и манящий.
И каждый день говорила себе, что вот сегодня, сегодня я обязательно закончу пораньше, или даже нет, найду время и устрою себе обеденный перерыв на пленере – возьму и пойду в любимый Таврический сад, посижу с книгой возле клумбы, пройдусь по дорожкам, посмотрю на малышей, которых так все и катают на маленьких смешных каруселях, на парочки, которые держатся за руки, гуляя по дорожкам… Вот обязательно сегодня, найду время.
Так и не нашла – каждый раз выныривала из офиса часов в девять-десять вечера, усталая и заморенная устройством чужого отдыха, падала в машину и уезжала. И так целый год.
И только когда продала фирму и приезжала в офис, чтобы поставить подпись на каких-то документах, вышла, свободная и никуда не спешащая, да и пошла в Таврический сад. По дороге купила какой-то детектив в мягкой обложке и минеральной воды.
Я провела там целый день, загорев на солнце, выпив всю воду и прочитав детектив (который оставила потом на скамейке в подарок еще какому-нибудь бездельнику).
 
Совет девушкам - если ждете предложения руки и сердца - ведите любимого в Таврический.
Он располагает!


Рецензии
Отличная зарисовка.
В Таврическом мы в школе всегда нормы физподготовки сдавали, зимой на лыжах по периметру, вот не помню круг или два бежали, летом на стадионе.
А во Дворце бракосочетания мои родители тоже женились.
Около шашлычной у меня хулиганы в детстве велосипед отобрали.
На каток я ходил учиться на коньках кататься.
Потом помню ходил через сад на книжный рынок, он где-то в районе Кавалергардской улицы был, точно уже не помню где. Приобрел там "Таис Афинскую", страшно был рад.

Сейчас в Москве, 20 лет как уже.

Андрей Ивановичевский   25.11.2011 16:27     Заявить о нарушении
не было позывов сделать предложение?)

Анна Северин   25.11.2011 20:57   Заявить о нарушении
Так, за неимением в пределах досягаемости необходимого для предложения субъекта во время нахождения в вышеобозначенном саду, позывов не наблюдалось.

Да и то что с детства сад использовался в качестве "детской площадки" для игр, и прогулок, не позволило приобрести ему романтический ореол.

Андрей Ивановичевский   26.11.2011 14:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.