Христианская тема в отечественном кино

                ПОД ЗНАКОМ ПОЛИТИКИ И ИДЕОЛОГИИ

          Христианская тема в нашем кино почти всегда была гораз-
     до  в большей степени связана не с этической или философской
     проблематикой, а с политико-идеологической. И это характерно
     не только для советского кино.  Удела "политизации" не избе-
     жал ни постсоветский,  ни  даже  дореволюционный  кинематог-
     раф...  Вот на этом аспекте темы (не забывая о ее "жанровой"
     стороне) нам бы и хотелось остановиться в предлагаемом очер-
     ке.



                ОТ "МОНАРХИЧЕСКИХ" ЛУБКОВ  ДО
                "ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ" АГИТОК

          В дореволюционном кино христианская тема занимает весь-
    ма незначительное место.  Можно  предположить  следующие  две
    причины,  которые  сдерживали развитие религиозной темы в тот
    период.  Во-первых, это общий коммерческий характер дореволю-
    ционного кино, а во-вторых, прохладное отношение Церкви к ки-
    нематографу (см. о цензурных "Правилах инсценировки религиоз-
    ных  обрядов в кинематографе" и указе Синода 1916 года об ис-
    пользовании кинематографа  исключительно  в  просветительских
    целях в  книге В.  Михайлова "Рассказы о кинематографе старой
    Москвы", М. 1998).
         Несмотря на это, религиозная тема развивалась и даже да-
    ла  первого  отечественного  мастера данного жанра - режисера
    Якова Протазанова. Теперь поподробнее о развитии христианской
    темы в эти годы.
         До 1917 года она воплощалась в двух основных "жанрах". В
    ранний период доминирует "исторический лубок",  часто имеющий
    официозный  "монархический"  характер ("Петр Великий",  "Пас-
    хальная картинка",  "Воцарение дома Романовых", "Трехсотлетие
    дома Романовых"),  в котором основное внимание уделялось роли
    церкви в российской истории.  Позднее, ведущее место начинают
    занимать экранизации: появляются многочисленные адаптации тех
    русских писателей,  в произведениях которых так,  или  иначе,
    присутствует христианская проблематика,  образы,  мотивы и т.
    д. (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Гоголь, Д.Мережковский и др).
         1917-й год  (после февральской революции и отмены цензу-
    ры) характеризуется активизацией религиозной темы.  Под поли-
    тическим знаком выходят разоблачительные картины о священнике
    Гапоне ("Священник Георгий Гапон") и Григории Распутине. Осо-
    бенно большое внимание было уделено фигуре Распутина, который
    изображался не только,  как "развратник" и пособник  немецких
    шпионов, но и как дьявольская фигура, что отмечено в названи-
    ях некоторых фильмов ("Святой чорт",  "Темные силы - Григорий
    Распутин и его сподвижники"). Из 6 "распутинских" картин (см.
    Вен.  Вишневский "Художественные фильмы дореволюционной  Рос-
    сии",  М., 1945) мы включили в издание только те, которые так
    или иначе затрагивают религиозную тему.
         Тогда же студия "Русь" начинает свой  антисектантский  и
    антимасонский "сериал", который закончит в следующем 1918 го-
    ду ("Лгущие богу", "Черные вороны", "Бегуны", "Белые голуби",
    "Масоны").
         Для этого  смутного времени также очень характерно расп-
    ространение сатанинской темы.  Она реализовалась тогда, в ос-
    новном, в  "языческо  - оккультном" варианте (наиболее харак-
    терный пример - экранизации романов  В.Крыжановской-Рочестер;
    эти фильмы, естественно, не включены в каталог). Христианский
    же вариант этой темы нашел свое яркое воплощение в знаменитом
    протазановском фильме "Сатана ликующий".
         Яков Протазанов,  увлекшийся после "Ухода великого стар-
    ца" "демонизмом",  в смутные и  кровавые  революционные  годы
    возвращается  к  теме "святости".  В 1918 году он заканчивает
    свой крупнейший фильм "Отец Сергий",  который завершит  собой
    ряд его религиозных фильмов и сделает первым крупным предста-
    вителем христианской проблематики в отечественном кино.
         Одним из последних "религиозных" аккордов  дореволюцион-
    ного кино станет "эпос" А.Санина "Девьи горы", где сатаниская
    тема подана уже не в драматическом,  а скорее  в  ироническом
    ключе.

         Уже в дореволюционные годы заметно существенное  влияние
     политики  на  воплощение  христианской  темы  в  нашем  кино
     ("Трехсотлетие царствования дома Романовых",  "Воцарение ди-
     настии  Романовых",  "Георгий  Гапон",  фильмы о Распутине и
     др.),  но определяющим оно станет в советское время. И здесь
     важно  отметить  тот  факт,  что реальная политика Советской
     власти по отношению к Церкви (см. об этом в книге Д.В.Поспе-
     ловского "Русская православная церковь в ХХ веке", М., "Рес-
     публика",  1995) иногда сильно отличалась от "кинополитики",
     то  есть от того,  как это отображалась на экране.  Особенно
     знаменательны в этом отношени сталинский и хрущевские перио-
     ды нашей истории. Но в самом начале, в 20-е годы, этого рас-
     хождения почти не наблюдается.  И там  и  там,  безо  всякой
     "дипломатии" велась прямая,  мощная и массированная атака на
     Христианство.




                ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ: АТАКА ПО ВСЕМ ФРОНТАМ

         Шесть первых советских фильмов, поставленных в 1918 году
    намечают ряд основных тем кинематографа 20-х .  Одна из них -
    антирелигиозная - открывается картиной "О попе Панкрате, тет-
    ке Домне и явленной иконе в Коломне".  Этой теме будет посвя-
    щена значительная часть кинопродукции 20-х. Быть может, чисто
    антирелигиозных картин было поставлено и не так много, но ан-
    тирелигиозные мотивы в той,  или иной  степени,  пронизывают,
    словно  капилляры,  почти весь кинематограф того времени.  Во
    многих фильмах,  поставленных на совсем другую  тему,  обяза-
    тельно присутствуют и антрелигиозные "уколы". И таких фильмов
    гораздо больше, чем чисто антирелигиозных. Можно, таким обра-
    зом,  говорить  об  общем антихристианском пафосе кино 20-х и
    этим оно, в частности, отличается от последующих этапов исто-
    рии советского кино.
          Антирелигиозная тема в 20-е годы присутствует в различ-
    ных "жанрах" и направлениях: наступление, как говорится, ве-
    лось "по всем фронтам"...
          Весьма популярной была критика христианства  в  истори-
     ческих  фильмах ("Чудотворец",  "Крылья холопа",  "Булат-Ба-
     тыр", "За монастырской стеной", "Сын рыбака", "Колиивщина" и
     др.).
          На зарубежном материале критике подвергалась,  в основ-
     ном,  католическая церковь ("Крест и маузер","Процесс о трех
     миллионах",  "Овод",  "Саламандра",  "Праздник св. Йоргена",
     "Хрустальный дворец").
          Значительное место  антихристианская  тема  занимала  в
     "историко-революционном фильме" ("Броненосец  Потемкин",  "9
     января",  "Октябрь",  "Белый орел",  "Арсенал",  "Чудо") и в
     картинах о Гражданской  войне  ("Красные  дьяволята",  "Тени
     Бельведера", "Иуда", "Трипольская трагедия", "Горизонт").
          Но преимущественное  распространение   антихристианская
     тенденция  получила  в фильмах на современную тему.  С одной
     стороны, религия подвергалась критике, как пережиток прошло-
     го  в новом советском быте ("Комбриг Иванов",  "В дебрях бы-
     та",  "Человек за бортом",  "Личное дело",  "Хабарда"),  а с
     другой,  во множестве "деревенских" фильмов, церковь подвер-
     гается разоблачению, как опора и союзница кулаков в их борь-
     бе против Советской власти. В "деревенском" фильме антирели-
     гиозная тема получает особенно большое распространение и за-
     вершится лишь в начале 30-х ("Вендетта", "Бедняку впрок, ку-
     лаку  - вбок",  "Петухи",  "Чудо с самогоном",  "Крестовик",
     "Джальма", "Старое и новое", "Земля", "Асту", "Всадники вет-
     ра".)  Подытоживает этот ряд знаменитый,  но несохранившийся
     фильм С. Эйзенштейна "Бежин луг".

          Отметим в заключении наиболее  значительных  режиссеров
     антихристианской темы этого периода. В области драмы таковы-
     ми были С.Эйзенштейн и А.Довженко.  А в комедийном жанре ве-
     дущей фигурой стал Я.Протазанов, который был в дореволюцион-
     ном кино,  как мы уже отмечали,  самым крупным постановщиком
     религиозных драм.



                В АНТИКАТОЛИЧЕСКОМ КЛЮЧЕ
                (1937 - 1956)

        Хотя массовые гонения на церковь продолжались  вплоть  до
     1941 года,  в игровом кино 30-х (особенно второй его полови-
     ны) это никак не отражено. Христианства в советской действи-
     тельности как бы не существует.  В подобной ситуации,  когда
     предполагалось,  что с религией в СССР покончено, ее критика
     была  перенесена  в историческую плоскость (она стала важной
     составляющей одного из основных жанров "сталинского  кинема-
     тографа" - историко-биографического фильма). Но не это явля-
     ется самой характерной чертой кино этого периода (историчес-
     кий  жанр  будет доминировать и во времена Брежнева и в кино
     2-й половины 80-х и 90-х годов). Самой примечательной чертой
     кинематографа  30-х  - первой половины 50-х годов,  является
     его антикатолическая направленность. Основные удары наносят-
     ся не Православной Церкви, а Католической, что связано с ан-
     тизападной политикой Сталина и с его известным "русским  по-
     воротом" во второй половине  30-х  годов,  достигшим  своего
     эпогея  в  время  Отечественной войны и в послевоенные годы.
     Начнем с православной темы.
         В ее изображении прослеживаются две линии: негативно-об-
     личительная и позитивная. Первая начинается с картины В.Пет-
     рова  "Петр Первый",  где Церковь изображается как противник
     прогресивных петровских реформ.  Эту линию  продолжат  такие
     фильмы, как "Степан Разин" (1939), "Первопечатник Иван Федо-
     ров" (1941),  а cвоей кульминации она  достигнет  в  картине
     С.Эйзенштейна "Иван Грозный", где Русская Церковь будет под-
     вергнута наиболее сильной критике.
         Почти одновременно,  но поначалу весьма "дипломатично" и
     осторожно начинает звучать позитивная мелодия. В "Александре
     Невском"(1938) только один монах оказывается предателем,  а,
     по контрасту с этим, многие патриотические сцены изображают-
     ся на фоне православных храмов.  То же самое можно сказать и
     о фильме "Минин и Пожарский"(1939),  где,  хотя и  косвенно,
     показана  патриотитическая  роль  Русской  Церкви  в событих
     "смутного времени": множество эпизодов происходят среди хра-
     мов и монастырей, а звон церковных колоколов призывает народ
     к борьбе против польских захватчиков.  В "Богдане  Хмельниц-
     ком"  (1941)  православный  дьяк  жертвует своей жизнью ради
     спасения гетмана,  который ведет Украину к соединению с Рос-
     сией. Эта тенденция достигнет своей кульминации в годы Вели-
     кой Отечественной войны,  когда Сталин изменит свою политику
     в  отношении  к Церкви.  Три картины,в которых подчерквается
     патриотическая роль различных Церквей,  являются  памятником
     этой  перемены:  "Секретарь  обкома",1942 (Русская Церковь),
     "Георгий Саакадзе",1942-1943 (Грузинская Церковь)  и  "Давид
     Бек", (Армянская Церковь).
          В послевоенные годы православная тема теряет свою акту-
     альность и сходит почти на нет,  зато активизируется антика-
     толическая...
          Эта тема,  теснейшим  образом связанная с политической,
     (враждебный Запад отождествляется с католицизмом) была попу-
     лярна уже в 20-е годы,  но особое место она заняла в кинема-
     тографе рассматриваемого периода.  Начало сталинского "анти-
     католического  похода" четко обозначено в фильме В.  Петрова
     "Петр Первый"(1937-1938):  антиправославная  тенденция  1-ой
     серии сменятся антикатолической во 2-ой. "Александр Невский"
     (1938,реж.С.Эйзенштейна)  вообще  является  антикатолическим
     фильмом, а в "Минине и Пожарском"(1939, реж. М. Доллер,В.Пу-
     довкин) монах православного монастыря оказывается иезуитом и
     польским шпионом. "Иезуитская мотив", который очень характе-
     рен для кино этого времени ( Орден  иезуитов  представляется
     "квинтэссенцией"  Католической Церкви) найдет свое продолже-
     ние в  "Богдане  Хмельницком"(1941),  "Давид  Беке"  (1943),
     "Иване Грозном" (1945).
          В первые годы после войны антикатолический пафос угаса-
     ет,  но к концу десятилетия,  в связи с начавшейся "холодной
     войной" между СССР и Западом,  он обретает второе дыхание  и
     достигает  своей кульминации в двух картинах,  сделанных уже
     не на историческом,  а на современном материале.  В  фильмах
     "Заговор обреченных" (реж. М.Калатозов, 1950) и "Над Неманом
     рассвет"( реж. А.Файнциммер, 1953) католическая церковь выс-
     тупает  яростным  врагом построения социализма в странах на-
     родной демократии и в одной из молодых республик СССР.  Свое
     завершение  эта тема получит в таких картинах,  как "Великий
     воин Албаниии Скандербег"(1953),  "Овод"(1955), "300 лет то-
     му..."(1956).



                ОТТЕПЕЛЬ: АНТИСЕКТАНТСКИЙ  АКЦЕНТ

          Хрущевское время было отмечено не только либерализацией
     многих  сторон  общественной  и культурной жизни,  но и,  по
     контрасту,  новой массированной атакой на Церковь в духе ра-
     дикально-нигилистических 20-х годов.  Однако, в игровом кино
     этот новый поворот в атеистической политике отразился, как и
     в  предыдущем  периоде,  в весьма искаженном виде.  Основным
     противником и объектом критики на экране оказалась отнюдь не
     Церковь, а  сектантство.  И  причиной тому опять была большая
     Политика. Теперь поподробнее  обо всем этом.
          Сначала нужно отметить тот  факт,  что  антирелигиозная
     пропаганда вновь (как и в 20-е годы) начинает разрабатывать-
     ся, в основном, не на историческом, а на современном матери-
     але.  (знак  косвенного  признания властями,  что в 50- годы
     произошло довольно резкое оживление религиозности)
          Затухает антикатолическая тема ( "Иванна",1959,  "Обма-
     нутые",1962).
          Не получает  широкого распространения и критика Правос-
     лавной Церкви(" Анафема",1960, "Чудотворная", 1960, "Прозре-
     ние",1962).
          На первый же план выходит антисектантская тема, которая
     становится самой примечательной чертой кинематографа оттепе-
     ли, взятого в его религиозном аспекте.
          Все эти особенности почти  полностью  были  обусловлены
     внутренней и внешней политикой.  С одной стороны Власть явно
     не хотела афишировать свою атаку на Русскую Церковь - отсюда
     так мало антиправославных фильмов.  (Более того, она попыта-
     лась замаскировать свою антицерковную политику тем,  что ос-
     новным противником объявило сектанство). С другой, доминиро-
     вание антисектантской темы было связано с внешней политикой.
     Главным врагом Советского Союза и социализма стала теперь не
     католическая Европа (отсюда затухание  антикатолической  те-
     мы),  а  протестантские Соединенные Штаты.  Антиамериканский
     подтекст становится очевидным, если учесть, что разоблачению
     подвергались  позднепротестантские  секты,  возникшие в США:
     Свидетели  Иеговы  ("Люблю  тебя,   жизнь,   1960","Армагед-
     дон",1962)  и  пятидесятники ("Темные люди",1959,  "Тучи над
     Борском",1960,  "Грешница", 1962 и др.). На это же указывает
     тесная  связь  сектантской  темы  с популярной в то время (и
     также антамериканской)  шпионской.  Наиболее  яркий  пример:
     "Армагеддон",  где  глава секты одновременно является амери-
     канским шпионом. В других картинах секты часто изображаются,
     как тайные антисоветские организации в стиле "вредительских"
     фильмов сталинского кинематографа.
         Новой и  положительной чертой кино оттепели,  которое по
     своему религиозному нигилизму уподобилось печальным 20-м го-
     дам,  было то, что после продолжительного перерыва снова на-
     чали экранизировать те произведения Л. Толстого и Ф.Достоев-
     ского, в которых христианско-этическая проблематика занимает
     большое место.  (Здесь стоит заметить,  что еще в 1953  году
     был поставлен фильм-спектакль "Анна Каренина", но в нем, что
     примечательно для того времени, отсутствовала фигура Левина,
     с образом которого связана религиозная тема).
          И, наконец,  следует отметить два фильма, которые выби-
     ваются из общего антирелигиозного потока и в которых христи-
     анская тема прозвучала весьма сильно и в  положительных  то-
     нах.  Это  "Судьба  человека"  Сергея  Бондарчука и "Иваново
     детство" Андрея Тарковского. Они являются предвестниками тех
     попыток  возрождения религиозной темы,  которые можно наблю-
     дать в последующий период.



                ТРУДНЫЙ ОПЫТ "РЕНЕССАНСА"
                (1965 - 1985)

          Если для предыдущиих периодов были  характерны  радика-
     лизм и четкость антирелигиозной пропаганды,  то кинематограф
     брежневского времени отмечен довольно резким угасанием анти-
     религиозного пафоса и появлением довольно большого количест-
     ва картин, в которых христианство изображается в положитель-
     ном свете,  а сама тема, что особенно важно, все чаще связы-
     вается теперь не с политической,  а  с  философско-этической
     проблематикой. И, хотя попытки возрождения христианской темы
     встречали жесткое сопротивление (см.  статью В.Фомина о цен-
     зуре,  расположенной  далее),  некоторым  режиссерам удалось
     все-таки создать целый ряд классических произведений и  поэ-
     тому  можно  говорить о некотором "религиозном ренессансе" в
     кинематографе того времени.
          Пунктирно это выглядит так.  Начинается  "ренессанс"  с
     эпохальной  картины А.Тарковского "Андрей Рублев".  Сценарий
     был написан еще в 1963 году, фильм закончен в 1966, а на эк-
     раны вышел в 1969 - в этой краткой "истории" фильма довольно
     отчетливо видна эволюция нашей атеистической политики  -  от
     "хрущевского нигилизма" к "брежневскому либерализму".
         Вокруг "Рублева"  видно целое "созвездие":  Война и мир"
     С.Бондарчука,  "Первый  учитель"  А.Михалкова-Кончаловского,
     "Комиссар" А.Аскольдова,  "Родина электричества" Л.Шепитько.
     Конец 60-х отмечен фильмом" С.Параджанова "Цвет граната".  В
     начале  70-х выходит "Солярис." А.Тарковского.  Кульминацией
     "ренессанса" является,  несомненно,  картина Ларисы Шепитько
     "Восхождение" (1976). И вот его завершение: "Сталкер" А.Тар-
     ковского (1979),  "Прощание" Э.  Климова (1981),  "Легенда о
     Сурамской крепости" С.Параджанова (1984).
         В общем же виде этот период можно схематично охарактери-
     зовать примерно так.
         Во-первых, следует отметить такую новую черту,  как час-
     тое (более или менее  скрытное)  использование  христианских
     мотивов и  образов в фильмах напрямую не затрагивающих рели-
     гиозную тему ("Солярис" и "Сталкер"  А.Тарковского,  "Первый
     учитель"  А.Михалкова-Кончаловского,  "Родина электричества"
     Л.Шепитько, "Комиссар" А.Аскольдова, "Вавилон ХХ" И.Миколай-
     чука и др).
          Во- вторых, одним из доминирующих жанров для воплощения
     христианской  темы  вновь  становится  исторический ("Андрей
     Рублев",  "Каменный крест",  "Цвет  граната",  "Чайковский",
     "Древо  желания",  "Легенда  о Тиле",  "Ярославна - королева
     Франции",  "Ярослав Мудрый",  "Легенда о  княгине  Ольге"  и
     др.).
          Снова начинают появляться фильмы, где христианская тема
    разрабатывается  на историко-революционном материале,  но те-
    перь священнослужители все чаще и чаще изображаются в положи-
    тельном свете ("Неуловимые мстители", "Смотри в оба!", "Нена-
    висть").
         В ряде картин 70-х годов,  посвященных Великой  Отечест-
    венной войне, подчеркивается патриотическая роль Церкви и от-
    мечается возрождение христианской веры в  те  тяжелые  годы.
    Такие фильмы, как "Фронт без флангов", "Фронт за линией фрон-
    та",  "Трясина" и "Они сражались за Родину" продолжают тради-
    ции пырьевского "Секретаря райкома" (1942) и фильма М.Донско-
    го "Радуга" (1943).
         Тенденцию положительного изображения  священнослужителей
     можно отметить и в фильмах, созданнных на зарубежном матери-
     але ("Каратель", "Мертвый сезон", "Ночь над Чили").
         И, наконец,  в заключении этого краткого обзора  следует
     остановится на тех многочисленных экранизациях, которые поя-
     вились в эти годы и содержали в себе христианскую  проблема-
     тику ("Война и мир", "Мольба", "Родина электричества", "Пер-
     вороссияне", "Вий", "Вечер накануне Ивана Купала", "Анна Ка-
     ренина",  "Братья  Карамазовы",  "Преступление и наказание",
     "Дворянское гнездо", "Легенда о Тиле", "Степь", "Древо жела-
     ния" и др.)



                В УСЛОВИЯХ СВОБОДЫ
                (1986 - 1999)

         Новое кино  ("перестроечное" и "постсоветское") работает
     в условиях политической и религиозной свободы. В этой ситуа-
     ции  ожидалось  появление и даже расцвет христианского напра
     ления в нашем кино.  Но по ряду причин этого не произошло. И
     одной из них было то,  что христианская тема вновь оказалась
     довольно крепко связанной с политической,  но теперь  уже  в
     ином "демократическом" ее варианте: на этот раз с ее помощью
     обличались не буржуазные порядки,  а советский строй и тота-
     литарные режимы вообще...  И во-вторых,  эту тему попытались
     связать с криминальным жанром,  что еше  больше  снизило  ее
     звучание...Несмотря  на это новое кино все-таки достигло оп-
     ределенных успехов в этом плане.
         Общая картина данного  периода  выглядит  приблизительно
     так.  Оживление христианской темы начинается во второй поло-
     вине 80-х и достигает своей кульминации в период с  1990  по
     1992 год.  С 1993 года происходит спад, который продолжается
     и до сих пор (видно, для многих христианская тема была прос-
     то конъюнктурной, а не внутренней потребностью). К этому не-
     обходимо добавить,  что и в лучшие годы (1990-ый,  например)
     количество фильмов на религиозную тему составляло очень нез-
     начительную часть всей кинопродукции.
         Очертим теперь тот идеологический и жанрово-стилистичес-
     кий "узоры", в рамках которых нашла свое воплощение рассмат-
     риваемая тема в этот период.
         Как в сталинское и брежневское время  самым  распростра-
     ненным жанром становится исторический.  При этом бросаются в
     глаза множественные,  но альтернативные параллели с фильмами
     предыдущих  времен,  претендующие на "переоценку ценностей".
     Например, если сталинское кино предлагало нам свою  "истории
     Русской Церкви",  то новое кино идет по его стопам,  предла-
     гая, однако, свой, в основном, позитивный ее вариант. Вместо
     "Петра  Первого" мы смотрим теперь "Царевича Алексея".  Аль-
     тернативой фильма 1941 года "Первопечатник Иван Федоров" яв-
     ляется картина "Иван Федоров" (1992). Наиболее выразительный
     пример смены акцентов - "Житие Александра  Невского"  (1991,
     реж.  Г.Кузнецов). Если знаменитый фильм Эйзенштейна ("Алек-
     сандр Невский",1938) поставлен в стиле "героической былины",
     то фильм Г.Кузнецова сделан в жанре "жития",  в котором под-
     черкивается религиозная стороне жизни Александра, причислен-
     ного к лику святых.
         Можно также легко  увидеть  параллели  между  некоторыми
     фильмами   брежневского  времени  и  постсоветского  периода
     ("Ярослав Мудрый",1981 и "Владимир Святой",  1993, "Балла да
     о  доблестном рыцаре Айвенго",  1983 и "Ричард Львиное серд-
     це", 1992).
         Характерной чертой "нового кино" является  и  его  прис-
     тальное  внимание  к  первым векам Русской Церкви ("Владимир
     Святой",  " В начале было слово",  "Время  собирать  камни",
     "Житие  Александра  Невского")  ,  а также и к эпохе раннего
     христианства ("Мать Иисуса", "Пустыня").
         Попытки же разработать христианскую тему в  фантастичес-
     ком  ключе  повторяет,  в  основном,  опыты  А.  Тарковского
     ("Вельд", "Тринадцатый апостол", "Посетитель музея").
         В фильмах,  поставленных на современном материале, выде-
     ляются две основные тенденции.
         Во-первых, можно  отметить стремление связать христианс-
     кую проблематику с политической и в форме притчи или антуто-
     пии разоблачить тоталитарные режимы. Этот ряд открывает зна-
     менитая картина Т.Абуладзе "Покаяние".  За  ней  последовали
     менее значительные: "Вельд", "Жена керосинщика", "Отче наш",
     "Освящение храма", "Распад" и, отчасти, "Слуга".
         И во-вторых,  следует отметить попытки внедрения христи-
     анской темы в "криминальные"  жанры  ("Плащаница  Александра
     Невского",  "Бездна",  "Сибирский Спас", "Любить по-русски -
     2", "Мария Магдалина" и др.). Этот последний "опыт", за ред-
     кими исключениями,  является,  пожалуй,  самым неудачным. На
     нем лежит печать конъюнктурности,  что скорее дескредитирует
     тему, чем возвышает ее...
         В заключение необходимо остановится на  экранизациях.  В
     эти годы активно переносятся на экран те литературные произ-
     ведения с христианской проблематикой, на которые раньше было
     наложено цензурное "табу", либо при адаптации которых уреза-
     лась или вообще изымалась религиозная тема (три  экранизации
     Ф. Достоевского: "Мальчики", "Бесы", "Тихие страницы"; три -
     Л.Андреева:  "Христиане",  Очищение",   "Пустыня";   две   -
     А.К.Толстого:  "Царь Иван Грозный", "Гроза над Русью"; две -
     Н.Лескова:  "Очарованный странник", "Господи, услыши молитву
     мою",  а также А.Чехова, Д.Мережковского, А.Чапыгина, А.Чер-
     касова и др.).
          В целом  же "христианский опыт" нового кино представля-
     ется нам шагом назад по сравнению с предыдущим периодом.  Но
     у нового кино есть будущее и это обнадеживает.. Если, конеч-
     но,  оно освободится,  наконец,  от политико-идеологического
     "ига",  от "злободневной повседневности" и свяжет христианс-
     кую тему с этическими и философскими проблемами...


               


Рецензии