В. Дунин - Марцинкевич

Для того, чтобы этот человек полюбился читателю, чтобы он проникся к нему симпатией, пониманием, сочувствием и сопереживанием к его проблемам, чтобы этот человек стал роднее, необходимо дать живое описание его жизни. Может быть, даже не всей жизни, но некоторых, самых главных моментов, которые своей яркостью могут запомниться.
Надо писать так, чтобы было интересно прочитать. Например, про Дунина- Марцинкевича пишут: «…нарадзiуся у фальварку Панюшкавiчы….у 1864 годзе быу арыштаваны, быу вызвалены з абавязательствам безвыездна жыць у Люцынце (фальварк). …Старэйшую дачку Камiлу за удзел у паустаннi  выслалi у Салiкамск…»
Что откроет для себя читатель – ну, арестовали, ну, жил в своем имении безвыездно, ну и что?
Но ведь написать можно и по-другому. Чтобы мы увидели живого человека, автора «Пинской шляхты».
Вообще следует начинать с описания внешности, характера и привычек человека. Ядвигин Ш. так писал: «…У 1877 г. Старэнькi ужо тады быу, але добры, вясёлы, жартаблiвы. Памятаю  i вялiкi куфар, куды ён хавау сваё пiсанне, паунюсенькi быу, але мала выйшла з гэтага пiсання адтуль у свет…..»
Да, Дунин-Марцинкевич был человеком, который поддержал восстание 1863-64 гг. И не просто поддержал, а активно участвовал и сам, и его семья. Его обвинили в распространении вредных идей между простолюдинами, в пении запрещенных гимнов, в сообщении сведений о беспорядках в крае, в издании возмутительных сочинений, в допущении в имении своем сборища разных лиц. Было получено сведение, что он, переодеваясь в крестьянское платье, появляется между крестьян и поселяет в них злонамеренные мысли. Пока шло следствие, он с октября 1864 г. по декабрь 1865 г. просидел в тюрьме.
Далее, что скрывалось за словами «обязан безвыездно жить в Люцинке». Многие подумают – ну и что такого? А вот что – работая коллежским регистратором, ему необходимо было выезжать из имения, чтобы зарабатывать на жизнь. А лишенный этого, он лишался доверенностей а также не только средств к существованию, но и возможности выплачивать казенные повинности.
Чтобы избавиться от голодной смерти, он просил отлучаться в разные места для сбора документов для вступления наследства – от дяди из Финляндии.
Но нарываясь на отказы, он вынужден униженно просить: «…будучи доведен сим отказом до крайне невыгодного положения, принимаю смелость утруждать ваше превосходительство покорнейшею моею просьбою… выдать мне 4-х недельный билет на отлучку в сумежный уездный город Свенцяны».
На что в итоге ответ: "…не признается возможным…"
Далее, доведенный до отчаяния Дунин-Марцинкевич опять униженно пишет прошение: «…осмелюсь утруждать ваше высокопревосходительство всепокорнейшею моею просьбою, умоляя правосудия и милости вашей!... дозвольте заработать кусок хлеба!... этим спасете от голодной смерти бедное семейство».
Прочтешь этот крик души и становится жаль пожилого человека, доведенного несправедливо царским режимом почти до голодной смерти. Однако и после всего горя, свалившегося на него, он в 1866 году находит силы написать «Пинскую шляхту», в 1870 году – «Залёты».
Умирая от голода, человек пишет бессмертные творения! Для чего? Что это? Как назвать этот поступок? Подвиг? Во имя чего? Вероятно, для людей – современников и потомков.
И вот теперь понятно, что в «Пинской шляхте», окончательно разуверясь во всех, он едко высмеял шляхту – самолюбие, эгоизм, узколобость шляхты, и описал черты царских чиновников – с чем ему пришлось столкнуться – беззаконие, бюрократизм, подкуп, взяточничество. А теперь откройте и прочтите «Пинскую шляхту», где живой слог автора передаст всё тогдашнее состояние страны, вы  станете соучастниками, прикоснетесь к тому времени и поймете – мир-то не  изменился! Те же взяточники, беззаконники-чиновники, та же умственно ограниченная шляхта- бизнесмены… Но неизменными остались – честь, добропорядочность, стойкость, сила воли. Теперь вы знаете, как реагировать на тех или иных людей, как поступать…
До самой смерти Дунин-Марцинкевич не оставлял надежды обнародовать свою работу, но после восстания 1863 года царизм не выпустил в свет ни одного рядка из всего написанного бунтарем.
После смерти его судьба немилостиво обошлась с его рукописями - во время пожара усадьбы в Люцинке сгорел сундук писателя, «паунюсенькi рознай пiсанiны» - как говорил Ядвигин Ш. Поэтому многое из написанного утеряно навсегда.

Плэйкаст -


Рецензии