Христианская тема в отечественном кино
Христианская тема в нашем кино почти всегда была гораз-
до в большей степени связана не с этической или философской
проблематикой, а с политико-идеологической. И это характерно
не только для советского кино. Удела "политизации" не избе-
жал ни постсоветский, ни даже дореволюционный кинематог-
раф... Вот на этом аспекте темы (не забывая о ее "жанровой"
стороне) нам бы и хотелось остановиться в предлагаемом очер-
ке.
ОТ "МОНАРХИЧЕСКИХ" ЛУБКОВ ДО
"ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ" АГИТОК
В дореволюционном кино христианская тема занимает весь-
ма незначительное место. Можно предположить следующие две
причины, которые сдерживали развитие религиозной темы в тот
период. Во-первых, это общий коммерческий характер дореволю-
ционного кино, а во-вторых, прохладное отношение Церкви к ки-
нематографу (см. о цензурных "Правилах инсценировки религиоз-
ных обрядов в кинематографе" и указе Синода 1916 года об ис-
пользовании кинематографа исключительно в просветительских
целях в книге В. Михайлова "Рассказы о кинематографе старой
Москвы", М. 1998).
Несмотря на это, религиозная тема развивалась и даже да-
ла первого отечественного мастера данного жанра - режисера
Якова Протазанова. Теперь поподробнее о развитии христианской
темы в эти годы.
До 1917 года она воплощалась в двух основных "жанрах". В
ранний период доминирует "исторический лубок", часто имеющий
официозный "монархический" характер ("Петр Великий", "Пас-
хальная картинка", "Воцарение дома Романовых", "Трехсотлетие
дома Романовых"), в котором основное внимание уделялось роли
церкви в российской истории. Позднее, ведущее место начинают
занимать экранизации: появляются многочисленные адаптации тех
русских писателей, в произведениях которых так, или иначе,
присутствует христианская проблематика, образы, мотивы и т.
д. (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Гоголь, Д.Мережковский и др).
1917-й год (после февральской революции и отмены цензу-
ры) характеризуется активизацией религиозной темы. Под поли-
тическим знаком выходят разоблачительные картины о священнике
Гапоне ("Священник Георгий Гапон") и Григории Распутине. Осо-
бенно большое внимание было уделено фигуре Распутина, который
изображался не только, как "развратник" и пособник немецких
шпионов, но и как дьявольская фигура, что отмечено в названи-
ях некоторых фильмов ("Святой чорт", "Темные силы - Григорий
Распутин и его сподвижники"). Из 6 "распутинских" картин (см.
Вен. Вишневский "Художественные фильмы дореволюционной Рос-
сии", М., 1945) мы включили в издание только те, которые так
или иначе затрагивают религиозную тему.
Тогда же студия "Русь" начинает свой антисектантский и
антимасонский "сериал", который закончит в следующем 1918 го-
ду ("Лгущие богу", "Черные вороны", "Бегуны", "Белые голуби",
"Масоны").
Для этого смутного времени также очень характерно расп-
ространение сатанинской темы. Она реализовалась тогда, в ос-
новном, в "языческо - оккультном" варианте (наиболее харак-
терный пример - экранизации романов В.Крыжановской-Рочестер;
эти фильмы, естественно, не включены в каталог). Христианский
же вариант этой темы нашел свое яркое воплощение в знаменитом
протазановском фильме "Сатана ликующий".
Яков Протазанов, увлекшийся после "Ухода великого стар-
ца" "демонизмом", в смутные и кровавые революционные годы
возвращается к теме "святости". В 1918 году он заканчивает
свой крупнейший фильм "Отец Сергий", который завершит собой
ряд его религиозных фильмов и сделает первым крупным предста-
вителем христианской проблематики в отечественном кино.
Одним из последних "религиозных" аккордов дореволюцион-
ного кино станет "эпос" А.Санина "Девьи горы", где сатаниская
тема подана уже не в драматическом, а скорее в ироническом
ключе.
Уже в дореволюционные годы заметно существенное влияние
политики на воплощение христианской темы в нашем кино
("Трехсотлетие царствования дома Романовых", "Воцарение ди-
настии Романовых", "Георгий Гапон", фильмы о Распутине и
др.), но определяющим оно станет в советское время. И здесь
важно отметить тот факт, что реальная политика Советской
власти по отношению к Церкви (см. об этом в книге Д.В.Поспе-
ловского "Русская православная церковь в ХХ веке", М., "Рес-
публика", 1995) иногда сильно отличалась от "кинополитики",
то есть от того, как это отображалась на экране. Особенно
знаменательны в этом отношени сталинский и хрущевские перио-
ды нашей истории. Но в самом начале, в 20-е годы, этого рас-
хождения почти не наблюдается. И там и там, безо всякой
"дипломатии" велась прямая, мощная и массированная атака на
Христианство.
ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ: АТАКА ПО ВСЕМ ФРОНТАМ
Шесть первых советских фильмов, поставленных в 1918 году
намечают ряд основных тем кинематографа 20-х . Одна из них -
антирелигиозная - открывается картиной "О попе Панкрате, тет-
ке Домне и явленной иконе в Коломне". Этой теме будет посвя-
щена значительная часть кинопродукции 20-х. Быть может, чисто
антирелигиозных картин было поставлено и не так много, но ан-
тирелигиозные мотивы в той, или иной степени, пронизывают,
словно капилляры, почти весь кинематограф того времени. Во
многих фильмах, поставленных на совсем другую тему, обяза-
тельно присутствуют и антрелигиозные "уколы". И таких фильмов
гораздо больше, чем чисто антирелигиозных. Можно, таким обра-
зом, говорить об общем антихристианском пафосе кино 20-х и
этим оно, в частности, отличается от последующих этапов исто-
рии советского кино.
Антирелигиозная тема в 20-е годы присутствует в различ-
ных "жанрах" и направлениях: наступление, как говорится, ве-
лось "по всем фронтам"...
Весьма популярной была критика христианства в истори-
ческих фильмах ("Чудотворец", "Крылья холопа", "Булат-Ба-
тыр", "За монастырской стеной", "Сын рыбака", "Колиивщина" и
др.).
На зарубежном материале критике подвергалась, в основ-
ном, католическая церковь ("Крест и маузер","Процесс о трех
миллионах", "Овод", "Саламандра", "Праздник св. Йоргена",
"Хрустальный дворец").
Значительное место антихристианская тема занимала в
"историко-революционном фильме" ("Броненосец Потемкин", "9
января", "Октябрь", "Белый орел", "Арсенал", "Чудо") и в
картинах о Гражданской войне ("Красные дьяволята", "Тени
Бельведера", "Иуда", "Трипольская трагедия", "Горизонт").
Но преимущественное распространение антихристианская
тенденция получила в фильмах на современную тему. С одной
стороны, религия подвергалась критике, как пережиток прошло-
го в новом советском быте ("Комбриг Иванов", "В дебрях бы-
та", "Человек за бортом", "Личное дело", "Хабарда"), а с
другой, во множестве "деревенских" фильмов, церковь подвер-
гается разоблачению, как опора и союзница кулаков в их борь-
бе против Советской власти. В "деревенском" фильме антирели-
гиозная тема получает особенно большое распространение и за-
вершится лишь в начале 30-х ("Вендетта", "Бедняку впрок, ку-
лаку - вбок", "Петухи", "Чудо с самогоном", "Крестовик",
"Джальма", "Старое и новое", "Земля", "Асту", "Всадники вет-
ра".) Подытоживает этот ряд знаменитый, но несохранившийся
фильм С. Эйзенштейна "Бежин луг".
Отметим в заключении наиболее значительных режиссеров
антихристианской темы этого периода. В области драмы таковы-
ми были С.Эйзенштейн и А.Довженко. А в комедийном жанре ве-
дущей фигурой стал Я.Протазанов, который был в дореволюцион-
ном кино, как мы уже отмечали, самым крупным постановщиком
религиозных драм.
В АНТИКАТОЛИЧЕСКОМ КЛЮЧЕ
(1937 - 1956)
Хотя массовые гонения на церковь продолжались вплоть до
1941 года, в игровом кино 30-х (особенно второй его полови-
ны) это никак не отражено. Христианства в советской действи-
тельности как бы не существует. В подобной ситуации, когда
предполагалось, что с религией в СССР покончено, ее критика
была перенесена в историческую плоскость (она стала важной
составляющей одного из основных жанров "сталинского кинема-
тографа" - историко-биографического фильма). Но не это явля-
ется самой характерной чертой кино этого периода (историчес-
кий жанр будет доминировать и во времена Брежнева и в кино
2-й половины 80-х и 90-х годов). Самой примечательной чертой
кинематографа 30-х - первой половины 50-х годов, является
его антикатолическая направленность. Основные удары наносят-
ся не Православной Церкви, а Католической, что связано с ан-
тизападной политикой Сталина и с его известным "русским по-
воротом" во второй половине 30-х годов, достигшим своего
эпогея в время Отечественной войны и в послевоенные годы.
Начнем с православной темы.
В ее изображении прослеживаются две линии: негативно-об-
личительная и позитивная. Первая начинается с картины В.Пет-
рова "Петр Первый", где Церковь изображается как противник
прогресивных петровских реформ. Эту линию продолжат такие
фильмы, как "Степан Разин" (1939), "Первопечатник Иван Федо-
ров" (1941), а cвоей кульминации она достигнет в картине
С.Эйзенштейна "Иван Грозный", где Русская Церковь будет под-
вергнута наиболее сильной критике.
Почти одновременно, но поначалу весьма "дипломатично" и
осторожно начинает звучать позитивная мелодия. В "Александре
Невском"(1938) только один монах оказывается предателем, а,
по контрасту с этим, многие патриотические сцены изображают-
ся на фоне православных храмов. То же самое можно сказать и
о фильме "Минин и Пожарский"(1939), где, хотя и косвенно,
показана патриотитическая роль Русской Церкви в событих
"смутного времени": множество эпизодов происходят среди хра-
мов и монастырей, а звон церковных колоколов призывает народ
к борьбе против польских захватчиков. В "Богдане Хмельниц-
ком" (1941) православный дьяк жертвует своей жизнью ради
спасения гетмана, который ведет Украину к соединению с Рос-
сией. Эта тенденция достигнет своей кульминации в годы Вели-
кой Отечественной войны, когда Сталин изменит свою политику
в отношении к Церкви. Три картины,в которых подчерквается
патриотическая роль различных Церквей, являются памятником
этой перемены: "Секретарь обкома",1942 (Русская Церковь),
"Георгий Саакадзе",1942-1943 (Грузинская Церковь) и "Давид
Бек", (Армянская Церковь).
В послевоенные годы православная тема теряет свою акту-
альность и сходит почти на нет, зато активизируется антика-
толическая...
Эта тема, теснейшим образом связанная с политической,
(враждебный Запад отождествляется с католицизмом) была попу-
лярна уже в 20-е годы, но особое место она заняла в кинема-
тографе рассматриваемого периода. Начало сталинского "анти-
католического похода" четко обозначено в фильме В. Петрова
"Петр Первый"(1937-1938): антиправославная тенденция 1-ой
серии сменятся антикатолической во 2-ой. "Александр Невский"
(1938,реж.С.Эйзенштейна) вообще является антикатолическим
фильмом, а в "Минине и Пожарском"(1939, реж. М. Доллер,В.Пу-
довкин) монах православного монастыря оказывается иезуитом и
польским шпионом. "Иезуитская мотив", который очень характе-
рен для кино этого времени ( Орден иезуитов представляется
"квинтэссенцией" Католической Церкви) найдет свое продолже-
ние в "Богдане Хмельницком"(1941), "Давид Беке" (1943),
"Иване Грозном" (1945).
В первые годы после войны антикатолический пафос угаса-
ет, но к концу десятилетия, в связи с начавшейся "холодной
войной" между СССР и Западом, он обретает второе дыхание и
достигает своей кульминации в двух картинах, сделанных уже
не на историческом, а на современном материале. В фильмах
"Заговор обреченных" (реж. М.Калатозов, 1950) и "Над Неманом
рассвет"( реж. А.Файнциммер, 1953) католическая церковь выс-
тупает яростным врагом построения социализма в странах на-
родной демократии и в одной из молодых республик СССР. Свое
завершение эта тема получит в таких картинах, как "Великий
воин Албаниии Скандербег"(1953), "Овод"(1955), "300 лет то-
му..."(1956).
ОТТЕПЕЛЬ: АНТИСЕКТАНТСКИЙ АКЦЕНТ
Хрущевское время было отмечено не только либерализацией
многих сторон общественной и культурной жизни, но и, по
контрасту, новой массированной атакой на Церковь в духе ра-
дикально-нигилистических 20-х годов. Однако, в игровом кино
этот новый поворот в атеистической политике отразился, как и
в предыдущем периоде, в весьма искаженном виде. Основным
противником и объектом критики на экране оказалась отнюдь не
Церковь, а сектантство. И причиной тому опять была большая
Политика. Теперь поподробнее обо всем этом.
Сначала нужно отметить тот факт, что антирелигиозная
пропаганда вновь (как и в 20-е годы) начинает разрабатывать-
ся, в основном, не на историческом, а на современном матери-
але. (знак косвенного признания властями, что в 50- годы
произошло довольно резкое оживление религиозности)
Затухает антикатолическая тема ( "Иванна",1959, "Обма-
нутые",1962).
Не получает широкого распространения и критика Правос-
лавной Церкви(" Анафема",1960, "Чудотворная", 1960, "Прозре-
ние",1962).
На первый же план выходит антисектантская тема, которая
становится самой примечательной чертой кинематографа оттепе-
ли, взятого в его религиозном аспекте.
Все эти особенности почти полностью были обусловлены
внутренней и внешней политикой. С одной стороны Власть явно
не хотела афишировать свою атаку на Русскую Церковь - отсюда
так мало антиправославных фильмов. (Более того, она попыта-
лась замаскировать свою антицерковную политику тем, что ос-
новным противником объявило сектанство). С другой, доминиро-
вание антисектантской темы было связано с внешней политикой.
Главным врагом Советского Союза и социализма стала теперь не
католическая Европа (отсюда затухание антикатолической те-
мы), а протестантские Соединенные Штаты. Антиамериканский
подтекст становится очевидным, если учесть, что разоблачению
подвергались позднепротестантские секты, возникшие в США:
Свидетели Иеговы ("Люблю тебя, жизнь, 1960","Армагед-
дон",1962) и пятидесятники ("Темные люди",1959, "Тучи над
Борском",1960, "Грешница", 1962 и др.). На это же указывает
тесная связь сектантской темы с популярной в то время (и
также антамериканской) шпионской. Наиболее яркий пример:
"Армагеддон", где глава секты одновременно является амери-
канским шпионом. В других картинах секты часто изображаются,
как тайные антисоветские организации в стиле "вредительских"
фильмов сталинского кинематографа.
Новой и положительной чертой кино оттепели, которое по
своему религиозному нигилизму уподобилось печальным 20-м го-
дам, было то, что после продолжительного перерыва снова на-
чали экранизировать те произведения Л. Толстого и Ф.Достоев-
ского, в которых христианско-этическая проблематика занимает
большое место. (Здесь стоит заметить, что еще в 1953 году
был поставлен фильм-спектакль "Анна Каренина", но в нем, что
примечательно для того времени, отсутствовала фигура Левина,
с образом которого связана религиозная тема).
И, наконец, следует отметить два фильма, которые выби-
ваются из общего антирелигиозного потока и в которых христи-
анская тема прозвучала весьма сильно и в положительных то-
нах. Это "Судьба человека" Сергея Бондарчука и "Иваново
детство" Андрея Тарковского. Они являются предвестниками тех
попыток возрождения религиозной темы, которые можно наблю-
дать в последующий период.
ТРУДНЫЙ ОПЫТ "РЕНЕССАНСА"
(1965 - 1985)
Если для предыдущиих периодов были характерны радика-
лизм и четкость антирелигиозной пропаганды, то кинематограф
брежневского времени отмечен довольно резким угасанием анти-
религиозного пафоса и появлением довольно большого количест-
ва картин, в которых христианство изображается в положитель-
ном свете, а сама тема, что особенно важно, все чаще связы-
вается теперь не с политической, а с философско-этической
проблематикой. И, хотя попытки возрождения христианской темы
встречали жесткое сопротивление (см. статью В.Фомина о цен-
зуре, расположенной далее), некоторым режиссерам удалось
все-таки создать целый ряд классических произведений и поэ-
тому можно говорить о некотором "религиозном ренессансе" в
кинематографе того времени.
Пунктирно это выглядит так. Начинается "ренессанс" с
эпохальной картины А.Тарковского "Андрей Рублев". Сценарий
был написан еще в 1963 году, фильм закончен в 1966, а на эк-
раны вышел в 1969 - в этой краткой "истории" фильма довольно
отчетливо видна эволюция нашей атеистической политики - от
"хрущевского нигилизма" к "брежневскому либерализму".
Вокруг "Рублева" видно целое "созвездие": Война и мир"
С.Бондарчука, "Первый учитель" А.Михалкова-Кончаловского,
"Комиссар" А.Аскольдова, "Родина электричества" Л.Шепитько.
Конец 60-х отмечен фильмом" С.Параджанова "Цвет граната". В
начале 70-х выходит "Солярис." А.Тарковского. Кульминацией
"ренессанса" является, несомненно, картина Ларисы Шепитько
"Восхождение" (1976). И вот его завершение: "Сталкер" А.Тар-
ковского (1979), "Прощание" Э. Климова (1981), "Легенда о
Сурамской крепости" С.Параджанова (1984).
В общем же виде этот период можно схематично охарактери-
зовать примерно так.
Во-первых, следует отметить такую новую черту, как час-
тое (более или менее скрытное) использование христианских
мотивов и образов в фильмах напрямую не затрагивающих рели-
гиозную тему ("Солярис" и "Сталкер" А.Тарковского, "Первый
учитель" А.Михалкова-Кончаловского, "Родина электричества"
Л.Шепитько, "Комиссар" А.Аскольдова, "Вавилон ХХ" И.Миколай-
чука и др).
Во- вторых, одним из доминирующих жанров для воплощения
христианской темы вновь становится исторический ("Андрей
Рублев", "Каменный крест", "Цвет граната", "Чайковский",
"Древо желания", "Легенда о Тиле", "Ярославна - королева
Франции", "Ярослав Мудрый", "Легенда о княгине Ольге" и
др.).
Снова начинают появляться фильмы, где христианская тема
разрабатывается на историко-революционном материале, но те-
перь священнослужители все чаще и чаще изображаются в положи-
тельном свете ("Неуловимые мстители", "Смотри в оба!", "Нена-
висть").
В ряде картин 70-х годов, посвященных Великой Отечест-
венной войне, подчеркивается патриотическая роль Церкви и от-
мечается возрождение христианской веры в те тяжелые годы.
Такие фильмы, как "Фронт без флангов", "Фронт за линией фрон-
та", "Трясина" и "Они сражались за Родину" продолжают тради-
ции пырьевского "Секретаря райкома" (1942) и фильма М.Донско-
го "Радуга" (1943).
Тенденцию положительного изображения священнослужителей
можно отметить и в фильмах, созданнных на зарубежном матери-
але ("Каратель", "Мертвый сезон", "Ночь над Чили").
И, наконец, в заключении этого краткого обзора следует
остановится на тех многочисленных экранизациях, которые поя-
вились в эти годы и содержали в себе христианскую проблема-
тику ("Война и мир", "Мольба", "Родина электричества", "Пер-
вороссияне", "Вий", "Вечер накануне Ивана Купала", "Анна Ка-
ренина", "Братья Карамазовы", "Преступление и наказание",
"Дворянское гнездо", "Легенда о Тиле", "Степь", "Древо жела-
ния" и др.)
В УСЛОВИЯХ СВОБОДЫ
(1986 - 1999)
Новое кино ("перестроечное" и "постсоветское") работает
в условиях политической и религиозной свободы. В этой ситуа-
ции ожидалось появление и даже расцвет христианского напра
ления в нашем кино. Но по ряду причин этого не произошло. И
одной из них было то, что христианская тема вновь оказалась
довольно крепко связанной с политической, но теперь уже в
ином "демократическом" ее варианте: на этот раз с ее помощью
обличались не буржуазные порядки, а советский строй и тота-
литарные режимы вообще... И во-вторых, эту тему попытались
связать с криминальным жанром, что еше больше снизило ее
звучание...Несмотря на это новое кино все-таки достигло оп-
ределенных успехов в этом плане.
Общая картина данного периода выглядит приблизительно
так. Оживление христианской темы начинается во второй поло-
вине 80-х и достигает своей кульминации в период с 1990 по
1992 год. С 1993 года происходит спад, который продолжается
и до сих пор (видно, для многих христианская тема была прос-
то конъюнктурной, а не внутренней потребностью). К этому не-
обходимо добавить, что и в лучшие годы (1990-ый, например)
количество фильмов на религиозную тему составляло очень нез-
начительную часть всей кинопродукции.
Очертим теперь тот идеологический и жанрово-стилистичес-
кий "узоры", в рамках которых нашла свое воплощение рассмат-
риваемая тема в этот период.
Как в сталинское и брежневское время самым распростра-
ненным жанром становится исторический. При этом бросаются в
глаза множественные, но альтернативные параллели с фильмами
предыдущих времен, претендующие на "переоценку ценностей".
Например, если сталинское кино предлагало нам свою "истории
Русской Церкви", то новое кино идет по его стопам, предла-
гая, однако, свой, в основном, позитивный ее вариант. Вместо
"Петра Первого" мы смотрим теперь "Царевича Алексея". Аль-
тернативой фильма 1941 года "Первопечатник Иван Федоров" яв-
ляется картина "Иван Федоров" (1992). Наиболее выразительный
пример смены акцентов - "Житие Александра Невского" (1991,
реж. Г.Кузнецов). Если знаменитый фильм Эйзенштейна ("Алек-
сандр Невский",1938) поставлен в стиле "героической былины",
то фильм Г.Кузнецова сделан в жанре "жития", в котором под-
черкивается религиозная стороне жизни Александра, причислен-
ного к лику святых.
Можно также легко увидеть параллели между некоторыми
фильмами брежневского времени и постсоветского периода
("Ярослав Мудрый",1981 и "Владимир Святой", 1993, "Балла да
о доблестном рыцаре Айвенго", 1983 и "Ричард Львиное серд-
це", 1992).
Характерной чертой "нового кино" является и его прис-
тальное внимание к первым векам Русской Церкви ("Владимир
Святой", " В начале было слово", "Время собирать камни",
"Житие Александра Невского") , а также и к эпохе раннего
христианства ("Мать Иисуса", "Пустыня").
Попытки же разработать христианскую тему в фантастичес-
ком ключе повторяет, в основном, опыты А. Тарковского
("Вельд", "Тринадцатый апостол", "Посетитель музея").
В фильмах, поставленных на современном материале, выде-
ляются две основные тенденции.
Во-первых, можно отметить стремление связать христианс-
кую проблематику с политической и в форме притчи или антуто-
пии разоблачить тоталитарные режимы. Этот ряд открывает зна-
менитая картина Т.Абуладзе "Покаяние". За ней последовали
менее значительные: "Вельд", "Жена керосинщика", "Отче наш",
"Освящение храма", "Распад" и, отчасти, "Слуга".
И во-вторых, следует отметить попытки внедрения христи-
анской темы в "криминальные" жанры ("Плащаница Александра
Невского", "Бездна", "Сибирский Спас", "Любить по-русски -
2", "Мария Магдалина" и др.). Этот последний "опыт", за ред-
кими исключениями, является, пожалуй, самым неудачным. На
нем лежит печать конъюнктурности, что скорее дескредитирует
тему, чем возвышает ее...
В заключение необходимо остановится на экранизациях. В
эти годы активно переносятся на экран те литературные произ-
ведения с христианской проблематикой, на которые раньше было
наложено цензурное "табу", либо при адаптации которых уреза-
лась или вообще изымалась религиозная тема (три экранизации
Ф. Достоевского: "Мальчики", "Бесы", "Тихие страницы"; три -
Л.Андреева: "Христиане", Очищение", "Пустыня"; две -
А.К.Толстого: "Царь Иван Грозный", "Гроза над Русью"; две -
Н.Лескова: "Очарованный странник", "Господи, услыши молитву
мою", а также А.Чехова, Д.Мережковского, А.Чапыгина, А.Чер-
касова и др.).
В целом же "христианский опыт" нового кино представля-
ется нам шагом назад по сравнению с предыдущим периодом. Но
у нового кино есть будущее и это обнадеживает.. Если, конеч-
но, оно освободится, наконец, от политико-идеологического
"ига", от "злободневной повседневности" и свяжет христианс-
кую тему с этическими и философскими проблемами...
Свидетельство о публикации №211110900897