Протазанов. От демонических драм до эксцентрики
Яков Александрович Протазанов родился 23 января (4 фев-
раля) 1881 г. в Москве - умер в в Москве 18 августа 1945 г.
Актер, сценарист,режиссер. Заслуженнный деятель искусств
РСФСР (1935), заслуженный деятель Узбекской ССР (1944). В
1900 году окончил Московское коммерческое училище,но коммер-
сантом не стал. После ряда ****ок в Европу и, в особенности
в Париж, Протазанов увлекается кино (предпосылкой этому было
увлечение театром и литературой еще в детстве и юности) и
становится в 1907 сотрудником русского филииала французской
фирмы "Глория". До 1909 года он исполнял роль переводчика, а
в 1909 дебютирует, как сценарист ("Бахчисарайский фонтан") и
как актер ( "Смерть Иоанна Грозного "), но основной его спе-
циальностью (после того как "Глория" была поглощена фирмой
Тимана и Рейнгардта) становится режиссура.
Режиссерский путь Протазанова оказался длинок и из-
вилст (снято 100 фильмов в самых различных жанрах).
И, если в идеологическом плане его творчество вряд ли
возможно охарактеризовать в двух словах, то в жанрово- сти-
листическом это возможно. В дореволюционном кино Протазанов
был виднейшим представителем (наряду с Е. Бауэром) "русской
кинодрамы"-этого самого оригинального и блистательного жанра
русского дореволюционного кино, то в советское время он до-
вольно неожиданнно становится одним из виднейших комедиогра-
фов. В стилистическом плане следует отметить его влечение к
"актерскому" кино (отличие от Бауэра и авангардистов 20-х) и
к экранизации литературной, главным образом русской, класси-
ки.
Любовь к актеру и жанру экранизации четко проявляется
уже в разношерстном творчестве режиссера,когда он работает в
фирме "Т/Д.Тимана и Рейнгардта"( приключенческие фильмы,фар-
сы,комедии, балеты,кинороманы. Наиболее начительнымы произ-
ведениями этого периода являются поставленные вместе с В.
Гардиным две большие картины: "Ключи счастья" по роману А.
Вербицкой и "Война и мир" по роману Л. Толстого, а также эк-
ранизация пьесы Л.Андреева "Анфиса". Но в перспективе самым
значительным оказался фильм "Уход великого старца",расказы-
вающий о последних днях Л. Толстого. Эта картина предваряет
цикл его основного "ермольевского" периода, ядром которого
станут мистические и религиозно-моралистические произведе-
ния.
А переходит он в фирму Т-во "И. Ермольева" в 1915 году.
Здесь протекает самый значительный этап его творчества. Оно
приобретает черты идеологического и жанрово-стилистического
единства его драм, создается и актерский ансамбль, в центре
которого находится И. Мозжухин. Его роль в этом ансамбле
настолько велика и значительна, что протазановские драмы
можно назвать также и "мозжухинскими".Рассмотрим теперь бо-
лее подробно групу "демонических" драм, снятых с 1915 по 17
годы. Во всех этих фильмах главный герой(а его обычно играет
Мозжухин)-это человек темной, мрачной, демонической страсти,
доводящей его до сумасшествия или до гибели. Эту "демоничес-
кую" серию открывает несохранишийся фильм 1915 года "Николай
Ставрогин" (по роману Достоевского "Бесы"). Самоубийством
кончает поэт в декадентской драме 16 года "Подайте, Христа
ради, ей ("Нищая").Сначала он до безумия влюбляется, а когда
та из-за болезни теряет свою красоту, поэт покидает ее и
кончает жизнь самоубийством. Красота умерла и поэтому я тоже
ухожу из жизни"-таковы последние слова этого декадентского
героя. Из-за темной страсти к деньгам и карточной игре схо-
дит с ума герой пушкинской "Пиковой дамы". Демоническую се-
рию завершает завершает картина 1917 года "Сатана Ликующий".
Герой фильма-пастор,ведущий суровый,аскетический образ жизни
после посещения Сатаны в облике ночного гостя, соблазняется
последним. В нем просыпаются самые темные, низменные страс-
ти, которые и приводят его к гибели.
В том же 1917 году, вероятно, под влиянием социальных
катаклизмов, в ряде его фильмов, начинают звучать моралисти-
ческие мотивы ("Прокурор", "Не надо крови").
Эта тенденция наиболее полно реализуется в 1918 - 19
годах, когда Протазанов начал снимать драмы, которые можно
назвать "моралистическими". Герои этих лент (их также играет
Мозжухин) теперь уже не демонические личности, гибнущие под
влиянием темных страстей, а люди, которые вступают в борьбу
с ними и в конце концов побеждающие их. "Малютку Элли"(1918)
можно считать переходным фильмом. Здесь герой-мэр города,
захваченный любовной страстью, по ошибке убивает сестру жен-
щины(сестры очень похожи друг на друга), в которую влюб-
лен.Посе женитьбы его начинаю мучить угрызения совести и
вскоре он оказывается на грани сумасшествия. Набравшись силы
воли, он признается жене. Это признание-раскаяние могло его
спасти и только нерешительность жены приводит его к смерти.
"Мы вместе своей жизнью искупим этот грех"-идейный итог
фильма. Раскаяние и нравственный образ жизни-вот силы, с по-
мощюю которых можно победить злые или темные страсти жизни.
К этой группе фильмам можно прибавить еще две картины: "Гор-
ничная Дженни" и "Богатырь духа". В первой из них девуш-
ка-аристократка, оставшись после смерти отца без средств к
существованию, едет в город и устраивается горничной арис-
тократический дом, скрыв свой свой титул. Своими изысканными
манерами, безупречным поведением и наивной чистотой души,
она покоряет сына баронессы и становится его женой. В "Бога-
тыре духа" выведен положительный образ графа, выросшего в
имении своего отца среди лесов и полей среди народа. Чисто-
той своей души он не только покоряет невесту своего алчного
брата Лео Алину, приехавших из города, но и встает на защиту
местных крестьян, эксплуатировавших местных крестьян. Фильм
заканчивается символически в "толстовском духе": герой про-
гуливается с Изой по окрестностям. В прдепоследнем кадре
влюбленные останавливаются в роще среди деревьев на фоне по-
лей и лесов, потом следует крупный план церковных колоколов.
Монтажом этих двух символических кадров - "руссоистского"
(герои на фоне природы) и "христианского" (колокола) закан-
чивается и сам фильм.
В 1919 году Протазанов вместе с фирмой Т-во" И.Ермоль-
ева" эмигрирует на Запад", где в Париже и Берлине ставит
несколько фильмов, имевших успех ( "За ночь любви", Правосу-
дие превыше всего", Паломничество любви" и др). В 1923 году
Протазанов возвращается на родину и становится одним из ве-
дущих режиссеров киностудии "Межрабпом-Русь".
Здесь он работает в двух жанрах-драме и комедии.
Но сначала о протазановских советских драмах, которые
значичительно уступали его комедиям. В своих драмах он ста-
рался воплотить революционную тематику в мелодраматическом
духе, сочетая его с новым авангардистским монтажно-типажным
стилем и символизмом. В итоге получались очень эклектичные
произведения . Особенно этим отличались такие его фильмы,
как "Его призыв", 1925, Человек из ресторана,26, Белый
Орел,28, " Анна на шее" и Смерть чиновника" из альманаха
"Чины и люди". Из этих картин выделяется фильм "Сорок пер-
вый", который является скорее не любовной драмой на фоне
Гражданской войны, а более напоминает географическо-этногра-
фический очерк (основное внимание уделяется экзотическому
пейзажу и быту туркменов в ауле, быту красноармейцев, ветру
в пустыне и. т п.).
Но если драмы Протазанова советского периода оказались
на переферии кино 20-х, первой половины 30-х годов, то коме-
дийное творчество режиссера заняло чуть ли не первое и попу-
лярнейшее место. Протазанов и начинал с комедии "Аэли-
та"и,если, она получилась весьма сумбурной и эклектичной, то
"Закройщик из Торжка" с И. Ильинским пользовался огромной
популярностью.
Протазановские комедиии можно разделить на "иностра-
ные", сделанные в условном сатирическом стиле ("Процесс о
трех миллионах","Праздник святого Йоргена","Марионетки") и
на советские, сделанные в бытовом стиле ("Сапожжник из Торж-
ка", "Дон Диего и Пелагея". Из этой групы можно выделить од-
ну из всех его картине, "Беспприданницу", поставленнную в
жанре трагигомедии.
В конце жизни он поставит еще три фильма. Наиболее удач-
ной оказалася последний фильм - комедия "Насреддин в Бухаре(
1943). Но самой желанной, но не осуществленной мечтой для
позднего Пратазанова будет экранизация пьесы А.Н. Островско-
го "Волки и овцы".
Свидетельство о публикации №211110900925
с огромным интересом читаю Ваши киноведческие
работы. Надеюсь на продолжение.
Всех благ! -
Евгений Михайлович Барыкин 09.11.2011 15:37 Заявить о нарушении