Мы не едины?

В это сложно поверить, если не увидеть своими глазами. Все твердят о загадочности русской души, о бесконечности российских просторов, о единстве разных народов в одном общем государстве... Единая Россия – это не только название партии, но еще и лозунг! Но, присмотревшись поближе понимаешь, что время единого и неделимого скорее всего еще не пришло.
Потолкавшись на интернет ресурсах замечаешь, что на форумах, в комментариях всегда присутствуют два-три лица, которые день ото дня комментируют новости, касающиеся мусульман, их посты, темы… Причем комментарии даются явно провокационные, подстегивающие межнациональную, межэтническую и межрелигиозную рознь.
Порой кажется, что всепрощение и терпение, столь широко рекламируемое христианством на самом деле более присуще мусульманам. Никто из них не упрекает противоположную сторону в насильственном крещении татар и башкир, в геноциде против чеченцев или ингушей, в явной антимусульманской политике, которую проводило государство во время правления династии Романовых...
Можно конечно сказать, что мусульмане и должны молчать, это они вошли в состав Русского государства. Но в этом есть одно большое НО. Ни татар, ни тем более кавказцев никто особенно не спрашивал об их желании жить совместно или раздельно с русскими. Завоевал Иван Грозный Казань – и точка, никакого ООН в то время не было, ну и во время русско-кавказской войны в принципе произошло так же. Даже те территории, которые были присоединены к Российской империи с согласия правителей, все равно могли желать обратного, референдума на эту тему явно не проводилось среди населения.
И, тем не менее, несмотря на такую историю, мусульмане стремятся к интеграции – несколько сотен лет в составе России сделали их коренными жителями страны, полноправной частью современного российского общества.
Хотя в настоящем до сих пор находятся в социальной среде провокаторы, которые предпочитают скорее закрыть мусульман в гетто, чем наладить мирное сосуществование с ними. Вот эти группы:
1. Радикализм взглядов наиболее присущ молодежи. Эта часть общества отличается узконаправленностью суждений, активностью, быстрым восприятием нового, нестандартного, яркого. Лозунги очень быстро перерастают в краеугольную идею, смысл и цель жизни. Молодые люди паспортно-русской национальности устраивают марши, протесты, митинги. Они скандируют лозунгам «Россия для русских», забывая о том, что логически для русских – Русь, Россия же всегда была многонациональна.
2. Официальные сознательные провокаторы, те которым Россия как таковая не нужна, они не хотят единого сильного государства. Их по каким-то причинам (политическим, экономическим, социальным) устраивает возвращение в страну 12 века с его феодальной раздробленностью, которая собственно печально закончилась с нашествием монголов.
3. Сочувствующие. Таких много, они не особо активны и чаще поддаются на слова и лозунги провоцирующих. Им самим мусульмане как таковые не мешают, однако – не устраивают некоторые моменты, связанные с Исламом: девушки в платках, мечети среди новостроек, наличие исламской литературы на прилавках… По большому счету они где-то правы, у россиян складывается негативный образ российского мусульманина в виде «необразованного горца» или «таджика гастарбайтера». Они не хотят замечать, что ислам не такой, как им представляется на первый взгляд, и не хотят смотреть глубоко, удовлетворившись поверхностным.
Конечно, отойти от вековых стереотипов сложно, да и не всегда хочется, к сожалению. Причин же, по которым россияне не хотят интеграции российских мусульман в общество несколько, но это даже и не важно. Гораздо принципиальнее то, что мусульман пытаются сделать «чужими в своей стране».
Почему-то стереотипы об Исламе, как отсталой, жесткой и кровавой религии живы до сих пор. Конечно,  это подогревается СМИ, несмотря на все официальные законы и запреты.
Многие просто не находят ни времени, ни повода просто познакомиться с основами другой религии (а зачастую даже той, которую считают своей), предполагая, что это ничего не даст. Очень ошибочное мнение.
У разных народов России много точек соприкосновения и путей сближения. Возьмем, к примеру, праздники. Многие мусульмане возмущаются, что их «обязывают» отмечать христианский религиозный праздник – Рождество. Конечно, как таковое оно не имеет отношения к исламу, да и точная дата рождения Иисуса (Исы) неизвестна сейчас – все условно. Но, при этом – Иисус (Иса) считается одним из наиболее почитаемых пророков в Исламе, про него много написано и в Коране и упоминается в Сунне. Его мать – Мария (Марьям) – единственная из женщин, названная в Коране… Почему бы рождеству не стать причиной для сближения мусульман и христиан, почему бы в этот день не объяснить детям пророческую миссию Исы, вместо обычного: «этот праздник – христианский, мусульмане его не отмечают»!
С другой стороны – немусульманское население России возмущается на проведение мусульманских праздников (ураза байрама и курбан байрама), хотя они вовсе не являются выходными днями и многие мусульмане вынуждены вопреки традициям своей религии отправляться на работу в праздничный для себя день. С этого года их отменили как праздничные выходные даже в коренных мусульманских регионах. А между тем Курбан байрам – это праздник, имеющий отношение не только к мусульманам, но и к христианам, и к иудеям… поскольку ведет начало от времен пророка Ибрахима (Авраама).
Враждебное отношение к традициям другого народа и иной религии закладывается при недостатке информации о ней или преобладании информации негативного порядка.
Во многих школах России в настоящее время вводится предмет «Религиоведение», причем – отдельно для христиан, мусульман, буддистов или вообще атеистов. Про разным книгам и с разными учителями. Стоит ли говорить о том, что даже если и не будет прямого принуждения ребенка к посещению урока иной религии (что вполне может быть, если в классе учится один-два ребенка, которые требуют нового преподавателя в связи со своим вероубеждением), то осложнения все равно возникнут. Дети будут изначально разделены по религиозному признаку, что несомненно спровоцирует конфликт еще с этого возраста. Вместо того, чтобы примирить их между собой даст лишний повод для начала противостояния.
Намного проще было сделать общий предмет, один для всех. Который смог примирить христианина с мусульманином, усадить за общий стол иудея с буддистом, научить атеиста нормальному восприятию всех религий! Конечно – требуется немало сил и средств для такой разработки, но ее воплощение в жизнь намного бы облегчило внутреннее религиозное противостояние в стране. Поскольку дало бы основу для взаимопонимания.
Есть и еще одна проблема негативизма. Миграция из стран Средней Азии. Конечно, трудовые мигранты сейчас нужны России, они занимают ниши в профессиях, на которые россияне не хотят идти. При этом конечно следует понимать, что к нам и приезжают люди соответствующего уровня развития и образования. И они приносят в российские города свой уклад жизни (когда однокомнатной квартире может проживать по 3-4 семьи – и это там норма) и свой менталитет. Сейчас обсуждается вопрос о введение для трудовых мигрантов экзамена на знание русского языка – хорошая инициатива. Но кроме этого скорее всего требуются еще и экзамены или просто тестирование на знание культуры и этикета своей религии (не секрет, что многие безграмотны даже и в этом и выдают за ислам национальные традиции), а также культуры и истории государства, в котором они собираются жить (в данном случае - России). Подобные экзамены-собеседования существуют во всех странах, которые активно занимаются миграционной политикой. Это нормально, что любой человек, который приезжает в страну с намерением в ней жить, должен хотя бы быть минимально осведомлен о том, каких правил общежития, населяющие ее граждане придерживаются. А затем уже выстраивать свою жизнь, исходя из этого (а чтобы не допускать при этом нарушений в своей религии – ее тоже нужно знать).
Если избегать радикализма, скрытой агрессии, откровенного негативизма и неприятия (это касается всех верующих), то россиянам вполне по плечу построить сильную Россию. Если же каждый будет тянуть одеяло на себя и считать, что его позиция приоритетнее убеждений соседа – то страна просто разорвется как лоскутное одеяло, а в недалеком будущем может и вообще исчезнуть. И тогда получится как в том анекдоте, что «на границе Китая и Финляндии все спокойно».
Мы должны быть вместе ради нас самих!


Рецензии