Андрогинная шантрапа антропософии Карен Свасьян

                Музыка как чистая игра форм. Еще одна грамматически исследованная, но непрочитанная книга.

                Слышимость музыки – факт, определяемый координацией слуха и звучаний; музыка, тождественная себе и, следовательно, объективно не зависящая от слуха, конечно же, неслышима. Но, будучи тождественной сознанию, она становится неслышимой и для него, и именно здесь сознанию открывается имманентная сущность музыки:слушая "звучания", оно слышит "тишину".

                К.Свасьян. Феноменологическое познание.


Ах, как я читал Карена Свасьяна.

«Феноменологическое познание» вошло в меня целиком, тонким черным томиком, больше похожим на старинный блокнот в твердой обложке, в котором по некоторому недоразумению были напечатаны чьи-то мысли.

Тогда в Ереване, в 1993-м году, откровенно было не до философии. Но метафизичной была физика безденежья, бессветицы, безнадеги. Такой же физикой был интеллектуальный голод, и мы, несколько пижонов под крышей Свободного университета, вгрызались в немецкий язык и философию, далеко не будучи философами. Просто мы жаждали хоть как-то мыслить. И каждый учился мыслить на своем каком-то «авторе»: кто-то читал «Философию имени» А. Лосева, кто-то погружался в медитацию стихами Мандельштама, которого только-только открыли заново, третий читал Ницше (отредактированного и изданного впервые в СССР К. Свасьяном Ницше оказалось много в бесснежном Ереване, черного на сером), четвертый – эккермановские «Разговоры с Гете». В общем, кто что мог достать в условиях книжного развала. Я достал Карена Свасьяна. Купил на вернисаже. Сперва проглотил «Феноменологическое познание», потом долго и безуспешно вгрызался в «Философию символических форм Э. Кассирера». Потом попались «Голоса безмолвия». Помню, как каждая глава заменяла мои внутренние органы, нервные рецепторы, отвечающие за способы внешнего чувствования: глава о Рильке – это безусловно осязание, глава о Верлене – отвечала за нюх, слова о Блоке изменили мои зрение и слух. Слух менялся с каждым поэтом. Валери заменил мне мозг, а Нарекаци – сердце. Потом – через эти статьи, с грузом всяких мыслеобразов, – я двигался по своим курсовым и выпускным работам к диплому филолога (философом я так и не стал). 

Как я читал Карена Свасьяна – до сих пор тело мое помнит те мышечные усилия, осиливающие технику слова и мысли Карена Свасьяна, которые творили во мне, так же физически и мощно, новое понятие, может быть даже поятие, некую все облекающую немоту, – например в свасьяновском определении музыки или в его онтологическом доказательстве.

И тогда меня дико, вплоть до ревности, интересовали две вещи. Первое – как выглядит наш современник, живая легенда заметно поредевшей ереванской интеллигенции. Второе – в каком отношении Карен Свасьян находится к антропософии Рудольфа Штайнера. Первое свое желание я удовлетворил только недавно, посредством Интернета и лишь после того, когда до меня дошло второе. Дело в том, что тогда Предисловие Карена Свасьяна к выходившим книжечкам (черно-красно-желтым) могло бы наглядно свидетельствовать о той связи, которая для меня пусть и была очевидной, но не была само собой разумеющейся. Скажу проще, Предисловие Карена Свасьяна, прочитанное сто семнадцать раз, приподняло уклон страницы, по которому я скатился к чтению (и даже к комментированному чтению) штайнеровских достижений в области духовных миров. Но во всем том, что было позже, не было Карена Свасьяна. Он так и остался автором предисловия, редактором, издателем Рудольфа Штайнера, но не его духовным соратником, единомышленником, не его учеником. Трудно было представить, что у такого едкого и остроумного философа мог быть такой занудный учитель. Легче было эту таинственную связь между учителем и учеником представить в виде супружеской связи, поскольку такой бешеной, телесно ощущаемой энергетики, магии волхования в словах (пусть и переводных) Рудольфа Штайнера не ощущалось, как ни тряси его. Но тогда помыслить в матримониальных категориях было кощунственно, и я отгонял эту мысль. Теперь же кажется, что это – единственный язык, в котором можно выразить данную мысль.

Это было приблизительно так. Умница, философ в полном рассвете сил, доктор в тридцать пять, профессор в тридцать девять лет, такой ясный, такой весь пребывающий в мысли, и тут – что-то темное, грузное, неопрятное, требующее постоянной конспирации, во всяком случае не афиширования. Так, что-то личное и что-то мутно-осадочное. Жена или любовница, которую не вытащишь в свет. Такая дискретная пассия. А может быть, и мужчина.

Это я потом узнал – что связь эта была осознанная и давняя, со времен когда Карен Свасьян, презрительный и высокомерный студент откровенно скучал на лекциях по литературе или на философских семинарах. Но тем более, связь, покрытая тайной.

Читая «Растождестления», я уже чувствовал, что мои органы восприятия и опыт осознания уже не соответствуют ни тем моим прежним, ни нынешнему свасьяновскому обремененному логореей дискурсу. Трудно уже не замечать, что в Карене Свасьяне человек победил философа, и человек этот такой же темный и мстительный, страдальчески вогнутый и горделиво выгнутый, как многие из андрогинной шантрапы антропософии, что  его философия скатывается до антропософской публицистики и в своих выпадах против множества и постоянно множимых оппонентов она уже есть закрученная хвостиком спираль поросячьего визга, содержащего для кого-то некое глубинное хрю-хрю.

Степь без краю, в киргизской кибитке.


Рецензии
Довольно интересно получилось!
Сразу же возник вопрос: Вы случаем не в Ереване живете?
Потому, как Вернисаж есть в Ереване и поныне.

И хотелось бы о философах Еревана... Я тут уже почти, как год ищу Армянских известных философов, которые не связанные с религиозной философией. Тут оказалось, что их нет. А, что ожидать от нации у которой нет даже философов?

Рад нашему знакомству!

Эдуард Даниель   14.11.2011 09:18     Заявить о нарушении
О, нет, нельзя так судить: "чего ожидать от нации, у которой нет даже философов". Бывает, что народ или люди мудрее целого института или школы философии. Культура - вот что является прививкой от деградации, а не философия. У армян своя философия, разлитая в проблеме национальной идентификации. Есть и традиция в лице Давида Анахта (Непобедимого), который на каком-то схоластическом споре вышел победителем (Х век, кажется). А из сегодняших упомяну Левона Абрамяна. Есть, есть...


Аполлон Григорьев   14.11.2011 12:37   Заявить о нарушении
Приветствую!
Я все это прекрасно знаю, потому как сам живу там...
Думаю, я имею право так думать...



Эдуард Даниель   14.11.2011 22:13   Заявить о нарушении
Гарегин Нжде думал несколько иначе.

Аполлон Григорьев   15.11.2011 23:49   Заявить о нарушении
Я думаю так, если бы все Армянские великие люди, не получали бы образование за границей, и не переступали границу Армении - они бы не стоили бы и гроша!
И потом, за всю историю народа, они ничего не добились, и ничему так и не научились.
Я имею ввиду разумному не научились...

Эдуард Даниель   15.11.2011 23:57   Заявить о нарушении
Возможно...
Поэтому такая текучесть народа

Аполлон Григорьев   16.11.2011 02:45   Заявить о нарушении
Честно говоря, с подозрением отношусь к людям, скрывающимся под псевдонимами, тем более такими претенциозными и амбициозными - "Аполлон Григорьев"! Думаю, А.Г. - вполне земной ереванец, ничего общего не имеющий с истинным Аполлоном Григорьевым ни по своему творчеству, ни по уровню мышления... Судя по тому, что А.Г. "прошелся" по Карену Свасьяну, которого я мельком знал лет 35-40 назад по Институту философии Академии наук Армении (потом он, кажется, навсегда уехал в Москву, если не ошибаюсь, и там достиг больших "философских высот"), он не испытывает симпатии к этому ученому...Да он, действительно, был малоконтактным, немного чопорным и высокомерным снобом в молодые годы... Но А.Г. своей "творческой реакцией" на Свасьяна лишь подтвердил, что тоже скорее философ, чем филолог, хотя уверяет нас в обратном... А Эд.Даниель вообще поражает меня своим нигилизмом и пессимизмом в отношении всего армянского... Дружище, протрите глаза! Ищите, читайте и перечитывайте настоящую литературу об Армении и армянских духовных и материальных ценностях и не смейте выступать с такими безапелляционными заявлениями, вроде вашего абсурдного "А что ожидать от нации, у которой даже нет философов?" Это можно простить только какому-нибудь невежде из российской или иной глубинки или неармянину, но Даниель ведь армянин! Стыдно за вас...

Роберт Багдасарян   05.12.2011 17:03   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Роберт!
Возможно в Армении, когда-то были духовные ценности и многое другое, возможно были великие поэты и прочие.
Но, то что вижу я ныне в Армении и то что есть на самом деле, далеко отличаются от времен, когда Армения входила в состав СССР.
Теперь же всё иначе!
Не стоит стыдиться за меня, лучше стыдитесь за тех армян, которые показывают себя не с лучшей стороны (воруют,обманывают,кидают, не умеющие связать два слова на русском языке, но при этом очень высокого мнения о себе,одним словом торгаши)в любых других государствах.
Еще стыдитесь тех людей, у кого за плечами 8 классов образования в школе, но при этом они теперь управляют страной!
Благодарю за ваше мнение!
Я свое мнение не навязываю, но пишу как есть!
Надеюсь на взаимопонимание!

Эдуард Даниель   05.12.2011 22:53   Заявить о нарушении
Роберт, помните совет Булгакова - никогда не разговаривайте с незнакомцами. Ваша фраза "вполне земной ереванец, ничего общего не имеющий с истинным Аполлоном Григорьевым ни по своему творчеству, ни по уровню мышления" дискредитирует не носителя этого имени, а самих ереванцев, сиречь армян (потому как не имели же вы в виду кучку оставшихся нацменов и заезжих персов в купе с аргентинскими армянами-турстами). А Вам это не к лицу.

Аполлон Григорьев   05.12.2011 23:33   Заявить о нарушении
Аполллону, который далеко не Аполлон... Дружище, я, видимо, в отличие от вас, коренной ереванец и чистокровный армянин, в чьих жилах течет кровь ванского и новонахичеванского (то бишь анийского) дедов, и который в самые страшные годы новой армянской истории, т.е. в 1991-1993 гг., не променял Родину, как иные "оборотни" нации, на кусок белого хлеба с маслом и черной икрой или на горячую ванну в Москве и Лос-Анджелесе, хотя вполне мог это сделать в силу своих родственных связей(у меня родня и друзья есть и в Москве, и в Петербурге, и в Ростове-на-Дону, и в Нью-Йорке) и своего русского образования и научного статуса... Я горжусь тем, что живу в столице независимой Армении и хожу по улицам родного города как хозяин, а не как гость. Вы, хотя и несколько завуалированно, но отнесли меня, видимо, к "кучке нацменов"... Бог с Вами! Надеюсь, больше не побеспокоите меня...

Роберт Багдасарян   06.12.2011 11:18   Заявить о нарушении
Дорогой Роберт! Не менее чем через сутки мы с вами встретимся на проспекте Баграмяна и вы пожмете мне руку. Чистоту крови вашей и прочность национальной гордости никто у вас не оспаривает. Только как же вы своих друзей, променявших свой Город на другой город, отличаете от оборотней. Удачи.

Аполлон Григорьев   06.12.2011 11:30   Заявить о нарушении